Картина «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина
Картина «Купание красного коня» стала одним из наиболее известных произведений художника Кузьмы Петрова-Водкина. Написанная в 1912 году, она вызвала много споров и стала этапным произведением в его творчестве.
На выставке «Мир искусства», где было представлено полотно, оно было размещено над входной дверью, словно знамя, вокруг которого можно объединиться. Некоторые рассматривали картину как программный манифест, в то время как другие видели в ней мишень для своих критических трактовок. Сам Кузьма Петров-Водкин боялся, что его произведение не будет выставлено, так как уже тогда предвидел возможные связи образа красного коня с судьбой России.
«Купание красного коня» было воспринято современниками как символическое выражение послереволюционной и предреволюционной эпохи. Многие видели в ней предвидение грядущих событий. Впоследствии потомки придали картине еще большее значение, называя ее «буревестником революции в живописи».
Великий русский поэт Александр Блок считал, что художник должен видеть не только первый план мира, но и то, что скрыто за ним. Кузьма Петров-Водкин был именно таким художником, способным видеть и предвидеть, чувствовать мировой оркестр и вторить ему.
Работа над картиной началась зимой или ранней весной 1912 года. Первые этюды были написаны на хуторе «Мишкина пристань» в Саратовской губернии. Художник вспоминал, что у него было три варианта картины, но в процессе работы он все больше и больше стремился к совмещению формы и содержания, чтобы придать полотну социальную значимость.
История создания картины «Купание красного коня»
В процессе создания картины «Купание красного коня» К. Петров-Водкин пережил несколько этапов творчества. В первоначальном варианте он изображал сцену купания лошадей и мальчишек на Волге, которая была ему хорошо знакома с детства и уже тогда была близка к окончательному решению композиции. Однако перед художником внезапно возникло видение, и он начал работу над новой версией картины.
Озеро, далекие холмы, голые деревья и стылое низко висящее небо — все это присутствует на картины, создающее пронзительную атмосферу природных явлений. И в эту картину внезапно вторгается большая, странная и знакомая родная страна. Темные толпы людей с красными стягами шли по этой земле, а им навстречу вперевалку шли другие с ружьями.
Конь в русском искусстве всегда воспринимался многозначительно. Это был советчик и спаситель человека, провидец и конь-судьба. В области отечественной литературы этот образ использовали многие русские мастера — это «Коняга» Салтыкова-Щедрина, «Холстомер» Толстого, «Богатыри» В.М.Васнецова и многие другие произведения.
Конспект » -ОПИСАНИЕ ПО КАРТИНЕ К. С. ПЕТРОВА-ВОДКИНА «УТРЕННИЙ НАТЮРМОРТ»
... утренним солнцем, создают настроение бодрости и счастья. 2. Составление плана сочинения. План I .К. С. Петров-Водкин - один из самобытных русских художников. II . Описание картины, ... картин, этюдов, набросков. С 1918 г. преподавал в Петроградской академии художеств, создал много живописных полотен: «Купание красного коня», ... Петрова-Водкина особое место занимает натюрморт. «Утренний натюрморт». ...
В картинах К. Петрова-Водкина можно найти как реалистические элементы, так и символические. Картина «Купание красного коня» представляет из себя монументальное произведение, где образ коня-символа занял центральное место.
Этапы создания картины
- Первый вариант композиции, который был потом уничтожен самим автором.
- Сцена купания лошадей и мальчишек на Волге. Этот этап творчества Петрова-Водкина был уже близок к окончательному решению.
- Новая версия картины, где на первый план вышел образ коня-символа.
Образы на картины
На картины «Купание красного коня» изображены следующие объекты:
- Купающийся конь красного цвета;
- Всадник на коне был добавлен в последнем варианте картины;
- Мальчишки, купающие коней на Волге;
- Озеро с голубовато-зеленым оттенком воды, которая зеркально отражает стылое небо и голые деревья;
- Далекие холмы, за которыми появляются толпы людей.
Все объекты на картины имеют важное символическое значение.
Выводы
Картина «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина является глубокой символической работой. Образ коня-символа составляет центральный объект картины и сочетается с образами детства, привычного ландшафта, далекой и любимой родины. Картина создаёт пронзительную, некое подчас тревожное колоритное настроение.
Расчистка и собирательство древнерусских икон
В 1912 году начались расчистка и собирательство древнерусских икон. Этот процесс вызвал большое впечатление у художника К. Петрова-Водкина, особенно иконы новгородской и московской школ XIII—XV веков. Именно от них он черпал вдохновение для своих художественных исканий, и это сильно повлияло на создание его картины «Купание красного коня».
Сама идея превращения обычной деревенской лошадки в величественного красного коня возникала у Петрова-Водкина постепенно. Он хотел создать идеальный, пророческий образ коня, который был бы символом гордости и силы. Вначале конь был мыслим рыжим, но затем художник решил довести цвет до предела и очистить его от взаимодействия с другими цветами, чтобы он стал красным. Некоторые могли сомневаться в реалистичности такого цвета коня, но Петров-Водкин получил подсказку у древнерусских иконописцев.
Влияние икон на образ коня
Одной из икон, которая сильно повлияла на образ коня, была «Чудо архангела Михаила». На этой иконе конь изображен полностью красным. Былинная мощь огненного коня, нежная хрупкость и изысканность бледного всадника, резкие разводы волн и плавная дуга розового берега – все это создает многогранную и обостренную картину. Главное внимание привлекает огромная и могучая фигура красного коня с юным всадником.
Петров-Водкин передал судьбоносное значение коня не только через его державный и торжественный шаг, но и через гордую посадку головы на изогнутой шее. Красный цвет коня тревожен, радостно-победен и одновременно вызывает вопросы у зрителя. Вся картина окутана тягостной неподвижностью: плотные воды, розовый берег, кони и мальчики в глубине – все словно застыло на полотне. Это застылость создает неясное чувство тревоги, неумолимости судьбы и предчувствие грядущего.
Творчество Петрова-Водкина
... синтеза Петров-Водкин соединял традиции искусства восточного и западного, средневекового и нового: то же «Купание красного коня» ... картин. Петров-Водкин возвращается на родину в 1908 году обогащенный яркими впечатлениями. За границей он женится и привозит в Россию Марию Иованович. Художник ... будут преодолены. 2. Биография К.С. Петрова-Водкина. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился на Волге в небольшом ...
Анализ картины «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина
Величавый и монументальный конь на переднем плане картины «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина контрастирует с юным всадником, обнаженным мальчиком-подростком. Хрупкость и слабость мальчика подчеркиваются его отрешенным и мечтательным выражением лица. Несмотря на то, что рука мальчика держит поводья, он подчиняется уверенной и могучей поступи коня.
Картина «Купание красного коня» вызывает ассоциации со степной кобылицей, символизирующей Россию в творчестве А. Блока. Истоки этой ассоциации находятся в русском фольклоре, где кобылица ассоциировалась с карающими конями Георгия-Победоносца. К. Петров-Водкин, будто бы древнерусский мастер, переносит эту символику в свое произведение и создает картину, которая кажется чудом, попавшим в будущее.
Художник отказывается от использования линейной перспективы и создает впечатление, что красный конь и всадник находятся перед зрителем, перед самим полотном, а не внутри картины. Красный конь на переднем плане, розовый, буланый и белый кони вдали — все это через цвет выявляет смысл изображаемого. К. Петров-Водкин сталкивает цвета, а не смешивает их, чтобы передать свои смутные предчувствия и эмоции.
Восстанавливая традиции древнерусской иконописи, художник использует яркие и чистые цвета. Пламенеющий красный цвет коня, бледная золотистость тела мальчика, пронзительно синие воды, розоватый песок и свежая зелень кустов создают неожиданность в композиции и придают произведению особую живописность.
Картина «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина говорит о страстности, душевном пламени и красоте. Красный цвет коня символизирует страсть, а чистые и прозрачные изумрудные воды олицетворяют холодную, равнодушную и вечную красоту природы.
Один из первых откликов на «Купание красного коня» принадлежит поэту Рюрику Ивневу:
Кроваво-красный конь, к волнам морским стремящийся,
С истомным юношей на выпуклой спине,
Ты, как немой огонь, вокруг меня крутящийся,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне.
Словно я весенней гулкой ранью,
Проскакал на розовом коне.
Дальнейшая судьба картины «Купание красного коня» полна самых разнообразных приключений. В 1914 году ее отправили в русский отдел «Балтийской выставки» в шведский город Мальмё. За участие в этой выставке К. Петров-Водкин получил от шведского короля Густава V медаль и грамоту. Первая мировая война, потом начавшаяся революция и гражданская война привели к тому, что картина на долгое время осталась в Швеции. Только после окончания Второй мировой войны начались переговоры о возвращении ее на родину, хотя директор шведского музея предлагал вдове художника продать «Купание красного коня». Мария Федоровна отказалась, и только в 1950 году полотно было возвращено в Советский Союз (вместе с десятью другими произведениями К. Петрова-Водкина).
По картине Петрова-Водкина Утренний натюрморт 6 класс
... что надо даже среди невзгод уметь наслаждаться каждым мгновением. Сочинение-описание картины Утренний натюрморт Петрова-Водкина Вглядываясь в детали картины "Утренний натюрморт" Петрова-Водкина, я отмечаю использование множества красок в передаче содержания ...
От вдовы художника картина попала в коллекцию известной собирательницы К. К. Басевич, которая в 1961 году преподнесла ее в дар Третьяковской галерее. И еще раз хочется вернуться к древнему образу коня в русском искусстве. Наши предки верили, что солнце ездит на коне, а иногда даже принимает его облик, что если нарисовать солнце в виде красного коня, то оно охранит нас от несчастий и бед, поэтому и сочиняли русские люди сказки о Сивке-бурке и украшали крыши своих изб деревянными коньками. Не в этом ли внутренний смысл картины К. Петрова-Водкина?