Сочинение-отзыв по картине В.Е. Попкова «Осенние дожди», Урок русского языка в 8 классе, Разработал: Галиахметова Анастасия Евгеньевна, учитель русского языка и литературы.
Цель урока:
— обучение сочинению по картине, развитие устной и письменной речи.
— Развивать у учащихся умение искать информацию, делать выводы, обобщать и систематизировать полученную информацию.
— Расширение кругозора; связь русского языка, литературы и изо.
— Воспитывать патриотизм, любовь к живописи и литературе.
— Обогащение эстетической культуры учащихся.
— Содействовать положительному формированию психологического климата в классе.
Задачи:
-
-
-
-
Помочь отобрать нужную лексику, синтаксические конструкции при построении текста.
-
Активизировать мыслительную деятельность с помощью умело и уместно поставленных по ходу урока эвристических вопросов.
-
Помогать развитию творческого воображения, творческих способностей учащихся.
-
Помочь ученикам осознать ценность совместной деятельности
-
Проявлять мобильность, подвижность, хорошую подготовленность, компетентность.
-
-
-
Вид занятия, тип урока:, Планируемые результаты:
-
Личностные: развитие коммуникативных способностей; совершенствование умения анализировать, сопоставлять, исследовать, творчески работать; расширение кругозора учащихся и формирование познавательного интереса к изучению русского языка, литературы и изо;
6 стр., 2918 словИсследовательская работа «Русский язык на рубеже XX — XXI ...
... исчезновение некоторых слов и значений, то есть изменение русского лексикона. Двадцатый век оказался чрезвычайно интересным не только для историков, но и для лингвистов. По существу, над русским языком был проведен потрясающий по масштабам и результатам ...
-
Метапредметные: продолжать формировать желание самостоятельного поиска знаний и применения полученных знаний; использовать различные источники литературных знаний и информации для решения проблемных вопросов; развивать творческое мышление; высказывать свои мысли; слушать собеседника;
-
Предметные: повторить, закрепить, обобщить полученные знания.
Формы работы учащихся:, Оборудование:
ХОД УРОКА
-
Организационный этап: здравствуйте, садитесь.
-
Сообщение темы, постановка целей и задач урока:
Слайд № 1
На фоне музыки П.И.Чайковского «Времена года» звучит слово учителя:
Слайд № 2
— Ребята, сегодня мы с вами пишем сочинение-отзыв по картине Виктора Ефимовича Попкова «Осенние дожди». Скажите, кого вы видите на переднем плане картины?
— Александра Сергеевича Пушкина!
— Да, действительно, поэт стоит на крыльце своего дома, в Михайловском, прислонившись к колонне, и задумчиво смотрит вдаль…
Мы с вами знаем, что Александр Сергеевич больше всего любил осень, какие строки его стихов сразу же всплывают в вашей памяти?
Слайд № 3
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы…
— Какие еще стихотворения А.С. Пушкина об осени вы помните?
Учащиеся зачитывают строки из стихотворений:
Слайд № 4
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор…
Слайд № 5
***
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад, дорога промерзает,
По картине Золотая осень в Карелии Мешкова 8 класс
... осеннего карельского пейзажа. Художник заставляет нас любоваться бескрайними просторами и необыкновенной природой русского севера. Сочинение-описание картины Мешкова Золотая осень в Карелии ... облаков кажется, что в любую минуту может пойти затяжной дождь. Природа словно застыла в приближении суровой ... -где виднеются макушки различных цветков. По правую сторону картины мы можем наблюдать старое сухое ...
Журча еще бежит за мельницу ручей…
Слайд № 6-12
Учитель: А сейчас, ребята, давайте обратим свой взор к полотнам великих художников (с помощью мультимедийного проектора учитель демонстрирует слайды с репродукциями великих художников, на которых изображена осень)
Каждый из них по своему выразил свое отношение к осени: у кого-то она печальная, у кого-то яркая и золотистая; кто-то видит в осени печаль и уныние, а кто-то блеск и золото богатого убранства. А как видит осень Виктор Ефимович Попков?
Слайд № 13
Слово учителя:
Виктор Ефимович Попков советский художник, живописец, график. Лауреат Государственной премии СССР 1975 г. – посмертно.
Его картину «Осенние дожди» условно можно отнести к исторической ветви творчества Попкова.
Она отличается спокойствием, в контрасте с эмоциональной насыщенностью и драматизмом большинства работ художника, даже элегичностью.
Картина «Осенние дожди» создана в 1974 году. Эта работа окончена не была, тем не менее, по ней прекрасно виден замысел художника. Картина проникнута любовью творца к народному русскому поэту, классику, Александру Сергеевичу Пушкину. В 1973 году художник побывал в Михайловском, месте, тесно связанном с жизнью и творчеством Пушкина. Попков был очарован прекрасной природой, восхитительной осенью. Он творил в Михайловском. Художник стремился добиться выразительности истинного шедевра, и ему это удалось.
Природа на полотне поэтична и дышит лирической печалью, что так характерно для стихов Пушкина. Картина «Осенние дожди» — это попытка художника проникнуть в эмоциональный мир поэта, передать осеннее вдохновение, красоту природы и взаимосвязь времени года с творчеством.
Картина «Осенние дожди» — это прощальное произведение художника. В этой работе ощущается мироощущение самого Попкова. Исследователи считают, что эта работа была близка к автопортретному жанру.
Слайд № 14
— Рассмотрите картину.
— Как бы вы ее назвали?
— Какое настроение вызывает у вас картина? Что его создает?
— Какие краски, тона, линии использовал художник?
Слайд № 15
Учитель: У каждого из нас свое представление об осени. Скажите, какие бы прилагательные вы использовали для описания осеннего дня?
Ответы учащихся: осенний, облачный, безоблачный, солнечный, дождливый, чистый, чист, прозрачный, прозрачен, пурпурно-красный, багряные, красноватые, желтые, золотистые, золотая, безветренный, тихий и т.п.
— Ребята, вспомните, что характерно для такого типа речи, как описание?
Ответы учащихся
— Как бы вы ответили: «Кто любуется пейзажем»
По картине Попкова Осенние дожди. Пушкин 8 класс
... Сочинение описание картины Осенние дожди. Пушкин Попкова Попков был приверженцем «сурового стиля». Так картина под названием «Осенние дожди. Пушкин» написана именно в данном стиле. На картине изображен Александр Сергеевич Пушкин. Он одет в темный фрак и ... мастерской С.С.Щукина. Наблюдая за работой учителя и вникая во все моменты рисования ... Дружбу за деньги нельзя купить. У меня тоже есть четвероногий ...
— Опишите Александра Сергеевича Пушкина.
— Какие строки поэта навевает эта картина?
Слайд № 16
И с каждой осенью расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь;
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят – я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полон…
Учитель: А сейчас давайте с вами вспомним, что такое отзыв.
Слайд № 17
Учащиеся: Отзыв – это речевое произведение, основанное на выражении эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, увиденному, услышанному.
Слайд № 18
Учитель: Составим примерный план сочинения-отзыва
-
Вступление. Сведения о художнике, замысел картины
-
Основная часть. Раздумья А.С.Пушкина (описание переднего или заднего плана картины).
-
Заключение. Впечатление от картины.
Учитель: Думаю, пришла пора взяться за перо. Напишите отзыв в книгу посетителей выставки, включите в отзыв те строки А.С.Пушкина об осени, которые вы вспомнили, рассматривая картину «Осенние дожди».
Слайд № 19