ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА
Опера в четырех актах
Либретто И. Ф. Тюменева
Действующие лица:
Василий Степанович Собакин, Новгородский купец Марфа, его дочь |
Бас Сопрано |
||
Григорий Грязной Малюта Скуратов |
} |
Опричники |
Баритон Бас |
Боярин Иван Сергеевич Лыков Любаша Елисей Бомелий, царский лекарь Домна Ивановна Сабурова, купеческая жена Дуняша, ее дочь, подруга Марфы Петровна,
Царский истопник Сенная девушка Молодой парень |
Тенор Меццо сопрано Тенор Сопрано Меццо сопрано Меццо сопрано Бас Меццо сопрано Тенор |
Два знатных вершника, всадники, опричники, песенники и песенницы, плясуньи, бояре и боярыни, сенные девушки, слуги, народ.
Действие происходит в Александровской слободе (в Москве) осенью 1572 года.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
В основу оперы “Царская невеста” положена одноименная драма русского поэта, переводчика и драматурга Л. А. Мея (1822-1862).
Еще в 1868 году по совету Балакирева Римский-Корсаков
обратил внимание на эту пьесу. Однако к созданию оперы на ее сюжет композитор приступил лишь тридцать лет спустя.
Сочинение “Царской невесты” было начато в феврале 1898 года и закончено в течение 10 месяцев. Премьера оперы состоялась 22 октября (3 ноября) 1899 года в московском театре частной оперы С. И. Мамонтова.
Действие “Царской невесты” Мея (пьеса написана в 1849 году) происходит в драматичную эпоху Ивана Грозного, в период жестокой борьбы царской опричнины с боярством. Эта борьба, способствовавшая объединению русского государства, сопровождалась многочисленными проявлениями деспотизма и произвола. Напряженные ситуации той эпохи, представители различных слоев населения, жизнь и быт московской Руси исторически правдиво обрисованы в пьесе Мея.
В опере Римского-Корсакова сюжет пьесы не претерпел сколько-нибудь существенных изменений. В либретто, написанное И. Ф. Тюменевым (1855-1927), вошли многие стихи драмы. Светлый, чистый образ Марфы, невесты царя, – один из наиболее обаятельных женских образов в творчестве Римского-Корсакова. Марфе противостоит Грязной – коварный, властный, не останавливающийся ни перед чем в осуществлении своих замыслов; но Грязной обладает горячим сердцем и падает жертвой собственной страсти.
Реалистически убедительны образы покинутой любовницы Грязного Любаши, юношески простосердечного и доверчивого Лыкова, расчетливо-жестокого Бомелия. На всем протяжении оперы ощущается присутствие Ивана Грозного, незримо определяющего судьбы героев драмы. Лишь во втором действии ненадолго показывается его фигура (эта сцена отсутствует в драме Мея).
СЮЖЕТ
Нерадостно на душе у молодого царского опричника Григория Грязного. С недавних пор ему наскучили лихие забавы. Он впервые в жизни испытал чувство всепоглощающей любви. Напрасно засылал Григорий Грязной сватов к отцу полюбившейся ему Марфы.
Купец Собакин наотрез отказал ему, сказав, что Марфа уже просватана за боярина Ивана Лыкова. Стремясь забыться, Григорий созвал к себе на пирушку опричников во главе с Малютой Скуратовым. С ними пришли царский лекарь Бомелий и Иван Лыков.
Гости славят радушие и гостеприимство хозяина. Лыков, недавно возвратившийся из заморских стран, рассказывает о том, что видел. Свой рассказ он заканчивает здравицей в честь мудрого государя Ивана IV. Пением и плясками песенников и песенниц Грязной развлекает своих гостей.
Светает. Все расходятся. По просьбе хозяина остается только Бомелий.
У Грязного к нему есть важное дело. Обещая щедро наградить за услугу, он просит лекаря достать ему такое снадобье, которым можно было бы приворожить девушку. Их разговор подслушала любовница Грязного Любаша. Она и раньше замечала, что возлюбленный охладел к ней; теперь Любашу охватили ревнивые подозрения.
Но своего счастья она не уступит и жестоко отомстит злодейке-разлучнице.
Улица в Александровской слободе. Вечереет. Народ выходит из монастыря. Среди прочих – Марфа и Дуняша, сопровождаемые ключницей Собакиных, Петровной.
Все мысли Марфы – о любимом женихе, Иване Лыкове. Беседу девушек прерывает появление двух неизвестных всадников. Один из них пристально смотрит на Марфу.
Это Иван Грозный. Марфа не узнает царя, закутанного в богатые одежды, но пугается властного взгляда. Надвигаются сумерки. Улица пустеет.
Любаша подкрадывается к дому Собакиных и заглядывает в окно. Красота Марфы поражает ее. Любаша решает погубить соперницу, подменив ядом приворотное зелье, выпрошенное Грязным.
На стук Любаши выходит Бомелий. Он готов выполнить ее просьбу, но взамен требует любви. Любаша с возмущением отвергает его притязания.
Но беспечно-радостный смех Марфы, доносящийся из дома, вызывает у Любаши новые душевные муки; в приливе отчаянной решимости она соглашается на позорную сделку с ненавистным ей Бомелием.
В доме Собакиных идут приготовления к свадьбе. Пора бы уж справить ее, да помешали царские смотрины, на которые собрали во дворец самых красивых девушек. Лыков обеспокоен; взволнован и Грязной.
Наконец Марфа возвращается с царских смотрин. Все успокаиваются, поздравляя жениха и невесту. Воспользовавшись случаем, Грязной незаметно сыплет в чарку Марфы зелье.
Внезапно появляется Малюта с боярами; он пришел сообщить, что царь избрал себе в жены не Дуняшу, как надеялись влюбленные, а Марфу.
Палата в царском тереме. Тяжелое раздумье Собакина, глубоко опечаленного болезнью дочери, от которой ее никто не может излечить, прервано появлением Грязного. Опричник докладывает Марфе, что под пыткой Лыков сознался в намерении извести зельем невесту царя и по повелению государя казнен.
Марфа не выдерживает тяжести горя. Ее помутившемуся разуму кажется, что перед ней не Грязной, а любимый жених, Ваня. Ему она рассказывает о своем чудном сне. Видя безумие Марфы, Грязной с ужасом убеждается, что обманулся в своих надеждах: вместо того, чтобы приворожить, он погубил ее.
I1е в силах снести душевных мук при виде страданий любимой, Грязной признается в совершенном преступлении: он отравил Марфу и оклеветал невинного Лыкова. Навстречу ему из толпы выбегает Любаша и признается, что подменила зелье. Охваченный яростью Грязной убивает Любашу.
МУЗЫКА
“Царская невеста” – реалистическая лирическая драма, насыщенная острыми сценическими ситуациями. При этом отличительной ее чертой является преобладание закругленных арий, ансамблей и хоров, в основе которых лежат красивые, пластичные и проникновенно-выразительные мелодии. Господствующее значение вокального начала подчеркивается прозрачным оркестровым сопровождением.
Решительная и энергичная увертюра своими яркими контрастами предвосхищает драматизм последующих событий.
В первом акте оперы взволнованный речитатив и ария (“Куда ты, удаль прежняя, девалась?”) Грязного служит завязкой драмы. Хор опричников “Слаще меду” (фугетта) выдержан в духе величальных песен. В ариозо Лыкова “Иное все” раскрывается его лирически-нежный, мечтательный облик. Хоровая пляска “Яр-хмель” (“Как за реченькой”) близка к русским плясовым песням.
Скорбные народные напевы напоминает песня Любаши “Снаряжай скорей, матушка родимая”, исполняемая без сопровождения. В терцете Грязного, Бомелия и Любаши преобладают чувства скорбной взволнованности. Дуэт Грязного и Любаши, ариозо Любаши “Ведь я одна тебя люблю” и ее заключительное ариозо создают единое драматическое нарастание, ведущее от печали к бурному смятению конца акта.
Музыка оркестрового вступления ко второму акту имитирует светлый перезвон колоколов. Безмятежно звучит начальный хор, прерываемый зловещим хором опричников. В девически нежной арии Марфы “Как теперь гляжу” и квартете господствует счастливое умиротворение.
Оттенок настороженности и затаенной тревоги вносит оркестровое интермеццо перед появлением Любаши; оно основано на мелодии ее скорбной песни из первого акта. Сцена с Бомелием – напряженный дуэт-поединок. Чувством глубокой печали проникнута ария Любаши “Господь тебя осудит”.
Бесшабашный разгул и молодецкая удаль слышатся в лихой песне опричников “То не соколы”, близкой по характеру к русским разбойничьим песням.
Торжественным, спокойным оркестровым вступлением открывается третий акт. Терцет Лыкова, Грязного и Собакина звучит неторопливо и степенно. Беспечна, беззаботна ариетта Грязного “Пускай во всем”.
Ариозо Сабуровой – рассказ о царских смотринах, ария Лыкова “Туча ненастная мимо промчалася”, секстет с хором исполнены мирного покоя и радости. С народными свадебными песнями связана величальная “Как летал сокол по поднебесью”.
Вступление к четвертому акту передает настроение обреченности. Сдержанная скорбь слышится в арии Собакина “Не думал, не гадал”. Напряженным драматизмом насыщен квинтет с хором; признание Грязного образует его кульминацию.
Мечтательно хрупкая и поэтичная ария Марфы “Иван Сергеич, хочешь, в сад пойдем?” образует трагический контраст рядом с отчаянием и исступленным драматизмом встречи Грязного и Любаши и краткого заключительного ариозо Грязного “Страдалица невинная, прости”.
(No Ratings Yet)