Обучающимся будут предложены темы для сочинения по литературным произведениям, изучаемым в 8-10-х классах в соответствии с государственной программой по литературе. Темы сочинений будут сформулированы по следующим направлениям:
1. «Разум и чувство».
2. «Честь и бесчестие».
3. «Победа и поражение».
4. «Опыт и ошибки».
5. «Дружба и вражда».
Темы сочинения учащиеся узнают в день экзамена. Учащемуся предоставляется возможность выбора одной из пяти тем разной проблематики, входящих в комплект. Все темы раскрываются в жанре сочинения-рассуждения. Рекомендуемый объём сочинения не менее 350 слов
Процедура проведения сочинения
На выполнение работы отводится 3часа 55 минут (235 минут).
Время инструктажа не входит во время написания сочинения. Начало в 10.00. Для уточнения написания слова или его значения разрешается пользоваться орфографическими словарями. Словарем обучающийся может пользоваться за своим столом на этапе самостоятельной проверки работы. Проверка сочинения осуществляется комиссией, состоящей из учителей русского языка и литературы. Проверка осуществляется в соответствии с критериями, разработанными для проверки сочинений по литературе обучающихся 10-х классов в 2017 году.
На рабочих местах участников сочинения заблаговременно должны быть разложены листы для чистовика (не менее 2 двойных тетрадных листов или 2 листов формата А4) и для черновика (не менее 3 двойных тетрадных листов или 3 листов формата А4).
Инструкция для учащегося
Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов).
Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).
Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарём).
Сочинение пишите чётко и разборчиво.
При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.
Темы сочинений:
1. Когда чувства человека оказываются сильнее голоса разума?
Сочинение способность слова связываться с другими словами проявляется
... принести в жертву свой талант и здоровье ради счастья другого человека… Сочинение ЕГЭ. Как следует воспитывать молодое поколение, - вот проблема, ... которого любят! Отношение Учителя к детям, его чувства ярко проявляются в предложении 18, где говорится, как его «волновало ... – школьники и учитель, и эти слова характерны их речи. Интересен рассказ и с точки зрения грамматики. В тексте неоднократно ...
2. Что вкладывали в понятие «честь» люди XIX века? 3. Когда победа не приносит радости и удовлетворения?
4. Бывают ли в жизни непоправимые ошибки? 5. Чем различаются дружба и приятельство?
Критерии оценки сочинения для учащихся 10 классов
в 2017 году
К проверке по пяти критериям оценивания допускаются сочинения, соответствующие установленным требованиям:
Требование № 1. «Объем сочинения»
Рекомендуемое количество слов – от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения участник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания).
Требование № 2. «Самостоятельность написания сочинения»
Сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме).
Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания).
Сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по пяти критериям:
- «Соответствие теме»;
- «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
- «Композиция и логика рассуждения»;
- «Качество письменной речи»;
- «Грамотность».
Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Для получения «зачета» за сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев (№ 3 — № 5).
Критерий № 1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Сочинение по произведениям Астафьева VK.init({apiId: 3744931, ...
... будем уступать силе духа лошади у нейтральной полосы. Писалось: 2014-2015, 9 класс Тема: Сочинение по произведениям Астафьева VK.init({apiId: 3744931, onlyWidgets: ... и война, защитившего страну и свою жизнь. Так и старая лошадь борется за жизнь в страхе, что если упадет, ... и непреодолимое желание жить. Все в этом коротком рассказе. Старая лошадь — это собирательный образ миллионов людей. Та же судьба, ...
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения. Во всех остальных случаях выставляется « зачет ».
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий №5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
«Разум и чувство»
121. Почему важно уметь контролировать свои эмоции?
122. Почему человек не должен быть рабом своих чувств?
123. Возможно ли в жизни следовать только чувствам?
124. Когда следовать чувствам неразумно?
126. Может ли человек, живущий по законам разума, глубоко чувствовать?
127. В чём смысл утверждения Ф. Шиллера: «Голова должна воспитывать сердце»?
128. Когда чувства человека оказываются сильнее голоса разума?
129. Могут ли чувства быть истинными и ложными?
130. Всегда ли разумный поступок является нравственным?
132. Всегда ли чувства нужно подвергать проверке разумом?
133. Когда важнее руководствоваться чувствами, а не разумом?
«Капитанская дочка»: взросление человека. Опыт и ошибки Опыт ...
... задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по , и об ошибках непоправимых, трагических. 4 слайд Описание слайда: : «Опыт и ошибки» – направление, ... рассуждениях можно обратиться к следующим произведениям. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Раскольников, убивая Алену Ивановну и признаваясь в содеянном, не осознает ...
«Честь и бесчестие»
221. Можно ли считать честь вечным нравственным принципом?
222. Можно ли считать честь предрассудком?
223. Может ли честь оказаться дороже жизни?
224. Меняется ли со временем смысл понятия «честь»?
225. Как Вы понимаете выражение «дело чести»?
226. Как связаны понятия чести и долга?
228. Что вкладывали в понятие «честь» люди XIX века?
229. Кого можно назвать бесчестным человеком?
230. Как Вы понимаете выражение «Бесчестье хуже смерти»?
231. Что такое честь?
233. Почему не кончается поединок чести с бесчестьем?
«Победа и поражение»
321. Легко ли быть победителем?
322. Когда поражение ценнее победы?
323. Чем можно пожертвовать ради победы?
325. Перестаёт ли побеждённый враг быть врагом?
327. Почему говорят, что проигрывать надо достойно?
328. Согласны ли Вы с утверждением древнегреческого писателя Лукиана: «В гражданской войне всякая победа есть поражение»?
329. Как поражение может повлиять на человека?
330. Когда побеждённый достоин уважения?
331. Когда победа не приносит радости и удовлетворения?
332. Важно ли уметь признавать собственное поражение?
333. Что важно победить в самом себе?
«Опыт и ошибки»
421. От каких ошибок может предостеречь жизненный опыт?
422. Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок?
425. Какой опыт важнее: собственный или чужой?
426. Чем читательский опыт отличается от жизненного?
427. Почему многие люди считают необходимым делиться своим жизненным опытом?
428. Важно ли осмысливать совершённые ошибки?
429. Можно ли прожить жизнь, не совершив ошибок?
430. Согласны ли Вы с тем, что «на ошибках учатся»?
431. Всегда ли лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих?
432. Как характеризует человека способность признавать свои ошибки?
433. Бывают ли в жизни непоправимые ошибки?
«Дружба и вражда»
521. В чем причины вражды между народами?
522. Правда ли, что легче простить врага, чем друга?
523. Может ли быть неравенство в дружбе?
524. Познается ли друг в радости?
525. Можно ли сохранить дружбу на годы?
526. Какое значение в дружбе имеет бескорыстие?
527. Можно ли дружить с эгоистом?
528. Что важнее в дружбе: получать или отдавать?
530. Можно ли уважать врага?
532. Согласны ли Вы с утверждением французского писателя Вольтера: «Глаза дружбы редко ошибаются»?
533. Чем различаются дружба и приятельство?
Источник: http://www.ctege.info/itogovoe-sochinenie-2017/temyi-itogovogo-sochineniya-1-fevralya-2017.html