Сочинение по литературе. Отец и сын кирсановы в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
“Отцы и дети” — одно из центральных произведений И. С. Тургенева. Он писал этот роман в тревожный и, пожалуй, самый драматический период жизни: конфликт с Н. А. Некрасовым и Н. А. Добролюбовым, уход из “Современника”. Ни одно произведение великого писателя не вызывало столько споров, такой бурной реакции.
Принято считать, что название романа содержит лишь идеологический и социальный смысл: на смену аристократическому дворянству пришло поколение разночинцев. Но ведь в книге есть две пары “отцов и детей”, соединенных кровными узами: Базаровы и Кирсановы. Поэтому тема наследования приобретает не только социальное, но и семейное звучание.
Итак, Николай Петрович и Аркадий Николаевич Кирсановы.
Отец Кирсанов не похож на своего блистательно-аристократического брата: ни внешнего шарма, ни романтической биографии, ни загадочной любви. Напротив, все просто и обыденно. По причине хромоты Николай Петрович в юности определен по “штатскому делу”. Пришло время — Николай Петрович женился, стал любящим мужем, заботливым отцом, хозяином поместья. Когда умерла любимая Машенька, “едва вынес этот удар”, за несколько недель стал седым. Значит, чувства в его душе не менее глубоки, чем неземная страсть старшего брата к таинственной Нелли! Просто направлены они на семью, детей, дом. Жизнь отца Кирсанова внешне ничем не примечательна. Но есть что-то в этом “сером, пухленьком” человечке, что вызывает к нему уважение. Это “.что-то” — верность жизненным принципам, которые отличаются от “принсипов” старшего брата. Николай Петрович верен своему предназначению главы семьи, хозяина. Как когда-то его отец, он повез Аркадия в Петербург учиться, как принято издавна, он живет спокойной жизнью, ведет хозяйство. Но это не просто обыватель, в нем сохраняется и свежесть чувств, и тяга к прекрасному, и даже интерес к новому. Поэтому он испытывает любовь к юной Фенечке, играет на виолончели, живо реагирует на споры брата с Базаровым.
Николай Петрович — отец в полном смысле этого слова. По этой причине его отношения с Фенечкой не имеют ничего общего с обычной “проказой” барина, соблазнившего бедную девушку. В привязанности к Фенечке, в любви к маленькому Мите он сумел сохранить достоинство, и свое, и любимой женщины.
Казалось бы, Аркадий — достойная смена отца, даже свадьбы отца и сына пришлись на один день. Но, если присмотреться внимательнее, можно утверждать: Аркадий уступает Николаю Петровичу.
Николай Петрович — это я…» — (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети)
... семья: жена, маленький сын Митя, Аркадий – продолжатель и помощник. Николай Петрович Кирсанов превыше всего в жизни ... Кирсанову чужды сословные предрассудки, для него главное – голос сердца, души. Николай Петрович по-настоящему добр и ... брат героя, как и брат Тургенева, учился в военном заведении, и все прочили ему блестящую карьеру. Тургенев показывает, что Николай Петрович способен на глубокие и ...
Старший Кирсанов живет по своим принципам, по своим понятиям, просто и достойно. Даже брат и сын не могут руководить этим мягким и деликатным человеком. Аркадий же постоянно от кого-то зависит, кому-то подражает. Вот он вслед за Базаровым заявляет: “Мы не признаем авторитетов”. А затем явно робеет перед уверенностью Анны Сергеевны. Вот он возмущается словами Базарова: “Нравится тебе женщина… старайся добиться толку; а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля неклином сошлась!”. Однако в конце концов поступает именно так: поняв, что Одинцова им не интересуется, “переключается” на более доступную Катю. Этим, кстати, Аркадий отличается от Базарова, способного на глубокое чувство.
В отличие от Николая Петровича, чей характер раскрыт Тургеневым достаточно разнообразно: в горе, слезах, любви, счастье, смущении, — личность Аркадия, как мне кажется, весьма ординарна, бесцветна. Даже желание быть значительным в сцене объяснения с Катей (26-я глава) оборачивается позерством и пустословием. Создается впечатление, что Аркадий повторяет чьи-то чужие, где-то вычитанные слова: “Желаю быть полезным, желаю посвятить все силы истине…”.
Общеизвестно: дети должны идти дальше отцов. Аркадий же не только не превзошел Николая Петровича, но и, по-моему, явно проигрывает в сравнении с ним. Думаю, что, достигнув возраста сорока четырех лет (именно столько Николаю Петровичу в момент встречи с сыном), Аркадий не сможет сохранить в душе “и грусть, и порывы первой любви”, не будет любоваться “солнечными лучами”, которые “обмывали стволы осин таким теплым светом, что они становились похожими на стволы сосен”. Не испытает этот “рьяный хозяин” всего того, что сумел увидеть и почувствовать его такой незатейливый с виду “хроменький” отец.
Сочинение на тему отец и сын , ОТЕЦ И СЫН БОЛКОНСКИЕ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»
В книге два отца и два сына Болконских. В сочинении речь пойдет и о старом князе Болконском, его взаимоотношениях с сыном, и о князе Андрее в роли отца. Только в теме следует видеть не просто семейную проблематику, связанную в книге Толстого также и с образами Ростовых, Курагиных, сюжетом «Эпилога», но и особый библейский отсвет. Тема Бога-отца и Бога-сына с особой силой звучит в «Эпилоге», в эпизоде клятвы Николеньки. Но сначала рассмотрим образы двух старших Болконских. Князь Николай Андреевич — человек безусловно незаурядный, один из тех, кто в XVIII веке строил мощную российскую государственность, приближенный Екатерины II, генерал-аншеф, занимавший видное положение именно благодаря талантам, а не стремлению сделать карьеру. Он один из тех, кто служил Отечеству и никогда не прислуживался, о чем говорит его отставка и даже ссылка при Павле. В его облике отразились черты знатного и богатого деда Толстого по матери, генерала Н. С. Волконского, гордеца, атеиста, о котором существует легенда, что он попал в немилость, отказавшись жениться на любовнице Павла, за что и был сослан сначала в далекий северный Грумант, а затем в свое имение под Тулой. Болконский — старинный княжеский род, Рюриковичи, аристократы, которым и царская фамилия — не указ, они по праву гордятся своим более древним родом и заслугами перед Отечеством. Высокое понятие о чести, гордость, независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по наследству и своему сыну. Оба презирают выскочек, карьеристов, типа Курагина, хотя единственное исключение Болконский, видимо, делал для старого графа Безухова, принадлежащего, по всей видимости, к новой знати, к фаворитам Екатерины (прототипом его до некоторой степени был граф Безбородько).
Анализ стихотворения Андрея Белого «Любовь»
... Андрей Белый больше двух лет жил за границей, где создал два сборника стихов, которые были посвящены Александру Блоку и Любови Менделеевой. ... роли потенциального борца за обновление жизни. История создания стихотворения Андрея Белого В 1908 г. Российская империя находилась между двумя ... так же разбитые клумбы. На старом балкончике хмель по ветру качается сонный, да шмель жужжит у колонны. Весна. ...
Титулы этих «новых людей» были, как и их богатство, не родовыми, а пожалованными. Дружба с Пьером, сыном старого Безухова, досталась князю Андрею, видимо, тоже по наследству от дружбы его отца с отцом Пьера. Надо еще отметить, что оба Болконских — разносторонне образованные, одаренные люди, которым близки идеи гуманизма и просветительства, гуманно относятся они и к своим крепостным, несмотря на внешнюю строгость и требовательность к себе и окружающим. Княжна Марья знала, что крестьяне ее отца были зажиточными, что нужды мужиков в первую очередь учитывались отцом, что побуждает ее в первую очередь заботиться о крестьянах при отъезде из имения ввиду нашествия неприятеля. При сравнении князя Андрея и его отца, однако, забывают, что характеры и того и другого даны в развитии. Князь Андрей, конечно, шагнул гораздо дальше Николая Андреевича, к которому питает неизменно уважение и которым восхищается (недаром он просит отца при своем отъезде на войну не оставлять внука).
Отец Болконский верил в прогресс и будущее величие Родины, которому служил всеми силами. Болконский-сын — главный идеологический герой Толстого — скептически относится к государству и власти вообще. Высокая идея служения Отечеству, воодушевлявшая его отца, трансформируется у князя Андрея в идею служения миру, единения всех людей, идею всеобщей любви и объединения человечества с природой. Старый князь живет в России, а его сын ощущает себя гражданином, даже лучше сказать частью Вселенной. Он совершает подвиг, но не подвиг патриота. Это подвижничество апостола, и недаром Толстой наделяет его апостольским именем — Андрей, но имя это — синоним слова Россия, ведь апостол Андрей — покровитель России, предсказавший населявшим эти земли славянам великое будущее. Россия должна дать миру пример любви и непротивления, открыть новую эпоху единения всех людей, продолжая завет Христа: «несть ни эллина, ни иудея…» Христианство было шагом вперед в духовном развитии человечества, потому что признавало всех людей братьями во Христе, сыновьями единого Бога, не выделяло какой-то избранный народ. В этом смысле толстовский апостол Андрей проклинает войну, не разделяя войны на справедливые и завоевательные.
Война — это убийство, по мнению героя Толстого, а убийство всегда (на любой войне) противно Богу и закону любви. Во имя этих идей и принимает мученическую смерть толстовский апостол Андрей со своим полком, не сделавшим ни единого выстрела, но выстоявшим. Надо сказать, что старый князь, сначала несколько скептически относившийся к этим апостольским, подвижническим устремлениям своих детей — сына, в котором он с тревогой находит что-то большее, чем беззаветное служение Отечеству, и христианки-дочери, — под конец жизни, пожалуй, склонен признать их правоту. Сначала отец весьма суров к князю Андрею и княжне Марье, в которых, при всей их преданности отцу, чувствуется какая-то духовная самостоятельность. Отец издевается над религиозностью княжны, в сыне же он вообще с тревогой и внутренним неприятием находит какие-то непонятные для себя духовные ресурсы и стремления. Отец, например, одобряет стремление князя Андрея к славе, его отъезд на войну в 1805 году, но объясняет это желанием «Бонапарта завоевать». Привив своему сыну нравственную чистоту и серьезное отношение к семье, старик Болконский, однако, вовсе не принимает в расчет его чувство к Наташе, всячески стараясь воспрепятствовать новому браку сына.
Образ и характеристика Андрея Болконского в романе Война и мир Толстого
... он возвращается на войну. В Бородинском сражении князь получает смертельное ранение. Рядом с ним оказывается Курагин, которого он ненавидел и хотел убить. Но в тот момент Болконский осознает, что испытывает ... Отец молодого человека первым воспротивился браку. Старик понимал, что внуку Коле нужна мать, а избранница сына была юной и не опытной. Кутузов предложил Андрею отправиться с ним в ...
Да и переживания князя Андрея по поводу непонимания со стороны Лизы отец проницательно замечает, и тут же утешает сына тем, что «они все такие». Одним словом, с точки зрения старого князя, любви нет, есть только строгое исполнение долга. Для старого Болконского в князе Андрее слишком много живой жизни, духовной утонченности, стремления к идеалу. Дочь же Болконский-отец и вовсе не хочет выдавать замуж, не веря в возможность счастья в браке, считая также, что для продолжения фамилии достаточно одного внука — ребенка князя Андрея и Лизы. Однако перед смертью обычная жесткость старого князя по отношению к детям исчезает. Он просит прощения за искалеченную жизнь у дочери и заочно — у сына. Княжна Марья еще будет счастлива, а о сыне старый князь говорит перед смертью пророческие слова: «Погибла Россия!» Может быть, он только сейчас понял, что сын его принес в мир идею более великую, чем патриотизм и служение отечеству. Продолжать идеи своего отца будет другой Николай Болконский — Николенька. В «Эпилоге» ему 15 лет. Шести лет он остался без отца. Да и до шести лет мальчик не много провел времени с ним. В первое семилетие жизни Николеньки его отец участвовал в двух войнах, надолго задержался за границей из-за болезни, много сил отдал преобразовательной деятельности в комиссии Сперанского (чем был горд старый князь, наверняка огорчившийся бы, узнай он о разочаровании князя Андрея в государственной деятельности).
Умирающий Болконский оставляет своему сыну что-то вроде старинного зашифрованного завещания о «птицах небесных». Он не произносит этих евангельских слов вслух, но Толстой говорит, что сын князя все понял, даже больше, чем мог бы понять взрослый, умудренный жизненным опытом человек. В качестве «птицы небесной», которая в Евангелии есть символ души, не имея «образа и формы», но составляя одну сущность — любовь, —приходит, как и обещал, князь Андрей к Николеньке уже после своей смерти. Мальчику снится Отец — любовь к людям, и Николенька дает клятву принести себя в жертву (недаром вспоминается Муций Сцевола) по повелению Отца (Отец — слово, написанное, разумеется, не случайно с большой буквы).
Так «Война и мир» завершается темой Отца и Сына, темой апостольского служения Богу, темой единения людей. Толстой не дает отчетливых контуров христианской идеи, потому что Андрей у него — апостол новой, толстовской религии. Это очень подробно показано в книге Б. Бермана «Сокровенный Толстой». Но главное — тема Отца и Сына, очень важная для русской литературы («Отцы и дети»), в «Войне и мире» развернута не как тема блудного сына, а как тема божественного служения Бога-сына Богу-отцу.
Отец и сын Болконские в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
... Болконский-сын — главный идеологический герой Толстого — скептически относится к государству и власти вообще. Высокая идея служения Отечеству, воодушевлявшая его отца, трансформируется у князя Андрея в идею служения миру, единения всех людей, идею всеобщей любви и ...
Написание романа «Отцы и дети» совпало с важнейшей реформой XIX века — отменой крепостного права. Век знаменовал собой развитие промышленности и естественных наук. Расширилась связь с Европой. В России стали принимать идеи западничества. «Отцы» придерживались старых взглядов. Молодое поколение приветствовало отмену крепостничества и реформы.
Николай Петрович Кирсанов, который никогда не вступает в полемику с Базаровым, тем не менее настоящий оппонент нигилистов всех мастей. Его поведение лишено внешних эффектов, но в нем ощущается истинный аристократизм, душевная, русская широта, глубинные знания жизни. Он ближе всех к Тургеневу: любитель природы, добряк, одарен любовью Фенечки. Сын Николая Петровича, Аркадий, осознает, что идеи Базарова несостоятельны, а потому склоняется к житейской мудрости, которой обладает Катя. Безусловно, принципы и идеалы «отцов» отходят в прошлое. Особенно наглядно это показано в сцене дуэли Кирсанова и Евгения. «Дуэль, — писал Тургенев, — введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного преувеличенно комическим». Но с мыслями нигилиста тоже согласиться нельзя. В романе раскрывается жестокий и сложный процесс ломки прежних социальных отношений. Этот процесс предстает перед нами в романе как разрушительная стихия, меняющая привычное течение жизни. Базаров, нигилист, представляет «новых людей», в качестве главного оппонента ему противопоставлен Павел Петрович Кирсанов. Павел Петрович — сын боевого генерала 1812 года. Окончил Пажеский корпус. «Имел противное красивое лицо, юношескую стройность».
Аристократ, англоман, был смешлив, самоуверен, сам себя баловал. Живя в деревне у брата, сохранил аристократические привычки. Писарев отмечал, что у Павла Петровича нет убеждений. Вместо них он придерживается принципов, которые трактует на свой манер, считая главнейшим — всегда быть джентльменом. Он придает значение внешней форме, но мало думает о содержании. Достаточно внимательно прочитать описание его кабинета. Взгляды Базарова и Кирсанова были совершенно противоположными. С первой встречи они почувствовали друг друга врагами. Павел Петрович, узнав, что Евгений будет гостить у них, спросил: «Этот волосатый?» А Базаров вечером заметил Аркадию: «А чудаковат у тебя дядя». Между ними всегда возникали противоречия. «У нас еще будет схватка с этим лекарем, я это предчувствую», -/- говорит Кирсанов. Современники остро реагировали на появление произведения. Реакционная печать обвиняла писателя в заискивании перед молодежью, демократическая — упрекала автора в клевете на молодое поколение. Однако роман «Отцы и дети» имел бешеный успех в российских литературных кругах.