Роль пейзажа в романе Тургенева «Отцы и дети»

Сочинение
Обсуждение вопроса:

Всего ответов: 3

0

Тамми

19.03.2019 оставил(а) комментарий:

Уникальная часть учебной работы:

Иван Сергеевич Тургенев и его связь с русской природой

Иван Сергеевич Тургенев является одним из выдающихся писателей русской литературы XIX века. В своих произведениях он искренне, самозабвенно и нежно отражал природу родного края, что делает его уникальным в истории отечественной литературы.

Весьма характерно, что Тургенев не мог представить свою жизнь без общения с природой. В одном из писем он описывает свое восхищение старым деревенским садом, наполненным сельскими ароматами, земляникой, птицами и солнечными лучами. Он описывает это место как животное и божественное одновременно, вызывая у читателя ощущение необъяснимого. Это говорит о том, насколько сильно природа вдохновляла и завораживала писателя.

Однако многие годы своей жизни Тургенев провел за границей, в разлуке с Россией. Это сильно страдало его душу, так как он не мог посетить свой родной Спасской-Лутовинов, где находились его сад, поля и луга. Он не мог насладиться ароматами цветущих трав, игрой осеннего леса и пением соловьев. В письме к своему другу, русскому поэту Я. Полонскому, Тургенев просит его поклониться за него его родине, дому и молодому дубу, который был для него источником вдохновения и силы для творчества.

Именно благодаря своей громадной художественной силе и глубине, Тургенев сумел передать неяркую и неброскую красоту русской природы средней полосы. Его произведения наполнены живыми описаниями природных ландшафтов, которые вызывают у читателя ощущение присутствия в этих местах.

История русской литературы не смогла представить другого писателя, который бы так искренне и полноценно передал свою любовь к природе и родному краю, как сделал это Иван Сергеевич Тургенев. Его произведения до сих пор остаются актуальными и восхищают своей глубиной и красотой.

5 стр., 2368 слов

Три волны русской эмигрантской литературы

... литература зарубежье эмигрантский писатель Первая волна эмиграции (1918-1940) Понятие "русское зарубежье" ... Русская Православная Церковь. Но, несмотря на сохранение первой волной эмиграции всех особенностей русского ... (Державин), Б.Зайцев - о Жуковском, Тургеневе, Чехове, Сергии Радонежском (одноименные биографии), ... поворот традиционной для эмигрантской литературы теме ностальгии, заменяя тоску по ...

Тургеневская манера в описании человека и природы

Гармоничность и нежность тонов, умелое и тонкое сочетание света и тени характеризуют тургеневскую манеру и в обрисовке человека, и кар­тин природы, которую он изображает с точностью ученого-естествоиспытателя. Виртуозно связывает художник свои дивные пейзажи с настроением человека, с его духовным обликом. Функция пейзажа у Тургенева необыкновенно разнообразна: то пейзаж оттеняет душевное состояние героя, то несет социальную функцию, то пейзажная зарисовка пронизы­вается философскими размышлениями.

Роман «Отцы и дети» и мастерство пейзажной живописи

В романе «Отцы и дети» Тургенев остается непревзойденным мастером пейзажной живописи. Поражает, как мог не заметить этого современник Тургенева критик М. Антонович, высказав писателю такой упрек: «…новое произведение г. Тургенева крайне неудовлетворительно в художественном отношении… в новом произведении г. Тургенева… нет художественных изображений картин природы… В «Отцах и детях» он скупится на описание, не обращает внимания на природу…».

В романе «Отцы и дети» множество прекрасных описаний природы, которыми «нельзя не залюбоваться». Через весь роман тянется невидимая нить. Эта нить – смена времен года. «Отцы и дети» как бы случайно начинаются весной, а заканчиваются описанием прекрасного зимнего вечера. Но, как мы знаем, у таких мастеров слова, как Тургенев, не бывает ничего случайного. Каждый пейзаж имеет свое значение, свою символику, тайный смысл.

Весна как символ обновления

Весна… Вокруг все стремится к обновлению, каждая травинка тянет­ся к жизни, к свету: «…весна брала свое. Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теп­лого ветерка…» Это одна из тех блистательных картин, которые соста­вили славу Тургенева-пейзажиста: тончайшие нюансы цветовой гаммы («золотисто зеленело», «нежная зелень», «слегка побелевшая рожь», «дымчатые волны»), природа не застывшая, а полная движения и жиз­ни. Весь пейзаж создает ощущение поразительной гармонии, нет ни од­ной детали, омрачающей радостно ликующее настроение от весенней пробудившейся природы.

Картина весеннего пробуждения отвлекла Ар­кадия от мрачных размышлений о бедности и скудости жизни крепост­ной деревни, от тяжкого долга решать, каким путем совершать необхо­димые преобразования. Он вспомнил, что молод, что жизнь только начи­нается, «сбросил шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что тот опять его обнял». Так начинается сближение несколько отдалившихся друг от друга отца и сына. И в этом им помогло ощущение слияния с красотой мира природы.

Кроме того, эта сцена сра­зу показывает отличие Аркадия от Базарова в отношении к природе. Для Базарова она «не храм, а мастерская», для Аркадия, как и для Ни­колая Петровича, она прежде всего «храм», ибо в ней они ищут гармо­нию души, а уже потом решают, какая от нее будет «польза».

3 стр., 1232 слов

Художественные особенности романа Тургенева «Отцы и дети

... могиле Базарова, «говорят… о вечном примирении и о жизни бесконечной». Существенную роль в романах Тургенева играет лирический элемент. Глубокой лиричностью проникнуты эпилоги его романов «Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети». «ОТЦЫ И ДЕТИ» СОВРЕМЕННИКИ ОБ ОТЦАХ И ДЕТЯХ → Еще ...

Продолжение ниже

Этому пейзажу предшествует другой, однообразный, мрачный, безнадежный, но тоже весьма символический: «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными…»

Этот пейзаж не только не радует воображения, от него «сжимается сердце». Он отражает оскудение и упадок русской деревни, напоминающей «призрак безотрадной бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами».

Обращают на себя внимание оценочные эпитеты, усиливающие тягостное впечатление от увиденного: кустарник — «редкий и низкий», плотины — «худые», избенки «низкие», «с темными, до половины разметанными крышами», сарайчики — «покривившиеся», гумна — «опустелые», церкви — «с отвалившейся кое-где штукатуркой», кладбища — «разоренные», деревья — и те «с ободранной корой и обломанными ветвями…».

Роль этого пейзажа — социальная. Для такого пейзажа характерно не изображение многокрасочной жизни природы, а преобладание тускло-серой цветовой гаммы. Цель художника — отобрать в природе лишь то, что прямо или косвенно связано с условиями жизни человека.

Вполне закономерно делает Аркадий из увиденного такой вывод: «…небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы…».

От этого пейзажа идет ниточка к одной из основных проблем, поставленных в романе: к спорам «отцов и детей» о том, как «приступить» к преобразованиям, как их «исполнить». Путем постепенных реформ или путем революции («сперва нужно место расчистить»)?

Поместье Кирсановых, описанное в романе, является примером непрактичности и кризиса помещичьего уклада. Место для усадьбы выбрано неудачно, а пруд содержит мало воды. Молодые деревца не успели хорошо прижиться, а колодцы имеют солонковатую воду. Однако есть одна беседка, окруженная сиренью и акацией, которая дает надежду на будущее восстановление поместья.

Действие романа начинается весной и достигает кульминации летом. Важные события в жизни Базарова происходят на фоне расцветающего лета, такие как его посещение Никольского, объяснение в любви и дуэль с Павлом Петровичем. Также первое серьезное столкновение с Аркадием происходит в жаркий полдень, когда они лежат в тени стога сена. Атмосфера этого момента описывается очень ярко и привлекательно.

Интересно отметить, что в этом эпизоде Базаров проявляет романтическое отношение к природе, что редко для него. Еще в детстве у него было свое место уединения — осина на краю ямы, и он считал эту осину своим талисманом. Таким образом, пейзажи в романе играют символическую роль, возможно, намекая на нечто своеобразное в характере Базарова.

Яростный спор Аркадия и Базарова, едва не закончившийся дракой, — первая трещина в их отношениях — происходит в «идиллической обстановке». Дисгармония в их отношениях контрастна гармо­нии природы. Есть в этой сцене и едва уловимый намек на ранний уход Базарова из жизни: сухой кленовый лист, полет которого Аркадий срав­нивает с полетом бабочки (тоже символ мимолетности жизни), падает с еще живого, полного сил дерева в разгаре лета. «Не странно ли? Самое печальное и мертвое — сходно с самым веселым и живым», — говорит Аркадий. Базаров грубо обрывает его знаменитой фразой: «Не говори красиво».

Продолжение ниже

5 стр., 2357 слов

Любовь и дружба в жизни Базарова в романе «Отцы и дети» Тургенева

... однако одиноким и отвергну­тым всеми, кроме родителей. Дружба и любовь в жизни Базарова «Нас не так мало, как вы полагаете», — говорит Базаров Павлу Петровичу. Но в романе «Отцы и дети» Базаров одинок, и в этом более ... принять все суждения Базарова. В частности, он не может отрицать кра­соту природы и ценность искусства. Базаров считает, что «природа — это не храм, а мастерская и человек в ней — ...

0

Тамми

19.03.2019 оставил(а) комментарий:

Утро перед дуэлью Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова

Утро было славное, свежее, маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно-яркой лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках. О, какая благодать! Жить бы и радоваться, наслаждаясь этим чудом жизни.

Но герои пришли стреляться «по идейным соображениям», и вскоре пролилась настоящая кровь. Острое чувство неловкости охватило обоих дуэлянтов не только из-за нелепости поединка, но еще оба, видимо, ощутили более остро свою нелепость на фоне гармонии окружающего мира.

Николай Петрович

А вот другой герой, о котором И. С. Тургенев в одном из своих писем сказал: «Николай Петрович — это я…» Сорокачетырехлетний отец Аркадия живет обыденной, внешне неинтересной, но глубоко духовной жизнью. Жизненная сила в Николае Петровиче постоянно обновляется именно тем, что он ощущает себя сыном и отцом, чья жизнь включена в общую цепь поколений.

Это так же старо и так же неисчерпаемо, как смена времен года, это залог вечного обновления жизни. Ведь не случайно же он — единственный из главных героев романа — оставляет после себя наследников.

Искусство и Природа в Романе «Отцы и дети»

Роман «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева представляет собой произведение, в котором важным аспектом является отношение главных персонажей, особенно Евгения Базарова, к искусству и природе. В контексте романа, нигилистическое отношение Базарова к миру вокруг него олицетворяет радикальное отрицание ценностей прошлого поколения и классического искусства.

Однако, стоит отметить, что встречаются моменты, когда даже Базаров не может полностью отвергнуть прелесть поэзии и красоты природы. Его внутренний конфликт проявляется, когда он задумывается о невозможности не сочувствовать художеству и природе, несмотря на свои нигилистические убеждения.

Природа как утешение и поддержка

В то время как Базаров ставит себя в оппозицию к классическому искусству и утверждает свой нигилистический взгляд на жизнь, Николай Петрович, другой важный персонаж романа, находится в гармонии с природой. Он находит в ней утешение и поддержку в самые тягостные моменты жизни.

Природа для Николая Петровича подобна родной матери, готовой поддержать его и разделить его радость. Великолепные деревенские пейзажи, описанные в одиннадцатой главе, подчеркивают элегическое состояние его души. Он не может войти в мирное и уютное гнездо, предложенное домом, так как природа остается для него источником вдохновения и утешения. Эта гармония с природой выступает как контраст к нигилистическим взглядам Базарова.

Природа как сущность жизни

Критик Н. Н. Страхов отмечает, что в романе «Отцы и дети» Евгению Базарову противопоставлена не какая-либо личность, а сама жизнь, представленная природой. Это становится особенно ярко выраженным в финальном пейзаже романа, описании могилы главного героя, которое звучит как реквием.

3 стр., 1487 слов

Столкновение теории с жизнью в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

... Жизнь оказалась сложнее теоретических выкладок Базарова. В романе ... с Фенечкой теория Базарова ... стихий природы Базарова не ... жизнь трагически, поскольку ему не дает покоя мысль о собственной ... сочинение. Смотрите также по произведению "Отцы и ... романе ... с ... мнению Базарова, ... Базарова ... Базарову, ... Базарова ... Познакомившись с ... с людьми убеждения Базарова ... с ... Базарову ... с очевидностью.привычная ирония, но под влиянием живого общения с ...

В произведении И. С. Тургенева мы видим жизненный цикл, начиная с зарождения и расцвета и заканчивая смертью. Тяжесть утраты, которую чувствует читатель в момент смерти Евгения Базарова, подчеркивает философскую и эмоциональную глубину произведения. Но как и полуденный зной, смерть непременно уступит место спокойствию природы, напоминая о бесконечной жизни.

Таким образом, роман «Отцы и дети» не только является литературным шедевром, но и исследует сложные взаимоотношения между человеком, искусством и природой, представляя различные взгляды и философские аспекты жизни.

Два пейзажа, обрамляющие эпилог, подводят итог философским раз­думьям автора о вечной смене поколений, о предназначении человека и о великой тайне природы, не подчиняющейся теориям, и о вечном при­мирении. Непередаваемое обаяние тургеневских пейзажей, их проник­новенный лиризм, психологизм и философская глубина не имеют себе равных в нашей литературе. Это признавал даже такой строгий и взы­скательный художник, как Л. Н. Толстой, который в письме А. А. Фету признавался: «Одно, в чем он мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета, — это природа».

</div