Всегда ли ценны заветы отцов?

Сочинение
3.Л.Н.Толстой «Война и мир»

Андрей Болконский — один из главных героев романа Л.Толстого «Война и мир». Перед отъездом на войну с французами в 1805-1807 г. он встречается в родовом имении Лысые горы с отцом — Николаем Болконским, который даёт ему наставления. Болконский — старший- это человек старой закалки, человек чести, достоинства, он благороден и справедлив, таким хочет видеть и своего сына.

Каковы основные наставления отца?

– «Спасибо, спасибо… за то, что не просрочиваешь, за бабью юбку не держишься. Служба прежде всего».Отец одобряет желание сына служить.

– «Николая Андреевича Болконского сын из милости служить ни у кого не будет» .Таков отец, таким же настоящим офицером, а не прислуживающим другим он видеть Андрея.

В сцене прощания автор показывает сильную любовь отца и сына друг к другу, хотя внешне оба сдержанны, стараются не показывать своих чувств.

Андрей Болконский – достойный сын своего отца. Такие черты ,как честность, порядочность, справедливость, достоинство, патриотизм, воспитаны в нём , несомненно, отцом; принципы, внушённые им, стали основой поведения Андрея. Это пример того, как надо воспитывать детей, какие личностные качества формировать в нём буквально с детства.

Общее

Семья имеет огромное значение в жизни каждого человека. Именно в ней формируется характер. Пример родителей, их уроки, наказы, заветы впитываются ребёнком, усваиваются, западают в душу на всю жизнь. Не случайно говорят, что человек — «сын (или дочь )своих родителей», имея в виду, что он воспитан на их принципах.

Всех героев данных произведений объединяет то, что они стали хорошими учениками, поняв, приняв и усвоив уроки отцов. Другое дело, чему учили их они. Одних — себялюбию, накопительству, стяжательству, а других — любви к Отечеству, достоинству, чести. Важно воспитать нравственно высокую личность, порядочного человека. Именно в этом заключается одна из основных функций семьи.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Всегда ли ценны заветы отцов (Итоговое сочинение)

У каждого человека свой характер, внутренний мир, взгляд на жизнь, это его основа. Она формируется с самого рождения и до конца жизни, складываясь не только из наших поступков и мыслей, но и благодаря окружающим нас людям. Главную роль в становлении личности играют родители, ведь именно они с малых лет воспитывают нас, делятся своим опытом и передают знания, накопленные ими и их предками. Заветы отцов – это жизнь целого рода, «кладезь» мудрости, которая помогает человеку принимать важные решения, оказывающие влияние на его судьбу. Однако нередко возникает вопрос о значимости этих знаний, ведь окружающий мир динамичен, он развивается, меняя быт людей, вынуждая их самостоятельно искать ответы на многие вопросы.

Советы родителей важны в жизни любого человека, они влияют на формирование его внутреннего мира, но эти наставления не всегда актуальны, поэтому каждый из нас имеет право выбора: следовать заветам предков или принимать решения самому.

Писатели и поэты часто обращаются к теме отношений между отцами и детьми, поэтому существует множество литературных произведений, которые помогают читателям понять, стоит ли им беспрекословно идти по стопам своих предков. И.А. Гончаров в своем романе «Обломов» описывает судьбу человека, который с ранних лет и до самой смерти жил так, как жили все представители его рода. Илья Ильич, дворянин, рос в окружении родителей, которые не позволяли ему ничего делать самостоятельно, даже одеваться. В доме всегда царила уютная и дружелюбная атмосфера, мать и отец любили сына и желали ему только самого лучшего, однако их забота оказалась губительной для Обломова – превратив героя в «тепличное растение». Илья Ильич вырос добрым и открытым, но крайне ленивым человеком, который, имея ясный ум, не был способен развиваться духовно. В семье Обломова было принято так жить и растить детей, это воспитание усыпляло в ребенке любознательность, активность и трудолюбие, внутренние силы удерживались в нем и увядали. В то же время нельзя не отметить, что, благодаря родителям, главный герой стал добродушным и искренним человеком с широкой душой. На примере жизни Ильи Ильича можно сделать вывод о том, что заветы отцов далеко не всегда обладают огромной ценностью, наоборот, они способны принести больше вреда, чем пользы. Однако в них содержатся и по-настоящему важные жизненные ориентиры, поэтому каждый из нас сам определяет, какую роль в его судьбе сыграет опыт родителей.

В таком «сокровище» литературного мира, как «Война и мир» Л.Н. Толстого, обязательно найдется пример влияния семьи на жизнь человека. Князь Андрей Болконский всегда жил по семейному кодексу: главное для него, как и для его отца, – это честь. Николай Болконский воспитывал в своих детях с самого детства лучшие человеческие качества, не позволяя им уснуть душевно или стать похожими на других. Для него было очень важно, чтобы его дочь не выросла пустой и глупой, как большинство девушек, поэтому он сам учил ее, иногда доходя до крайности в своей строгости, но в этом проявлялась отцовская любовь и забота. Князь Николай растил сына смелым и образованным человеком, для которого имя семьи было на первом месте; «дорога чести» – вот путь Андрея Болконского. Даже когда невеста Наташа Ростова, невеста, изменила ему с Анатолем Курагиным, самым страшным для героя было не оскорбленное чувства, а запятнанное имя семьи. Отец воспитал в своих детях те качества, которые помогли им стать достойными людьми, поэтому можно с уверенностью сказать, что заветы рода Болконских имеют большую значимость. Советы родителей направлены на то, чтобы помочь детям найти себя и свое место в мире, стать хорошими людьми, ведь мать и отец всегда желают ребенку только лучшего. Заветы

предков вносят в судьбу человека неоценимый вклад, формируя его характер и взгляд на жизнь и свои поступки.

Семья для человека очень важна, ведь именно от ее порядков и заветов зависит то, каким он станет. Советы родителей основаны на жизни предков, поэтому иногда они недостаточно актуальны для современности; но порой даже проверенные временем заветы могут скрывать некоторую опасность для личности человека, хотя родители и не хотят навредить своему ребенку. Однако и на ошибках представителей рода можно научиться многому. Можно найти что-то полезное и, безусловно, значимое в знаниях, передаваемых из поколения в поколение, ведь это связь с прошлым, с многовековой мудростью. Заветы отцов – это часть характера человека, поэтому в них всегда есть ценность.

Итоговое сочинение направление «Отцы и дети» примеры

Комментарий к открытому тематическому направлению Отцы и дети 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

Ниже представлены реальные темы итогового сочинения 2015 г. по направлению «Спор поколений: вместе и врозь», которые полностью перекликается в направлении «Отцы и дети» :

  1. Что такое семейные традиции и зачем они нужны?
  2. Почему так важно сохранять связь между поколениями?
  3. Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?
  4. «Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?
  5. Роль родительского наставления в жизни человека.
  6. Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?
  7. В чём истоки непонимания между людьми разных поколений?
  8. Что может мешать отцам и детям понять друг друга?
  9. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
  10. Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?
  11. Чем может быть ценен для отцов опыт детей?
  12. Чему могут научиться друг у друга отцы и дети?
  13. Всегда ли в конфликтах поколений правота лишь на одной стороне?
  14. Является ли вечным спор поколений?
  15. Всегда ли ценны заветы отцов?
  16. «Век нынешний и век минувший»: причины конфликта.
  17. В какие времена обостряется конфликт «отцов и детей»?
  18. Трудно ли быть взрослым?
  19. Какую роль в становлении личности может играть семья?
  20. Рождается ли истина в споре поколений?
  21. «Отцы» и «дети»: соперники или союзники?
  22. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?
  23. Какое значение имеет пора юности в жизни человека?
  24. Почему «отцы и дети» – вечная тема?
  25. Какую роль в становлении личности могут играть старшие?
  26. Что значит быть взрослым?
  27. Важно ли человеку получить родительское напутствие?
  28. В чём, по-вашему, должна проявляться родительская любовь?
  29. Родители и дети: спор или диалог?
  30. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…» (А.С. Пушкин)
  31. Возможные темы сочинений:
  32. Какие уроки можно извлечь из противостояния представителей разных поколений?
  33. Спор поколений — вечный или временный?
  34. Всегда ли конфликт между отцами и детьми приводит к вражде?
  35. Есть ли победители и побежденные в споре отцов и детей?
  36. Какое влияние старшие могут оказать на своих детей?
  37. В чем заключается конфликт между поколениями?
  38. Нужно ли учитывать опыт старших поколений?
  39. Как изменился конфликт отцов и детей со временем?
  40. Каковы последствия разрушения преемственности поколений?
  41. Почему конфликт отцов и детей вечен?
  42. Что такое преемственность поколений?
  43. Почему отцы всегда поучают детей?
  44. Почему разные поколения не понимают друг друга?
  45. Почему нужно уважать старших?
  46. К чему ведет конфликт отцов и детей?
  47. Как помирить отцов и детей?
  48. Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса
  49. Кто такие дети в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
  50. Смысл названия романа «Отцы и дети»
  51. Дети и детство в русской литературе
  52. [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/gorkiy-zavetyi-ottsa/

  53. Современные проблемы детей
  54. Любовь и дети
  55. Роль семьи в жизни человека
  56. «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г. Белинский).

  57. «Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон).

  58. Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети» (В.А. Сухомлинский).

  59. «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г. Мопассан).

  60. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С. Пушкин).

  61. «Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» (Бабрий).

  62. «Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми» (Р. Роллан).

Список литературных произведений на тему «Отцы и дети» (официальное направление от ФИПИ для итогового сочинения по литературе).

«Гроза», А.Н. Островский

«Война и мир», Л.Н. Толстой

«Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные», Ф.М. Достоевский

«Тихий Дон», «Судьба человека», «Родинка», М.А. Шолохов

«Евгений Онегин», «Капитанская дочка», А.С. Пушкин

«Тёмные аллеи», И.А. Бунин

«Обломов», И.А. Гончаров

«Уроки французского», «Последний срок», В.Г. Распутин

«Премудрый пескарь», М.Е. Салтыков-Щедрин

«Вишневый сад», А.П. Чехов

«В дурном обществе», В.Г. Короленко

«Детство», А.М. Горький

«Расплата», В. Тендряков

«Завтра была война», Б. Васильев

«Безумная Евдокия», «Шаги», А. Алексин

«Ночь исцеления», «Пара осенней обуви», Б. Екимов

Пример сочинения № 1 по направлению «ОТЦЫ И ДЕТИ»

Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. К сожалению, людям, которых разделяет время, трудно найти общий язык, и это повторяется из века в век. Авторы русской и зарубежной литературы писали об этой проблеме в своих книгах и рассматривали методы решения.

Тончайшую работу провел И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети». Конфликт поколений, изображенный в произведении, далеко выходит за семейные рамки. Это еще и общественная борьба двух разных идей, двух разных эпох: старого дворянства и демократической интеллигенции.

Несмотря на то, что молодой нигилист Базаров и представитель дворянства Кирсанов не связаны семейными узами, основной конфликт разгорается между ними. Я считаю, что проблема отцов и детей – это не просто конфликт в одной семье, непонимание между родителями и детьми. Во многих случаях – это борьба между старшим поколением, которое привыкло жить по своим уставам, и новой, прогрессивной молодежью, которая хочет что-то изменить. И пускай даже молодые люди могут допускать ошибки, но это их жизнь, и они имеют право на свое мнение.

Базаров и Кирсанов спорят о вещах, которые актуальны во все времена. Темы разные, а именно, пути развития страны, науки, искусства, материальные ценности, жизнь простого народа.

В современном обществе также можно провести параллель с романом «Отцы и дети». Старшее поколение часто старается навязать нам свои интересы в вышеуказанных вопросах. Но, как и сам И. С. Тургенев, я в большинстве случаев стою на стороне молодежи. Я считаю, что у старшего поколения уже был шанс создать крепкое общество, а молодым необходимо эту попытку предоставить. Но надо не забывать, что необходимо сохранять связь между «отцами» и «детьми».

О том, почему это так важно, пишет и А.С.Пушкин в повести «Капитанская дочка».

Петруша Гринев свято соблюдал завет отца: «Береги честь смолоду». И эти слова не позволили ему потерять чувство собственного достоинства: когда молодой человек отвечал на клевету Швабрина, герою даже не пришло в голову прикрываться Машиным именем; даже под страхом смерти он не перешел на сторону мятежника Пугачева. Поэтому только связь между отцом и сыном, крепко помнившим наказ родителя, не позволила переступить нравственную черту. Таким образом, обрывать «связующую нить» поколений, как минимум, глупо, потому что без опыта прошлого невозможно будущее.

Примеры ещё скоро будут подписывайтесь на обновления вконтакте.

Итоговое сочинение на тему «Отцы и дети». Аргументы, примеры

Все, что необходимо для подготовки к направлению “Отцы и дети”. Пример итогового сочинения. Аргументы. Список произведений. Примерные темы. Цитаты для эпиграфа.

Итоговое сочинение по направлению «Отцы и дети» (пример) (396 слов)
Вступление Конфликт поколений – вечная проблема, волнующая человечество. К сожалению, людям, которых разделяет всемогущее время, непросто найти общий язык, и это повторяется из века в век. Многие авторы русской и зарубежной литературы писали об этом в своих книгах и выработали методы решения этого конфликта. Посмотрим, можно ли помирить отцов и детей, когда разрыв уже сделал трещину в семейных отношениях?
Аргумент 1 В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» герои стали жертвами вечного конфликта поколений. Евгений Базаров приехал в Марьино вместе со своим другом и сразу же вызвал неудовольствие одного из хозяев дома, Павла Петровича Кирсанова. Автор описывает различие между ними, говоря об их руках: у одного они очень ухоженные и белые, а другой своими красными и мозолистыми руками вызывает только брезгливость. Состояние рук передает образ жизни мужчин. Если старшее поколение привыкло к светским манерам, праздной аристократичности и ученым беседам, то новое поколение – это люди дела и труда. Базаров презирает Кирсанова-старшего за ленивое прозябание в усадьбе и чванство, а его оппонент раздражен грубостью и категоричностью гостя. Решился ли их конфликт? Да. Столкновение привело к развязке, и герои стали более понимающими людьми. Павел Петрович разрешил мезальянс брата и уехал, решив что-то изменить в своей бессмысленной жизни, а Евгений осознал, что чувства – не порок человека, а то, без чего он не сможет жить.
Аргумент 2 В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» конфликт поколений особенно ярко выделяется в семье Болконских. Князь деспотично и грубо обращается с детьми, пытаясь навязать им свои взгляды и убеждения. Он холоден и резок с сыном, но больше всего достаётся Марье. Она кротко и нежно заботится об отце, а взамен получает лишь упреки. Эти бытовые разногласия имеют под собой более глубокий подтекст. Старик злится, потому что его время прошло, а перемены он принять не готов. Видя независимость сына и тихий, но упорный протест дочери, он осознает, что теряет власть над ними, что семья отныне изменится. Он пытается удержать прошлое, но на смертном одре признает свою неправоту. Герой отлично воспитал детей, но им не хватило его любви, и он горько об этом жалел, прощаясь с Марьей. Разрешился ли их конфликт? Да. Но к примирению они пришли позже, чем стоило бы.
Заключение Таким образом, конфликт поколений неизбежен, ведь времена меняются, как и люди. Однако его можно разрешить, прийти к взаимопониманию, но это возможно лишь тогда, когда обе стороны выскажутся прямо и честно, без лести и недомолвок. Не надо бояться спора, ведь именно в нем отцы и дети отыщут истину, которая всех примирит.

Ссылка на основную публикацию

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/gorkiy-zavetyi-ottsa/

Итоговое сочинение на тему «Отцы и дети». Аргументы, примеры, произведения.
Советы Отношения между поколениями фигурируют во многих произведениях мировой литературы, ведь проблема отцов и детей не даром является “вечной”. При чем не стоит забывать, что отношения между старшими и младшими не всегда являются конфликтными. Это может быть и ярое противостояние друг другу, и полное взаимопонимание.

О чем может быть ваше сочинение об отцах и детях? Можно рассматривать разные поколения в самом широком смысле, а можно обратиться лишь к семейным взаимоотношениям. Это могут быть размышления в духе Базарова о разности взглядов, а может быть проникновенный монолог о любви к матери и отцу. Все будет зависеть от конкретной формулировки темы (ее вы узнаете лишь за 15 минут до начала сочинения).

Не будет лишним приготовить заранее несколько универсальных цитат для эффектного введения или эпиграфа. Например:

Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями. (Фалес)

Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили. (Ф. Шиллер)

Все отцы хотят, чтобы их дети осуществили то, что не удалось им самим. (И. Гете)

Каждому возрасту присущи свои особенности. (М. Цицерон)

Тот является отцом, кто воспитывает, а не тот, кто родит. (Менандр)

Примерные темы Предлагаем возможный круг тем по данному направлению. Обращаем внимание, что это лишь предположение, реальные темы сочинений находятся в закрытом доступе и станут известны в день написания итогового сочинения.

В чем заключается конфликт между поколениями?

Почему разные поколения не понимают друг друга?

Нужно ли учитывать опыт старших поколений?

Почему конфликт отцов и детей вечен?

Почему отцы всегда поучают детей?

Почему нужно уважать старших?

К чему ведет конфликт отцов и детей?

Каковы последствия разрушения преемственности поколений?

Что такое преемственность поколений?

Как изменился конфликт отцов и детей со временем?

Как помирить отцов и детей?

Примерный список литературных произведений Примерный список литературных произведений по направлению “Отцы и дети”:

А.Н. Островский, «Гроза»;

  • Л.Н. Толстой «Война и мир»;
  • Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные»;
  • М.А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»;
  • А.С. Пушкин: «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»;
  • И.А. Бунин, «Тёмные аллеи»;
  • И.А. Гончаров, «Обломов»;
  • В.Г. Распутин, «Уроки французского”;
  • И.С. Тургенев “Отцы и дети”;
  • А.С. Грибоедов “Горе от ума”;
  • Н.В. Гоголь “Мертвые души”;
  • А.П. Чехов “Вишневый сад”;
  • Б.

Васильев “Завтра была война”.

Аргументы И.С. Тургенев. “Отцы и дети”

В данном произведении мы видим самый настоящий конфликт поколений. К поколению “отцов” можно отнести Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых. Поколение “детей” – это Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Молодые люди придерживаются одних и тех же взглядов: они говорят, что являются нигилистами – людьми, отрицающими общепринятые ценности. Старшее поколение не понимает их. Конфликт доходит до ожесточенных споров и дуэли Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Постепенно Аркадий Кирсанов осознает, что его ценности не совпадают с учением Базарова, и возвращается в семью.

Н.В. Гоголь. “Тарас Бульба”

Остапу и Андрию отец не только хочет дать приличное образование, но и сделать их настоящими воинами, защищающими Родину. Тарас Бульба не может простить Андрию предательства (он переходит на сторону врага из-за любви к полячке).

Несмотря на, казалось бы, отцовскую любовь, он убивает своего сына. Тарас Бульба гордится Остапом, старшим сыном, сражающимся с врагом самоотверженно, изо всех сил.

А.С. Грибоедов. “Горе от ума”

Источником счастья для Фамусова являются деньги. Он любит свою дочь Софью, желает ей всего самого наилучшего, поэтому приучает девушку только к мыслям о финансовом благополучии. Софье Фамусовой чужды такие взгляды, она старательно прячет свои чувства от отца, потому что знает, что ее не поддержат. Совсем по-другому обстоят дела с Молчалиным, которого отец учил всегда и везде искать выгоду: он во всем следует этому принципу. Родители, желая обеспечить счастье своих детей, передали им свои взгляды на жизнь. Проблема лишь в том, что эти самые взгляды являются неверными.

А.С. Пушкин. “Капитанская дочка”

Отец, отправляя Петра Гринева на службу, сказал очень важную и правильную вещь: “Береги рубаху снову, а честь смолоду”. Слова отца стали для молодого человека важнейшим нравственным ориентиром. В самых сложных условиях, грозящих смертью, Петр Гринев сохранил свою честь. Для него было по-настоящему важно не предать отца и Родину. Этот пример – яркое подтверждение того, что наставления родителей помогают ребенку усвоить важнейшие нравственные ценности.

А.С. Пушкин. “Станционный смотритель”

Дуня совершила безнравственный поступок: сбежала из родительского дома с Минским, который остановился на их станции. Отец ее, Самсон Вырин, не смог без дочери: он решил пешком отправиться в Петербург, чтобы найти Дуню. Однажды ему посчастливилось увидеть девушку, но Минский прогнал старика. Спустя время рассказчик узнал, что смотритель умер, а предавшая его Дуня приезжала на могилу с тремя барчатами и долго пролежала там.

К.Г. Паустовский. “Телеграмма”

Катерина Петровна очень любила свою дочь Настю, живущую в Ленинграде очень яркой, насыщенной жизнью. Только девушка совсем забыла о своей старой матери, она даже не пыталась найти время, чтобы навестить ее. Даже письмо Катерины Петровы о том, что она совсем плоха стала, Настя не воспринимает серьезно и не рассматривает возможность немедленно ехать к ней. Только известие о том, что мать умирает, вызывает у девушки чувства: Настя понимает, что никто ее так не любил, как Катерина Петровна. Девушка едет к матери, но уже не застает ее в живых, поэтому чувствует вину перед самым дорогим для нее человеком.

С. Есенин. «Письмо матери»

В лирике также поднимаются проблемы поколений. Перед нами простой молодой человек, который успокаивает свою маму. Просит ее не переживать о его жизни, может быть, разгульной и запойной, но все-таки взрослой жизни. И мы прекрасно знаем, что мама будет переживать, и знаем, что Есенин будет жить как жил. Это извечный и поэтому всегда актуальный разговор матери и ребенка, которые говорят не друг с другом, а сами с собой. Они – разные, но все же противоречия не должны мешать естественным семейным узам, которые соединяют неграмотную крестьянку и ее городского сына, ставшего одним из самых известных поэтов своего времени.

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”

Родион Раскольников искренне любит свою мать и сестру. Говоря о мотивах убийства старухи-процентщицы, он сообщает, что на самом деле хотел помочь матери. Герой пытался выбраться из вечной нищеты, неблагополучия. Закладывая часы, он с трепетом вспоминает отца, которому принадлежала вещь.

Л.Н. Толстой. “Война и мир”

В произведении мы видим несколько семей, в основе жизни которых лежат абсолютно разные нравственные принципы. Князь Василий Курагин – человек безнравственный, готовый пойти на любую подлость ради денег. Его дети руководствуются точно теми же принципами: Элен выходит замуж за Пьера Безухова ради получения части огромного наследства, Анатоль пытается сбежать с Наташей Ростовой. Совсем иная атмосфера царит у Ростовых: они наслаждаются природой, охотой, праздниками. И родители, и дети – люди добрые, отзывчивые, не способные на подлость. Князь Николай Болконский воспитывает своих детей в строгости, но эта строгость идет им во благо. Андрей и Марья Болконские – люди нравственные, настоящие патриоты, как и их отец. Мы видим, что между родителями и детьми существует тесная взаимосвязь. От мировоззрения родителей зависит мировоззрение детей.

А.Н. Островский. “Гроза”

В семье Кабанихи отношения построены на страхе, жестокости, лицемерии. Ее дочь Варвара прекрасно научилась врать, чему хочет научить и Катерину. Сын Тихон вынужден во всем беспрекословно подчиняться матери. Все это приводит к ужасным последствиям: Катерина решается на самоубийство, Варвара сбегает из дома, а Тихон решает “восстать” против Кабанихи.

Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль»

Главный герой Митрофан (чье имя трактуется как близкий к матери или сын своей матери) представляется нам отрицательным персонажем, как и вся его семья. Его мать барыня-тиран, которая не дает проходу ни слугам, ни собственному мужу, который буквально поглощен ею. Софья, сирота, живущая с этой семьей, и ее дядя Стародум представляют положительных героев. Об этом семействе, а точнее о Митрофане, дядя высказывается: «Вот злонравия достойные плоды». В этой фразе можно уместить лейтмотив произведения, проблема отцов и детей раскрывается со стороны того сильного и пагубного влияния порочного родителя на ребенка. Гипертрофированная и чрезмерная опека портит подростка. Он растет в семье, где мать одной рукой гладит его по голове, а другой лупит слугу. И мы видим развязку, если мать Митрофана любит, то сынок не отвечает ей взаимностью и просто бросает ее в финале пьесы.

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»

Конфликт поколений ложится на бунт духовный. Маленький Мцыри, подневольный и лишенный родного дома, чувствует, что не в силах день за днем проживать жизнь, которая ему не мила. Своим побегом он показывает не только свою силу духа, но и протест и нежелание мириться со своей участью. Его смелость вдохновляет нас. В роли «отца» тут выступает режим, неволя, в которой герой оказывается, рамки и ограничения, которые Мцыри разрывает только посмертно. Это также протест молодого поколения против войны, развязанной отцами и оторвавшей Мцыри от дома, родины и семьи.

Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»

Совет «копить копейку» Чичиков пронес от самого детства через всю жизнь. Страх остаться без денег или без покровительства людей с деньгами превратился в манию. Но бедность — не порок. Порок — это ложь, лицемерие и обман, они становятся ключами, которые открывают дверь к богатству. Чичиков еще в школе понял, как люди любят услужливость, как важно заработать доверие, чтобы в самый неожиданный момент напасть. Чичиков — это «христопродавец», не зря товарищ назвал его именно этим словом. Он продаст все, только назначьте цену. Пагубное отцовское влияние и бедность сделали нашего героя именно таким, каким мы видим его в «Мертвых душах». Этот неявный конфликт помогает понять, почему и как Чичиков стал таким человеком. Все это время он стремился доказать отцу, что превзошел его и воплотил его амбиции в себе.

И.А. Гончаров. Роман «Обломов»

Илья Ильич не бунтовал против предков, а в точности повторил их судьбу, хоть и время, и обстоятельства к этому не располагали. Отличную картину семьи главного героя мы получаем из одного из снов. Деревня Обломовка — это идеальное и тихое место, где рос Илья Ильич, его обували, одевали и кормили несчитанное количество слуг. Опека и любовь чувствовались во всем. А что делает человек, если у него все хорошо? Он в большинстве случаев не делает ничего, стремиться и делать что-либо не слишком хочется. Эта лень, которая появилась по причине неправильного воспитания, наложила огромный отпечаток на всю жизнь Обломова. Именно так семья повлияла на судьбу нашего героя. Поколение «отцов» обрекло «детей» на праздное и бессмысленное прозябание в мире, полном прекрасного.

А. П. Чехов «Вишнёвый сад»

В пьесе дочь Аня, семнадцатилетняя девушка, отправляется за блудной матерью, потерявшейся где-то в Париже, чтобы вернуть её в лоно семьи, для решения проблем с имением. Раневская ведёт себя наивно и глупо. Здравым смыслом наделена только Варя, приёмная дочь всё той же Раневской. Когда Любовь Андреевна даёт проходящему нищему золотой, Варя не выдерживает и говорит, что в доме есть нечего, а барыня такими деньгами разбрасывается. Потеряв всё, Раневская уезжает в Париж и увозит деньги тёти, а дочерей бросает на произвол судьбы. Девушка Аня едет в столицу, и как сложится её жизнь, где она будет брать деньги на жизнь – непонятно. Варя уходит в экономки. Отцы и дети здесь меняются местами.

Итоговое сочинение направление «Отцы и дети» примеры

Комментарий к открытому тематическому направлению Отцы и дети 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

Ниже представлены реальные темы итогового сочинения 2015 г. по направлению «Спор поколений: вместе и врозь», которые полностью перекликается в направлении «Отцы и дети» :

  1. Что такое семейные традиции и зачем они нужны?
  2. Почему так важно сохранять связь между поколениями?
  3. Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?
  4. «Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?
  5. Роль родительского наставления в жизни человека.
  6. Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?
  7. В чём истоки непонимания между людьми разных поколений?
  8. Что может мешать отцам и детям понять друг друга?
  9. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
  10. Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?
  11. Чем может быть ценен для отцов опыт детей?
  12. Чему могут научиться друг у друга отцы и дети?
  13. Всегда ли в конфликтах поколений правота лишь на одной стороне?
  14. Является ли вечным спор поколений?
  15. Всегда ли ценны заветы отцов?
  16. «Век нынешний и век минувший»: причины конфликта.
  17. В какие времена обостряется конфликт «отцов и детей»?
  18. Трудно ли быть взрослым?
  19. Какую роль в становлении личности может играть семья?
  20. Рождается ли истина в споре поколений?
  21. «Отцы» и «дети»: соперники или союзники?
  22. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?
  23. Какое значение имеет пора юности в жизни человека?
  24. Почему «отцы и дети» – вечная тема?
  25. Какую роль в становлении личности могут играть старшие?
  26. Что значит быть взрослым?
  27. Важно ли человеку получить родительское напутствие?
  28. В чём, по-вашему, должна проявляться родительская любовь?
  29. Родители и дети: спор или диалог?
  30. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…» (А.С. Пушкин)
  31. Возможные темы сочинений:
  32. Какие уроки можно извлечь из противостояния представителей разных поколений?
  33. Спор поколений — вечный или временный?
  34. Всегда ли конфликт между отцами и детьми приводит к вражде?
  35. Есть ли победители и побежденные в споре отцов и детей?
  36. Какое влияние старшие могут оказать на своих детей?
  37. В чем заключается конфликт между поколениями?
  38. Нужно ли учитывать опыт старших поколений?
  39. Как изменился конфликт отцов и детей со временем?
  40. Каковы последствия разрушения преемственности поколений?
  41. Почему конфликт отцов и детей вечен?
  42. Что такое преемственность поколений?
  43. Почему отцы всегда поучают детей?
  44. Почему разные поколения не понимают друг друга?
  45. Почему нужно уважать старших?
  46. К чему ведет конфликт отцов и детей?
  47. Как помирить отцов и детей?
  48. Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса
  49. Кто такие дети в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
  50. Смысл названия романа «Отцы и дети»
  51. Дети и детство в русской литературе
  52. [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/gorkiy-zavetyi-ottsa/

  53. Современные проблемы детей
  54. Любовь и дети
  55. Роль семьи в жизни человека
  56. «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г. Белинский).

  57. «Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон).

  58. Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети» (В.А. Сухомлинский).

  59. «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г. Мопассан).

  60. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С. Пушкин).

  61. «Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» (Бабрий).

  62. «Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми» (Р. Роллан).

Список литературных произведений на тему «Отцы и дети» (официальное направление от ФИПИ для итогового сочинения по литературе).

«Гроза», А.Н. Островский

«Война и мир», Л.Н. Толстой

«Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные», Ф.М. Достоевский

«Тихий Дон», «Судьба человека», «Родинка», М.А. Шолохов

«Евгений Онегин», «Капитанская дочка», А.С. Пушкин

«Тёмные аллеи», И.А. Бунин

«Обломов», И.А. Гончаров

«Уроки французского», «Последний срок», В.Г. Распутин

«Премудрый пескарь», М.Е. Салтыков-Щедрин

«Вишневый сад», А.П. Чехов

«В дурном обществе», В.Г. Короленко

«Детство», А.М. Горький

«Расплата», В. Тендряков

«Завтра была война», Б. Васильев

«Безумная Евдокия», «Шаги», А. Алексин

«Ночь исцеления», «Пара осенней обуви», Б. Екимов

Пример сочинения № 1 по направлению «ОТЦЫ И ДЕТИ»

Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. К сожалению, людям, которых разделяет время, трудно найти общий язык, и это повторяется из века в век. Авторы русской и зарубежной литературы писали об этой проблеме в своих книгах и рассматривали методы решения.

Тончайшую работу провел И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети». Конфликт поколений, изображенный в произведении, далеко выходит за семейные рамки. Это еще и общественная борьба двух разных идей, двух разных эпох: старого дворянства и демократической интеллигенции.

Несмотря на то, что молодой нигилист Базаров и представитель дворянства Кирсанов не связаны семейными узами, основной конфликт разгорается между ними. Я считаю, что проблема отцов и детей – это не просто конфликт в одной семье, непонимание между родителями и детьми. Во многих случаях – это борьба между старшим поколением, которое привыкло жить по своим уставам, и новой, прогрессивной молодежью, которая хочет что-то изменить. И пускай даже молодые люди могут допускать ошибки, но это их жизнь, и они имеют право на свое мнение.

Базаров и Кирсанов спорят о вещах, которые актуальны во все времена. Темы разные, а именно, пути развития страны, науки, искусства, материальные ценности, жизнь простого народа.

В современном обществе также можно провести параллель с романом «Отцы и дети». Старшее поколение часто старается навязать нам свои интересы в вышеуказанных вопросах. Но, как и сам И. С. Тургенев, я в большинстве случаев стою на стороне молодежи. Я считаю, что у старшего поколения уже был шанс создать крепкое общество, а молодым необходимо эту попытку предоставить. Но надо не забывать, что необходимо сохранять связь между «отцами» и «детьми».

О том, почему это так важно, пишет и А.С.Пушкин в повести «Капитанская дочка».

Петруша Гринев свято соблюдал завет отца: «Береги честь смолоду». И эти слова не позволили ему потерять чувство собственного достоинства: когда молодой человек отвечал на клевету Швабрина, герою даже не пришло в голову прикрываться Машиным именем; даже под страхом смерти он не перешел на сторону мятежника Пугачева. Поэтому только связь между отцом и сыном, крепко помнившим наказ родителя, не позволила переступить нравственную черту. Таким образом, обрывать «связующую нить» поколений, как минимум, глупо, потому что без опыта прошлого невозможно будущее.

Примеры ещё скоро будут подписывайтесь на обновления вконтакте.

Итоговое сочинение 2019

Алина Косова

Уже известны направления итогового сочинения 2019:

Мечта и реальность

Искусство и ремесло

Месть и великодушие

Доброта и жестокость

Каждый ученик получит пять тем: по одной теме для каждого направления. Темы сочинений станут известны только в день экзамена.

Время написания сочинения – 3 часа 55 минут. 2000

Готовься, читай, сдавай итоговое

ГОсновные требования к итоговому сочинению:

  • Объём не меньше 250 слов (включая частицы, предлоги, союзы).

  • Сочинение написано самостоятельно.

Если в сочинении меньше 250 слов либо оно списано, ставится незачёт.

Критерии итогового сочинения:

1. Соответствие теме – вы не ушли от темы, ваше доказательство и вывод соотносится с тезисом.

2. Привлечение литературного материала – приведён минимум 1 литературный аргумент (русская классика, школьная программа или мировая литература)

3. Композиция и логика рассуждения – предлагаем вам работать по следующему шаблону:

4 абзаца: вступление (тезис) + аргумент 1(доказательство и микровывод) + аргумент 2 (доказательство или контраргумент) + вывод (итог рассуждений)

Если сочинение логично и есть абзацное членение – критерий засчитан.

4. Качество письменной речи – если речевые ошибки затрудняют понимание смысла прочитанного, то ставится «незачёт», если мысль ясна – «зачет».

5. Грамотность – «незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Помните, что можно пользоваться орфографическим словарём! Этот факт должен свести орфографические ошибки к минимуму!

Первые два критерия – самые важные, без них «зачёт» получить не выйдет. Минимальные требования к «зачёту»: первые два критерия + ещё один любой

Направления, темы и аргументы для декабрьского сочинения

1. Отцы и дети

Данное направление раскрывает различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляет причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

Примерные темы:

  • Почему так важно сохранять связь между поколениями?
  • Что может мешать отцам и детям понять друг друга?
  • Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
  • Всегда ли в конфликтах поколений правота лишь на одной стороне?
  • Всегда ли ценны заветы отцов?

Литературные аргументы:

«Война и мир» Л.Н. Толстой

«Гарри Поттер» Дж.Роулинг

«Капитанская дочка» А.С.Пушкин

«Отцы и дети» И.С.Тургенев

«Горе от ума» А.С.Грибоедов

2. Мечта и реальность

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

Примерные темы:

  • Что случится с человеком, если у него отобрать мечту?
  • Где заканчивается «мечта» и начинается «цель»?
  • Почему между мечтой и реальность часто пролегает пропасть?
  • Чем отличается мечта от цели?
  • Может ли осуществление мечты принести разочарование?

Литературные аргументы:

«Война и мир» Л.Н. Толстой

«Гарри Поттер» Дж.Роулинг

«Господин из Сан-Франциско» И.А.Бунин

«Алые паруса» А.С.Грин

3. Искусство и ремесло

Темы данного направления дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.

Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

Примерные темы:

  • Какова роль искусства в развитии человечества?
  • Чем настоящее искусство привлекает человека?
  • В чем, по-вашему, состоит конечная цель искусства?
  • В чем разница между ремеслом и искусством?

Литературные аргументы:

«Мастер и Маргарита» М.А.Булгаков

«Моцарт и Сальери» А.С.Пушкин

«Слепой музыкант» В.Г.Короленко

«Скрипка Ротшильда», «Попрыгунья» А.П.Чехов

4. Месть и великодушие

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы и на поступки других людей.

Примерные темы:

  • Согласны ли вы с мнением И. Фридмана: «Сладчайшая месть – это прощение»?
  • Можно ли оправдать месть?
  • Сила или слабость человека проявляется в великодушии?
  • Может ли мстительный человек быть счастливым?
  • Почему месть разрушает душу?

Литературные аргументы:

«Война и мир» Л.Н. Толстой

«Гарри Поттер» Дж.Роулинг

«Мастер и Маргарита» М.А.Булгаков

«Капитанская дочка» А.С.Пушкин

«Граф Монте-Кристо» А.Дюма

5. Доброта и жестокость

Данное направление позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.

Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Примерные темы:

  • Нужно ли быть добрым к тому, кто был жесток к тебе?
  • Доброта – это проявление силы или слабости?
  • Как вы понимаете высказывание М. Монтеня: «Трусость – мать жестокости»?
  • Можно ли оправдать жестокость?
  • Уместна ли жестокость на войне?

Литературные аргументы:

«Война и мир» Л.Н. Толстой

«Гарри Поттер» Дж.Роулинг

«Мастер и Маргарита» М.А.Булгаков

«Граф Монте-Кристо» А.Дюма

«Моцарт и Сальери» А.С.Пушкин

«Скрипка Ротшильда» А.П.Чехов

Мы советуем готовиться по нескольким направлениям сразу, а не фокусироваться на каком-то одном: если попадётся сложная тема, должен быть запасной вариант. Удачи на экзамене!