Пейзаж в литературном произведении

Сочинение

Пейзаж в литературном произведении

Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть — это дело художника.

Третьяков из письма художнику А.Г. Горавскому

Октябрь 1861год.

Конец XX века – это время жестоких испытаний для человека и человечества. Мы пленники современной цивилизации. Наша жизнь протекает в шатких городах, среди бетонных домов, асфальта и дыма. Мы засыпаем и просыпаемся под рев автомобилей. Современный ребенок с удивлением разглядывает птичку, а цветы видит лишь стоящими в праздничной вазе. Мое поколение не знает, какой видели природу в прошлом веке. Но мы можем представить ее благодаря пленительным пейзажам И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, И.А. Бунина и других. Они формируют в нашем сознании любовь и уважение к родной русской природе.

Писатели очень часто в своих произведениях обращаются к описанию пейзажа. Пейзаж помогает автору рассказать о месте и времени изображаемых событий. Пейзаж – один из содержательных элементов литературного произведения, выполняющие многие функции в зависимости от стиля автора, литературного направления (течения), с которыми он связан, метода писателя, а так же от рода и жанра произведения.

Например, романтический пейзаж имеет свои особенности: служит одним из средств создания необычного, иногда фантастического мира, противопоставленного реальной действительности, причем обилие красок делает пейзаж еще и эмоциональным (отсюда исключительность его деталей и образов, зачастую вымышленных художником).

Такой пейзаж обычно соответствует натуре романтического героя – страдающего, меланхолически – мечтательного или неспокойного, бунтующего, борющегося, он отражает одну из центральных тем романтизма – разлад между мечтой и самой жизнью, символизирует душевные потрясения, оттеняет настроения персонажей.

Роль пейзажа в литературе

Пейзаж в литературе играет важную роль, создавая эмоциональный фон и определяя место действия. Он объединяет природу и человека, выражая их взаимосвязь и влияние друг на друга. М.М. Пришвин отмечал, что человек является частью природы и находит в ней свои радости, смысл и цели существования.

Пейзаж в литературе также может отражать душевное состояние героя и подчеркивать его характер. Авторы используют созвучные или контрастные картин природы, чтобы передать эмоциональные нюансы и особенности персонажа.

11 стр., 5382 слов

Тему картины природы и их роль в повести Н.М.Карамзина » бедная Лиза»

... пожирающего города. А роль пейзажа в повести «Бедная Лиза» по мере развития действия лишь увеличится, так как изменения в природе окажутся в полной гармонии с тем, что будет происходить с героями. Особенности сентиментализма Такой ...

Кроме того, пейзаж может играть социальную роль, отображая определенные аспекты общества. Например, в романе «Отцы и дети» деревенский пейзаж свидетельствует о крестьянском разорении и создает невеселую атмосферу.

Пейзажные описания позволяют авторам выразить свою точку зрения на события и свое отношение к природе и героям произведения. Они тесно связаны с мотивами жизни и смерти, смены поколений, неволи и свободы.

Иван Сергеевич Тургенев — пейзажист мировой литературы

Иван Сергеевич Тургенев — один из лучших пейзажистов мировой литературы. Он родился в прекрасной местности средней полосы России, в усадьбе Спасское-Лутовиново Мценского уезда Орловской губернии. Это место стало его родным домом, где он провел свое детство.

Усадьба Тургеневых находилась в березовой роще на пологом холме. Вокруг двухэтажного господского дома с колоннами был разбит громадный парк с липовыми аллеями, фруктовыми садами и цветниками. Парк был удивительно красив, с разнообразными деревьями и растениями. Могучие дубы, столетние ели, высокие сосны, стройные тополи, каштаны и осины создавали неповторимую атмосферу. Примечательно, что у подножия холма, где стояла усадьба, простирались пруды, служившие естественной границей парка. А дальше, насколько хватало глаз, открывались поля и луга, переплетенные рощами и небольшими холмами. Сад и парк в Спасском, окрестные поля и леса были первыми страницами книги Природы, которую Тургенев не уставал читать всю свою жизнь.

Усадьба и природа Спасского стали для Тургенева источником вдохновения и любви к природе. Вместе с крепостными наставниками он исследовал тропы и дороги, ведущие в поля, где росла рожь, и откуда можно было увидеть деревушки. Именно в Спасском он научился глубоко любить и чувствовать природу.

В одном из писем к Полине Виардо Тургенев говорит о своем волнении при созерцании хрупкой зеленой веточки на фоне голубого неба. Он поражается контрастом между живой жизнью веточки и равнодушным небом. Тургенев обожает жизнь, ее капризы, случайности и мимолетную красоту. В этом письме проявляется особенность писательского облика Тургенева — он остро воспринимает мир и его неповторимые явления, что делает его любовь к жизни и ее красоте тревожной и трагичной.

Тургенев — непревзойденный мастер пейзажа. В его произведениях природа описывается конкретно, реалистично и зримо. Автор выражает свое отношение к природе ясно и четко, не оставляя сомнений.

В описании природы Тургенев стремится передать тончайшие отметки. Недаром в Тургеневских пейзажах Проспер Мерине находил «Ювелирное искусство описаний». И достигается оно главным образом с помощью сложных определений: «бледно-ясная лазурь», «бледно-золотые пятна света», «бледно-изумрудное небо», «шумливо сухая трава». Вслушайтесь в эти строки! Автор передавал природу простыми и точными мазками, но как ярко сочны были эти краски.

Следуя традициям устного поэтического творчества народа, писатель черпал большинство метафор и сравнений из природы, окружающих человека: «дворовые мальчишки бегали за долтуром, как собачонки», «люди, что деревья в лесу», «сын – отрезанный ломоть», «гордость поднялась на дыбы». Он писал: «В самой природе нет ничего ухищренного мудреного, она никогда ничем не щеголяет, не кокетничает;? Самых своих прихотях она добродушна».

2 стр., 982 слов

Пушкин А.С. — Пейзаж (природа) в творчестве Пушкина

... - это символ зла в мире, а пустыня в "Пророке" символизирует духовную пустыню, духовное перепутье человека. В последние годы жизни Пушкин пишет все больше стихотворений на философские темы. Пейзаж в этих стихотворениях становится тоже ...

Все поэты с истинными и сильными талантами не становились в «позитуру» перед лицом природы…великими и простыми словами передавали они свою красоту и величие. Всемирную известность приобрел тургеневский пейзаж. Природа средней полосы России в произведениях Тургенева пленит нас своей красотой. Читатель не только видит бескрайние просторы полей, густые леса, перелески, изрезанные оврагами, но словно слышит шелест березовых листьев, звонкое многоголосье пернатых обитателей леса, вдыхает аромат цветущих лугов и медовый запах гречихи.

Писатель философски размышляет то о гармонии в природе, то о равнодушии по отношению к человеку. А его герои очень тонко чувствуют природу, умеют понимать ее вещий язык, и она становится как бы соучастницей их переживаний.

Мастерство Тургенева

в описании природы было высоко оценено Западно-Европейскими писателями. Когда Флотер получил от Тургенева Двухтомный зборник его сочинений он писал: «Как я благодарен за подарок, который вы мне сделали… чем больше я вас изучаю, тем больше меня изумляет ваш талант. Я восхищаюсь… этим сочуствием, которое одухотворяет пейзаж. Видишь и Грезишь..».

Природа в произведениях Тургенева

Всегда поэтизирована. Она окрашена чувством глубокого лиризма. Эту черту Иван Сергеевич унаследовал у Пушкина, эту удивительную способность извлекать поэзию из любого прозаического явления и факта; все то, что на первый взгляд может показаться серым и банальным, под пером Тургенева приобретает лирическую окраску и живописность.

Пейзаж Тургенева динамичен, он соотнесен к субъективным состояниям автора и его героя. Он почти всегда преломляется в их настроении. По сравнению с другими романами “Отцы и дети” значительно беднее пейзажами и лирическими отступлениями.

Почему тонкий художник, обладающий даром необыкновенной наблюдательности, умеющий замечать “торопливые движения влажной лапки утки, которой она чешет себе затылок на краю лужи”, различать все оттенки небесного свода, разнообразие птичьих голосов, почти, почти не применять свое фимегранное искусство в романе “Отцы и дети?” Исключение составляют лишь вечерний пейзаж в одиннадцатой главе, функции которого явно полемические, да картина заброшенного сельского кладбища в эпилоге романа.

Почему же так скуден колоритный тургеневский язык? Почему писатель так “скромен” в пейзажных зарисовках этого романа? А может это определенный ход, который нам, его исследователям, следует разгадать? После долгих исследований мы пришли к следующему: такая незначительная роль пейзажа и лирических отступлений была обусловлена самим жанром социально – психологического романа, в котором главную роль играл философский и политический диалог.

Для выяснения художественного мастерства Тургенева в романе “Отцы и дети” следует обратиться к композиции романа, понимаемой в широком смысле, как связь всех элементов произведения: и характеров, и сюжета, и пейзажа, и языка, являющихся многообразными средствами выражения идейного замысла писателя.

Введение

Один из наиболее ярких романов в русской литературе, «Отцы и дети» И. С. Тургенева, является не только образовательным, но и интересным литературным произведением. В этой книге автор реконструирует Россию с середины 19 века и представляет взаимодействия двух поколений: «отцов» и «детей». Редкие образы классовой борьбы, нетерпимости к обряду и культуре стали характеристиками современной русской крестьянской деревни.

21 стр., 10448 слов

В романе, по мнению С. А. Макашина, изображена

... героя. Финальные сцены, описывающие смерть Иуды, происходят в статичной жизни между шорохом и тьмой. Салтыков не боялся показать пробуждение ... природу в различных состояниях. Это указывает на необходимость исследования поэтики и функций пейзажа в романе. Существуют отдельные статьи, посвященные описаниям природы в романе, ... сочинений писателя в 20 томах. Это ... звал своего родственника». Сам Салтыков в ...

Тело исследования

Черты современной русской крестьянской деревни

В романе, действие которого происходит на рубеже 1859-1860 годов, на кануне отмены крепостного права, автор представляет деревню, имеющую свои особенности. На пути Базарова и Аркадия в Марьино можно увидеть разваливающиеся дома, овраги и сельхозугодья, где пастбища обеднели до того, что коровам приходится есть траву в канавах. Отец Аркадия, посвятив жизнь уходом за своей фермой, не может заставить ее процветать. Местная инфраструктура неизбежно разрушается, а здания достигают состояния запустения.

Бедность и нищета

В деревне практически не заметно никакой промышленности, а крестьяне вынуждены заниматься либо земледелием, либо ремеслом. Однако, незнание новшеств, недостаток рабочей силы, и нежелание попадать на личное подчинение, предотвращали развитие производственной сферы. Это в свою очередь создавала трудности, которые приводили к бедности и нищете населения

Отсутствие культурного развития

Также, очень плохая начальная школа не даёт детям возможности открыть для себя мир, учиться жить и творить. Из-за этого запущенных домов, скученных сел, одиночества, нищеты, произошло косое отношение к общеместным принципам культуры, что высказывается в романе на примере беспросветной ненависти к книгам у крестьян.

Столкновение поколений: ответ на беспокойство Аркадия

Молодой и неопытный Аркадий, чьи идеи жизни насыщены любовью к прошлому и стремлениями к прогрессу всей общественности. Тургенев использует его интересы в культурных вопросах, чтобы приоткрыть окно в душу общества, которое нуждается в кардинальном развитии. Как ответ на свои беспокойства, Аркадий думает о необходимости перемен, но в умах крестьян преобладают порой несуразные идеи, требующие коренных перемен в мышлении и культуре народа.

Заключение

Все указанные выше факторы говорят об острой необходимости в интеграции способностей разных поколений, необходимости кардинальных изменений в системе образования и идеологии новой деревни. Как результат будет порождено новое общество, что необходимо для стабильного и универсального развития государства вблизи и в целом.

Введение

В данной работе рассматривается значение весны в жизни
героев различных поколений в романе «Вешние воды» Ивана Сергеевича
Тургенева. Роман описывает пробуждение природы весной и
отразивает разные отношения героев к данному событию.

Тема 1: Пробуждение природы

В романе ярко описывается пробуждение природы весной,
воссоздавая в пейзажах обновление Отечества. Деревья, кусты и
травы становятся золотисто-зелеными, волнуясь под теплым
ветерком. Появляются звонкие стрункие звуки жаворонков,
крики чибисов и грачей, гуляющих по полям и ржи. Эти яркие
и живые образы передают радостное и красивое пробуждение
природы.

Тема 2: Различные отношения героев к весне

Глубина переживания весны в романе зависит от душевного
состояния героев. Аркадий испытывает радость и душевное
волнение от «чудесному-сегодняшнему дню». Николаю
Петровичу же вспоминаются стихи Пушкина о грусти и любви
весны. Он приобщается к гармонии с природой через пейзажи
и ночные прогулки в саду, отдаваясь грустным мыслям.
Для него весна символизирует элегическую грусть и приподнятость
над обыденностью.

7 стр., 3199 слов

В романе «отцы и дети » Базаров герой положительный или отрицательный

... по истории) гг. в России происходил коренной перелом. Это и отразилось у Тургенева в романе. Что касается самого героя, в нем есть ... Базаров представляет поколение «детей», новый, зарождающийся класс разночинцев – демократов. Сочинение Образ Базарова При чтении произведения у читателя часто возникает вопрос о главном герое ... гроша ломаного не стоит», к природе: «Природа не храм, а мастерская». Однако ...

Тема 3: Образ дороги в романе

Через всё повествование прослеживается образ дороги.
Герои часто находятся в саду, аллее, на дороге, что передает
ощущение простора и широты проблематики в романе.
Дорога становится способом побега от реальности и пути
к воспоминаниям. Пейзажные зарисовки природы и широкий
объем романа показывают общечеловеческое в героях.

Заключение

Описание пробуждения природы, разные отношения героев
к весне и образ дороги обогащают повествование и
показывают глубину переживания героев. Восприятие
весны отражает их душевное состояние, а образ дороги
указывает на широту проблем и общечеловеческую
сущность героев.

Развертка

Усадьба Николая Петровича ему самому казалась отражением собственной личности. Она была похожа на двойника, который претерпевал те же неудачи, что и он. Николай Петрович вынужден был уступить своим крестьянам часть своей земли и под новую усадьбу пришлось отвести четыре полностью ровных и пустых поля. Он строил дом, служебные помещения и ферму, обустройством озаботился садом, прудом и двумя колодцами. Однако юные деревца плохо приживались, воды в пруду было недостаточно, а вода из колодцев имела солоноватый привкус. Единственное, что достаточно хорошо процветало, это беседка, окруженная сиренью и акацией. Здесь Николай Петрович иногда пил чай и принимал пищу.

Но у Николая Петровича не получалось успешно осуществить свои хорошие задумки. Его несостоятельность как хозяина усадьбы контрастировала с его добротой и человечностью. Тургенев придает ему сочувствие, а беседка, «разросшаяся» и благоухающая, символизирует его добрую душу.

Интересно, что Базаров часто прибегает к сравнению окружающих его людей с миром природы. Это может быть результатом его профессионализма. Тем не менее, эти сравнения иногда звучат иначе в устах Базарова, чем в авторской речи. Он, используя метафору, пытается определить внутреннюю сущность человека или явления. В свою очередь, автор придает «природным» и пейзажным деталям многомерное и символическое значение.

Посмотрим на один из текстов, связанных с Базаровым, от которого он в итоге отказывается. Согласно Базарову, «люди подобны деревьям в лесу; ни один ботаник не будет изучать каждое отдельное березовое дерево». Заметим, что у Тургенева существует существенное различие между разными деревьями. Они, как и птицы, отражают иерархию персонажей в романе. В русской литературе мотив дерева имеет разнообразные функции. Иерархическое представление деревьев и персонажей в романе Межевания Тургенева основывается не на мифологической символике, а на непосредственной ассоциативности. Очевидно, что любимое дерево Базарова — это осина. По прибытии на имение Кирсановых Базаров отправляется «в небольшое болотце, около которого есть осиновая роща, где можно поймать лягушек». Осина является двойником его жизни, одиноким, гордым и озлобленным. «Кстати, отсутствие роскошных растений в Марьиной скромной растительности является отражением нищенской обстановки на имении Николая Кирсанова и, вместе с тем, всей обреченности Базарова, «живого мертвеца», и его единократного хозяина, Павла Петровича, в его усадьбе Бобыльяя застава».

5 стр., 2112 слов

История жизни Владимира Дубровского в романе Дубровский Пушкина: ...

... человека. История жизни Владимира Дубровского (по повести Пушкина «Дубровский») Написанный в 1832 году, роман А.С. Пушкина «Дубровский» раскрывает нам жизнь ... это оказался добрый, отзывчивый человек. Он мгновенно выезжает в родную Кистеневку. Оказалось, что Андрей Гаврилович, отец Владимира, ... отмщения. Ради Маши он даже устраивается работать в усадьбу Троекуровых. Когда он узнает о намерении Маши ...

Тургенев умело связывает своих героев с природой, выделяя особые черты их характеров и мировоззрений. Аркадий, например, с восторгом погружается в красоту природы, нежно воспринимая ее черты, ощущая гармонию присутствующую в каждой детали. Великий романтик, он обращает внимание на духовно-моральную сторону природы и на вашимизинань средин Пороенрой и чичаюем, получая эстетическую наслаждение от красоты сельских краев.

Покоевская, в свою очередь, обладает естественной благодарностью к природе и уважением к жизни. Она распознает величие природы, понимает и источает ритм жизни окружающего мира. Сила и привлекательность ее персонажа состоит в записные вниманию к природе и в соокемпуемой з природой силы жизни.

Однако, некоторые герои, такие как Базаров и Покоевская, проявляют свое отношение к природе через действие и практику, а не через романтическое созерцание. Базаров видит в природе не просто эстетическую красоту, но возможность для работы и практической пользы. Он принимает природу за то, что да он унеляла во возможность сутствия и продолжает и прокоровать из-за основу че всего в зекссигимости

В этом контексте, каждый персонаж Тургенева может быть рассмотрен как уникальное выражение его отношения к природе. Характер каждого персонажа отражает их понимание природы и человеческого опыта, и этим Тургенев подчеркивает тесную связь между человеком и природой.

Размышления о природе у Николая Петровича и Базарова

В XI главе Тургенев как бы ставит под сомнение целесообразность базаровского отрицания природы: “Николай Петрович потупил голову и провел рукой по лицу.” “Но отвергать поэзию ? – подумал он опять,- не сочувствовать художеству, природе…?” И он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе.” Все эти размышления Николая Петровича навеяны предшествующим разговором с Базаровым. Стоило Николаю Петровичу лишь воскресить в своей памяти базаровское отрицание природы, как Тургенев тотчас же со всем мастерством, на какое только он был способен, представил читателю чудесную, поэтическую картину природы: “Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от сада: тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля. Мужичок ехал рысцой на белой лошадке по темной узкой дорожке вдоль самой рощи; он весь был ясно виден, весь, до заплаты на плече, даром что ехал в тени; приятно-отчетливо мелькали ноги лошадки. Солнечные лучи с своей забирались в рощу и, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы осин таким теплым светом, что они становились похожи на стволы сосен, а листва их почти синела и над нею поднималось бледно-голубое небо…”

После такого в высшей мере художественного, эмоционального описания природы, преисполненного поэзии и жизни, невольно задумываешься над тем, прав ли Базаров в своем отрицании природы или не прав? И когда Николай Петрович подумал: “Как хорошо, боже мой!… и любимые стихи пришли было ему на уста…”, симпатия читателя с ним, а не с Базаровым. Мы привели из них одно, которое в данном случае выполняет определенную полемическую функцию: если природа так прекрасна, то какой смысл в отрицании ее Базаровым? Это легка и тонкая проверка целесообразности базаровского отрицания представляется нам своеобразной поэтической разведкой писателя, определенным намеком на будущие испытания, которые предстоят герою в основной интриге романа.

15 стр., 7150 слов

Болезнь и смерть базарова в романе отцы и дети тургенева

... Базаров. Но с авторской точки зрения смерть закономерна. Тургенев определяет фигуру Базарова ... эта задача гиганта осталась в прошлом как ... пусть она погаснет». Природа, поэзия, религия, родительские ... очень возвышает Базарова. У героя романа нет ... бы передо мною, — тогда я изменю свое мнение о самом себе». Налицо культ силы. «Волосатый», — так высказался Павел Петрович о приятеле Аркадия. Ну, а если ...

Отношение других героев к природе

Как же относятся к природе другие герои романа? Одинцова, как и Базаров, равнодушна к природе. Ее прогулки по саду всего лишь часть жизненного уклада, это что-то привычное, но не очень важное в ее жизни.

Особенности описания усадьбы Одинцовой в романе «Отцы и дети»

В романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев использует описание усадьбы Одинцовой, чтобы подчеркнуть особенности характеров и настроения героев, а также создать атмосферу искусственности и однообразия.

Усадьба Одинцовой располагается на пологом открытом холме, недалеко от желтой каменной церкви с зеленой крышей и фреской над главным входом, изображающей «Воскресение Христово» в итальянском стиле. Особенно заметным элементом усадьбы является смуглый воин в мишаке, расположенный на первом плане. За церковью простирается длинное село с трубами на соломенных крышах.

Господский дом усадьбы выполнен в стиле Александровского, выкрашен желтой краской, с зеленой крышей, белыми колоннами и фронтоном с гербом. К дому примыкают темные деревья старинного сада, а к подъезду ведет аллея стриженых елок.

Таким образом, сад Одинцовой представляет собой аллею стриженых елок и цветочные оранжереи, создающие впечатление искусственной жизни. Этот образ «неживой природы» соответствует внешнему и духовному облику Анны Сергеевны. Одинцова ассоциируется с елью — холодным и неизменным деревом, символизирующим «надменность» и «царские достоинства». Однообразие и спокойствие становятся девизом Одинцовой и ее сада.

Николай Петрович, в отличие от Одинцовой, воспринимает природу как источник вдохновения и самое важное в жизни. Он гармоничен, так как един с «натурой». Все события, связанные с ним, происходят на лоне природы. Павел Петрович не понимает природы, его душа «сухая и страстная», не способна взаимодействовать с ней. Он, подобно Базарову, не видит «неба». Катя и Аркадий, наоборот, влюблены в природу, хотя Аркадий пытается скрыть свои чувства.

В романе пейзаж также отражает настроение и характеры героев. Фенечка, «такая свеженькая», показана на фоне летнего пейзажа, а Катя и Аркадий так же молоды и беззаботны, как окружающая их природа. Базаров, несмотря на свое отрицание природы, все же подсознательно един с ней. Он обращается к природе, чтобы понять себя, именно она становится свидетелем его переживаний.

Анализируя произведение Тургенева, можно заметить, что пейзажи в романе играют важную психологическую роль, тесно связываясь с душевным состоянием героев. Например, любимое место Фенечки в саду — беседка из акаций и сирени, что символизирует ее простоту и непринужденность. Базаров отмечает, что «акация да сирень — ребята добрые, ухода не требуют», что также отражает характер Фенечки. Отдельной характеристикой является березовая роща, на которую многократно указывает отец Базарова, возможно, предвкушая тоску по Одинцовой. Также в романе встречается мотив ясеня, например, сцены объяснения Аркадия и Кати происходят под ясенем, символизирующим нежность и защиту влюбленных.

3 стр., 1301 слов

Взаимоотношения отцов и детей (Отцы и дети Тургенева)

... не совершить ошибки, как главные герои произведения. Взаимоотношения отцов и детей в романе Отцы и дети Несколько интересных сочинений Равнодушие и отзывчивость - два совершенно противоположных понятия. Как ... ему близки черты и тех, и тех. Но внутренне он понимает, что будущее за «Базаровыми» Взаимоотношения отцов и детей в романе Отцы и дети Произведение «Отцы и дети», написанное Тургеневым, ...

Однако не все пейзажи приносят уют и защиту. Например, у дома Кирсановых отсутствует тень, о чем жалуется Фенечка. Это может указывать на неправильную атмосферу в семье Кирсановых. Также в романе мотив жары и засухи связан с этой семьей, что указывает на их проблемы. В дополнение, мотив лягушки также несет символическую нагрузку, например, в Индии считалось, что лягушка может вызвать дождь, что может связываться с тематикой романа.

Существенную роль в образе Базарова играют природные мотивы и элементы. Он часто сопоставляет себя с ними, используя как своеобразные метафоры своих взглядов и убеждений. Встречающаяся в романе река, под которой подразумевается либерализм, в котором так верил Базаров, символизирует течение времени, истории, изменений. «Река текла между наклонными, берега ее утопали в низкой березовой и вязовой роще; воды в ней были весьма глубоки…» И именно река в конце романа свидетельствует о преодолении решающих преград, о вершине пройденного пути.

Сам Базаров глубоко увязан в природные процессы, ощущая свою часть в порядке мироздания. Этим он напоминает фигуру Фауста, который стремится осознать тайны Бытия и ради этого даже готов пойти на предательство. Однако при всей своей привязанности к природе, Базаров старается показать себя равнодушным к ее красоте и величию. Это заметно в ряде эпизодов произведения, где герой либо игнорирует природу, либо откровенно смеется над любовью к ней. Этот нарочитый скептицизм и равнодушие символизируют постоянное противостояние Базарова с окружающим миром, его нежелание принять и понять его.

При этом очень важной является грань, отделяющая Базарова от природы. Этим он ставится в противовес другим персонажам — самой Фенечке, Белинскому или Кирсанову. Для них природа — величественное и гармоничное проявление жизни, наполненное гордостью и величием. Грань между природой и Базаровым подчеркивает его одиночество, неверие в себя и свое несчастье.

Ключевую роль в образе природы и ее знаковой системе в романе «Отцы и дети» играет и уже упомянутый лес. Здесь он предстает образом смерти, конца человеческой жизни. Лес, под которым представлен себя в сне Базаров, — это запретная и недоступная территория, таинственное и опасное место, обиталище зверей и место совершения ритуалов. Лес и его мрачное влияние на образ Базарова становится еще одним свидетельством его самоотречения и уединенности.

Подведем итоги. Образы тихой жизни людей, цветов, кустарников, птичек и жуков противопоставлены в романе Тургенева образам высокого полета. Лишь два персонажа, равновеликие по масштабу личности и своему трагическому одиночеству, находят отражение в скрытых аналогиях с царственными явлениями и гордыми птицами. Это Базаров и Павел Петрович. Почему они не нашли себе места в иерархии деревьев на страницах произведения? Какое дерево могло бы соответствовать льву или орлу? Дуб? Дуб означает славу, силу духа, защиту для слабых, несломленность и противостояние бурям; это дерево Перуна, символ «мирового дерева» и, наконец, Христа. Все это подходит как метафора души, например, толстовского князя Андрея, но не годится для тургеневских героев. Среди небольших лесов, упомянутых в символическом пейзаже в третьей главе «Отцы и дети», есть «наш лес». «В нынешнем году его сводить будут», — замечает Николай Петрович. Обреченность леса подчеркивает мотив смерти в пейзаже и как бы предсказывает гибель Базарова. Интересно, что близкий в своем творчестве фольклорным традициям поэт Кольцов назвал свое стихотворение, посвященное памяти Пушкина, «Лес». В этом стихотворении лес, – безвременно погибающий богатырь. Сближает судьбу Базарова и «нашего леса» Тургенев и в словах Базарова перед смертью:«Тут есть лес…» Среди «небольших лесов» и «кустарников» Базаров одинок, и единственный родственник ему «лес» – это его противник на дуэли Павел Петрович (так сон Базарова открывает и глубокое внутреннее родство этих героев).

6 стр., 2982 слов

Нигилизм Базарова в романе Отцы и дети Тургенева с цитатами

... дети Тургенева → Сочинение 2 В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» явно прослеживается борьба двух противоборствующих сторон, двух лагерей, на которые разбит социум: либерально дворянской и демократической. Впрочем, в случае с Базаровым, ...

Трагический разрыв героя – максималиста с массой, природой, который «сводить будут», который «тут есть», но «не нужен» России .Как же может быть преодолен этот трагизм бытия, ощущаемый сильнее всего именно сложным и гордым героем? Тургенев ставит этот вопрос не только в «Отцах и детях». Но, думается, в романе этом есть слова о человеке и мироздании, в которых автор открыл нам, читателям, свое чувство Вселенной. Оно состоит в «едва сознательном подкарауливание широкой жизненной волны, непрерывно катящейся и кругом нас и в нас самих».2.

1. – И. Л. Куприна. Литература в школе 6 99. «Просвещение». М.,1992г.

2. См. выше.

Пейзажная поэтика в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева

Роман «Отцы и дети» И. С. Тургенева является примером искусства пейзажиста. Автор использует описания природы в качестве философского символа, который позволяет развенчать идеи Базарова и показать высшую волю. Потрясающее мастерство Тургенева – пейзажиста проявляется в его поэтическом шедевре «Бежин луг», а роман «Отцы и дети» также не лишен прекрасных описаний природы.

Пейзаж и его значение в романе

Тургенев является писателем, для которого природа является источником вдохновения. Он использует описания природы не только для создания красивых картин, но и для подчеркивания философской мысли, которая раскрывается в романе. Пургенев использовал пейзаж, чтобы показать, что человек должен стать продолжением вечной природы и хранителем ее законов. В романе «Отцы и дети» пейзаж является не только фоном, но и символом правильной жизни.

Также, пейзаж еще дополняет пространство романа и показывает народную жизнь и мир христианства. Без описания природы роман был бы неполным воспроизведением действительности.

Отношение к пейзажу автора и героев

Отношение к пейзажу в романе определяется психологическим складом автора и его героев, а также идейно-эстетическими взглядами. Автор рассматривает природу как источник вдохновения. Напротив, Базаров считает описание природы лишним и бессмысленным занятием, поэтому, пейзаж в романе является символом противостояния старого и нового мира.

Вывод

Таким образом, художественная отделка романа «Отцы и дети» является безукоризненной. Тургенев использовал пейзаж, чтобы подчеркнуть философскую мысль и символизировать правильную жизнь. Описания природы позволяют читателю почувствовать сказочную роскошь и красоту мира, который описывал Тургенев.

В работе рассматривается героев романа «Евгений Онегин» (Пушкин А. С.)">отношение героев Ивана Тургенева к природе и ее влияние на их внутренний мир. Автор отмечает, что Павел Петрович Кирсанов и Анна Сергеевна Одинцова не способны видеть и чувствовать красоту природы. Возможно, это связано с их сухими душами и холодными натурами. Однако для Евгения Базарова природа не имеет эстетического значения, она для него является лишь мастерской, где он находит вдохновение для своих исследований.

В дальнейшем автор подчеркивает, что природа является высшей мудростью, олицетворением нравственных идеалов и истинных ценностей. Человек учится у природы и находит в ней вдохновение. Красота природы, ее величие и необозримость развивают в человеке идейно-нравственные убеждения, чувства гордости, любви к родной земле, а также эстетические понятия и художественный вкус.

Автор отмечает, что природа делает человека благороднее, лучше, чище, легче и милосерднее. Она обогащает ощущения, эмоциональное восприятие, представление, мышление и язык. Воссоздание природы в слове художественной литературой воспитывает в человеке бережное отношение к ней.

Далее автор обращается к теме исследования и отмечает, что Иван Тургенев является настоящим Мастером Слова, который сумел вслушаться и вглядеться в величие Природы. Его герои сливаются с природой, ибо человек лишь гость на земле.

Список используемой литературы

  • М. Д. Пушкарева, М. А. Снежневская, Т. С. Зеполова. Родная литература. «Просвещение»., М., 1970г.
  • Ю. В. Лебедев. Русская литература 19 века. Вторая половина. «Просвещение»., М., 1990г.
  • И. Л. Куприна. Литература в школе 6-9 классы. «Просвещение»., М., 1999г.
  • В. В. Голубков. Художественное мастерство Тургенева. Москва, 1960г.
  • В. Ю. Троицкий. Книга поколений о романе Тургенева «Отцы и дети». Москва, 1979г.
  • И. П. Щеблыкин. История русской литературы 11-19 веков. «Высшая школа», Москва, 1985г.
  • История русской литературы 19 века. Москва, 1985г.