Элективный курс «современная русская литература»

Сочинение

1.Т.Толстая Любишь – не любишь. М.,1997.

2. Улицкая Л. Бедные родственники. М.,1994.

«ЧУДО В ЗЕМЛЕ ОБЕТОВАННОЙ»

Тема: ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО И СЧАСТЬЕ ЧЕЛОВЕКА, Урок 8. ПО РАССКАЗАМ Ю. БУЙДЫ «ОТДЫХ НА ПУТИ В ИНДИЮ» И «ЧУДО О БУЯНИХЕ»., Из книги «Прусская невеста»., Комментарий для учителя

Учащимся старших классов можно предложить провести сопоставительный анализ двух других фрагментов книги «Прусская невеста»: рассказов «Отдых на пути в Индию» и «Чудо о Буянихе».

Рассказ «ОТДЫХ НА ПУТИ В ИНДИЮ»

  1. Найдите в тексте рассказа приметы, привязывающие описание к реальности, и художественные приемы, придающие ему характер фантасмагории. Какую художественную задачу решает автор, сплетая воедино столь различные детали повествования?

  2. Какие художественные средства позволяют автору передать, что действие происходит в эпоху тоталитаризма в России?

  3. При помощи, каких художественных приемов демонстрирует Юрий Буйда абсурдность, гротесковость всего происходящего?

  4. Чем можно объяснить торжество мифа над реальностью в сознании героев новеллы «Отдых на пути в Индию»?

Индивидуальные задания

  1. Каковы символические значения понятия «корабль» в индоевропейской мифологии и образах русской речи (по словарям символов, образов, фразеологизмов).

  2. Что означает топоним «Индия» для русского сознания?

Новелла «ЧЕДО О БУЯНИХЕ»

Своеобразной антитезой «Отдыху на пути в Индию» звучит новелла «Чудо о Буянихе».

Задания к уроку

  1. О чем свидетельствует тот факт, что прозвище главной героини произведения созвучно фамилии автора книги?

  2. Какое значение для повествования имеет этимология имен Буяниха, Вера, Вероника ?

  3. В чем, согласно новелле «Чудо о Буянихе», тайна человеческой жизни и смерти?

Индивидуальные задания

  1. Почему автор называет «Чудо о Буянихе» поэмой ? Найдите параллели между этой новеллой Юрия Буйды и «Мертвыми душами» Н. В. Гоголя.

  2. В журнальной публикации новелле предшествует надзаголовок «Апокрифы нового времени». Что такое апокриф ? Как это жанровое определение помогает прояснить авторский замысел?

    9 стр., 4355 слов

    Боги, цари, герои в эпосе Древней Индии — . Цари древней индии

    ... Индии. В одних разделах эпоса главную роль «играют старые ведические (по названию древнейших памятников индийской словесности ― вед) боги, из числа которых Индра, Вайю, Ашвины и Сурья становятся божественными отцами героев ...

  3. Найдите в структуре произведения черты агиографического жанра. Почему автор делает Буяниху героиней жития?

  4. Найдите в тексте рассказа иллюзии на произведения мировой литературы, мифологические, фольклорные, библейские параллели.

Домашнее задание

  1. Напишите сочинение по книге Ю. Буйды «Прусская невеста» (тему формулирует учащийся).

  2. Напишите сочинение-исследование «Библейские мотивы в книге Ю. Буйды».

  3. Проведите сопоставительный анализ двух рассказов книги Ю. Буйды «Прусская невеста»: «Отдых на пути в Индию» и «Чудо о Буянихе».

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/po-rasskazu-vanda-banda/

«О ДИВНЫЙ НОВЫЙ МИР»

Тема: ЧЕЛОВЕК И СОЦИУМ, Урок 9. СЕМИНАР ПО РОМАНАМ-АНТИУТОПИЯМ Е. ЗАМЯТИНА, ДЖ. ОРУЭЛЛА, О. ХАКСЛИ, В. ВОЙНОВИЧА., Комментарий для учителя

Урок проводится в форме семинара , но в связи с тем, что разговор об антиутопии требует определенной теоретической подготовки, учитель заранее формулирует вопросы для обсуждения и предваряет беседу лекцией об истории развития утопической мысли.

Задания к уроку, Групповые задания

  1. Антиутопия в литературе XX века (обзор содержания и проблематики романов-антиутопий).

  2. Как решает Е. Замятин проблему выбора «Я» — «МЫ»? (Выявление авторской концепции человека и мира, как он нарисован Е. Замятиным).

  3. Социальные прогнозы Замятина, Оруэлла, Хаксли (по выбору) и наша история (на материале романов В. Гроссмана «Жизнь и судьба», Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей» и других).

  4. Нравственные основы коллективного бытия (произведения по выбору учащихся).

  5. «Мы наш, новый мир построим…» (В. Войнович «Москва 2042»).

Домашнее задание

  1. Подготовьте авторецензию на свое выступление ( авторецензия — анализ и оценка собственного выступления).

    Примерный план авторецензии:

 Кратко изложите задачи и содержание вашей работы. Удалось ли вам достичь поставленной цели? Какие вопросы остались неразрешенными?

 Соответствует ли выступление на семинаре избранной теме? Есть ли отступления от темы, оправданны ли они?

 Каковы композиции выступления, логика движения мысли, последовательность в изложении?

 Какие ошибки и неточности вы заметили в своей работе? В работе другой группы? Как предполагаете их исправлять?

  1. Выпишите из критической (журнальной) публикации оценочные высказывания; сравнительные конструкции; экспрессивные обороты со значением субъективной оценки; риторические вопросы, восклицания; глаголы и глагольные сочетания со значением оценки или отношения к автору, произведению. (В данном случае, учитывая, что темы работ посвящены антиутопии, можно предложить проделать эту работу с одной из статей, приведенных в библиографию к семинару).

    7 стр., 3192 слов

    Детское : Детская литература: прочее : Домашнее Анатолий Алексин ...

    ... тетрадки в линеечку: "Письмо 1972-му году. Домашнее сочинение ученика 9-го класса "Б" Владимира Платова". ... врачом. И он тоже врач? Он преподает литературу. Кажется, в институте. Ну да... он же ... о том, что ученик не. вполне подчинился заданию учительницы... "Дорогая Валя! Мария Никитична хочет, ... Видите!.. - воскликнул Дима. - А я еще не читал... Дети не обязаны повторять ошибки родителей, - отважилась ...

  2. Напишите сочинение (тему формулирует учащийся), используя материал, «наработанный» на уроках.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/po-rasskazu-vanda-banda/

1.Бородыня а. Парадный мундир кисти Малевича. Дружба народов. 1992 №9

2. Войнович В. Москва 2042. М.,1990

3.Замятин Е. Мы. \\Знамя 1988. №6,7.

4.Кабаков А. Невозвращенец. \\Искусство кино. 1989. №6

5.Оруэлл дж. 1984.\\ Новый мир. 1988.№:,?

6.Петрушевская Л. Новые Робинзоны. \\Нговый мир. 1989.№*

7. Хаксли О. О Дивный новый мир. \\ Иностранная литература. 1988. №4,5.

«УМОМ РОССИЮ НЕ ПОНЯТЬ»

Тема: РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, Урок 10. «ЧЕЛОВЕК И МИР, В КОТОРОМ ОН ЖИВЕТ ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННОГО ПИСАТЕЛЯ»., По рассказам В. Пьецуха из цикла «Драгоценные черты»., Задания к уроку, Домашнее задание

  1. Выпишите из толкового словаря определение анекдота.

  2. Найдите примеры произведений этого жанра в русской литературе и выделите их основные черты. (Учитель может сам предложить учащимся произведения для самостоятельного рассмотрения, например рассказы А. П. Чехова «Смерть чиновника», «Злоумышленник»; фельетоны М. Булгакова «Охотники за черепами», «Гнилая интеллигенция»; рассказы М. Зощенко «Аристократка», «Беда», «Игра природы», «На живца», «Операция», «Обезьянный язык»; рассказы В. Шукшина «Мой зять украл машину дров», «Бессовестные»; рассказ С. Довлатова «Лишний» и фрагменты циклов («Компромисс» и «Чемодан»).

  3. Как бы вы определили ведущие мотивы выбранного вами рассказа? Каково авторское отношение к изображаемому, как оно открывается в тексте?

  4. Кто, сточки зрения писателя, виноват в том, что жизни, «которая должна быть», нет, — человек или мир? Как наладить жизнь (версия вашего автора)?

  5. Как вы расцениваете данный анекдотический сюжет: как сдвиг нормы вещей или как закономерное проявление всеобщего неблагополучия человеческого бытия?

  6. Кажутся ли вам современными рассказы писателя?

На уроке работа по такому плану:

  1. Групповая работа (реализация домашнего задания).

  2. Письменное задание (рассчитано на две-три минуты урока): какие ассоциации возникают у вас в связи с названием цикла рассказов В. Пьецуха «Драгоценные черты» 1 , о чем здесь пойдет речь?

  3. Чтение рассказов Пьецуха из цикла «Драгоценные черты» (каждой группе предлагается один рассказ).

Домашнее задание, Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/po-rasskazu-vanda-banda/

1.Петрушевская Л. Песни восточных славян. \\ Новый мир. 1990 №8.

2.В. Драгоценные черты. \\ Дружба народов. 1995. №5,6

3. Пьецух В. Летом в деревне. \\Новый мир. 2000. №6..

4. Пьецух В. Бог в городе. Новый мир. 2001.№3.

12 стр., 5895 слов

Тема Дома, семьи в рассказе «Судьба человека. : Любовь к семье ...

... этот вопрос можно найти в рассказе М. Шолохова «Судьба человека». Главный герой произведения – шофер Андрей Соколов. Именно в его действиях находит свое отражение гуманистическая тема. Многое пришлось пережить ... не убили в нем «человека». Когда читаешь рассказ и следишь за героем, то осознаешь, что в его образе, в его «хождениях по мукам» обозначена судьба целого поколения. Рассказ вызывает не ...

«ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С ЗЕМЛИ…»

Тема: ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ, Урок 11. «НА БЛАГОСЛОВЕННОЙ И ТАКОЙ НЕУЮТНОЙ ЗЕМЛЕ…»., По повести Б. Екимова «Пиночет»., Задания к уроку 3

До чтения повести (она читается учащимися самостоятельно) предложим следующие вопросы и задания:

  1. Два «портрета» деревни («при старшем Корытине» и «три года тому назад»).

    Что изменилось с приходом младшего Корытина? Достаток вернулся, но переменились ли люди?

  2. Семейство Моргунов в повести. Два «портрета» Моргунов. Проанализируйте эпизоды «Корытин и Ваня в гостях у Моргунов» и «Выход Моргунов из колхоза». В чем, с вашей точки зрения, вина Моргунов перед людьми? Да и есть ли она? Как относится к этой семье автор, и какими средствами выражает это отношение в повести?

  3. Моргун и Ваха. Сравнительная характеристика. Какое отношение вызывает у вас тот и другой герои?

  4. С какой целью в повесть введена исповедь Степана? Что звучит в его словах: тоска по прежней колхозной жизни или желание жить по-человечески? Тема богатырства в повести.

  5. Образ времени в «Пиночете». Кто, по-вашему, виноват в отчужденности людей друг от друга – «такое время» или сами люди?

  6. Роль пейзажа в повести. В чем, с вашей точки зрения, залог возвращения к человеческому обращению с землей и людей друг с другом? Зачем введены зимние и лет6ние пейзажи?

  7. Образ Корытина. Вопрос о цели и средствах. «Так же нельзя жить, чтобы тебя все… чтобы тебя все.. ненавидели». Как Корытин понимает требования времени? Сердечен ли герой?

  8. Какова роль «недопетой песни» в повести?

  9. Сцепление эпизодов в произведении. В чем смысл соседства «разнонаправленных эпизодов? Подготовьте выразительное чтение заключительного эпизода повести (Глава 10, со слов «Серый денек…»).

    В чем смысл финала?

Индивидуальные задания

  1. Образ мальчика Вани в повести. Прочтите самостоятельно рассказы Б. Екимова «Фетисыч», «Пастушья звезда» и попытайтесь ответить на вопросы:

 Какой тип сознания ближе к автору: Алика, работающего в хозяйстве отца и зарабатывающего деньги, или радеющего за ближних, за общее дело Якова?

 В чем образ Вани из повести «Пиночет» сближен с образами этих героев и чем от них отличается?

2. Найдите и прокомментируйте «отзвуки» библейских заповедей в «Пиночете». Какую роль играет одушевляющая природу и возводящая ее к религиозному началу фразеология 1 Екимова?

Домашнее задание

  1. Напишите сочинение по повести «Пиночет» (тему формулирует учащийся).

  2. Напишите сочинение «Человек на земле у Б. Екимова и В. Распутина, В. Белова, В. Астафьева» (авторы и произведения по выбору пишущего).

  3. Сочинение на тему: «Благостная триада „человек-природа-Бог“ у Екимова и „проблематично-трагическое видение жизни и смерти“ 1 у Бакина».

    8 стр., 3611 слов

    Образ провинциального города в повести А.П. Чехова «Моя ...

    ... 225]. Образ провинциального города в повести «Моя жизнь» и других произведениях Чехова, безусловно, нетипичен, что замечали уже современники Чехова. Это ... позитивным личным содержанием»5. Неслучайно в воспоминаниях героя о детстве отец фигурирует как безличная ... глаза еще одна черта, именно она во многом и определяет особенности отношения Мисаила к горожанам и даже стиль его обличений. У других городов ...

  1. Найдите в тексте повести литературные реминисценции и письменно ответьте на вопрос: почему эти ситуации, уже знакомые нам по литературе ХХ века, Екимов «проигрывает» по той же схеме, но будто с обратным знаком? 2

Урок 12 «СЕРДЕЧНОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА»., По рассказу Б. Екимова «Пастушья звезда»., Задания к уроку

  1. Почему Тимофей не остался в городе у детей? Почему его тянет на родину?

  2. Как раскрывается образ героя в сценах выпаса, случайного угона чужого скота, потравы посевов, рыбалки? Проанализируйте один из эпизодов по своему выбору, дайте ему заголовок.

  3. Чего не принимает герой в «новой жизни»? Деятель Тимофей или созерцатель?

  4. Образ хозяина как символ «нового времени». Какое отношение вызывает он у Тимофея? У автора? У вас?

  5. Судьбы Зинаиды и Чифира в рассказе. Социальные или нравственные проблемы ставит автор, рисуя этих героев-изгоев?

  6. Как и почему сблизились старик и мальчик? Каково ваше отношение к Алику? Почему он одинок? Будет ли счастлив мальчик?

  7. Попробуйте объяснить смысл названия рассказа.

Урок 13 «ЧТО ТАМ, В ДУШЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ?», По рассказу Б. Екимова «Фетисыч»., Задания к уроку

  1. Образ гибнущей деревни в рассказе «Фетисыч». Соберите и прокомментируйте детали, рисующие быт и поведение людей.

  2. Какие чувства вызывает главный герой – мальчик Яков – в начале рассказа? Правдоподобным ли выглядит его образ? Детское и недетское в Фетисыче. Екимовский и платоновский («Возвращение») герои.

  3. Сердце и рассудок. Что побеждает в маленьком Якове? Аналитическое чтение эпизодов «В хуторской школе» и «Яков в Алешкине». Какое значение для разрешения коллизии рассказа имеет сон мальчика?

  4. Образ природы и его роль в рассказе. Почему затяжная осень все-таки сменяется долгожданной зимой, «зимней розовой» зарей? Как понимаете слова автора в финале рассказа: «Хутор был живой»? Благодаря чему или кому он остается «живым»?

  5. Фетисыч и Алик («Пастушья звезда»).

    Кто, по-вашему, мнению, из мальчиков счастливее?

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/po-rasskazu-vanda-banda/

  1. Екимов Б. Высшая мера. Повести и рассказы. Волгоград.. 2002.

  2. Екимов Б. Десять лет спустя. \\ Новый мир. 2000.№1.

  3. Варламов А. Дом в деревне. //Новый мир 1997.№9

«СВОБОДА КАК НРАВСТВЕННАЯ КАТЕГОРИЯ»

Тема: ЧЕЛОВЕК ЗА КОЛЮЧЕЙ ПРОВОЛКОЙ, Урок 14 ПОВЕСТЬ С. ДОВЛАТОВА «ЗОНА» В КОНТЕКСТЕ ЛАГЕРНОЙ ПРОЗЫ.

По произведениям С. Довлатова «Зона», В. Шаламова «Колымские рассказы», Г. Владимова «Верный Руслан».

14 стр., 6508 слов

«Природа. «Человек и природа в произведениях литературы». ...

... писатель-современник. Он недавно умер, но оставил после себя замечательные произведения. Астафьеву очень близка природа, так как он вырос на берегу Ангары, в деревне на лоне природы. ... Я анализировал лексический уровень. В первой строфе лирический герой говорит о своем душевном ... безразлично, что делается в окружающем мире. Здесь основная мысль – нельзя уничтожать природу. Алёна Колокольникова ...

В. Шаламов. КОЛЫМСКИЕ РАССКАЗЫ

К уроку по творчеству Шаламова учащимся рекомендуется прочесть следующие рассказы: «Ягоды», «На представку», «Одиночный замер», «Сентенция», «Выходной день», «Последний бой майора Пугачева» (по последнему заданию предлагаем индивидуальное задание).

Индивидуальные задания

  1. Подготовьте сообщение «Последние годы жизни Шаламова».

  2. Географический район и историческое время в рассказах Шаламова. Хронотоп «Колымских рассказов» и его значение для раскрытия авторского замысла. Используйте материал из статьи Л. Тимофеева «Поэтика лагерной прозы»: «Говорить о прозе В. Шаламова – значит говорить о художественном и философском смысле небытия. О смерти как о композиционной основе произведения. Об эстетике распада, разложения, разъятия… Казалось бы, что нового: и прежде, до Шаламова, смерть, ее угроза, ее ожидание и приближение двигательной силой сюжета, а сам факт смерти служил развязкой… Но в „Колымских рассказах“ – иначе. Никаких угроз, никакого ожидания! Здесь смерть, небытие и есть тот художественный мир, в котором привычно разворачивается сюжет. Факт же смерти предшествует началу сюжета. Грань между жизнью и смертью навсегда пройдена персонажами еще до того момента, когда мы раскрыли книгу и, раскрыв, тем самым запустили часы, отсчитывающие художественной время. Само художественное время здесь – время небытия, и эта особенность едва ли не главная в писательской манере Шаламова» 1 .

  3. Шаламов в рассказе «Как это началось» пишет о том, за что расстреливали на Колыме: за контрреволюционную агитацию, за отказ от работы, за невыполнение нормы, за побег. «Безнаказанная расправа над миллионами людей, поэтому и удалось, что это были невинные люди. Это были мученики, а не герои» 2 .

Г. Владимов. ВЕРНЫЙ РУСЛАН.

1. Как связаны название (полисемия слова «верный»), подзаголовок и эпиграф к произведению? К кому обращен эпиграф?

2. Модель какого мира создает Владимов в повести, изображая жизнь собаки? Что делает с собакой Служба?

3. Чем лагерный мир у Владимова напоминает шаламовский и солженицынский и в чем его отличие?

4. Что происходит с Русланом, когда система рушится и укоренившаяся психология злобы, ненависти, чувства обязательного присутствия хозяина над собой оказывается невостребованной? Как вы понимаете высказывание Н. Ивановой о Руслане и ему подобных: «Трагедия преданного сознания»?

5. В чем люди, которых мы встречаем в повести, похожи на Руслана? Несвобода как образ жизни человека сталинской эпохи. Почему оказалось возможным «выдрессировать» людей?

6. Образы Ингуса и инструктора, сошедшего с ума, и их значение в повести. Почему среди людей нет сопротивляющихся системе? Кто виноват в трагедии, произошедшей с нашей страной?

7. Можно ли назвать повесть Владимова предостережением грядущим поколениям, размышлением о мере ответственности каждого перед историей и будущим? Почему?

Домашнее задание

Напишите сочинение на одну из предложенных тем:

  1. Слово о писателе.

    10 стр., 4764 слов

    Говорящие фамилии в произведениях русских писателей XIX века

    ... использование говорящих фамилий в произведениях русских писателей XIX века. I. Говорящие фамилии и их роль в стилистическом образе художественного произведения Собственные имена ... М. В. Ломоносов, совместивший в своем подходе к литературе позиции теоретика и практика, видел в именах собственных ... только в связи с их анализом. Говорящие фамилии помогают читателю понять отношение автора к герою: Макар ...

  2. Трагические страницы современной истории (по произведениям 1960-1990-х гг.).

  3. Рецензия на одну из книг «лагерной прозы».

  4. «Счастлив, кто посетил сей мир / В его минуты роковые…» (Ф. И. Тютчев).

«ИНТЕЛЛИГНЕТНОСТЬ В РОССИИ – ЭТО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО НЕЗАВИСИМОСТЬ МЫСЛИ»

Тема: РУССКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В ИСПЫТАНИЯХ ВРЕМЕНЕМ, Урок 15 «О, ХИЩНЫЕ ВЕЩИ ВЕКА! НА ДУШУ НАЛОЖЕНО ВЕТО…»., По повестям С. Довлатова «Чемодан» и Ю. Трифонова «Обмен»., Задания к уроку

  1. Выпишите афоризмы, звучащие в речи довлатовского героя, и попытайтесь исходя из них, выявить мироощущение персонажа.

  2. Герой и социум. Как вы понимаете выражение «эпоха застоя», каковы его приметы и реалии? Быт и бытие «дисссиденствующего индивидуалиста» (А. Арьев) как следствие «неспособности приспособиться» к требованиям времени.

  3. «Благопристойное существование предстает опорой лицемерия» 1 . Прокомментируйте эти слова А .Арьева применительно к героям «Обмена» и «Чемодана».

  4. Каким настроением окрашено предисловие «Чемодану»? «Портрет» героя на этих страницах. Проникла ли, с вашей точки зрения, в предисловие авторская ирония, в целом не свойственная художественной манере Довлатова?

  5. «Широко использованы в его прозе и принципы музыкальных композиций. Довлатов и прозу писал, внутренне прислушиваясь не столько к основной теме, сколько к ее вариациям» 2 . Тема «бесценно, пропащей, единственной жизни» и ее «вариации» в «Чемодане». Роль эпиграфа из цикла А. Блока «Родина». Как замена союза в первой строке стихотворения влияет на истолкование авторского замысла?

  6. «Так, — говорю, — всегда получается. Сперва угробят человека, а потом начинают разыскивать личные вещи» (С. Довлатов «Заповедник»).

    «Личные вещи», описанные им самим, — портрет героя «на фоне вещей и времени» 3 . Каким предстает персонаж в новелле «Креповые финские носки»? Чем интересен образ интеллигентного фарцовщика Фреда Колесникова? Что значит для Фреда «жить по-человечески»? А для рассказчика? Почему в речи Фреда соседствует грусть и патетика? Психология преступника глазами довлатовского героя. Каков смысл приемов «что еще было» или «и тут я вспомнил историю», которые нередко встречаются на страницах «Чемодана»?

  7. С какой целью писатель предваряет историю «номенклатурных полуботинок» несколькими анекдотическими «этюдами» о воровстве? Почему сам сюжет кражи героем полуботинок «обрастает» микроновеллами, каждая из которых могла бы «прорасти» в самостоятельный рассказ? «Минимальная доля абсурда» как приправа к советскому образу жизни, по мысли героя «Чемодана», просто необходима, иначе «можно свихнуться». Что делает герой, чтобы не свихнуться? Как выражает свое неприятие советского официоза?

  8. Проследите, как в тексте новеллы «Приличный двубортный костюм» показан механизм возникновения анекдотических ситуаций. Зачем автор нагнетает юмористические детали? Роль «шпионского» эпизода в рассказе. Какие новые черты героя мы обнаруживаем в этой новелле?

    8 стр., 3795 слов

    Проблема равнодушия в произведении герой нашего времени. : Эгоизм ...

    ... произведения «Герой нашего времени»? Читаем и разбираемся. Нравственные проблемы Любое произведение и художественная литература ... готовое сочинение. Григорий Печорин - это и есть самый настоящий «герой нашего времени» (да ... душевные переживания под маской равнодушия. Равнодушие, черствость - маска самозащиты. ... Он - создатель первого в русской литературе романа с глубоким философским содержанием. ...

  9. Как рассказ «Офицерский ремень» дополняет представления об автобиографическом герое «Зоны»?

  10. Почему в «Куртке Фернана Леже» рассказана уже не частная история героя, а история двух интеллигентных семей? Смысл названия рассказа. Как бы вы, прочитав новеллу, ответили на вопрос, кто такой интеллигент в понимании Довлатова?

  11. В «Поплиновой рубашке» и «Зимней шапке» герой раскрывается отношениях с сотрудниками, женой, братом. Сравните его поведение с поведением Дмитриева. Что можно сказать о моральных принципах обоих героев? Как вы поняли, почему довлатовский герой не способен на «обмен», «компромисс»?

  12. Можно ли считать рассказ «Шоферские перчатки» кульминацией «Чемодана»? Место новеллы в композиции книги.

Домашнее задание

  1. Попытайтесь написать свой оригинальный рассказ на один из довлатовских микросюжетов, например, «Запорожец» (смотрите новеллу «Номенклатурные полуботинки»).

  2. Письменная работа: «Довлатовский интеллигент и его современнику у Ю. Трифонова».

  3. Сочинение: «Похожим быть хочется только на Чехова» (С. Довлатов).

  4. Исследовательская работа: «Чемодан» как «оглавление» довлатовской прозы.

  5. Рецензия на повесть Ю. Трифонова или книгу С. Довлатова.

БЛЕСК И НИЩЕТА ПОПУЛЯРНОГО ЖАНРА, Тема: МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА (детектив, фантастика, авантюрный роман), Урок 16 «ИГРА С ИСТОРИЕЙ»., По детективу Б. Акунина «Азазель» 1 ., Задания к уроку

  1. Используя «Мифологический словарь», объясните значение Азазель .

  2. Найдите аллюзии на известные произведения классической литературы XIX и XX веков и объясните смысл их проявления в тексте.

  3. Попытайтесь разгадать, какие исторические лица скрываются за псевдонимами в романе Б. Акунина.

  4. Перечитайте 5-ю главу книги пятой второй части романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» («Великий инквизитор») и главу 5-ю третьей части «Преступления и наказания». Вспомните основные положения «теории» Раскольникова и аргументацию позиции Великого инквизитора.

Домашнее задание

  1. Дайте оценку детективным романам Б. Акунина.

  2. Напишите сочинение «Мой любимый детектив».

Урок 17 «ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ ФАНТАСТИКА»., По роману Михаила Успенского «Там, где нас нет» 1 ., Задания к уроку

  1. Дайте определение жанра фэнтэзи.

  2. Отметьте особенности хронотопа романа.

  3. Какие художественные приемы наиболее часто и, с вашей точки зрения, наиболее эффектно использует писатель для создания образов героев, пейзажа, «местного колорита»?

    2 стр., 989 слов

    Кто современный герой детской литературы?

    ... сказок... Чем сейчас можно удивить и порадовать ребятишек из огромного мира публикуемой книгопродукции? И что такое мораль в современном обществе и какие ценности мы бы хотели культивировать ... детская литература. Помимо этого в серии затронуты такие темы, как предрассудки и коррупция». Да, речь идёт о Харри Поттере, придуманного британской писательницей Дж.К.Роулинг. Главный герой, опять ...

  4. Какие языковые «находки» автора показались вам остроумными, какие – изысканными, оригинальными, грубоватыми?

  5. Каковы ваши впечатления от саги о похождениях русского богатыря Жихаря.

Групповые задания

  1. Составьте «словарь топонимов» книги Успенского.

  2. Составьте «ономастикон» романа.

  3. Предложите свой сборник фразеологизмов, поговорок, пословиц и афоризмов, встречающихся в тексте романа, с их толкованием.

  4. Составьте «энциклопедию литературных, мифологических и фольклорных героев», упоминаемых в тексте.

Домашнее задание

Напишите сочинение «По страницам современной фантастики».

Урок 18 «ИГРА В ГЕРОЯ».

По роману М. Веллера «Приключения майора Звягина»., Задания к уроку

  1. Определите «набор качеств», характерный для положительных героев известных вам произведений классической русской литературы.

  2. В чем состоят особенности современной нам эпохи? Какими чертами, с вашей точки зрения, должен обладать герой времени сегодняшнего?

  3. Что, по вашему мнению, входит в содержание понятий герой, герой времени, идеальный герой, антигерой ?

Домашнее задание

  1. Сопоставьте жизненную философию майора Звягина с идеей песни Юлии Кима «Баллада о совести». В чем, по вашему мнению, состоит позиция подлинного интеллигента?

  2. Напишите сочинение на одну из тем:

 Согласны ли вы и известным утверждением, что «добро должно быть с кулаками»? (По роману М. Веллера «Приключения майора Звягина»)

 «Времена не выбирают, / В них живут и умирают». Герой времени и антигерой.

 Как вы понимаете нравственный императив Канта: «Существуют только звезды на небе и нравственный закон внутри человека» (По произведениям русской литературы 1960-1990-х годов).

Заключение

по определению

Если мы последуем этой рекомендации, то не останется ли современный писатель, от школы «утаенный», и вовсе без молодого читателя? А ведь многие из нынешних авторов тесно связаны, корнями срослись с той самой литературой, которую «канонизировала» школьная программа. И достучаться им порой до юной души легче как раз потому, что в их произведениях узнаваемо все: и жизненные реалии, и классические традиции, без которых нынешнюю литературу ни прочесть, ни понять по-настоящему невозможно.

Поэтому нам ближе другой взгляд. Алексей Слаповский с горечью пишет: «Новых авторов никто (или почти никто) не знает. Литературные журналы практически недоступны, книги современных российских писателей выходят мизерными тиражами. В домах появляется литература чаще всего лоточная» 2 . Еще одна грустная консультация3 : «Насколько люди разбираются в «учительской литературе»4 , настолько же они не имеют представления о современной прозе. Изменилось культурное поле, являющее совокупность читательских приоритетов».

Причины равнодушия к современной литературе называются разные, но, не в сущности, все дело в том, что «мы ленивы и нелюбопытны».

разбудить читательское любопытство

ПРИЛОЖЕНИЕ, План анализа эпизода

1. Место эпизода в композиции произведения.

2. Композиция самого эпизода.

3. Как в данном эпизоде представлены главные герои.

4. Особенности детализации в данном эпизоде.

5. Особенности стиля, языковые особенности, проявившиеся в эпизоде.

6. Роль эпизода в раскрытии проблематики произведения.

Примерный план рецензии

1. Решить, какой вид рецензии должен быть написан:

  • а) критическая или публицистическая статья;
  • б) ЭССЕ, т.е.

лирическое размышление, в большей степени чувства самого рецензента, чем истолкование произведения;

  • в) развернутая аннотация;
  • г) обзор или обозрение (когда надо говорить о нескольких произведениях).

2. Помнить, что в любом виде рецензии обязательными составляющими являются следующие части:

  • а) отзыв;
  • б) анализ произведения, хотя бы частичный;
  • в) оценка прочитанного.

3. при анализе (критическом разборе) произведения обратить внимание:

  • а) на творческую историю произведения, отражение в нем определенной эпохи;
  • б) на название произведения;
  • в) на многообразие человеческих характеров.

4. Можно рассмотреть:

  • а) композицию, особенности сюжета;
  • б) ключевые, кульминационные или особо впечатлившие вас эпизоды;
  • в) художественные особенности произведения.

5. Попытайтесь определить:

  • а) авторскую позицию;
  • б) какие литературные традиции продолжает и развивает автор.

6. Оценка прочитанного и проанализированного вами произведения может быть выражением чувств, пожеланий, обращенных к другим читателям и даже автору.

7. Следует учесть:

а) развернутая аннотация включает не только перечисленное, но и требует отдельного рассмотрения полиграфического исполнения, мастерства иллюстратора и др.

Опорный план обзора

Обзор наиболее сложный вид рецензии, рекомендуемый только учащимся, которые обладают кругозором и особым интересом к современной литературе.

1. обзор (обозрение) можно сделать, рассмотрев периодические издания или несколько художественных произведений, объединенных темой, временем написания, жанровой принадлежностью и др.

2. При обзоре периодического издания необходимо обратить внимание на:

  • а) адресат издания;
  • б) структуру и постоянные разделы издания;
  • в) рассмотрите наиболее интересный для вас раздел или произведение, оцените его с позиции актуальности и художественной значимости.

3. Дайте рекомендации.

Список литературы для учителя

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/po-rasskazu-vanda-banda/

  1. Бассель Нафтолий. Метаморфозы обыденного, или “Странная проза” Михаила Веллера // Вечерний Таллин. 20.02.89.

  2. Белокурова С.П., Друговейко С.В. Русская литература. Конец ХХ века. Уроки современной русской литературы: Учеб.-метод. пособие. СПб.: Паритет, 2001.

  3. Бердышева Л.Р. О содержании элективного курса по современной русской литературе // Интернет-журнал «Эйдос». 2004. 15 апреля. www.eidos.ru/journal/2004/0415.htm . В надзаголовке: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: [email protected]

  4. Богданова О.В. Современный литературный процесс (К вопросу о постмодернизме в русской литературе 70–90-х годов ХХ века): Материалы к курсу «История русской литературы ХХ века (часть III)». СПб.: Филолог. ф-т Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2001.

  5. Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003.

  6. Вуколов Л.И. Современная проза в выпускном классе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2002.

  7. Ермолин Е.А. Антон Чехов и русская проза начала ХХI века // www.auditorium.ru

  8. Жирмунский В.М. Избранные труды. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977.

  9. Катаев В.Б. Игра в осколки: Судьбы русской классики в эпоху постмодернизма. М.: Изд-во МГУ, 2002.

  10. Курицын В. Русский литературный постмодернизм // www.quelman. ru/slava/index. html

  11. Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики. Екатеринбург, 1997.

  12. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3 кн. Кн. 3: В конце века (1986–1990-е годы): Учебное пособие. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

  13. Маркова Т.Н. Проза конца ХХ века: Динамика стилей и жанров. Материалы к курсу истории русской литературы ХХ века. Челябинск, 2003.

  14. Маркова Т.Н. Современная проза: конструкция и смысл (В.Маканин, Л.Петрушевская, В.Пелевин): Монография. М.: Изд-во Моск. гос. обл. ун-та, 2003.

  15. Немзер А. Замечательное десятилетие (О русской прозе 90-х годов) // Новый мир. 2000. № 1. С. 199–219.

  16. Супрун А.Е. Текстовые реминисценции как языковое явление // Вопросы языкознания. 1995. № 6. С. 17–29.

  17. Тух Б. Первая десятка современной русской литературы: Сб. очерков. М.: ООО «Издательский дом “Оникс XXI век”», 2002.

  18. Фатеева Н.А. Типология интертекстуальных элементов и связей в художественной речи // Изв. РАН. Сер. лит. и языка. 1998. Т. 57. № 5. С. 25–38.

  19. Чалмаев В.А. «Русская проза 1980-2000 годов на перекрестке мнений и споров». «Литература в школе», №4, 2002 г.

  20. Черногрудова Е.П. (Борисоглебск).

    Связь лингвистического и культурологического аспектов: понятие интертекстуальности // www.pn.pqlu.ru

  21. Штейн Б.С. Русская проза на рубеже веков. М.: Илекса, 2004.

  22. Щербакова И., Хадынская А., Майракова Н., Ткаченко О. Современная русская литература. Литературный процесс 1960–1990-х годов: Программа спецкурса. Планирование. Материалы к урокам // Литература. 2003. № 33.

В разработке элективного курса использованы материалы публикаций в журналах «Новое литературное обозрение», «Вопросы литературы», «Новый мир», «Знамя», «Континент», «Книжное обозрение», «Зеркало», газете «Литературная жизнь Москвы», статей в литературном приложении «Ex-Libris» к «Независимой газете», а также по сетевым источникам (; «Современная русская литература» Вяч.Курицына и «Курицын-weekly» — ; «Вавилон» — ; сетевые журналы — «Словесность», «Круг чтения» «Русского журнала», «Text Only».