Тема 10. «Как писать по литературе»

Сочинение

В рекомендациях к темам №№ 8-9 мы разобрали значение слова «сочинение». К сочинению как главной работе по литературе на экзамене предъявляются строгие требования. Внимательно их изучите и запомните.

Требования к сочинению:

  • Содержание сочинения должно точно соответствовать выбранной теме.
  • Сочинение должно быть основано на знании текста.
  • Сочинение должно демонстрировать знание всех произведений школьной программы по выбранной теме.
  • В сочинении вы должны показать строгое и точное знание литературоведческой терминологии, которая вами используется. Если вы приводите термин, не имеющий в науке однозначного определения (например, символ), следует специально оговорить, что вы под ним понимаете.
  • В сочинении не должно быть фактических ошибок: нельзя путать и изменять имена персонажей (не Екатерина или Катя, героиня драмы Островского «Гроза», а Катерина; не Андрей — у Толстого, в «Войне и мире», а князь Андрей), нельзя путать события, их время и место, художественные детали и подробности, недопустимы ошибки в цитировании, в датировке и т.д.
  • Содержание сочинения должно иметь строго упорядоченную логику. Обязательно должны сохраняться основные элементы композиции сочинения: вступление («вход в тему»), основная часть (главные мысли и их доказательство), заключение (итоги по теме, выводы, «выход» из темы).
  • Все ваши мысли (идеи, тезисы, положения и т.д.) должны быть доказаны.

    Единственным аргументом является художественный текст. Ссылки на черновики, варианты произведений, дневники писателей, мемуарную литературу, а также литературоведческие труды и критику считаются сопутствующим материалом.

  • Цитаты должны быть абсолютно точными и правильно оформленными.
  • Стиль сочинения должен быть единым. Необходимо соответствие стиля и содержания сочинения.
  • Избегайте фамильярности в отношении авторов, о которых идет речь: нельзя называть писателей «Львом Николаевичем» (о Толстом), «Мариной Ивановной» (о Цветаевой), «Николаем Васильевичем» (о Гоголе) и т.п.: речь идет не о ваших соседях по лестничной клетке, а об авторах художественных произведений, и соблюдение читательской этики здесь обязательно!
  • Наличие эпиграфа не является обязательным требованием к сочинению.

Обратите внимание!

Виды тем по литературе:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/po-literature-voprosyi/

5 стр., 2435 слов

Синоним к слову сочинение произведение

... | коран | минея | палеотип | инкунабула | указатель | сонник | кирпич | бестселлер компиляция | книга | сочинение | компилирование | компоновка | составление композиция | сочинение | произведение | составление | формирование | архитектоника | фотомонтаж | ассамблаж | строение | эскиз | деисус | построение | десюдепорт ...

Различные виды тем и особенности работы над ними

Сочинение, будь то эссе, реферат или другой тип текста, требует понимания различных видов тем и подходов к их разработке. Определение типа темы позволяет определить не только содержание работы, но и ее структуру. Ниже представлен обзор различных видов тем и принципов работы с ними.

Проблемные темы

  • Проблема прошлого, настоящего и будущего в поэме Н.Гоголя «Мертвые души».
  • Трагизм сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина.
  • Устроит ли героев Достоевского счастье героев Толстого?

Проблемные темы требуют изучения и объяснения конкретной проблемы, которая представлена в литературном произведении. Вместо того, чтобы просто отвечать на вопросы, важно формулировать собственные вопросы и искать связь с вопросами, заданными авторами или заданными временем. Важно придерживаться логичности изложения, чтобы четко выразить свои мысли по выбранной проблеме.

Сопоставительные темы

Разберемся с особенностями сопоставительных тем на примере романа И.Тургенева «Отцы и дети».

В таких темах важно уделить равное внимание всем объектам исследования, о которых говорится в формулировке. Например, если мы рассматриваем тему «Отец и сын Кирсановы в романе И.Тургенева «Отцы и дети», мы должны детально рассмотреть каждого героя и их взаимоотношения, а также провести сравнительный анализ и сделать обязательные выводы и умозаключения, основанные на сравнении.

Обзорные темы

Рассмотрим примеры обзорных тем:

  • Образ Петербурга в русской лирике серебряного века.
  • Изображение войны в книге Л.Толстого «Война и мир».
  • «Темное царство» в драме А.Островского «Гроза».
  • Москва и москвичи в изображении М.Булгакова.

Для работы с обзорными темами необходимо широкое охватывание материала и способность анализировать его со множеством примеров из текста. Важно также уметь видеть объект изображения «сверху» и выявить его основные особенности в развитии. Эти темы требуют подробного изучения материала и многочисленных сравнений.

Темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя

Рассмотрим темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателей:

  • Мастерство Л.Толстого в изображении истории.
  • Мастерство И.Тургенева-пейзажиста в «Записках охотника».

Такие темы требуют анализа и понимания того, каким образом автор использует свое мастерство для создания произведения. Необходимо уделить особое внимание различным аспектам, таким как стиль, язык, художественные приемы и многое другое.

В данной работе были рассмотрены основные виды тем и принципы работы с ними. Значительное значение имеет выбор правильной работы с каждым видом темы, чтобы составить качественный текст, отвечающий всем поставленным требованиям и целям работы.

Мастерство реалистического изображения жизни в рассказах А.Чехова

Вступление

Антон Павлович Чехов — выдающийся русский писатель, чьи рассказы славятся своим реалистическим изображением жизни. В своих произведениях Чехов смешивает различные жанры, создавая уникальные и глубокие истории. В данном исследовании мы сосредоточимся на анализе цитаты, в которой рассматривается трехчастная структура сочинения.

3 стр., 1280 слов

Краткая биография и интересные факты из жизни Чехова

... «Осколки» впервые издано множество произведений Антона Павловича. В 1883 г. здесь же опубликовали рассказ «Толстый и тонкий», в ... сада» в 1903 г. Семейные отношения Личная жизнь Чехова насыщена любовными приключениями. По некоторым сведениям, взаимоотношения ... он закончил сотрудничать с юмористическими изданиями. Дальнейшая работа Желание путешествовать, чтобы получать новую информацию, стало ...

Основная часть

Сочинение, посвященное анализу эпизода, следует начинать с общей краткой характеристики содержания произведения. В рассказах А.Чехова мы видим множество эпизодов, которые великолепно передают реалистическую картину жизни. Один из ключевых аспектов, присутствующих в рассказах Чехова, — смешение различных жанров. Это позволяет писателю создать глубокие и многогранные сюжеты, которые отражают разные стороны человеческой жизни.

Трехчастная структура является одним из важных элементов в рассказах А.Чехова. Она включает в себя вступление, основную часть и заключение. Вступление — это часть, в которой автор знакомит читателя с основной идеей произведения. Основная часть содержит развитие сюжета, описание персонажей и представление конфликта. Заключение завершает историю, дает окончательные выводы и подводит итоги.

Выбор пунктов и содержание работы целиком зависит от вашей читательской зоркости, умения определить в эпизоде главное, без чего анализ не будет полным, а также вашего внимания и степени подготовки. Важно помнить, что не все пункты этого плана должны быть обязательно проработаны в сочинении. Это зависит от характера эпизода и наличия в нем материала для анализа.

Заключение

Мастерство реалистического изображения жизни в рассказах А.Чехова проявляется в его умении смешивать различные жанры и создавать трехчастную структуру сочинения. Чеховские рассказы передают глубокую и многогранную картину жизни, отражая разные стороны человеческого существования. Важно помнить, что анализ эпизода требует внимания, читательской зоркости и готовности к проработке основных аспектов произведения. Такой подход позволит полнее раскрыть мастерство А.Чехова в реалистическом изображении жизни.