Основные группы сложноподчинённых предложений
общее значение обусловленности
Например:
131. Сгруппируйте, расставляя пропущенные выделительные запятые, сложноподчинённые предложения по следующим признакам: а) с придаточным предложением после главного; б) с придаточным предложением перед главным; в) с придаточным предложением в середине главного.
132. Причинно-следственные отношения могут быть выражены различными синтаксическими средствами. Замените выделенные части предложений придаточными причины. Подчеркните языковые средства, благодаря которым значение причины выражено более явно.
- Какие из обстоятельств, выделенных в первом и во втором предложениях, характерны для деловых бумаг?
133. Прочитайте текст. Определите основную мысль текста и выразите её в заглавии. Спишите, расставляя знаки препинания.
- Найдите предложения с деепричастным оборотом. Графически объясните постановку соответствующих знаков препинания.
(По Е. Каменевой)
134. Сочинение. Ответьте на вопросы, поставленные в тексте предыдущего упражнения. Сформулируйте тезис и раскройте его кратко (в 3-4 предложениях), опираясь на содержание текста.
Синтаксис. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. ...
... союзные слова, то предложение характеризуется как сложноподчиненное (СПП). сложные предложения союзные бессоюзные сложносочиненные сложноподчиненные При этом смысл, выражаемый разными типами сложного предложения, может быть ... относительно независимыми друг от друга, между ними устанавливаются равноправные отношения. Более конкретные смысловые отношения раскрываются по значению союзов между частями. ...
Сравните два сложноподчинённых предложения.
Укажите, в каком из предложений следствие содержится в главном предложении, а причина в придаточном, в каком — наоборот.
Какое из этих предложений является сложноподчинённым с придаточным следствия?
Сравните сложноподчинённое предложение с придаточным следствия и сложноподчинённое предложение с придаточным причины.
Что у них общего и чем они различаются?
135. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Определите вид сложноподчинённых предложений. Составьте схемы 1-го и 4-го предложений.
136. Перестройте предложения по образцу. Определите вид придаточных в данных сложноподчинённых предложениях и в полученных.
Образец. Переходить реку опасно, лёд ещё очень тонкий (причина).
— Лёд ещё очень тонкий, переходить реку опасно (следствие).
137. Спишите, указывая (в скобках) вид придаточных предложений. Расставьте знаки препинания.
- Какие вы можете привести примеры, показывающие, что стихи из «Горя от ума» стали афоризмами, крылатыми выражениями?
(В. Белинский)
Прочитайте предложения. В каждом из них определите вид придаточного.
В каких предложениях придаточное предложение обозначает реальные условия, т. е. те, которые могут быть осуществлены? С помощью какого союза придаточное предложение присоединено к главному?
В каких предложениях придаточное предложение обозначает ирреальные (неосуществлённые) условия? С помощью какого союза оно присоединено к главному?
Вспомните и назовите устаревший союз, синонимичный союзу если . Составьте с ним предложение.