«Дудочка и кувшинчик» — краткое содержание сказки В.П. Катаева

Сочинение

История создания

Сказка Валентина Катаева интересна тем, что в ней много волшебных персонажей, которые гармонично вписываются в бытовой сюжет. Известно, что произведение «Дудочка и кувшинчик», краткое содержание которого будет изучаться детьми младшего школьного возраста, было написано в 1940 году. Но её содержание, проблемы и темы, которые затрагивает автор, актуальны и в наше время.

Это катаевское литературное сочинение изучается школьниками на уроках внеклассного чтения и ребята вместе с учителем стараются дать характеристику каждому персонажу, а также выяснить, чему учит сказка «Дудочка и кувшинчик».

Характеристика главных героев , Так, в этом рассказе героев немного:

  1. Женя.
  2. Родители девочки и её брат.
  3. Лесной старичок Боровик.

В начале сказки читатель видит ленивую девочку Женю, которая постепенно поняла, что нужно обязательно трудиться, чтобы вырасти хорошим человеком. И в этом помогают ей всё вокруг: и замечательные, любящие родители, и начальник над всеми лесными ягодами и грибами Боровик, который оказывается хитрым, ловким и очень умным.

Краткий сюжет

а нагибаться пониже, так как все ягодки прячутся под листьями

Когда Женя вернулась на полянку, присела и стала приподнимать листья, то увидела, что и действительно ягод было очень много. Девочка стала их собирать, но вскоре она устала и стала искать другую ягодную полянку. Жене хотелось найти такую лужайку, чтобы ягоды бы сами сверху росли. Но ничего она не могла найти, а вскоре устала и просто присела на пенёк.

Встреча с лесным старичком

предложил ей волшебную дудочку

Женя не задумываясь отдала Боровику кувшин и, взяв дудочку, стала играть. Сразу вокруг стало так много ягод, что даже ступить некуда было. Но вот только беда: собирать их было некуда. Тогда девочка опять обратилась к Боровику, чтобы обменять дудочку на кувшин. Грибной старичок согласился, но когда Женя вернулась на ягодную полянку, то опять всё было лишь только зелёным от листьев. Ягоды все спрятались. Героиня снова отправилась к Боровику и попросила, чтобы он оставил ей не только кувшин, но дал дудочку. Но тот отказался так поступить, назвав девочку ленивой. А затем он просто спрятался под землёй.

3 стр., 1155 слов

Сочинение я бы показал наташке за эти штучки но из за мишки не стал

... И космонавтов видел? – спросил Мишка. Они мне подарили вот эту фотографию, – сказал Женя. – Если хочешь, сними и прочитай на обратной стороне… Но Мишка не стал снимать со стены фотографию. Он ... незнакомое космическое слово. Я побегу в контору, – заволновалась Наташка. – Из района «скорую помощь» вызовут… Она повернулась, чтобы побежать, но Мишка поймал ее за руку и сказал: Не надо скорую, он ...

Ничего не осталось девочке, как опять вернуться на полянку, заглядывать под каждый кустик и собирать ягоды. Её кувшин быстро наполнился, а родители за трудолюбие даже похвалили.

Художественные особенности

Сказка написана Катаевым необыкновенным языком, который завлекает читателя своей напевностью и мелодичностью уже с первых строк. В тексте часто встречаются афоризмы, которые автор не только сам придумывает, но ещё и повторяет по несколько раз. Поэтому и читать эту сказку интересно. Обычно читатель сразу запоминает правило по ягодному сбору о том, что нужно одну ягодку брать, на другую смотреть, третью замечать, а четвёртая начинает уже мерещиться.

Как показывает анализ, такой приём используется обычно в русских народных сказках, но и в этой авторской сказке он непросто находится на своём месте, но помогает создать общее необычное и фантастическое впечатление о сказки волшебно-бытового жанра. Все книги, изданные с текстом этого произведения, всегда содержат много красочных картинок, которые позволяют ребятам не только читать, но ещё и наглядно себе представить происходящее.

План для пересказа , Поэтому можно воспользоваться таким планом:

  1. Поход в лес.
  2. Ягод не видно.
  3. Папин совет.
  4. Знакомство со старичком Боровичком.
  5. Волшебная дудочка.
  6. Сложный выбор: дудочка или кувшинчик.
  7. Рассерженный Боровик.
  8. Трудолюбивая девочка.

Ученики могут к уроку внеклассного чтения, где будет изучаться такая интересная сказка, подготовить и свои рисунки. Ведь именно по школьным иллюстрациям можно определить и то, насколько дети поняли тему всего произведения и его основную мысль.

Конспект для читательского дневника , . Можно поместить в него либо понравившийся эпизод, либо же составить план краткого содержания:

  • Семейный поход в лес.
  • Ягоды спрятались под листья, а героиня не желает нагибаться, чтобы их собирать.
  • Встреча с Боровиком и его неожиданное предложение: поменять кувшин на дудочку.
  • Игра на дудочке даёт возможность ягодкам выбраться из листьев, но собирать их некуда.
  • Когда у девочки снова оказывается кувшин, то нет дудочки, а без её музыки ягодки прячутся.
  • Разговор с Боровиком не дал результатов, он не согласился отдать Жене и дудочку, и кувшин, да ещё и лентяйкой обозвал.
  • Похвала от родителей, так как героиня собрала полный кувшин ягод сама.

Обычно сказку Катаева «Дудочка и кувшинчик» записывают в читательский дневник в первом классе, когда дети ещё верят в волшебство. Несмотря на то что сюжет прост и незамысловат, волшебные элементы заинтересовывают ребят. Скорее всего, многие ученики ходили вместе со своей семьёй в лес, чтобы собрать грибов или ягод, но вот волшебного Боровика им не приходилось встречать, поэтому им становится так интересно читать и слушать.

3 стр., 1409 слов

Cоставить «Почему я люблю читать сказки?» Составить самому(самой)

... малыши развлекались и получали первые уроки жизни, которые, возможно, важнее всех школьных занятий, вместе взятых. Сказки содержат в себе не только ... история из детства не была забыта. Русская сказка Почему мы любим сказки? Ответ на этот вопрос очень прост. В нашей обычной ... Я обожаю читать сказки. Они учат различным преодолениям трудностей. Показывают, что без труда нельзя получить благо и стать ...

Школьники сами приходят к выводу о том, что результат можно получить, если не сидеть и не ждать чего-то готового, а следует трудиться. Постепенно меняется в произведении и поведение главной героини, которая вначале ничего не хотела делать, ленилась, но после встречи с лесным царём грибов и ягод поняла, что труд тогда результативен, когда приносит радость. То, что родители похвалили девочку, показывает, что она была этого достойна, и ей было приятно.

Рассказ Валентина Петровича учит прежде всего трудолюбию. На уроке с детьми учитель может вспомнить и другие сказки, которые посвящены этой теме. Также о труде есть много пословиц и поговорок, которые также можно записать в читательский дневник или в тетрадь по литературе.

На таком уроке будет уместна и беседа с детьми о бережном отношении к окружающему миру, о том, что нужно заботиться о растениях животных.

Анализ сказки

любое дело можно сделать хорошо и быстро, если человек не будет лениться

И девочку хорошо проучил лесной старичок, показав, что ягоды есть, а просто сама Женя не желала нагибаться, чтобы их увидеть. Благодаря ему девочка поняла, что чудес не бывает, а каждый сам должен создавать их. Не зря же русский народ придумал такие пословицы, в которых говорится о том, что без труда никто не сможет вытащить рыбку из пруда или о том, что когда видишь работу, глазам страшно становятся, но руки при этом делают.

Известно, что в 1950 году режиссёром Виктором Громовым был создан одноимённый мультипликационный фильм по сказке Валентина Катаева. Советские мультипликаторы сделали его не только красочным, привлекательным, но и музыкальным, поэтому дети с удовольствием его смотрят. И если на уроке позволяет время, то его в заключение можно будет показать ребятам. Обычно школьники его смотрят с большим удовольствием.