Идеи и образы современной поэзии

Сочинение

Идеи и образы современной поэзии

Когда стихи сияют совершенством,

Они дарят читателя блаженством.

(Джами)

В 60-80-е годы в советскую литературу вошли поэты, которые принесли с собой немало нового и развили

старые традиции. Многообразна тематика их творчества, а поэзия глубоко лирична, интимна.

Но и тема Родины никогда не сходила со страниц нашей литературы. Ее образы, связанные то с природой

родной деревни, то с местами, где воевал человек, можно найти чуть ли не в каждом произведении. И у каждого

автора свое восприятие о ощущение Родины.

Проникновенные строки о России находим мы у Николая Рубцова (1936-1971 гг.), который ощущает себя

словно наследником многовековой русской истории. Критики считают, что творчество этого поэта соединило в

себе традиции русской поэзии XIX-XX веков — Тютчева, Фета, Блока, Есенина.

В стихотворении “Видения на холме” Рубцов пишет:

Россия, Русь — куда я ни взгляну…

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы,

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив у омутной воды

Люблю навек, до вечного покоя…

Россия, Русь! Храни себя, храни!…

С вечными темами у наших современников неизменно ассоциируется и имя Расула Гамзатова (1923 год).

Иногда про него говорят, что его дальнейший путь трудно предсказать. Настолько неожидан он в каждой своей

книге: от крылатых шуток до трагических “Журавлей”, от прозаической “энциклопедии” ”Мой Дагестан” до

афоризмов “Надписи на кинжалах”. Но все же нетрудно вычленить темы, на которых держится его поэзия.

Это- преданность Родине, уважение к старшим, преклонение перед женщиной, матерью, достойное продолжение

дела отца.

Всему я на свете люблю свою меру:

И утру, и полдню, и сумеркам серым,

И снам, и покою, и песням старинным,

И даже траве в наших горных вершинах.

Но только в одном не хочу я предела —

В бурлящем кипенье любимого дела…

Вчитываясь в стихи и Рубцова, и Гамзатова, и других, видишь огромный жизненный опыт человека, кото-

рый в своих стихах выражает то, что трудно выразить нам. И еще видишь личную сопричастность с судьбами

родной земли.

Тема войны, казалось бы, давно минувшей, и сейчас, но, может быть, уже по-иному, осмысленная, находит

3 стр., 1045 слов

Я люблю тебя, Россия

... важное условие: любить и охранять страну, уважать ее традиции и историю. А русскому народу есть чем гордиться! Россия древняя, многострадальная! ... непреклонен. Хочется верить, что всё-таки каждый человек оглянется вокруг тебя и заметит, что вокруг него полно живых существ, ... и на экране. Моя заветная мечта – в будущем побывать во всех удивительных уголках страны. А сейчас мне родней и ближе моя малая ...

отражение в стихах современных поэтов. Многие из них сами пережили войну. “В их строчках победная медь

сплавилась с серебром тончайших состояний духа. Их лирика нежна и жестковата, как колючее шинельное сук-

но”, — образно подметил один из критиков. Все чаще в описании войны они отходят от “романтики боя и рис-ка”, рисуя картины бесчеловечности войн. Вот стихотворение одного из замечательных поэтов Алексея Прасо-

лова (1930-1972 гг.) “Тревога военного лета…”.

  • ..Спешат санитары с разгрузкой,

По белому красным — кресты.

Носилки пугающе узки,

А простыни смертно чисты …

  • ..Кладут и кладут их рядами,

Сквозных от бескровья людей.

Прими этот облик страданья

Душой присмирелой твоей.

Национальная культура, ее неповторимый колорит и богатство… В современной поэзии народные идеи и

образы обогащаются, приобретают новые акценты. Сегодня литература не может, не имеет права не быть наци-

ональной.

Интересен в этом отношении калмыцкий поэт Давид Кугультинов (родился в 1922 году).

По мнению кри-

тиков, “Давид Кугультинов умеет своеобразное, неповторимое наследие калмыцкой народной поэзии перевоп-

лотить в образы, полные современного содержания и значения”. Таковы его поэмы о витязе Эдене, о востор-

женной любви певца Джалесу и прекрасной Кермен, поэмы “Сар-Герел”, “Корень”.

Когда поймешь, что ты в себя вместил

Весь шар земной, весь этот мир

бескрайний, —

Ты в этом лишь признайся втайне,

А от других скрывай по мере сил,

Чтоб не сочли признанье похвальбою,

Чтоб не смеялись люди над тобою …

Ведь человека человеком числят,

Когда весь мир вместит он и осмыслит.

Одна из главных идей современной поэзии — гражданственность, главные раздумья — совести и долге. К

поэтам-общественникам, патриотам, гражданам принадлежит Евгений Евтушенко (родился в 1933 году).

Его

творчество — размышления о своем поколении, о доброте и злобе, о приспособленчестве, трусости, карьеризме

Мы знали голода и холода,

Нас корчил тиф, душила нас разруха.

Но верю — ставить вещь превыше духа

Нам не позволит совесть никогда…

  • ..Вещи текучи, как будто вода.

Вещи — зловещи.

Мужество, совесть, честь — это да! — Вещи!

Поэзию последних десятилетий отличает огромное разнообразие тем, ей присущ очень большой охват

явлений, диапазон ее проблем исключительно широк. Это особенно наглядно видно на примере творчества

Владимира Высоцкого (1938-1980 гг.).

“Поющий нерв эпохи”, он писал обо всем, он был как бы лакмусовой бумажкой нашего общества. Казалось, ничто плохое не может ускользнуть от его пера, казалось, что он поста-

вил себе цель — “до последней черты, до креста, спорить до хрипоты, а за ней — немота, убеждать и доказывать с

пеной у рта, что не то это вовсе; не тот и не та …”.

И он спорил, боролся за справедливость, ненавидел мещанство, беспощадно бичевал недостатки. “Он имп-

3 стр., 1001 слов

Тема поэта и поэзии во вступлении к поэме Маяковского Во весь голос

... мир, и космос, и вся вселенная. Поэт же, наоборот, воспринимал себя «революцией мобилизованным и призванным». Во вступлении к поэме «Во весь голос» В. Маяковский сравнивает свою боевитую поэзию с поэзией «барских садоводств», созерцательно воспевающей ...

ровизировал, увлекался, преувеличивал, был дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал, одобрял и поддержи-

вал”, — говорил Р.Рождественский.

Сегодня бесчисленные проблемы, вставшие на пути общества, находят все более полное отражение и в поэ-

зии. Все чаще звучат со страниц журналов стихи о жертвах репрессией, о возвращении народу исторических

ценностей.

Историю нисколько не щадя,

И к прадедам без должного вниманья

Мы улицам и древним площадям

Легко вручаем новые названья.

  • .. Когда мы переступим эту спесь ?

Когда оценим славное наследье,

Подумаем сначала: кто мы есть,

И чьи мы есть на этом белом свете ?

  • .. Представим же, как после, в свой черед,

Мир потряся глобальными делами,

Потомок наш в пылу перечеркнет

Рожденное и названное нами.

(Игорь Ляпин)

Все больше задумывается наше общество над нравственными вопросами: почему не хватает милосердия и

так много жестокости ? Как восполнить недостаток чуткости, ослабить равнодушие ?

Куда отлетает душа палача ?

На небо ? Но как повстречаться без страха

С душою того, кто был послан на плаху,

Кому разодрал ты на шее рубаху

И место засек, чтоб ударить сплеча ?

(Сергей Таск)

Возле самого леса

два горьких стоят интерната:

Детский дом всеми окнами

в дом престарелых глядит.

И, бетонных оград их не трогая, мимо куда-то

Озорная людская дорога летит.

(Нина Шевцова)

Современная поэзия богата философскими размышлениями о настоящем и будущем, о судьбах планеты и

нашей страны:

Летят “афганцы” в гробах,

Крадется СПИД в городах —

Неужто страшная месть ?

Тысячелетье Руси —

Тысячелетье души.

Пришло ей время воскресть.

(Андрей Вознесенский)

Лирика — душа поэзии, веер образов, вихрь идей. Это всегда мечты и, конечно, любовь — самая древняя тема

поэтов.

Все влюбленные склонны к побегу

По ковровой дорожке, по снегу,

По камням, по волнам, по шоссе,

На такси, на одном колесе,

Босиком, в кандалах, в башмаках,

С красной розою в слабых руках.

(Булат Окуджава)

А от этого стихотворения неизвестного мне доселе автора пахнуло чем-то удивительно знакомым и в то же

время новым, чем-то лермонтовским. Все стихотворение — один образ, одна метафора.

Цветов лиловых или белых

В садах пустых и промертвелых

Не держит над собой сирень.

Не сорванных, не пожелтелых,

Живых сердечек, чистых, смелых,

Оставлено на черный день.

(Валентин Берестов)

В этих нескольких строчках вся философия обновления жизни.

О чем еще сказать ? О смехе и сатире, которыми разят недостатки ? Об обращении к историкам русского

народа ? “О молитвах” и призывах к миру ? Боюсь, что одно перечисление тем займет много места. А сочине-

ние превратится в “антологию” современной поэзии.

Мне кажется, что наша поэзия, как и все общество, возрождается к поиску нового, светлого, вечного, что

составляет основу человеческого духа !