Песен. Фишки с гармонией

Сочинение

Привет, друзья!

Как Вы знаете лучшим способ учиться писать песни и совершенствовать свое творчество является наблюдение и анализ чужого творчества.

В этом отношении я всегда держу свой ум на готове. И если слышу интересное решение, то сразу же кладу его в банк идеи и примеров использования гармонического или мелодического приема.

Как правило, если мы закрепляем в нашем сознании какой то прием путем ассоциаций, то он уже очень скоро осознанно или не осознанно начинает проникать в ваше творчество.

Поэтому чем больше таких идей в вашей голове тем вкуснее блюдо, которое Вы готовите.

Итак, сегодня я покажу 2 песни в которых используется необычное гармоническое решение, как способ внести в песню свежее звучание.

По моему мнение если убрать из этих песен необычную гармонию они сразу потеряют свою свежесть и привлекательность.

На удивление обе эти песни русских коллективов.

Они уже очень давно у меня на примете и только сегодня я решил поделиться с Вами своими наблюдениями.

Первая песня группы А -Студио — Солдат Любви

Гармония куплета здесь следующая ( Тональность Gm)

Cm -Gm-Cm -Gm- Cm -Gm – Em7 – Ebmaj7

В начале мы видим примитивный ход от S к тонике, который повторяется 3 раза. Казалось бы на этом на песне можно ставить крест:)

Однако, в кадансе внезапно появляется аккорд Em7, который можно назвать гармоническим хуком. Обычный слушатель конечно не понимает гармонии, но четко слышит, что это что-то не привычное, не обычное. Это создает напряжение достаточное для 2-ого проведения припева.

Разберемся, как аккорд Em7 мог появиться в тональности Gm – ведь в нем присутствует нота B, которой нет в составе G минорного лада.

Здесь все очень просто. Использовано заимствование из одноименной тональности — прием который является очень популярным в мажоре, но редкость для минора. Em – это обычная параллель к G мажору.

При этом в припеве используется в басу так же дорийская нота E, но в гармонии мы уже слышим аккорд C мажор — который можно рассматривать, как мажору S или дорийский аккорд. При это в контексте припева этот аккорд теряет свою необычность, так как входит в состав популярной во всех стилях последовательности I-VII-VI#-VI. Она использована в тысячах песен.

7 стр., 3064 слов

Значение ансаблевой игры, приемы и методы работы в классе ансамбля»

... других. Переложения симфонической и оперной музыки используются для чтения с листа, оригинальные дуэтные ... литературы педагогического назначения. Репертуар для фортепианных ансамблей делится на специально создан-ные оригинальные сочинения ... )- все эти пьесы дети играют вместе с учителем, что создаёт, при минимальных ... равнове-сие звучания в удвоениях и аккордах, разделённых между партнёрами; согласование ...

Здесь можно говорит о приеме изменения контекстуальной полярности аккорда.

В куплете это необычность, свежесть. В припеве наоборот обычность, банальность.

Сложно сказать намеренно это сделано или нет, но записать в волшебную книжку идея для создания песен точно стоит:)

Вторая песня была популярная в свое время. Кроме гармонии здесь также очень качественно использована концепция хуков.

Гармония куплета здесь следующая ( Тональность Gm )

Cm – Gm- Fm-G

В начале все тот же ход от S к T. И Внезапно аккорд VIIb ступени плюс к тому же еще и минорный.

Этот аккорд находится так далеко от тональности, что сразу же вызывает ощущение резкой модуляции.

Попробуем разобраться откуда он мог появиться.

Ни в параллельной тональности, ни в одноименной этого аккорда нет.

Зато если посмотреть на эту последовательность в отрыве от мелодии, то она покажется примитивной поскольку мы получим движение T-d-S-D в С миноре.

Это пример так называемой fragile или weaker последовательности. То есть последовательность которую можно трактовать в разных тональностях, а переосмысливание аккордов происходит только к концу прогрессии.

Для западной музыки это очень ходовой прием. В русской встречается достаточно редко.

Как видите один аккорд может существенно повлиять на звучание вашей песни.

Расширяйте копилку идей и до скорого!