Тема 10. «Как писать по литературе»

Сочинение

В рекомендациях к темам №№ 8-9 мы разобрали значение слова «сочинение». К сочинению как главной работе по литературе на экзамене предъявляются строгие требования. Внимательно их изучите и запомните.

Требования к сочинению:

  • Содержание сочинения должно точно соответствовать выбранной теме.
  • Сочинение должно быть основано на знании текста.
  • Сочинение должно демонстрировать знание всех произведений школьной программы по выбранной теме.
  • В сочинении вы должны показать строгое и точное знание литературоведческой терминологии, которая вами используется. Если вы приводите термин, не имеющий в науке однозначного определения (например, символ), следует специально оговорить, что вы под ним понимаете.
  • В сочинении не должно быть фактических ошибок: нельзя путать и изменять имена персонажей (не Екатерина или Катя , героиня драмы Островского «Гроза», а Катерина ; не Андрей — у Толстого, в «Войне и мире», а князь Андрей ), нельзя путать события, их время и место, художественные детали и подробности, недопустимы ошибки в цитировании, в датировке и т.д.
  • Содержание сочинения должно иметь строго упорядоченную и хорошо прослеживаемую логику. Обязательно должны сохраняться основные элементы композиции сочинения: вступление («вход в тему»), основная часть (главные мысли и их доказательство), заключение (итоги по теме, выводы, «выход» из темы).

  • Все ваши мысли (идеи, тезисы, положения и т.д.) должны быть доказаны. Единственным аргументом является художественный текст. Ссылки на черновики, варианты произведений, дневники писателей, мемуарную литературу, а также литературоведческие труды и критику считаются сопутствующим материалом.
  • Цитаты должны быть абсолютно точными и правильно оформленными.
  • Стиль сочинения должен быть единым. Необходимо соответствие стиля и содержания сочинения.
  • Избегайте фамильярности в отношении авторов, о которых идет речь: нельзя называть писателей «Львом Николаевичем» (о Толстом), «Мариной Ивановной» (о Цветаевой), «Николаем Васильевичем» (о Гоголе) и т.п.: речь идет не о ваших соседях по лестничной клетке, а об авторах художественных произведений, и соблюдение читательской этики здесь обязательно!
  • Наличие эпиграфа не является обязательным требованием к сочинению.

Обратите внимание!

2 стр., 690 слов

Без жертв, без усилий и лишений нельзя жить на свете — (И.А. Гончаров)

... этой ступени ему открылись новые чувства: тоска по родимой земле и надежда на возвращение. За ... в армии. Ради облегчения чужой души и искупления своих грехов он воюет на Кавказе, надеясь там умереть. Но настоящая ... нельзя сказать, что это время прошло бесполезно: Иван узнает, что такое родительские чувства. Затем судьба закинула его из родного края в татарскую степь. Конечно, и на ...

Виды тем по литературе:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/po-literature-voprosyi/

Чтобы справиться с сочинением, нужно знать, какие бывают виды тем и как работать над темой того или иного вида.

  • Итак, различают следующие виды тем:
  • проблемные,
  • сопоставительные,
  • обзорные,
  • темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя,
  • анализ литературного произведения (лирики, драмы, эпических произведений),
  • анализ эпизода,
  • сочинение по цитате,
  • смешанные,
  • свободные.

Проблемные темы

«Проблема прошлого, настоящего и будущего в поэме Н.Гоголя «Мертвые души»;

  • «Трагизм сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина»;

«Устроит ли героев Достоевского счастье героев Толстого?»

Если формулировка такой темы начинается со слова «проблема», то саму работу над темой начинайте с объяснения этого понятия. В таких темах нужно не отвечать на вопросы, а задавать их, ища при этом обязательного соответствия с теми вопросами, которые задаются авторами или продиктованы временем.

Эти темы требуют обязательной строгой логичности изложения.

Сопоставительные темы

Отец и сын Кирсановы в романе И.Тургенева «Отцы и дети».

В сопоставительной теме равное внимание должно быть уделено всем объектам исследования, заявленным в формулировке.

Сравнительные темы обязательно предполагают строгую последовательность изложения и наличие обязательных общих выводов и умозаключений, вытекающих из сравнения.

Обзорные темы

«Образ Петербурга в русской лирике серебряного века».

«Изображение войны в книге Л.Толстого «Война и мир».

«Темное царство» в драме А.Островского «Гроза».

«Москва и москвичи в изображении М.Булгакова».

Эти темы предполагают не столько глубину проработки материала, сколько ширину его охвата и умение видеть объект «сверху», разом отмечая все его основные особенности в их развитии. Требуется также приводить большое количество примеров из текста и уметь их сопоставлять.

О различных видах литературного анализа мы уже начали говорить и продолжим далее в нашем курсе.

Темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя

Мастерство Л.Толстого в изображении истории.

Мастерство И.Тургенева-пейзажиста в «Записках охотника».

Мастерство реалистического изображения жизни в рассказах А.Чехова.

Сочинения по цитате:

смешанными

Свободные

трехчастную структуру

4 стр., 1593 слов

Идейно-художественный анализ произведения Л. Толстого Анна Каренина

... данной работе мы проведем идейно-художественный анализ произведения Л. Толстого «Анна Каренина» Название романа Л. Толстого “Анна Каренина” имеет содержательно- концептуальную номинацию, поскольку Анна Каренина - это образ. В нем ... только укладывается... "Анна Каренина" — новый круп­ный шаг Толстого к вершинам реализма, новое крупное явление его пи­сательского мастерства, взволновавшее широкие круги ...

Вступление, Основная часть, Заключение:


  1. Следует помнить, что далеко не все пункты этого плана должны быть обязательно проработаны в сочинении: все зависит от характера эпизода и наличия в нем материала для анализа. Выбор пунктов и содержание работы целиком зависит от вашей читательской зоркости, умения определить в эпизоде главное, без чего анализ не будет полным, а также вашего внимания и степени подготовки.
  2. Сочинение, посвященное анализу эпизода, следует начинать с общей краткой характеристики содержания произведения.