Земля родная. Дмитрий лихачев — земля родная Лихачев земля родная жанр произведения

Сочинение

Вы знаете такого писателя, как Лихачев? «Земля родная» (краткое содержание далее в статье) — это его выдающиеся творение, которое следовало бы читать каждому подростку и всем тем, кто стоит на пороге взрослой жизни. Замечательная книга, которая должна быть на полке у любого, кто хочет воспитать в себе настоящего человека. Произведение довольно объёмно поэтому мы рассмотрим краткое содержание рассказа «Земля родная». Лихачев, кстати, был не только писателем, но и искусствоведом и культурологом, доктором филологических наук и профессором. Откровенно говоря, настоящим писателем он себя не называл, но его огромный багаж знаний и писательский дар позволили ему создавать прекрасные произведения. Давайте познакомимся с автором поближе.

Автор

В 1914 году мальчик обучался в гимназии Человеколюбивого общества, а позже — в Петербургской школе К. И. Мая. С 1920 по 1923 года он был в Советской единой трудовой школе. После этого, вплоть до 1928 года, Лихачев был студентом романо-германского и славяно-русского отделения языкознания и литературы в Ленинградском государственном университете. В 1928 году Дмитрий был арестован за то, что являлся членом «Космической академии наук». Причина ареста заключалась конкретно в том, что Лихачев сделал доклад о старорусской орфографии, которая была запятнана врагом. Его осудили на 5 лет, которые он отбывал в Соловецком лагере. В 1932 был освобожден досрочно. Он вернулся в родной город. Вскоре у него появились две дочери. После пребывания в лагере он написал самую первую свою работу для науки про карточные игры в уголовном мире. Интересный факт, что сразу же после освобождения он начал работу в криминалистическом кабинете, которая приносила ему немало удовольствия, так как давала возможность узнать что-то совершенно новое.

Переоценить вклад Лихачева в развитие и изучение литературы Древней Руси невозможно. Именно он написал лучшие работы на эту тему, которые до сих пор являются учебными пособиями для студентов. Также он принимал активное участие при воссоздании парно под Петербургом «Монрепо». Благодаря его содействию, также была выпущена книжная серия под названием «Литературные памятники». Он сменил огромное количество должностей, его опыт просто безграничен. Его награды бесчисленны, так как в каждой сфере, с которой он соприкасался, Лихачев оставлял весомый и значительный след.

Профессия и патриотизм

Мы начинаем рассматривать первую главу книги, которую написал «Земля родная», краткое содержание которой мы рассмотрим, — это объёмное произведение, состоящее из 10 глав. Мы попробуем кратко поговорить о каждой из них.

2 стр., 735 слов

«Белолобый» — краткое содержание рассказа А.П. ...

Белолобый - весёлый щенок, бестолковый, любитель поиграть. Игнат - старый и опытный охотник. Краткое содержание рассказа Старая волчица вышла на охоту, чтобы покормить волчат и поесть самой. Из-за слабого здоровья ей ... же детёнышем, как и её волчата. Чему учит рассказ Антон Павлович Чехов написал «Белолобого» для детей. В рассказе описан мир диких животных, у которых также полно проблем, ...

В первой главе автор рассказывает о том, что у каждого человека в жизни должна быть одна глобальная цель. Помимо кратковременных и небольших поступков, человек должен стремиться к чему-нибудь действительно великому. Очень важно быть увлеченным своей профессией. Более всего это касается педагогов и врачей — они должны по максимуму служить на пользу обществу. Лихачев говорит о том, что такой целью является любовь и защита Родины, своего народа. Это такое чувство, которое будит в человеке скрытые ранние силы, защищает его от неприятностей и неудовлетворенности. При этом Дмитрий Сергеевич делает акцент на том, что человек должен попытаться узнать о прошлом всех народов и национальностей. Любовь к своему народу должна быть присуща каждому.

Профессия и патриотизм 1

Высказывает ли личное мнение по какому-либо поводу Лихачев? «Земля родная», краткое содержание которой мы начали рассматривать, уже в первой главе предстает пред нами такими строками: «Я люблю Древнюю Русь…». Автор не боится открыто говорить о том, что чувствует и думает, и это заслуживает уважения. Такая смелость в те времена была присуща только тем, кто был готов сложить голову за свою Родину. Очень кратко в этой главе автор восхваляет (заметьте, заслуженно) русскую литературу и искусство XIX века. Основная мысль, которую Лихачев пытается донести в этой главе, — это то, что изучение прошлого может очень сильно обогатить современное общество, придать ему что-то новое, яркое и интересное. Понять сегодняшний день можно только в том случае, если видеть его на фоне всего исторического прошлого.

Об интеллигентности

Чем порадует во второй главе Д. С. Лихачев? «Земля родная», краткое содержание которой мы рассматриваем, это некий путеводитель по жизни для всех молодых людей и подрастающего поколения. В этой главе Дмитрий Сергеевич акцентирует внимание читателя на том, что люди воспитанные должны быть в любой ситуации интеллигентными. Это качество необходимо не только для самого индивида, но и для его окружения. Он приводит в доказательство народную пословицу о том, что чтя своих родителей человек будет долго жить. Понятие интеллигентности включает в себя большой спектр понятий, таких как уважительный спор, незаметная помощь другому, скромное поведение, уход за природой.

В качестве личного опыта Лихачев приводит пример крестьян с Севера, которые, по его мнению, были по-настоящему В домах у них было очень чисто, они были приветливы к другим, умели слушать и рассказывать интересные истории, их быт был упорядочен. Кроме этого, он отмечает и то, что они могли сопереживать и счастью, и беде. Что имел ввиду в своем произведении академик Лихачев («Земля родная»).

Краткое содержание книги поможет нам ответить на этот вопрос. Конкретно в этой главе речь идет не только о манерах (с чем часто путают термин «интеллигентность»), но также о других важных качествах, которые сам человек в силах в себе воспитать.

Не быть смешным

Что же расскажет нам в этой главе Лихачев? «Земля родная», краткое содержание по главам, которое мы рассматриваем, поведает нам в этой части о том, как люди ведут себя в нестандартных ситуациях. Ранее считалось, что если у человека случилось горе, то он не должен показывать это открыто, перекладывать на других своё негативное настроение. Необходимо ровно себя вести, не погружаться в проблему, сохранять достоинством, и даже стараться быть весёлым. Но в XIX веке это правило понемногу сходило на нет в кругах аристократии. Молодые люди вели себя иронично, это считалось красиво, остроумно, современно. При этом человек, который всегда весел тягостен для окружающих. Постоянный смех и веселье утомляет любого. Человек, который перегибает палку в этом вопросе просто становится шутом для окружающих, он теряет свое достоинство, его не воспринимают всерьёз.

3 стр., 1081 слов

«Евгений Онегин», первая глава: краткое содержание. ...

... способно принести ему радость и моральное удовлетворение. Значение первой главы романа В романе «Евгений Онегин» первая глава (краткое содержание ее необходимо для понимания героя) является фундаментом всего произведения. ... друзьями. Ленский зовет друга в семью своей невесты – Ольги Лариной, имеющей родную сестру. Автор описывает девушек. Ольга – красива, жизнерадостна, а Татьяна – меланхолична ...

Не быть смешным 1

Человеку важно научиться шутить, но при этом не выглядеть слишком смешно. Ведь такое умение не только поднимает ваш вес в обществе, но также является признаком ума. При этом не быть смешным следует во всем. Это не касается исключительно юмора. Необходимо применять это правило к разным сферам жизни: например, правильно подбирать одежду для разных случаев, чтобы не выглядеть нелепо. Но при этом, не следует загонять себя в рамки. Не стоит переживать о своих недостатках — надо научиться правильно их использовать. Иногда заики становятся лучшими ораторами. «… старайтесь быть скромным, тихим.» — вот чему учит Д. С. Лихачев («Земля родная»).

Краткое содержание книги не позволяет в полной мере отразить то богатство языка и мудрости, которые найдет читатель при изучении книги.

Большое в малом

В этой главе книги Д. С. Лихачев касается вопрос цели в человеческой жизни. Допустим, цель есть. В нашем случае, это может быть любовь и защита Родины, как уже говорилось ранее. Но как идти к своей цели? Какими способами её достигать? Что делать можно, а чего нельзя? Глава «Большое в малом» подробно рассказывает о личном взгляде Дмитрия Сергеевича на этот вопрос. Мудрая цель должна охватывать всю жизнь человека, все его сферы. Более того, необходима некоторая связка между целью и средствами, которые используются. Что же думает по этому поводу Лихачев? «Земля родная» (очень краткое содержание в статье) отражает взгляд Дмитрия Сергеевича как нельзя точнее. Он говорит о том, что цель никогда не оправдывает средства — это лишь оправдание для жестоких и безнравственных поступков. И в качестве наглядного доказательства он приводит пример из классики. Если быть конкретнее, то в пример приводится произведение Федора Михайловича «Преступление и наказание», где гениально показано, что достижение желаемого посредством ущемления других никогда не приносит хороших результатов.

Большое в малом 1

Что же может дать полезного книга «Земля родная» (Лихачев)? Краткое содержание даёт понять, что полезных зерен в ней очень много — только сидеть, да разбирать. Главное — желание. Хороших учителей в России много — это наши прекрасные авторы, которые создали для будущих поколений невыразимое богатство, клад мудрости. Эта глава обязательна к прочтению всем, кто хочет чего-то достигнуть в жизни!

Молодость — вся жизнь

Название этой главы книги стало афоризмом. И пусть автора не всегда знают, но смысл фразы донесен — а это главное для автора. Что же еще хотел сказать Д.С. Лихачев? «Земля родная» (краткое содержание книги по главам) поможет нам в этом разобраться. Здесь автор уделяет вниманию тому, что молодость — это самое прекрасное время в жизни человека. Не стоит думать, что Дмитрий Сергеевич ведёт пространные беседы о том, как здорово жить в молодом теле: вовсе нет. Он делает упор на некоторых аспектах, которые более доступны человеку именно в молодом возрасте. Например, автор делится такими наблюдениями, что намного легче приобрести настоящих друзей в молодости. В это время как раз формируется многогранный характер человека и круг его общения, который, чаще всего, остаётся на всю жизнь.

15 стр., 7294 слов

Краткое содержание Д.С. Лихачев «Земля родная»

... жили на нашей свободной земле, внесли свою долю в процветание родного края, гордились простыми, доброжелательными людьми, которые сберегли им эту прекрасную землю. Сочинение на тему “Моя земля” У каждого человека собственная ... людьми. О родной земле писали сотни поэтов и писателей, они воспевали родной край в своих лучших произведениях. Что касается меня, я люблю свою Родину Для меня родная земля ...

Молодость вся жизнь 1

Учиться говорить и писать

Что же нам поведает в этой главе Дмитрий Сергеевич Лихачев? «Земля родная», краткое содержание которой мы рассматриваем, откроет перед нами важные секреты риторики. В этой главе мы узнаем о том, как важно правильно говорить, следить за своей речью, грамотно и красиво писать. Однако, этот вопрос Лихачев рассматривает ближе к концу главы, а сначала речь идет о важности языка, как явления, в жизни общества. Русский язык развивался более, чем тысячу лет, он является одним из самых совершенных языков мира. В XIX веке плеяда талантливых писателей создала невероятное количество прекрасных и восхитительных стихов, именно благодаря языку! Автор приводит реальную цитату Тургенева: «Нельзя поверить, что такой язык не был подарен великому народу!». Это действительно так, ведь только русский язык может похвастаться таким многообразием и яркостью.

Так к чему клонит Лихачев? Разговор ведется к тому, что, умея красиво и правильно выражать свои мысли, человек получает в руке мощнейшее оружие. Правильно построенная речь может избавить человека от многих проблем, а также подарить ему множество новых привилегий.

Лихачев делает акцент на том, что язык — это не только показатель народа, но также и личных качеств каждого отдельного человека. Но если речь может дать столько преимуществ, то почему необходимо хорошо писать? На самом деле, умение красиво излагать свои мысли на бумаге нужные не только поэту или писателю. Это умение необходимо каждому человеку, который хочет писать письма, вести дневники и украшать бумагу при помощи пера. А на случае, если кто-то скажет о том, что для этого нужен особый дар, автор дает маленькую подсказку: чтобы научиться, надо делать.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/po-proizvedeniyu-zemlya-rodnaya-lihachev/

Хотите лучше понять, что имеет ввиду Лихачев? «Земля родная» краткое содержание (брифли) которой можно прочесть на любом удобном сайте поможет вам в этом. Этот раздел книги посвящен одному из самых прекрасных явлений — литературе. Она дает человеку возможность примерить чью-то роль, прожить жизнь другого человека. Таким образом можно получить глобальный опыт, который может помогать на протяжении всей жизни. У каждого образованного человека обязаны быть любимчики в литературе, которые он может знать почти наизусть. Вернуться к старой книге, в которой известна каждая деталь и поворот сюжета, это как вернуться в родной дом, где тебя всегда любят и ждут.

6 стр., 2905 слов

Анализ стихотворения Ахматовой «Родная земля» и его предыстория. ...

... Помимо анализа «Родной земли» прочитайте другие сочинения: «Реквием», анализ поэмы Ахматовой «Мужество», анализ стихотворения Ахматовой «Сжала руки под ... ощущает себя органичной частичкой единого целого, человеком поколения, родной земли, неразрывно связанным с Отчизной. Двухчастность композиции ... вразрез с содержанием, и только концовка призывает задуматься о том, что значит слово "родная". "Ложимся ...

Литература 1

Даст ли нам примеры Лихачев («Земля родная»).

Читать может каждый желающий для того, чтобы найти все примеры, который автор приводит из своей жизни. В статье приведены только отдельные отрывки. Дмитрий Сергеевич рассказывает о том, что бескорыстному чтению его научил Леонид Георг — учитель литературы в школе. Для справки, Дмитрий Лихачев учился в те времена, когда учителя могли долго отсутствовать на уроке или вообще не приходить на него. Как же поступал в таких случаях его учитель? Он приходил в класс и предлагал что-нибудь прочесть. Дети с радостью соглашались, ведь знали, как их учитель может читать: все были в восторге и заворожено слушали. Лихачев делится воспоминаниями о том, что благодаря таким своеобразным урокам чтения он знал многие отрывки из «Войны и мира», рассказы Ги де Мопассана, некоторые басни Крылова. К тому же любовь к литературе ему прививали и дома: отец или мать часто читали ему на ночь. При этом, детям читались не банальные сказки об Иване-царевиче, а исторические романы, книги Лескова, Мамина-Сибиряка и других «недетских» авторов.

Через всю книгу автор несет мысль о том, что следует читать классические произведения, поскольку те проверены временам. Такие произведения помогают лучше понимать окружающий мир и людей. Но Дмитрий Сергеевич не ханжа, он настаивает и на том, чтобы молодежь читала современную литературу. Главное, к чему призывает автор, это не суетиться, ведь при этом тратиться самое дорогое, что есть в жизни человека — его время.

Возвышать друга

Что же имеет ввиду Лихачев? «Земля родная», краткое содержание которой мы изучаем, в этой главе поведает нам об отношениях. Здесь речь пойдёт о людях, которые могут разбудить в других самые лучшие черты. Также будет сказано о тех, кто своим поведением формирует вокруг себя круг раздраженных и тоскливых людей. Лихачев говорить о том, что следует уметь находить что-то хорошее и общее в каждом человека: в старом, неинтересном, тоскливом. Важно уметь даже в скрюченной бабуле найти общительность, легкость и улыбку.

Возвышать друга 1

Конкретно пожилым людям большое внимание уделяет Лихачев. «Земля родная» (краткое содержание главы из книги) рассказывает нам о том, что старые люди часто бывают болтливы. Всё же это не обычная разговорчивость — очень часто они оказываются прекрасными рассказчиками. Также такие люди помнят много разных событий, песен и веселых ситуаций: просто их редко спрашивают. Очень важно не замечать недостатков людей, потому что они есть у каждого. Особенно это касается каких-то физических или возрастных дефектов. И все же следует заводить доброжелательные связи с пожилыми, ведь им осталось не так долго жить — вот чему учит Лихачев. «Земля родная» полное и краткое содержание — это совершенно разные вещи. Если вас заинтересовала тема хотя бы одной главы, лучше прочесть произведение целиком и получить огромный опыт и мудрость Дмитрия Сергеевича.

4 стр., 1810 слов

Проблема отношения человека к языку

... сочинение введите команду /id13980 Проблема отношения людей к родному языку по К. И. Чуковскому (ЕГЭ по русскому) Язык ... к земле. (16)Пробуждать чувства добрые или взывать к самым ... проблему отношения к родному языку. К.И. Чуковский упоминает цитату гениального ученого В. Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ ...

Память

Память — это важный и творческий процесс в мозге человека. Занимательный факт, что человек запоминает абсолютно все, что происходит с ним в течение жизни: даже самые ранние годы. Эту информацию не так-то просто извлечь из глубин памяти, но она там есть. Эта функция мозга всегда активна, ведь именно она заставляет человека развиваться, думать, действовать, меняться. Для чего писал эту главу Д. С. Лихачев («Земля родная»).

Краткое содержание книги дает понять, что смысл в том, чтобы донести мысль о том, что не было бы памяти — не было бы ничего!

Именно и только память может противостоять времени. Даже если некоторые воспоминания стираются, их можно записать. Благодаря ей прошлое становится частью настоящего и будущего, и наоборот. Хотите подробнее узнать, что думал об этом Лихачев? «Земля родная», краткое содержание которой почти завершено, не позволит полностью окунуться в мысли автора. Очень важно читать такое произведение цельно и без отрыва — как советует сам Лихачев («Земля родная»).

Читать краткое содержание брифли очень удобно, ведь там представлены все основные тезисы, но и этого недостаточно для полного охвата информации.

Также автор делает акцент на том, что без памяти нет совести. По сути, не будь этого процесса в нашей голове, общество бы осталось на первобытном уровне развития! Именно память является той двигательной силой, которая заставляет нас сравнивать, делать выводы, становится лучше.

Подводя итоги статьи, хочется сказать: «Спасибо Дмитрий Лихачев!». «Земля родная» (краткое содержание брифли) — это большой вклад в развитии всего общества, который невозможно оценить, так как он настолько всеобъемлющ и богат. Всё-таки талант писателя действительно присущ Дмитрию Лихачеву…или он просто умеет правильно выражать свои мысли? Что ж, если для того, чтобы так писать не надо талант, а нужно только уметь правильно выражаться, то, пожалуй, стоит этому научиться. Эта книга — настоящее открытие для тех, кто был не знаком с таким деятелем, как Лихачев, а также для всех тех, кто находится в поиске настоящего учителя.

Срочно, нужна помощь! Смотри внутри! и получил лучший ответ

Ответ от Alexey Khoroshev[гуру]

В три предложения не получится, настолько многогранно и многопланово произведение академика Лихачёва.

Патриотизм непременно должен быть духом всех гуманитарных наук, духом всего преподавания.

Любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой, до самой смерти, любовью к своей стране и ее народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса, и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала.

У каждого развитого человека должен быть широкий кругозор. А для этого мало быть знакомым с основными явлениями и ценностями лишь своей современной национальной культуры. Необходимо понимание других культур, других национальностей, — без этого невозможно в конечном счете общение с людьми, а как это важно, каждый из нас знает по своему жизненному опыту.

Рождению русской литературы способствовал превосходный, гибкий и лаконичный русский язык, достигший ко времени возникновения русской литературы высокого уровня развития. Богатый и выразительный русский язык был отчетливо представлен в народном творчестве, в деловой письменности, в ораторских выступлениях на вече, в суде, перед битвами, на пирах и княжеских съездах. Это был язык с обширным словарным составом, с развитой терминологией — юридической, военной, феодальной, технической; обильный синонимами, способными отразить различные эмоциональные оттенки, допускавший многообразные формы словообразования.

Русская литература с самого своего возникновения была тесно связана с русской исторической действительностью. История русской литературы есть часть истории русского народа. Этим в первую очередь и обусловлено ее творческое своеобразие.

Кроме всего, изучение нашего прошлого способно — и должно — обогатить современную культуру. Современное прочтение забытых идей, образов, традиций, как это часто бывает, может подсказать нам много нового. По-настоящему определить значительность событий настоящего можно только на фоне больших периодов истории. И чем значительнее современность, тем больший период времени необходим для ее оценки.

Значение стиля монументального историзма чрезвычайно велико. Широкий взгляд на мир и историю позволил ярче ощущать единство всей обширной Руси в период, когда политические и экономические связи между отдельными областями ослабели. Стиль динамического монументализма еще долго выражался в наших древних литературах — древнерусской, древнебелорусской и древнеукраинской, служа идее единства наших народов, конкретно напоминая о единстве всей огромной территории Древней Руси. Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери — Древней Руси. Прошлое должно служить современности!

Источник: Просвещение

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/po-proizvedeniyu-zemlya-rodnaya-lihachev/

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Срочно, нужна помощь! Смотри внутри!

Ѐамиль Рейх

ЛИХАЧЕВ ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ

Земля родная.

Я люблю Древнюю Русь.

В Древней Руси было много таких сторон, которыми отнюдь не следовало бы восхищаться. Но тем не менее я эту эпоху очень люблю, потому что вижу в ней борьбу, страдания народные, попытку чрезвычайно интенсивную в разных группах общества исправить недостатки: и среди крестьянства, и среди военных, и среди писателей. Недаром в Древней Руси так была развита публицистика, несмотря на жесточайшие преследования любого проявления скрытого или явного протеста против эксплуатации и произвола.

Вот эта сторона древнерусской жизни: борьба за лучшую жизнь, борьба за исправление, борьба даже просто за военную организацию, более совершенную и лучшую, которая могла бы оборонить народ от постоянных вторжений, — она меня и притягивает. Знание далекого прошлого Отчизны, многострадального и героического, позволяет глубже понять, увидеть подлинные корни подвижнического, мужественного служения интересам родной земли, интересам своего народа.

Патриотизм — начало творческое, начало, которое может вдохновить всю жизнь человека: избрание им своей профессии, круг интересов — все определять в человеке и все освещать. Патриотизм — это тема, если так можно сказать, жизни человека” его творчества.

Патриотизм непременно должен быть духом всех гуманитарных наук, духом всего преподавания. С этой точки зрения мне кажется, что работа краеведов в сельской школе очень показательна. Действительно, патриотизм прежде всего начинается с любви к своему городу, к своей местности, и это не исключает любви ко всей нашей необъятной стране. Как не исключает любовь к своей школе, скажем, любви прежде всего к своему учителю.

Я думаю, что преподавание краеведения в школе могло бы послужить основой для воспитания настоящего советского патриотизма. В последних классах школы два-три года курса краеведения, связанного с экскурсиями по историческим местам, с романтикой путешествий, были бы чрезвычайно полезны.

Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой, до самой смерти, любовью к своей социалистической стране и ее народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса, и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала.

Почему я считаю интерес к культуре и литературе нашего прошлого не только естественным, но и необходимым?

На мой взгляд, у каждого развитого человека должен быть широкий кругозор. А для этого мало быть знакомым с основными явлениями и ценностями лишь своей современной национальной культуры. Необходимо понимание других культур, других национальностей, — без этого невозможно в конечном счете общение с людьми, а как это важно, каждый из нас знает по своему жизненному опыту.

Русская литература XIX в. — одна из вершин мировой культуры, ценнейшее достояние всего человечества. Как она возникла? На тысячелетнем опыте культуры слова. Древняя русская литература долго оставалась непонятной, как и живопись того времени. Подлинное признание пришло к ним сравнительно недавно.

Да, голос нашей средневековой литературы негромок. И тем не менее она поражает нас монументальностью и величием целого. В ней сильно и народное гуманистическое начало, о котором не следует никогда забывать. Она таит в себе большие эстетические ценности.. .

Вспомните “Повесть временных лет”… Это не только летопись, первый наш исторический документ, это выдающееся литературное произведение, говорящее о великом чувстве национального самосознания, о широком взгляде на мир, о восприятии русской истории как части и

Молодость — это вся жизнь

Когда я учился в школе, мне казалось — вот вырасту, и все будет иным. Я буду жить среди каких-то иных людей, в иной обстановке, и все вообще будет иначе. Будет другое окружение, будет какой-то иной, «взрослый» мир, который не будет иметь ничего общего с моим школьным миром. А в действительности оказалось иначе. Вместе со мной вступили в этот «взрослый» мир и мои товарищи по школе, а потом и по Университету.

Окружение менялось, но ведь оно менялось и в школе, а в сущности оставалось тем же. Репутация моя как товарища, человека, работника оставалась со мной, перешла в тот иной мир, о котором мне мечталось с детства, и если менялась, то вовсе не начиналась заново.

Я помню, что и у моей матери самыми лучшими подругами до конца ее долгой жизни оставались ее школьные подруги, а когда они отходили «в иной мир», замены им не было. То же и у моего отца — его друзья были друзьями молодости. Во взрослом состоянии приобрести друзей оказывалось трудно. Именно в молодости формируется характер человека, формируется и круг его наилучших друзей — самых близких, самых нужных.

В молодости формируется не только человек — формируется вся его жизнь, все его окружение. Если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и легче переносить радость. Радость ведь также надо «перенести», чтобы она была самой радостной, самой долгой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека еще более щедрым. Радость, не разделенная с задушевными друзьями, — не радость.

Храните молодость до глубокой старости. Храните молодость в своих старых, но приобретенных в молодости друзьях. Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой «открытости к людям», непосредственности. Храните ее во всем и не думайте, что взрослым вы станете «совсем, совсем иным» и будете жить в другом мире.

И помните поговорку: «Береги честь смолоду». Уйти совсем от своей репутации, созданной в свои школьные годы, нельзя, а изменить ее можно, но очень трудно.

Наша молодость — это и наша старость.

Искусство открывает нам большой мир!

Величайшая и ценнейшая черта русской культуры состояла в ее мощи и доброте, которой всегда обладает мощное, по-настоящему мощное начало. Именно поэтому русская культура смогла смело освоить, органически включить в себя начала греческие, скандинавские, угро-финские, тюркские и т. д. Русская культура — открытая культура, культура добрая и смелая, все принимающая и все творчески осмысливающая.

Таким был и русский из русских Петр I. Он не побоялся перенести столицу ближе к Западной Европе, сменить костюм русских людей, переменить многие обычаи. Ибо не во внешнем суть культуры, а в ее внутреннем интернационализме, высокой культурной терпимости…

Разные художники (французы, армяне, греки, шотландцы) были в русской культуре всегда и будут в ней всегда — в нашей великой, широкой и гостеприимной культуре. Узость и деспотизм никогда не совьют в ней прочного гнезда.

Картинные галереи должны быть пропагандистами этой широты. Будем верить нашим искусствоведам, доверять им, даже если чего-то мы не понимаем.

Ценность замечательных художников в том, что они «разные», т. е. способствуют развитию в нашей… культуре ее разнообразия.

Будем любить все русское, исконно русское, будем любить, скажем, Вологду и фрески 1 Дионисия, но будем неустанно учиться ценить и то, что давала и будет еще давать мировая прогрессивная культура и что таится нового в нас самих. Не будем бояться нового и не будем с порога отшибать все, что мы еще не поняли.

Нельзя в каждом новом по своему методу художнике видеть мошенника и обманщика, как это часто делают малоосведомленные люди. За разнообразие, богатство, сложность, «гостеприимство», широту и интернационализм нашей… культуры и искусства будем ценить и уважать то прекрасное дело, которое делают картинные галереи, знакомя нас с разным искусством, развивая наш вкус, нашу духовную восприимчивость.

Учиться говорить и писать

Прочтя такой заголовок, большинство читателей подумает: «Этим я занимался в раннем детстве». Нет, учиться говорить и писать нужно все время. Язык — самое выразительное, чем человек обладает, и, если он перестанет обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он овладел им уже в достаточной мере, он станет отступать. За своим языком — устным и письменным — надо следить постоянно.

Самая большая ценность народа — его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

О русском языке как языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX в. лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: «…нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Речь в этой моей заметке пойдет не о русском языке вообще, а о том, как этим языком пользуется тот или иной человек.

Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит.

Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств, — качеств человека, который пользуется языком народа.

Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, на его лицо и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его «словами-плевками» говорит, он хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих, над всем смеется, ничего не боится.

А на самом деле он потому и обзывает своими циничными выражениями и насмешливыми прозвищами те или иные предметы, людей, действия, что он трус и робок, неуверен в себе.

Посмотрите, послушайте, о чем такой «храбрец» и «мудрец» цинично отзывается, в каких случаях он обычно слова заменяет «словами-плевками»? Вы сразу заметите, что это все то, что его страшит, от чего он ждет неприятностей себе, что не в его власти. У него будут «свои» слова для денег, для заработков — законных и особенно незаконных, — для всякого рода махинаций, циничные прозвища людей, которых он боится (бывают, впрочем, прозвища, в которых люди выражают свою любовь и ласку к тому или иному человеку, — это другое дело).

Я этим вопросом специально занимался, поэтому, поверьте мне, я это знаю, а не просто предполагаю.

Язык человека — это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает.

И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно. Не заставляйте окружающих выслушивать свои длинные речи, не красуйтесь в своем языке: не будьте самовлюбленным болтуном.

Если вам приходится часто публично выступать, — на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Следите за временем. Это необходимо не только из уважения к окружающим — это важно, чтобы вас поняли. Первые пять минут — слушатели могут вас слушать внимательно; вторые пять минут — они вас еще продолжают слушать; через пятнадцать минут — они только делают вид, что слушают вас, а на двадцатой минуте — перестают делать вид и начинают перешептываться о своих делах, а когда дойдет до того, что вас прервут или начнут друг другу что-нибудь рассказывать, — вы пропали.

Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, что вы говорите, должно быть интересным и для вас.

Можно даже читать доклад, но читайте его с интересом. Если выступающий с интересом для себя рассказывает или читает и аудитория это чувствует, то и слушателям будет интересно. Интерес не создается в аудитории сам, — интерес внушается аудитории выступающим. Конечно, если тема выступления неинтересна, из попыток внушить интерес слушателям ничего не выйдет.

Постарайтесь так, чтобы в вашем выступлении не было просто цепи разных мыслей, а чтобы была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные. Тогда вас будет легче слушать, в вашем выступлении окажется тема, интрига, появится «ожидание конца», слушатели будут догадываться — к чему вы ведете, в чем вы их хотите убедить — и будут с интересом слушать и ждать, как вы сформулируете в конце вашу основную мысль.

Это «ожидание конца» очень важно, и его можно поддерживать чисто внешними приемами. Например, выступающий два-три раза говорит в разных местах о своем выступлении: «Я еще об этом скажу», «Мы еще к этому вернемся», «Обратите внимание на…» и т. д.

А уметь хорошо писать нужно не только писателю и ученому. Даже хорошо, свободно и с известной долей юмора написанное письмо другу характеризует вас не меньше, чем ваша устная речь. Через письмо дайте почувствовать себя, свое расположение духа, свою раскованность в обращении к симпатичному вам человеку.

Но как научиться писать? Если для того, чтобы научиться хорошо говорить, надо постоянно обращать внимание на речь свою и других, записывать иногда удачные выражения, точно выражающие мысль, существо дела, то, чтобы научиться писать, — надо писать, писать письма, дневники. (Дневники следует вести с юных лет, потом они будут вам просто интересны, а в момент их написания вы не только учитесь писать — вы невольно отчитываетесь в своей жизни, обдумываете то, что с вами было и как вы поступили.) Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».

Дмитрий Лихачев

1 Фреска (итал. fresco — свежий) — картина, написанная красками, разведенными на воде и нанесенными на свежую штукатурку.

Вопросы

  1. Вы прочитали несколько глав из книги Д. С. Лихачева «Земля родная», которая написана в публицистическом жанре, т. е. жанре, освещающем злободневные, современные вопросы нашей жизни. На что же обратил наше внимание автор? Как вы поняли главу «Искусство открывает нам большой мир!»?
  2. Как вы понимаете поговорку: «Береги честь смолоду»? Почему нельзя совсем уйти от репутации, созданной в школьные годы?
  3. Как соединяются культуры разных национальностей в обычной жизни? Какие выставки, художественные промыслы «живут» в вашем крае?

Обогощайте свою речь

Подготовьте сообщение на тему «Искусство моего родного края» (устно или письменно — на выбор).

Используйте советы Д. С. Лихачева, высказанные в главе «Учиться говорить и писать», например: 1. Чтобы выступление и речь был грамотными, нельзя использовать в сообщении и в разговоре жаргонные слова («слова-плевки»).

2. Следите за тем, чтобы выступление не было длинным, — оно должно быть точным и экономным. 3. Чтобы выступление было интересным для всех, оно должно быть интересным для вас и т. д.

Первые части произведения содержат в себе наставления молодым людям: важно стремиться к достижению правильных, не материальных и сугубо личных, целей в жизни, быть интеллигентным независимо от образа жизни и окружения, воспитывать в себе чувство прекрасного и уважение к своей семье, стране, её прошлому и культуре. Много говорится о неразрывной связи прошлого и настоящего: это и культура общения молодежи со стариками, и преемственность поколений, и влияние древней культуры на современное восприятие.

Книга Лихачева Д.С. служит важной задаче воспитания в людях культуры, духовности, патриотизма и интеллигентности.

Читать краткое содержание Лихачев Земля родная , Слово к молодым. Ваша профессия и ваш патриотизм

Все достижения зависят от твоих действий, дело не в везении. Кроме незначительных задач в жизни должна быть одна самая важная, глобальная. Патриот любит свою страну, а националист испытывает ненависть к другим народам, и нельзя эти понятия отождествлять. Патриотизм начинается с привязанности и заинтересованности к своим родителям, к своему семейному прошлому. Все настоящие культуры связаны с культурным наследием прошлых веков.

Об интеллигентности

Интеллигентность обязательна, независимо от твоего окружения, рода деятельности, уровня образования и других факторов. Она далеко не всегда связана с прочитанной литературной классикой, это больше уровень понимания и осознанность жизни.

Не быть смешным

Как нельзя выливать на окружающих свои печали, так и нельзя казаться в их глазах смешным. Это должно проявляться даже в одежде, особенно у мужчин.

Большое в малом

Жизнь должна быть посвящена достижению малых задач, но, в конечном счете, все ваши действия должны вести к одной большой цели.

Цель и самооценка

В зависимости от того, чего желает человек, можно безошибочно определить то, кем он себя видит. Благородная цель – единственная, позволяющая достойно прожить свою жизнь.

Искусство открывает нам большой мир!

Русская культура и русское искусство многогранно и заслуживает к себе пристального внимания и признания, но при этом стоит приобщаться и к мировому наследию.

Учиться говорить и писать

Приобретение навыков письма и чтения – задача не только маленьких детей. Каждый человек должен на протяжении всей своей жизни учиться понимать свой родной язык.

Нужно уметь относиться к чтению без корысти, не ради выполнения школьного задания или из-за популярности автора. Нужно искренне и осознанно подходить к литературе.

Возвышать друг друга

Нелегко молодым вести беседы с пожилыми: они плохо слышат, обижаются, про что-то постоянно недовольно бубнят. Но только они могут передать опыт прожитых лет новым поколениям.

Память

Память – единственный механизм, способный сдержать разрушение временем. Только благодаря памяти возможно существование морали.

Просторы и пространство

Вся русская культура, даже русский язык впитали в себя основополагающие понятия «воли» и «пространства», отсутствие границ и ограничений.

Русская природа и русский характер

Природа русского края не могла не повлиять на развитие русского характера. Нельзя разделить человека и природу – они взаимосвязаны, и связь эта очень крепка.

Природа России и Пушкин

В творчестве А.С. Пушкина явно прослеживается свой путь, своя география. К пушкинским местам должно быть трепетное и бережливое отношение.

Экология культуры

Говоря об экологии нельзя иметь в виду лишь её биологический аспект. Биологическая неэкологичность способна разрушить организм человека, а культурная неэкологичность убивает нравственность и душу.

Памятники культуры – всенародное достояние

Культурное наследие – это не имущество одного поколения, оно принадлежит нашим потомкам, и наша прямая обязанность – сохранить его в целости на много веков.

Русская культура нового времени и Древняя Русь

Петровские реформы затронули культурное наследие Древней Руси, изменив её до неузнаваемости. Лишь крестьянский быт и культура низших слоев населения осталась без внимания. Отсюда последовало ошибочное суждение о том, что древнерусская культура существовала на уровне крестьянского быта.

Ровесник русской истории

Речь идёт о Нижнем Новгороде – торговом, политическом и культурном центре Руси. Именно этот древний город сумел стать щитом для древнерусской культуры во время татаро-монгольского нашествия.

Первые 700 лет русской литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/po-proizvedeniyu-zemlya-rodnaya-lihachev/

Наша литература гораздо старше древнеевропейской. Своим появлением она обязана появлению письменности, которая в свою очередь вышла из фольклора.

Прошлое должно служить современности!

Русский, украинский, белорусский народы – братские по своему происхождению, культуре и языку. Культурное наследие прошлых поколений не существует отдельно от современности, но является его базой, основой и имеет огромное влияние.

Картинка или рисунок Лихачев — Земля родная

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Сутеев Палочка-выручалочка

    Встретились на лесной дорожке Заяц и Ежик. До дому решили идти вместе, дорога длинная, а за беседой она короче покажется. Увлеклись звери разговором, не заметил Заяц палку, что лежала на пути и чуть не упала через нее

  • Краткое содержание Витя Малеев в школе и дома Носова

    1951 год. Николай Носов пишет повесть о младших подростках «Витя Малеев в школе и дома». Суть сюжета текста для детей в том, что главный герой – Витя в каждой главе переживает приключения

  • Краткое содержание Островский Сердце не камень

    В пьесе главная героиня – молодая жена богатого старика. Верочка – чистый, честный, но наивный человек. Всё от неопытности, ведь всегда в четырёх стенах: у маменьки, у мужа, к которому и сапожник на дом ездит.

  • Краткое содержание Шмелев Яблочный спас

    В канун Спаса-Преображения мальчик Ваня усердно готовится сдавать экзамены в гимназию, читает Божий закон. Плотник Горкин рассказывает ребенку, в чем суть Яблочного Спаса

  • Краткое содержание Салтыков-Щедрин Дурак

    В стародавние времена произошла эта история. Жили на свете муж с женой, они были довольно умны, а родился у них сын – дурак. Родители спорили, в кого же он такой уродился, и назвали младенца Иванушкой.

Д. С. Лихачев. «Земля родная»

Следующей темой уроков по литературе будут небольшие главы из книги «Земля родная» специалиста по , академика Дмитрия Сергеевича Лихачева.

С этой темой приходит к школьникам и новый литературный жанр — жанр публицистики. Что это за ? Чем интересен? Почему стал таким популярным в последние десятилетия?

Раздел по теории литературы и справочник литературоведческих терминов помогут школьникам закрепить сведения, полученные в классе от учителя, подготовить и самим сообщение об этом жанре, подобрать свой пример из любых публицистических материалов.

Имя Д. С. Лихачева, несомненно, известно семиклассникам. Новые сведения они почерпнут из автобиографического рассказа, данного в книге «Земля родная». Ученый рассказывает о том, как складывалась его судьба. Учащиеся обратят внимание на то, как объясняется в книге слово «земля» и как оно обыгрывается в тексте: «Человека создает земля. Без нее он ничто. Но и землю создает человек. От человека зависит ее сохранность, мир на земле, умножение ее богатств».

Школьники прочитают суждения Д. С. Лихачева на различные темы в главах: «Молодость — это вся жизнь», «Искусство открывает нам большой мир!», «Учиться говорить и писать», которые включены в учебник, а также и в тех, которые будут прочитаны учащимися в книге «Земля родная» самостоятельно.

Эти главы как бы напутствие начинающим жить подросткам, вступающим во взрослую жизнь со всеми ее сложностями и трудностями. Мы невольно вспомним и напутствие Владимира Мономаха, которое прозвучало в начале учебного года.

Мир и радость открываются тем, кто их хочет и стремится увидеть, кто несет в себе добро и сострадание, кто способен на благородные поступки. Большая русская литература, устное всегда отдавали предпочтение характерам добрым, любящим труд, имеющим сострадание к окружающим людям.

Рассмотрим каждую из глав книги «Земля родная», включенных в учебник- хрестоматию. Например, в главе «Молодость — это вся жизнь» ученый рассказывает о том, что школьником ему казалось: «. вот вырасту, и все будет иным. Я буду жить среди каких-то иных людей, в иной обстановке, и все вообще будет иначе. А в действительности оказалось иначе.» Как же оказалось? «Репутация моя как товарища, человека, работника оставалась со мной, перешла в тот иной мир, о котором мне мечталось с детства, и если менялась, то вовсе не начиналась заново.» Какие примеры этому приводит автор? Какие советы дает ученый молодым? Эту небольшую главу можно посоветовать пересказать близко к тексту или выразительно прочитать по тексту .

Не менее важна глава «Искусство открывает нам большой мир!». Какие мысли в ней важны нам и сегодня? Почему русская культура называется автором открытой, доброй к смелой, все принимающей и творчески осмысливающей? В чем ценность замечательных художников? Что нужно, чтобы понимать литературу, музыку , живопись?

Совсем необычная глава «Не быть смешным». Пусть ученики самостоятельно ее прочтут. В ней говорится «о форме нашего поведения, о том, что должно войти в нашу привычку и что тоже должно стать нашим внутренним содержанием». Что же важно знать и делать, чтобы не быть смешным?

Нужно каждому «учиться говорить и писать». Этому учатся дети с первого класса, но не об этом умении говорит ученый. Что такое язык человека? Что нужно, чтобы публично выступать и при этом быть интересным слушателям? Глава заканчивается словами; «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде». Как вы понимаете эту концовку?

Прочитайте и другие главы этой книги, подумайте над ними. Как прочитанное характеризует самого автора? Какие из советов Д. С. Лихачева показались особенно необходимыми вам?

пересказывают

Сочинения-рассуждения в публицистическом жанре на различные темы, близкие учащимся, могут быть такими, например: «Почему трудно быть подростком?», «О товариществе в нашем классе». Можно предложить написать эссе на тему: «Какие идеи писателей-классиков могли бы стать мне поучением?», «Напутствия писателей и ученых, которым нельзя не следовать», а также подготовить выступление на вечере или конференции: «Взаимоотношения взрослых и детей в произведениях писателей XIX и XX веков», «Что воспитывается в человеке благодаря юмористическим и сатирическим произведениям».

Мы не рассматриваем тексты и вопросы к ним с подробностями, которые бы связывали учителя, но предлагаем лишь направления, по которым можно строить работу на уроках литературы и связанных с ними уроках развития речи и внеклассного чтения.

В. Я. Коровина, Литература 7 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.

Рефераты, домашняя работа по литературе скачать , учебники скатать бесплатно, онлайн уроки, вопросы и ответы

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки