Урок развития речи по теме «Сочинение по картине И.Крамского «Некрасов в период последних песен», Учитель: Пронина М. А.
Тема урока:
Тип урока : интегрированный урок
Вид урока:
Цель урока:
Задачи:
Обучающие
научить описывать портрет персонажа и анализировать детали
Развивающие
обогащение речи учеников
Воспитательные
Методы и приемы:, Оборудование
Ход урока.
1. Мотивационно-ориентировачный этап.
Сегодня мы с вами попробуем проанализировать картину И.Крамского, выделить на ней самые важные детали, а затем описать картину.
2.Операционно-исполнительный этап
Вступительное слово об Иване Николаевиче Крамском (1837-1887) Ру
Объяснение нового материала (эвристическая беседа)
1.Что такое портрет? (изображение человека в живописи и описание внешности человека в литературе)
2. Из каких составляющих складывается описание внешности человека? (поза, фигура одежда, черты лица и др)
3. В произведениях какого вида искусства портрет играет важную роль? (литература и живопись)
4. О чем еще, кроме внешности героя, мы можем узнать из литературного или живописного портрета? (характер, образ жизни)
Составление плана сочинения (эвристическая беседа)
1.Сколько частей должно иметь сочинение? (три — вступление, основная часть и заключение)
-Вступление:
-
Автор картины и ее название (И.Крамской «Некрасов в период «Последних песен»
2 стр., 650 слов«Герой нашего времени» точно, портрет, но не одного человека: ...
«Герой нашего времени» точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». И хотя роман написан лишь в середине девятнадцатого века, в настоящее время людей, подобных Печорину, можно встретить ...
-
Кто изображен на полотне? (Некрасов)
-
Расположение фигуры героя в пространстве картины (лежит, почти исчез на фоне комнаты)
-
Социальное положение героя, род его занятий (поэт)
-
Фон картины и его взаимосвязь с персонажем (комната, большой диван, герой теряется на его фоне — подчеркивает его болезнь, худобу)
содержанием основной части
-
Описание внешности героя: с чего начать описание? (поза, одежда, фигура, голова, прическа, черты лица, выражение лица)
-
На что прежде всего обращает внимание зритель? Прежде чем пристально вглядеться в портрет, что прежде всего отмечает?
-
После расположения фигуры что еще привлекает внимание зрителя?
Случайно ли это?
-
Когда общий беглый осмотр картины закончен, чему уделяется внимание?
-
На какие детали лица следует обратить особое внимание?
-
Какие приемы использованы автором, чобы дать наиболее полное представление о личности героя? (художественные: линии, цвета, оттенки, контраст и др)
Заключение:
-
Главная черта личности, подчеркнутая в портрете
-
Отношение художника к герою. По каким признакам можно сделать вывод об этом?
-
Ваше впечатление от картины.
Словарная работа:
Работа над синонимами, чтобы не было повторений ( автор — художник, персонаж — герой)
Работа над сложными случаями орфографии и пунктуации
Закрепление навыков:
Учитель просит лучшего ученика проанализировать по плану картину И.Крамского.
3.Рефлективно-оценочный этап:
Создание черновика сочинения по картине
Домашнее задание: написать сочинение по плану, разработанному на уроке