Разработка по картине В.Е.Попкова «Осенние дожди» 8 класс

Сочинение

Сочинение-отзыв по картине В.Е. Попкова «Осенние дожди», Урок русского языка в 8 классе, Разработал: Галиахметова Анастасия Евгеньевна, учитель русского языка и литературы.

Цель урока:

— обучение сочинению по картине, развитие устной и письменной речи.

— Развивать у учащихся умение искать информацию, делать выводы, обобщать и систематизировать полученную информацию.

— Расширение кругозора; связь русского языка, литературы и изо.

— Воспитывать патриотизм, любовь к живописи и литературе.

— Обогащение эстетической культуры учащихся.

— Содействовать положительному формированию психологического климата в классе.

Задачи:

        1. Помочь отобрать нужную лексику, синтаксические конструкции при построении текста.

        2. Активизировать мыслительную деятельность с помощью умело и уместно поставленных по ходу урока эвристических вопросов.

        3. Помогать развитию творческого воображения, творческих способностей учащихся.

        4. Помочь ученикам осознать ценность совместной деятельности

        5. Проявлять мобильность, подвижность, хорошую подготовленность, компетентность.

Вид занятия, тип урока:, Планируемые результаты:

  • Личностные: развитие коммуникативных способностей; совершенствование умения анализировать, сопоставлять, исследовать, творчески работать; расширение кругозора учащихся и формирование познавательного интереса к изучению русского языка, литературы и изо;

    6 стр., 2918 слов

    Исследовательская работа «Русский язык на рубеже XX — XXI ...

    ... исчезновение некоторых слов и значений, то есть изменение русского лексикона. Двадцатый век оказался чрезвычайно интересным не только для историков, но и для лингвистов. По существу, над русским языком был проведен потрясающий по масштабам и результатам ...

  • Метапредметные: продолжать формировать желание самостоятельного поиска знаний и применения полученных знаний; использовать различные источники литературных знаний и информации для решения проблемных вопросов; развивать творческое мышление; высказывать свои мысли; слушать собеседника;

  • Предметные: повторить, закрепить, обобщить полученные знания.

Формы работы учащихся:, Оборудование:

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап: здравствуйте, садитесь.

  2. Сообщение темы, постановка целей и задач урока:

Слайд № 1

На фоне музыки П.И.Чайковского «Времена года» звучит слово учителя:

Слайд № 2

— Ребята, сегодня мы с вами пишем сочинение-отзыв по картине Виктора Ефимовича Попкова «Осенние дожди». Скажите, кого вы видите на переднем плане картины?

— Александра Сергеевича Пушкина!

— Да, действительно, поэт стоит на крыльце своего дома, в Михайловском, прислонившись к колонне, и задумчиво смотрит вдаль…

Мы с вами знаем, что Александр Сергеевич больше всего любил осень, какие строки его стихов сразу же всплывают в вашей памяти?

Слайд № 3

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы…

— Какие еще стихотворения А.С. Пушкина об осени вы помните?

Учащиеся зачитывают строки из стихотворений:

Слайд № 4

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день как будто поневоле

И скроется за край окружных гор…

Слайд № 5

***

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад, дорога промерзает,

3 стр., 1240 слов

По картине Золотая осень в Карелии Мешкова 8 класс

... осеннего карельского пейзажа. Художник заставляет нас любоваться бескрайними просторами и необыкновенной природой русского севера. Сочинение-описание картины Мешкова Золотая осень в Карелии ... облаков кажется, что в любую минуту может пойти затяжной дождь. Природа словно застыла в приближении суровой ... -где виднеются макушки различных цветков. По правую сторону картины мы можем наблюдать старое сухое ...

Журча еще бежит за мельницу ручей…

Слайд № 6-12

Учитель: А сейчас, ребята, давайте обратим свой взор к полотнам великих художников (с помощью мультимедийного проектора учитель демонстрирует слайды с репродукциями великих художников, на которых изображена осень)

Каждый из них по своему выразил свое отношение к осени: у кого-то она печальная, у кого-то яркая и золотистая; кто-то видит в осени печаль и уныние, а кто-то блеск и золото богатого убранства. А как видит осень Виктор Ефимович Попков?

Слайд № 13

Слово учителя:

Виктор Ефимович Попков советский художник, живописец, график. Лауреат Государственной премии СССР 1975 г. – посмертно.

Его картину «Осенние дожди» условно можно отнести к исторической ветви творчества Попкова.

Она отличается спокойствием, в контрасте с эмоциональной насыщенностью и драматизмом большинства работ художника, даже элегичностью.

Картина «Осенние дожди» создана в 1974 году. Эта работа окончена не была, тем не менее, по ней прекрасно виден замысел художника. Картина проникнута любовью творца к народному русскому поэту, классику, Александру Сергеевичу Пушкину. В 1973 году художник побывал в Михайловском, месте, тесно связанном с жизнью и творчеством Пушкина. Попков был очарован прекрасной природой, восхитительной осенью. Он творил в Михайловском. Художник стремился добиться выразительности истинного шедевра, и ему это удалось.

Природа на полотне поэтична и дышит лирической печалью, что так характерно для стихов Пушкина. Картина «Осенние дожди» — это попытка художника проникнуть в эмоциональный мир поэта, передать осеннее вдохновение, красоту природы и взаимосвязь времени года с творчеством.

Картина «Осенние дожди» — это прощальное произведение художника. В этой работе ощущается мироощущение самого Попкова. Исследователи считают, что эта работа была близка к автопортретному жанру.

Слайд № 14

— Рассмотрите картину.

— Как бы вы ее назвали?

— Какое настроение вызывает у вас картина? Что его создает?

— Какие краски, тона, линии использовал художник?

Слайд № 15

Учитель: У каждого из нас свое представление об осени. Скажите, какие бы прилагательные вы использовали для описания осеннего дня?

Ответы учащихся: осенний, облачный, безоблачный, солнечный, дождливый, чистый, чист, прозрачный, прозрачен, пурпурно-красный, багряные, красноватые, желтые, золотистые, золотая, безветренный, тихий и т.п.

— Ребята, вспомните, что характерно для такого типа речи, как описание?

Ответы учащихся

— Как бы вы ответили: «Кто любуется пейзажем»

3 стр., 1283 слов

По картине Попкова Осенние дожди. Пушкин 8 класс

... Сочинение описание картины Осенние дожди. Пушкин Попкова Попков был приверженцем «сурового стиля». Так картина под названием «Осенние дожди. Пушкин» написана именно в данном стиле. На картине изображен Александр Сергеевич Пушкин. Он одет в темный фрак и ... мастерской С.С.Щукина. Наблюдая за работой учителя и вникая во все моменты рисования ... Дружбу за деньги нельзя купить. У меня тоже есть четвероногий ...

— Опишите Александра Сергеевича Пушкина.

— Какие строки поэта навевает эта картина?

Слайд № 16

И с каждой осенью расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод;

К привычкам бытия вновь чувствую любовь;

Чредой слетает сон, чредой находит голод;

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят – я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полон…

Учитель: А сейчас давайте с вами вспомним, что такое отзыв.

Слайд № 17

Учащиеся: Отзыв – это речевое произведение, основанное на выражении эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, увиденному, услышанному.

Слайд № 18

Учитель: Составим примерный план сочинения-отзыва

  1. Вступление. Сведения о художнике, замысел картины

  2. Основная часть. Раздумья А.С.Пушкина (описание переднего или заднего плана картины).

  3. Заключение. Впечатление от картины.

Учитель: Думаю, пришла пора взяться за перо. Напишите отзыв в книгу посетителей выставки, включите в отзыв те строки А.С.Пушкина об осени, которые вы вспомнили, рассматривая картину «Осенние дожди».

Слайд № 19

Домашнее задание: