В рекомендациях к темам №№ 8-9 мы разобрали значение слова «сочинение». К сочинению как главной работе по литературе на экзамене предъявляются строгие требования. Внимательно их изучите и запомните.
Требования к сочинению:
- Содержание сочинения должно точно соответствовать выбранной теме.
- Сочинение должно быть основано на знании текста.
- Сочинение должно демонстрировать знание всех произведений школьной программы по выбранной теме.
- В сочинении вы должны показать строгое и точное знание литературоведческой терминологии, которая вами используется. Если вы приводите термин, не имеющий в науке однозначного определения (например, символ), следует специально оговорить, что вы под ним понимаете.
- В сочинении не должно быть фактических ошибок: нельзя путать и изменять имена персонажей (не Екатерина или Катя , героиня драмы Островского «Гроза», а Катерина ; не Андрей — у Толстого, в «Войне и мире», а князь Андрей ), нельзя путать события, их время и место, художественные детали и подробности, недопустимы ошибки в цитировании, в датировке и т.д.
- Содержание сочинения должно иметь строго упорядоченную и хорошо прослеживаемую логику. Обязательно должны сохраняться основные элементы композиции сочинения: вступление («вход в тему»), основная часть (главные мысли и их доказательство), заключение (итоги по теме, выводы, «выход» из темы).
- Все ваши мысли (идеи, тезисы, положения и т.д.) должны быть доказаны. Единственным аргументом является художественный текст. Ссылки на черновики, варианты произведений, дневники писателей, мемуарную литературу, а также литературоведческие труды и критику считаются сопутствующим материалом.
- Цитаты должны быть абсолютно точными и правильно оформленными.
- Стиль сочинения должен быть единым. Необходимо соответствие стиля и содержания сочинения.
- Избегайте фамильярности в отношении авторов, о которых идет речь: нельзя называть писателей «Львом Николаевичем» (о Толстом), «Мариной Ивановной» (о Цветаевой), «Николаем Васильевичем» (о Гоголе) и т.п.: речь идет не о ваших соседях по лестничной клетке, а об авторах художественных произведений, и соблюдение читательской этики здесь обязательно!
- Наличие эпиграфа не является обязательным требованием к сочинению.
Обратите внимание!
Без жертв, без усилий и лишений нельзя жить на свете — (И.А. Гончаров)
... этой ступени ему открылись новые чувства: тоска по родимой земле и надежда на возвращение. За ... в армии. Ради облегчения чужой души и искупления своих грехов он воюет на Кавказе, надеясь там умереть. Но настоящая ... нельзя сказать, что это время прошло бесполезно: Иван узнает, что такое родительские чувства. Затем судьба закинула его из родного края в татарскую степь. Конечно, и на ...
Виды тем по литературе:
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/po-literature-voprosyi/
Чтобы справиться с сочинением, нужно знать, какие бывают виды тем и как работать над темой того или иного вида.
- Итак, различают следующие виды тем:
- проблемные,
- сопоставительные,
- обзорные,
- темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя,
- анализ литературного произведения (лирики, драмы, эпических произведений),
- анализ эпизода,
- сочинение по цитате,
- смешанные,
- свободные.
Проблемные темы
«Проблема прошлого, настоящего и будущего в поэме Н.Гоголя «Мертвые души»;
- «Трагизм сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина»;
«Устроит ли героев Достоевского счастье героев Толстого?»
Если формулировка такой темы начинается со слова «проблема», то саму работу над темой начинайте с объяснения этого понятия. В таких темах нужно не отвечать на вопросы, а задавать их, ища при этом обязательного соответствия с теми вопросами, которые задаются авторами или продиктованы временем.
Эти темы требуют обязательной строгой логичности изложения.
Сопоставительные темы
Отец и сын Кирсановы в романе И.Тургенева «Отцы и дети».
В сопоставительной теме равное внимание должно быть уделено всем объектам исследования, заявленным в формулировке.
Сравнительные темы обязательно предполагают строгую последовательность изложения и наличие обязательных общих выводов и умозаключений, вытекающих из сравнения.
Обзорные темы
«Образ Петербурга в русской лирике серебряного века».
«Изображение войны в книге Л.Толстого «Война и мир».
«Темное царство» в драме А.Островского «Гроза».
«Москва и москвичи в изображении М.Булгакова».
Эти темы предполагают не столько глубину проработки материала, сколько ширину его охвата и умение видеть объект «сверху», разом отмечая все его основные особенности в их развитии. Требуется также приводить большое количество примеров из текста и уметь их сопоставлять.
О различных видах литературного анализа мы уже начали говорить и продолжим далее в нашем курсе.
Темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя
Мастерство Л.Толстого в изображении истории.
Мастерство И.Тургенева-пейзажиста в «Записках охотника».
Мастерство реалистического изображения жизни в рассказах А.Чехова.
Сочинения по цитате:
смешанными
Анализ романа Воскресение Толстого
... и лицемерия церкви. Также читают: Картинка к сочинению Анализ романа Воскресение Толстого Популярные сегодня темы В романе «Преступление ... в народных массах. Писатель воссоздает самые противоречивые эпизоды жизни. Читатель знакомится с бытием высокопоставленных чиновников, ... писатель использует многообразие обширной российской территории в виде обеих столиц, нищих, разоренных деревень, помещичьих ...
Свободные
трехчастную структуру
Вступление, Основная часть, Заключение:
-
- Следует помнить, что далеко не все пункты этого плана должны быть обязательно проработаны в сочинении: все зависит от характера эпизода и наличия в нем материала для анализа. Выбор пунктов и содержание работы целиком зависит от вашей читательской зоркости, умения определить в эпизоде главное, без чего анализ не будет полным, а также вашего внимания и степени подготовки.
- Сочинение, посвященное анализу эпизода, следует начинать с общей краткой характеристики содержания произведения.