На материале 1-й и 8-й глав романа Пушкина «Евгений Онегин»

Сочинение

Петербург. Здесь начинается и заканчивается роман, и именно этому городу принадлежит главная роль в композиции «Евгения Онегина». Почему Петербург? А разве мог этот герой жить в другом городе, далеком от развлечений, балов, театральных представлений? Столичная жизнь никогда не оставляет человека наедине с самим собой, а юному Онегину с его жаждой общения, умением «лестью забавлять», «преследовать любовь» подходит только такой порядок.

В начале романа автор описывает быт и нравы петербургского дворянства, делая упор на новизну, моду, показывая город центром современной жизни, миром новых веяний. Здесь каждый одет по последней моде, в совершенстве говорит по французски, разъезжает по балам и праздникам. И в это общество прекрасно вписывается Онегин. Этот «молодой повеса» умел «казаться новым… ловить минуту умиленья, невинных лет предубежденья умом и страстью побеждать». Однако, вращаясь в свете, этот незаурядный человек не становится точной копией своих товарищей.

Автор описывает детей того века себялюбивыми, сухими, с безнравственной душой, и Онегин похож на своих современников, но назвать его бездушным человеком нельзя. Белинский определяет Евгения как эгоиста поневоле. Столичный образ жизни, всеобщая любовь и признание — все это не могло не взрастить в герое самолюбие. И как Онегину не любить себя, если:

  • Бывало он еще в постеле
  • Ему записочки несут.
  • Что? Приглашенья?
  • В самом деле
  • Три дома на вечер зовут.
  • Так начинался каждый его день, а проходил он в праздных гуляньях, посещениях балов, театров. Да и как проходил?
  • Двойной лорнет, скосясь, наводит
  • На ложи незнакомых дам
  • … Все видел.
  • Лицами, убором
  • Ужасно недоволен он.

Театр, которым Пушкин восхищается, его герою кажется заурядным, обыденным, наконец, просто скучным. После возвращения домой с неугодного представления Евгений имел обыкновение «по три часа по крайней мере пред зеркалами проводить». Завершением вечера обычно была поездка на бал, ничем не отличающийся от предыдущего, где Онегин вновь улыбался записным кокеткам и читал эпиграммы милым дамам. А завтра все начиналось снова:

  • До утра жизнь его готова
  • Однообразна и пестра,
  • И завтра то же, что вчера

Евгению, как когда-то самому автору, такая жизнь определенно нравилась, но быстро наскучила в деревне, «в тиши уединенья» Онегин пытался освежиться, но вскоре увидел, что перемена мест не меняет некоторых обстоятельств. Разумеется, жизнь в глуши изменила Евгения, но не смогла излечить героя от хандры: бездеятельность и пошлость жизни по-прежнему душат его. Что же происходит с Онегиным после жизни в уединении? Каким он появляется вновь в Петербурге? С чем приходит к старому обществу?

5 стр., 2188 слов

Конспект по литературе в 9 классе «Роман А.С. Пушкина «Евгений ...

... пора на смену…». Один день из жизни Евгения Онегина А. С. Пушкин, наверное, самое значимое имя в истории русской литературы. До ... как нельзя лучше характеризует жизнь Онегина в Петербурге. Главный герой — человек, принадлежащий к высшему свету Петербурга. Как полагается детям из ... по крайней мере) уделял своему внешнему виду. Автор пишет, что Онегин И из уборной выходил Подобный ветреной Венере, ...

Евгений повзрослел, он, «убив на поединке друга, дожив без цели, без трудов, до 26 годов… ничем заняться не умел». Мы видим человека, безнадежно уставшего от жизни, не имеющего своего места в мире. Он один «в толпе избранной стоит безмолвный и туманный». Теперь он усмирился, не «корчит чудака». Здесь очень хорошо просматривается отличие Онегина от «пустого» света Автор вновь описывает все ту же обыденную жизнь столичных модников, но чувствуется и усиление иронии, насмешки над светом. Пушкин даже рисует точный жизненный путь человека, претендующего на звание «доброго малого». Это делается для того, чтобы еще яснее показать контраст между светским обществом, все таким же, как прежде, и Евгением, так скоро переменившимся.

Где теперь тот молодой повеса, шутник, балагур? Его чувство к Татьяне отнюдь не неожиданно. Он уже «переболел» свободой, и Татьяна кажется ему прекрасной. В его чувстве присутствует досада и суетность, а Татьяна расценивает любовь Онегина как чувство «мелкое». Евгений же считает, что он готов не увлекаться, но любить. В нем нет более кокетства, нет желания волочиться за девушками, как нет охоты и до праздных развлечений.

Итак, обстоятельства и внутренние размышления совсем переменили героя: если раньше он сливался со светским обществом, то теперь резко контрастирует с людьми, с которыми когда-то общался и был тем доволен. Автор не зря начинает и заканчивает повествование описанием Петербурга Помещая своего героя на разных этапах жизни в одинаковые обстоятельства, Пушкин четко показывал перемены в Евгении: нет и не будет более весельчака, увлекающегося девушками, теперь свою жизнь, еще очень долгую, ему придется доживать в тоске и безнадежности.

Он вообще ни в чём не видит смысла и равнодушен, казалось бы, ко всему на свете, кроме чувства собственного достоинства и независимости, которые вдруг поколеблены поездкой к дяде. Это раздражение героя идёт оттого, что привычное притворство ему надоело, и оттого, что Онегин честен перед собой.

Уже первая строфа романа выявляет «странность» характера героя, его сложность. Первая глава, в сущности, раскрывает историю душевного недуга, вызванного одновременно подчинением Онегина обществу и его конфликтом с ним.

С детства образование и воспитание Онегина не было глубоким: француз учил его всему шутя. Это «шутя» сопровождает всю юность Онегина. Пушкин с иронией называет её «мятежной», как бы напоминая читателю о высшей возможности в жизни неосуществлённой Онегиным.

14 стр., 6620 слов

Евгений Онегин А. Пушкина роман, в котором отразился век

... времени. Заслуга Пушкина в том, что, читая его роман, можно глубоко изучить русскую жизнь, энциклопедией которой является «Евгений Онегин». “Евгений Онегин” — роман, в котором “отразился век и современный человек” “Евгений Онегин” — роман, в котором “отразился век и современный человек” В творчестве А. С. Пушкина роман “Евгений Онегин’’ занимает центральное ...

«Мод воспитанник примерный» — этот мотив проходит через всю первую главу. «Боясь ревнивых осуждений», Онегин становится франтом; опасаясь «судей решительных и строгих», привык он «с учёным видом знатока хранить молчанье в важном споре». Эта оглядка на мнение окружающих, эта зависимость от света лишает юность Онегина истинной мятежности». Мода обрекает на поверхностное отношение ко всему. Следуя моде, нельзя быть самим собой; мода преходяща, поверхностна.

Пушкин описал один день Онегина, но в нём смог обобщить всю петербургскую жизнь героя – светского баловня. Онегин не отдаётся душой ни одному из развлечений, ни одному из наслаждений, составляющих круг его жизни. Главное же дарование Онегина проявилось в другой сфере:

  • «В чём он истинный был гений,
  • Что знал он твёрже всех наук,
  • Что было для него из млада
  • И труд, и мука и отрада,
  • Что занимало целый день
  • Его тоскующую лень,
  • Была наука страсти нежной…»

Онегин умел очень убедительно казаться мрачным, внимательным или равнодушным, красноречивым, резким или дерзким; умел забавлять, побеждать умом и страстью, умел «подслушать сердца первый звук, преследовать любовь…», «тревожить сердца кокеток записных», злословить соперников и дружить с мужьями своих возлюбленных. Но все эти движения «страсти нежной» рассчитаны.

В начале романа Онегин как бы примеряет разные возможности жизни, не отдавая предпочтения ни одной из них. Своеобразный маскарад Онегина отражён в тех парадоксальных по соседству определениях, которые Пушкин адресует своему герою в первой главе: «молодой повеса» — и «добрый мой приятель», «денди и лондонский» — и «учёный малый», «проказник» — и философ в восемнадцать лет», «повеса пылкий» и «отступник бурных наслаждений».

Эпитет «томный» выдаёт намерение Онегина выставить своё внутреннее состояние на обозрение. Быть может, мы бы не заметили го, если бы в восьмой главе Пушкин не напомнил об этом. Вот Онегин смог, наконец, увидеть Татьяну в её доме:

  • «Он с трепетом к княгине входит;
  • Татьяну он одну находит,
  • И вместе несколько минут
  • Они сидят. Слова нейдут
  • Из уст Онегина. Угрюмый,
  • Неловкий, он едва-едва
  • Ей отвечает. Голова
  • Его полна упрямой думой».

Итак, в первой главе Онегин – «угрюмый, томный», в восьмой – «угрюмый, неловкий». Несходство вторых эпитетов при тождестве первых открывает глубину происшедшей с Онегиным перемены. Истинное чувство не в состоянии заботиться о своей картинности.

Описание Онегина в 1 и 8 главах резко несходны. Множество масок сменяется единством истинного лица: бесчувствие – одушевлением, хандра – страстью. В 1 главе Онегин «непостоянный обожатель очаровательных актрис», ветреность его – признак всего лишь игры в любовь. В 8 главе Онегин исполнен преданности, что не делал он, где бы ни был, — «она… и всё она!» В 8 главе на последнее объяснение с Татьяной идёт «на мертвеца похожий», тогда как в первой главе описывается приготовление к балу:

  • «…Из уборной выходил,
  • Подобный ветреней Венере,
  • Когда надев мужской наряд,
  • Богиня едет в маскарад».
  • Страсть его подобна страданиям влюблённой Татьяны в 4 главе. И в письме Онегина повторяются эти признаки истинной страсти:
  • «Пред Вами в муках замирать,
  • Бледнеть и гаснуть…вот блаженство!

В 8 главе «сердечное страданье уже пришло ему невмочь», и он готов к гибели («заранее писать к прадедам готов о скорой встрече»).

10 стр., 4602 слов

Зависимость онегина от мнения света. Эволюция онегина

... мало интересен Пушкину, если бы эта бесцельная жизнь удовлетворяла героя. В Онегине уживаются, с одной стороны, зависимость от мнения света, подчиненность общему стилю жизни, с другой – «неподражательная странность, мечтам ... которую проживает Онегин, делает его страдающим, но и более одухотворенным. Невозможно представить, чтобы о своем герое в первой главе Пушкин сказал: «угрюмый, неловкий», «с ...

Он действительно сумел «забыть себя»: преданность чувству сильнее страха смерти, он, «как дитя влюблён». «Все шлют Онегина к врачам», а он дорожит каждым мгновением жизни, в которой присутствует Татьяна:

  • «Я знаю: век уж мой измерен;
  • Но чтоб продлилась жизнь моя,
  • Я утром должен быть уверен,
  • Что с Вами днём увижусь я…»

Любовь для Онегина стала единственным условием продолжения жизни.