Подготовка к сочинению-допуску по рассказу Л.М.Куликовой «Свиделись». Направление «Равнодушие и отзывчивость»

Сочинение
  • Ребята, обратите внимание на эпиграф, который я взяла к сегодняшнему уроку. Как вы думаете, о ком сказал Максим Горький?

  • Сегодня мы познакомимся с рассказом Людмилы Михайловны Куликовой «Свиделись». Понятно ли вам название рассказа? Предположите, о чём пойдет речь в произведении с таким названием.

II. Чтение с остановками и беседа

Чтение первого фрагмента

  • Прочитайте начало рассказа, описывающее семейный вечер. Выделите самые важные детали, раскрывающие суть ценностей в семье Толика.

В новой квартире пахло влажными обоями. Запах был приятен. Он связывался с уверенностью в завтрашнем дне , надёжностью и чувством владения семьюдесятью квадратными метрами жилой площади. Впервые за долгие годы скитания по съёмным квартирам отпустил Толика подспудный страх быть выселенным по прихоти хозяев. Даже многодневная нервотрёпка при подготовке к переезду не смогла испортить ему приподнятого настроения. С обретением квартиры показалось Толику, что он застолбил место на земном шаре и теперь никогда не умрёт.

  • Что произошло в семье героя?

  • Что испытывает герой?

  • Предположите, сколько лет Толику. Почему вы так решили?

Чтение второго фрагмента

По случаю новоселья Анюта испекла рыбный пирог с яйцом и зелёным лучком. Поставила его на середину стола, за которым собралась семья Титовых: отец, мать да четверо ребятишек. Анюта раскраснелась, хозяйничая; разливала чай, нарезала куски, шутила с детьми. Дети звенели ложками о чашки, размешивая сахар, и с нетерпением поглядывали на поблескивающий коричневой коркой рыбник. Толик смотрел на семью и был счастлив. «Как в детстве у мамы» , — неожиданно подумал он и почувствовал, как только что переживаемое счастье затуманилось и потеряло лоск, будто червячок поселился в совершенном яблоке. Начал вспоминать, когда последний раз писал матери. Кажется, в год рождения первенца . Сейчас Алёшке тринадцать . Виделся с матерью сразу после армии , потом уехал за тридевять земель на стройку. С их последнего свидания прошло двадцать четыре года .

— Налетай! – задорно призвала Анюта, села на стул и отхлебнула несколько глотков чая. Сынишки зачавкали, озорно переглядываясь и перемигиваясь, захлюпали ртами, втягивая горячий янтарный напиток, и заёрзали на стульях.

Оживление за столом немного расслабило Толика, он с благодарностью принял у жены большой кусок пирога и стал не спеша есть.

  • Сколько же лет Толику?

  • Почему автор называет его таким детским именем?

  • В чём счастье Толика? Можем ли мы его за это осуждать?

  • Когда подмена истинных ценностей вызывает наше осуждение?

  • Что нарушает идиллию семейной жизни?

  • Почему именно сейчас, во время чаепития, когда вся семья счастлива, Толик вдруг ощутил, что «переживаемое счастье затуманилось и потеряло лоск»?

  • Сколько лет он не писал матери? Как это его характеризует?

  • Когда последний раз виделся с матерью?

Чтение третьего фрагмента

— Анют, а где синяя папка с письмами?

— Я ещё три картонных коробки не разобрала. Наверное, в одной из них.

— Найди мне её.

— Срочно надо или подождёшь?

— Срочно.

Ребятишки уминали по второму куску, Анюта подливала в чашки, улыбкой откликаясь на весёлый детский гомон. Титовы дружно доели и допили. Первая трапеза в новой квартире оказалась неимоверно вкусной и укрепила ощущение счастья .

Чтение четвёртого фрагмента

Спустя час сидел Толик за кухонным столом и просматривал содержимое папки. В ней хранились несколько писем от сослуживцев, штук двадцать армейских фотографий и весточка от мамы . Когда он уходил в армию, матери исполнилось пятьдесят . Она писала ему длинные послания, перечисляя деревенские новости и какие-то мировые сенсации, шутила по-простому, по-бабьему и неизменно заканчивала своим обычным: «Сыночку Толеньке от мамы Оленьки ». Молодого солдата раздражали эти письма, он их прочитывал бегло, рвал на мелкие куски и выбрасывал в урну. Интересней читать письма от девчонок, которые сотнями доставляла армейская почта на имя «самого красивого» или «самого весёлого» солдата. Толик пожалел сейчас о тех уничтоженных письмах. Сердце будто в размерах уменьшилось – до чего неприятное чувство сжало его. Он взял в руки единственное сохранённое письмо матери, оставшееся с давних времён. Развернул. «Здравствуй, дорогой сынок Толик. Дошла до меня весть, что твой отец, от которого ты родился, помер. Уж и не помнишь его, поди. Малой ты был, когда он нас оставил. Так папаня твой и не удосужился сынка увидать, а ведь ты ему кровный. И я тебя уж столько лет не вижу. Не знаю, свидИмся ли ещё ». А внизу добавлено: «Сыну Толе от мамы Оли». Присказку поменяла, — отметил про себя Титов.

  • Что узнаём о Толике из этого фрагмента?

  • Какой предстает мать в воспоминаниях героя?

  • Как эти воспоминания характеризуют самого героя?

  • Почему меняется подпись матери « Сыночку Толеньке от мамы Оленьки» на « Сыну Толе от мамы Оли»?

  • Какое чувство вызывает у нас мать Толика? Почему?

Чтение пятого фрагмента

— Анют, отпустишь меня? Мать надо навестить.

— Как не вовремя! Столько работы в квартире и денег на поездку нет – всё переезд сожрал.

— Что, совсем нет?

— Нет. Я зарплату получу через две недели, твои отпускные на ремонт квартиры ушли, получка у тебя только через месяц. Едва на еду до моей зарплаты хватит.

— Значит, у Симоновых надо в долг брать.

— Что ж так приспичило? Столько лет словом не вспоминал и вдруг – «поеду»! А мне одной с четырьмя бойцами по детсадам-школам мотаться и на работу успевать бегать.

— Чувство у меня нехорошее, Анют. Отпусти! С детьми попрошу Любу Симонову пособить. Если уж брать в долг, то – по полной. А, Анют?

— Да езжай уж, горемыка! – Анюта обняла мужа, прижалась щекой к его щеке, постояла так немного и пошла в комнаты, тешась мыслями об улучшении семейного быта.

  • Давайте еще раз поговорим о жизненных ценностях. Ради чего живет эта семья?

  • Это плохо или хорошо? Почему?

  • Как относится к свекрови Анюта? Можем ли мы её осуждать?

  • А Толика надо осуждать? Почему?

Чтение шестого фрагмента

Дорога заняла три тягучих дня. Толику странно было думать, что он едет домой, к маме. Столько лет не был в этих краях! Добирался сначала поездом, потом автобусом, на попутке и пешком. Он преодолевал последние сотни метров, ведущие к родной избе. Шёл странной походкойна ватных ногах, часто вздыхал полной грудью, пытаясь уменьшить волнение , и внимательно смотрел окрест. Деревня изменилась. Обветшали и вросли в землю избы. Все постройки были одного цвета — серого. Кое-где ровными грядками зеленели огороды, но в основном – запустенье, безрадостное, вымороченное отчаяньем . С трудом узнал родительский двор, подошёл к выгнутому дугой штакетнику, толкнул калитку, сделал несколько шагов и остановился посреди небольшого подворья. Огляделся, вздохнул ещё раз , прошагал к избе и ступил на порог. Дверь оказалась незапертой. Пересёк сени, торкнул ещё одну дверь и вошёл в сумрак горницы.

  • Опишите состояние Толика при приближении к родной деревне.

  • Что видит он вокруг? Изменилась ли деревня?

  • Какие чувства он испытывает? Как это описано в тексте? Чего ждёт от встречи?

Чтение седьмого фрагмента

— Есть кто живой? – спросил тихо.

— А как же! Я живая, – раздался голос из чёрнеющего угла.

Глаза Толика скоро привыкли к темноте, и он различил фигуру старушки, примостившуюся на краю кровати.

Толик опустил рюкзак на пол и присел на скамью.

— Из собеса будете? – спросила мать.

— Нет.

— Летом привезли чурки и уж месяц, поди, жду, когда кого-нибудь пришлют дров наколоть и в сени перенесть. В прошлом году зима была суровая, еле дотянула, думала, заиндЕвею в ледяной избе. Эту зиму ожидаем слабую, но без дров и мягкая зима жёстко постелит.

— Давайте я вам дров наколю! – вскочил Толик, неожиданно для себя назвав мать на «вы».

— Сиди. Успеется. Чай, по другому делу пришёл. Чует моё сердце, что снова про пенсию новость плохую принёс. Мародёрствуют начальники. Зачем у бабки последнее отбирать? Ить той пенсии с гулькин нос.

— А на что вы живёте?

— Из собеса шефствуют надо мной. Раз в неделю приезжают, хлеба и молока привозят. А когда и крупы с маргарином. Мало, конечно. Да я экономная, тяну до следующего раза.

— А чем вы занимаетесь?

— Что?

— Что делаете?

— Сижу.

— Нет, я не про то, что вы сейчас делаете. Я про то, чем вы каждый день занимаетесь?

— Сижу. Что ещё делать? А ты по какому делу, мил человек?

На чьём-то дворе залаяла собака, кудахтнула курица, а с неба донёсся гул летящего над облаками самолёта.

— Сын я ваш, Ольга Герасимовна.

— Сы-ы-ын? – недоверчиво протянула старушка, — Нету у меня сына. Пропал он .

— Как пропал?! Вот он я! Неужто не узнаёте? Посмотрите внимательно.

— А мне теперь смотри–не смотри – всё одно. Ослепла я.

Как – ослепли?!

— А вот так. Не вижу ничего. В темноте живу. Уж приноровилась да и экономия опять же – электричество не трачу. Другие копеечку за свет отдают, а у меня копеечек нету. Правильно Господь рассудил: чем государству за электричество задалживать, лучше пусть бабка ослепнет.

  • Как встретился сын с мамой после долгой разлуки?

  • Что спрятано в местоимении «вы », с которым герой обращается к матери?

  • Почему не сразу признается, что он её сын?

  • Почему все-таки говорит матери о том, что он её сын?

  • Зачитайте строчки, в которых говорится о жизни Ольги Герасимовны.

  • Жалуется ли она на своё житьё?

  • Ждала ли она сына?

  • Что чувствует сын во время её незамысловатого рассказа? Испытывает ли раскаяние?

Чтение восьмого фрагмента

— Я выйду на минутку?

— А чего ж, выходь.

Серо, неприглядно и бесприютно выглядело подворье. Подул ветер и охолодил слёзы на щеках взрослого сына. Завыл бы мужик, да постеснялся чувства оголить. Скрипнул зубами, вытер слёзы рукавом , высморкался в сторону и пошёл к сараю. Там увидел гору берёзовых чурок. В сарае отыскал топор, выбрал чурку покрупнее и начал колоть на ней дрова.

С работой Толик справился к вечеру . Дрова ровнёхонько уложил по обе стороны просторных сеней, взял несколько поленьев и затопил печь.

— А кто вам печь растапливает? – так и не решаясь назвать старушку мамой, поинтересовался Толик.

— Сама. У меня на пальцах за столько лет короста от ожогов образовалась, так что если суну руку в пламя, то уже не больно.

Разогрели еду в кастрюльке, на раскалённые круги печной плиты поставили чайник. Ольга Герасимовна стояла у стола и накладывала в тарелки кашу. Толик окинул взглядом её фигуру и поразился изменениям. Худенькая, седая, беззубая старая женщина небольшого росточка с невидящими глазами, улыбающимся лицом и обожжёнными пальцами была его мамой. Он спинным мозгом ощутил течение времени, а взглядом успел уловить, как начинают блекнуть очертания фигуры матери, истекая в небытие . Толик мотнул головой, прогоняя видение, и спросил:

— Я переночую у вас?

— А чего ж, ночуй.

  • Что ещё узнает сын о житье своей старой матери? Появляется ли в этот момент хотя бы капля раскаяния в душе сына?

  • Каково его состояние?

Чтение девятого фрагмента

После ужина отправился Толик в боковую комнатёнку на старый диван. Лампу не стал зажигать, нашарил в потёмках одеяло, лёг не раздеваясь, укрылся по самый подбородок и крепко задумался. Не затем он сюда приехал, чтоб каши отведать. Рассказать бы ей про все его заботы, про то, как гробился на тяжёлых работах — себя не жалел, чтоб лишнюю копейку иметь . Как прежде, чем жениться, денег поднакопил на шикарную свадьбу и на машину – завидным женихом был. Пахал по две-три смены, хватало и на оплату съёмных квартир, и на шубу молодой жене и на кооператив откладывал. На море семью возил и не раз. Четверых сыновей родил, и у каждого – своя сберкнижка на образование. Квартиру купил, наконец. Большую, просторную. Не просто так всё далось, ох не просто ! Толик долго ворочался с боку на бок, вздыхал, кашлял, потом поднялся рывком и пошёл на ощупь в горницу . На фоне светлеющего окошка увидел чёрный силуэт матери, сидящей в своей извечной позе на краю кровати.

  • Чему посвящена жизнь Толика?

  • Что для него и его семьи важнее всего?

  • Почему мы, понимая, что добывание денег на содержание семьи – это неплохо, всё-таки осуждаем Толика?

  • Что потеряв в этом мире герой?

  • Почему Толик не рассказывает матери о своей семье?

  • Почему не спит он?

  • Почему не спит мать?

Чтение десятого фрагмента

— Не спите?

— Не сплю.

Он набрал воздух в лёгкие, чтоб одним махом выложить матери историю своей трудной жизни, как вдруг услышал:

— Я ить не знаю, кто ты такой. Помирать не боюся, смерти каждый день жду. Господь не торопится меня забирать, и ты Eго не торопи.

— Зря вы так. Ничего плохого я вам не сделаю… Как мне доказать, что я ваш сын?

Зачем доказывать? Сыновья – они о родителях пекутся, так же, как родители о них когда-то пеклись. Я своего до самой армии пестовала . В девятнадцать призвали его. Пока был в армии, письма писала, думами была с ним. А после армии приехал на два дня, с тех пор его не видела. Знаю, что сынок у него родился.

— Теперь уже четверо.

— Воон как! А ты откуда знаешь?

— Ольга Герасимовна, я, я – сын ваш. Помните, когда мне пять лет исполнилось, вы щенка подарили? Я его вечером с собой в постель брал, а вы ругались.

— Нет, не помню.

— А вот шрам на локте. Потрогайте! Вы обед готовили, а я под руками вертелся и нечаянно прислонился к раскалённой кочерге. Вы мне несколько дней маслом подсолнечным ожог смазывали.

— Не помню.

— А друга моего Ваську Петренко помните? Он тоже безотцовщиной был. С матерью его, правда, вы не ладили.

— Не помню, мил человек.

— Да как же так! Я и лицом на вас похож. Я – сын ваш, а вы – мать моя.

У старушки дрогнули веки. Толик не видел этого — темнота надёжно скрывала выражение лица матери.

— Однажды я влюбился. Мне было четырнадцать, а ей двенадцать. Я привёл «невесту» домой и сказал, что теперь она будет жить с нами. Вы прогнали «невесту» и отлупили меня. Помните?… Неужели ничего не помните? Как же так – забыть такое!.. . Я заберу вас к себе.

— Нет, мил человек, мне здесь привычнее. Я хоть и слепа, но каждый уголок знаю, каждую стеночку. Ты иди спать, не тревожься. Утром поедешь.

  • В словах «Как мне доказать, что я ваш сын?» звучит обида. На что обижается Толик?

  • Так ли страшно, что мать не помнит его друга, его шрам, щенка, с которым Толик спал когда-то? Не помнит или не хочет вспоминать? Почему?

  • Ждала ли мать сына?

  • А что забыл Толик?

Чтение одиннадцатого фрагмента

Толик проснулся с больной головой. Не думал, что так повидается с матерью. Ожидал чуть ли не праздничной суеты, слёз радости, ахов и охов . А оно, вишь, как получилось. Не признала мать сына своего . Ехал сюда с тяжёлым сердцем, а уезжает с глыбой на душе. Что-то подсказывало ему, повиниться надо перед матерью, но не чувствовал сын вины своей перед нею, значит, и каяться было не в чем. От чая, предложенного матерью, отказался. Закинул рюкзак на плечо, подошёл к ней, не решаясь обнять на прощанье. Всматривался в морщинистое лицо и чувствовал, как слёзы наворачиваются на глаза.

— Поехал я.

— Доброго пути.

Ступил на подворье, оглянулся. В окне увидел мать. Лицо её казалось печальным. Отворил калитку и зашагал широким шагом по улице в сторону околицы. Чем дальше уходил от деревни, тем легче становилось. Чикнул воображаемым ножом, отрезал широкий ломоть жизненного хлеба, бросил его на дорогу и сразу же успокоился. «У каждого своя судьба. А мне семью поднимать надо», — сказал сам себе Толик и зашагал ещё быстрее, мысленно отправляясь туда, где был его дом, жена и дети.

Ольга Герасимовна долго сидела на своём посту у окна. Ни разу не шелохнулась. Наконец, произнесла:

— Вот и свиделись, сынок. Успел-таки.

  • Почему герой ТАК уехал из родного дома?

  • Было ли в чём каяться?

  • Почему же он не чувствует своей вины перед матерью, а значит, и каяться ему не в чем?

  • Придёт ли к нему раскаяние?

  • Каково ваше отношение к Толику – мужу и отцу и к Толику-сыну? Почему оно разнится?

  • Чем страшно равнодушие главного героя? Можно ли его оправдать?

III. Работа в группах

Задание всем:

Каждая группа получает тему сочинения.

Задачи:

1) написать вступление, опираясь на ключевые слова в теме,

2) написать довод-тезис, который будете доказывать,

3) составить тезисный план основной части, в котором будут содержаться основные доказательства,

4) написать заключение.

Группа 1., Тема сочинения: «, Группа 2., Тема сочинения: «, Группа 3., Тема сочинения: «, Группа 4., Тема сочинения: «

Группа 5

Тема сочинения: «, Группа 6., Тема сочинения: «

IV. Проверка групповой работы.

V. Домашнее задание

Написать сочинение на одну из данных ниже тем, используя в качестве аргументов рассказ Л.М.Куликовой «Свиделись» и рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма»

1. Согласны ли Вы с утверждением Б.Шоу: «Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности»?

2. Как Вы понимаете высказывание А.П. Чехова: «Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть».

3. Согласны ли Вы с утверждением Ги де Мопассана: «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери»?

4.Что можно привести к равнодушию?

5. Согласны ли вы с утверждением М.Горького: «Равнодушие смертоносно для души человека»?

6. Как Вы понимаете слова Хелен Келлер: «Наука изобрела лекарство от большинства наших болезней, но так и не нашла средства от самой ужасной из них — равнодушия»?

3