Проблема памяти о войне.. По Б. Васильеву

Сочинение

Сочинение по тексту:


Писатель Борис Васильев нередко обращается в своём творчестве к проблеме памяти о войне, рассматривая нравственно-этическую сторону поступков тех, кого мы называем потомками героев войны.

Из рассказа мы узнаем о странном поступке пожилой одинокой женщины: она не хочет выселяться из маленького ветхого домика («домишко ломать не даёт и вообще всячески мешает прогрессу на данной улице»).

Нелепым кажется её упрямство до тех пор, пока не становится известно о гибели в танковом сражении под деревней Константиновка её четверых сыновей. И тогда каждый из тех, кто недавно на неё сердился и покрикивал, испытал чувство неловкости и вины. «Тихо вдруг стало: бульдозерист двигатель выключил. В дом идите, бабушка. Пожалуйста». Одной этой фразой автор объясняет, как внутренне изменились люди. Испытывая вину перед старой женщиной, они искренне готовы помочь ей. Осталась Мария Тихоновна доживать свой век в домике, из которого когда-то проводила сыновей на войну, ведь её жизнь неразрывно связана с прошлым, с дорогими сердцу воспоминаниями.

Проблема уважения к прошлому, к своим истокам лежит в основе повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Старуха Дарья, главная героиня, чем-то похожая на Марию Тихоновну, не хочет покидать деревню, которую вот-вот затопят водой. Здесь прошла её жизнь, здесь могилы её предков, здесь всё ей дорого. Но никого не интересуют её чувства и переживания, ведь всё творится во имя прогресса. Судьба одной деревни, одного человека кажется незначительной на фоне великих преобразований. Но в самом деле это не так.

Как часто не хватает людям чуткости, доброты, уважения к тем, кто своей жизнью, трудом, памятью связывает нас с нашим общим прошлым. В одной из телепередач рассказывалось о судьбе ветерана войны, волею обстоятельств оказавшегося в доме престарелых. Выяснилось, что у него четверо сыновей, девять внуков, правнуки. Он воевал ради их будущего и остался в глубокой старости брошенным на произвол судьбы. Видно, его дети и внуки не знают и не уважают прошлого своей семьи, своей семейной биографии.

«Без прошлого нет будущего». Эта истина проверена веками. Нельзя забывать своих истоков, отказываться от своих предков. Уважение к тем, кто это прошлое пережил, — отличительная черта цивилизованного общества.


Текст Бориса Васильева


(1)В те времена домик — старенький, чёрный, скособоченный, под ржавой крышей — торчал среди новеньких пятиэтажек. (2)С каждым месяцем всё ближе и ближе подбирались к нему строители и в конце концов зажали с трёх сторон. (3)Кто-то уже свалил забор, кто-то спалил его на весёлом костре, кто-то случайно сгрузил возле входной двери бетонные плиты, а домик стоял упрямо и несокрушимо, и хозяева его по-прежнему упорно отказывались переезжать куда бы то ни было. (4)Впрочем, хозяев не было, была хозяйка — Мария Тихоновна Лукошина. (5)До той поры Семён Митрофанович как-то мало с ней встречался. (6)Раз он к ней официально ходил, как представитель, поскольку от строителей поступила жалоба, что старуха уезжать не хочет, домишко ломать не даёт и вообще всячески мешает прогрессу на данной улице. (7)Но и в тот день Семена Митрофановича пустили не дальше порога, и разговор поэтому получился на сквозняке.

1 стр., 495 слов

Ломает ли война судьбы людей?

... опаленного войной: “кровавая печать его подошв” тянулась за ним. Ни стариков, ни старух, ... да поздно: мать уже будет мертвой. Представляю, что испытал слепой солдат. И кто виновен в этой трагедии? Конечно, война. Могу сделать вывод, что война всегда ломала и ломает сейчас судьбы ... узнает по голосу, кинется к сыну. А Семен оттолкнет Анну Филипповну, ... где куры тут же гадили на них. Три дня со страхом ...

—(8)Отказываетесь, значит, гражданка Лукошина Мария Тихоновна?

—(9)Дайте помереть спокойно.

—(10)Но ведь вам, Мария Тихоновна, предлагается отдельная однокомнатная квартира в новом доме со всеми удобствами. (11)Вы подумайте только: вам, одинокому человеку, наше государство даёт целую квартиру! —(12)Дайте помереть спокойно.—(13)Выселим, гражданка Лукошина, силой ведь придётся… (14)До сих пор он того разговора простить себе не мог. (15)Вот на следующий день утром всё и случилось.

(16)Получил бульдозерист наряд, подогнал машину к дому, постучал вежливо: —Эй, хозяева, вытряхайтесь! (17)Полчаса на сборы — и вонзаюсь я в вашу трухлявую жизнь!..

(18)Не отвечали в доме. (19)Стучали, кричали — молчал дом. (20)Молчал, пока прораб не приказал двери выломать. (21)Только взялись за них: распахнулись эти двери, как в сказке. (22)И Баба-яга на пороге. (23)Молча крик весь выслушала и вроде не поняла: смотрела спокойно, за вещи не хваталась и даже не плакала.

—(24)Ломать вас буду, бабуся, — сказал бульдозерист. (25)Поглядела на него угольями своими.

— (26)Не бабуся я, сказала. — (27)Не бабуся, не мамаша, не свекровь — просто старая женщина. —(28)Ломай! — закричал прораб. — (29)И так полдня потеряли! — (30)Как же можно так! — зашумели девчонки-маляры. — (31)Права не имеете ломать! (32)Перевезти сначала человека надо!.. (33)Давайте, бабушка, мы вам поможем… —(34)Не надо, — сказала Баба-яга. — (35)Ничего не надо.

(36)И ушла в дом. (37)И пропала. (38)Прораб, плюнув, к себе пошёл, маляры на обеденный перерыв, а бригадир сказал бульдозеристу:

—Встряхни домишко — она враз выскочит.

(39)Однако старуха сама вышла. (40)Вышла, как давеча: в домашнем халате, только портреты в руках. (41)В рамках портреты, четыре штуки.

—(42)Ломайте.

—(43)А вещи? — закричал бульдозерист.

—(44)Какие вещи? (45)Глупости вы говорите. (46)Ломайте, и всё. (47)Только я погляжу. (48)Села на плиты и портреты рядом сложила.

—(49)Иконы, что ли, спасаешь, бабка? —(50)Иконы, — сказала. — (51)Святые мученики великорусские: святой Владимир, святой Юрий, святой Николай и святой Олег. (52)Живыми сгорели под деревней Константиновной двадцать девятого июля сорок третьего года. —(53)Сыновья? — только и спросил бригадир. —(54)Сыновья, — ответила, — экипаж машины боевой.

8 стр., 3551 слов

Об изображении Святой Троицы

... быть правильного почитания ее, и, можно сказать, - не может возникнуть самое изображение Святой Троицы. Самая полнота разумения Святой Троицы дана и открыта в Сионской горнице Сошествием Духа Святого, ... премудростию сотворил еси" и "слава силе Твоей Господи". Святой Василий Великий в Шестодневе говорит: "Мир есть художественное произведение, подлежащее созерцанию всякого, так что через него ...

(55)Тихо вдруг стало: бульдозерист двигатель выключил. (56)И сказал тихо: — В дом идите, бабушка. (57)Пожалуйста.

(58)А сам — в отделение, где всё, как было, и рассказал. (59)Вот тогда-то и включился Семён Митрофанович на последнем, так сказать, этапе. (60)Восемь раз в Архитектурное управление он наведывался; просил, умолял, доказывал. (61)Школу нашёл, где танкисты эти учились, музей там организовал. (62)С частью списался, с деревней Константиновной: и из части, и из деревни в назначенный день делегации приехали. (63)Матери альбом от части преподнесли и модель «тридцатьчетвёрки», а от деревни четыре урны с землёй. (64)С могилы земля, где все четверо её сыновей, все её внуки и все правнуки лежали.

(65)А стройдетали на другую ночь в иное место перевезли, и забор новый поставили. (66)Это всё просто было, это сами строители сделали.

(По Б. Васильеву)