Образ Понтия Пилата и проблема совести (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Сочинение

Образ Понтия Пилата и проблема совести

«Мастер и Маргарита» – это уникальное, нетрадиционное произведение М.А. Булгакова, так как в него входят два романа (роман Мастера о Понтии Пилате и роман о судьбе Мастера).

Содержание этих двух романов сопоставляется и противопоставляется, но воспринимается как единое произведение, связанное с судьбой всего человечества. «Роман о Пилате», состоящий из 4-х глав, – это рассказ об одном дне римского прокуратора Иудеи и его встрече с проповедником добра и справедливости Иешуа Га-Ноцри. Роман построен так, что почти все его герои стоят перед выбором: добро или зло, честь или бесчестие, вера или безверие, малодушие, трусость или самопожертвование во имя справедливости. Перед таким выбором встал и прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

Понтий Пилат как символ деспотической власти

Понтий Пилат – один из наиболее известных и зловещих персонажей евангельских повествований. Он предстает перед читателем как могущественный правитель, имеющий безусловную власть над жизнями и судьбами жителей Иудеи. Его типичная черта характера – деспотизм, подчиненность государственной машине. Как отмечается в описании Пилата, он носит белый плащ с кровавым подбоем, символизирующий чистоту внешней оболочки власти, скрывающую в своем основании жестокость и кровавую проживленность.

Переворот в душе игемона после столкновения с Иешуа Га-Ноцри

Мощный жестокий Пилат терпит поражение в поединке с бродячим философом, которого приводят на суд на обвинение в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма. Столкновение этих двух сильных личностей становится ключевым моментом эволюции характера игемона. Обращение Иешуа к нему как к «доброму человеку» возмущает и его раздражает, но осознание своей истинной сущности и любопытство побуждают его продолжать допрос арестованного после его кончины.

Пилат желал сохранить формальный стиль допроса, что происходило в условиях подчинения военной дисциплине и государственным законам, но одновременно его мучили недобрые мысли и постоянные головные боли. Он понимал, что за малодушие ему ничего не простят в тоталитарном и жестоком государстве. В этом ключевом моменте он начинает расставлять приоритеты в своей жизни и наблюдает чудо. Он осознает, что человечеству угрожает исчезновение, и мгновенно увлекается идеей спасения, преобразуясь в героя.

Моральные убеждения Иешуа и их влияние на Понтия Пилата

Перед тем, как убивать Иешуа, Пилат задает ему вопрос об истине. Он желает быть на стороне жизни и свободы, но все его действия и осознание истинной сущности мира говорят о том, что он скован чужой волей. Иешуа же продолжает утверждать, что «злых людей нет на свете» и что добро существует в каждом человеке. Он учит, что все люди свободны и равны, и каждый может избирать дорогу в свою жизнь.

4 стр., 1507 слов

Иешуа и Понтий Пилат в романе Булгакова Мастер и Маргарита

... неосторожностью. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри: история отношений В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» главы, описывающие Ершалаим, являются частью романа Мастера. Ершалаимский и московский ... в произведении. Так, мысли и поступки героев Ершалаимских глав романа, прокуратора иудеи Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри, являются особенно удивительными и интересными. По сюжету произведения Иешуа Га-Ноцри, ...

Бродячий философ готов отменить любой безнравственный поступок, даже предательство, как временное заблуждение и его можно оправдать. Духовная сторона жизни является для Иешуа главной, и все, что делает человек, должно быть на благо общества и соответствовать беспредельной вере в доброе начало человечества.

Сравнение этих мировоззрений не только увлечет читателя изучать явления, но и поможет уяснить, как меняются значения характера каждого из персонажей под воздействием нового знания. Иешуа Га-Ноцри становится для Понтия Пилата учителем, и в свою очередь, игемон — единственным, который поддерживает претензии социокультурного духовенства Иудеи и жаждет готов напряженно соотносить онтологическую принадлежность вопроситель buffoonery со своей скованной позицией.

Тема совести раскрывается на страницах романа «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова. В произведении автор поднимает важные вопросы, связанные с внутренним миром человека и его нравственными принципами.

Прокуратор, будучи носителем античной культуры, испытывает уважение и интерес к Га-Ноцри – человеку, способному сострадать и помогать даже тем, кто причиняет ему вред. Справедливые речи арестованного находят отклик в душе прокуратора, уставшего от лицемерия. Он осознает невиновность Иешуа, и даже пытается спасти его, но страх перед кесарем заставляет его вынести пророку смертный приговор.

Понтий Пилат испытывает сильное чувство вины и страдает от совести. Он обрекает себя на вечные душевные муки, пытаясь заглушить голос совести. Он приказывает убить Иуду, предавшего Га-Ноцри, но и этот поступок не принес ему покоя. Во сне ему является видение, будто он не послал на казнь Иешуа. Слабость и трусость Пилата оборачиваются для него двухтысячелетней мукой раскаяния.

Однако в конце романа к Понтию Пилату приходит прощение, данное ему Мастером. Иешуа также простил его. Таким образом, автор подводит читателя к мысли о том, что истинное могущество заключается в доброте и участии, а не в силе власти.

Роман «Мастер и Маргарита» вызывает восхищение и задумывает каждого читателя. Булгаков поднимает важные философские вопросы, связанные с совестью, добром и злом, истиной и свободой. В произведении автор утверждает, что всем ходом человеческой истории руководят добро, истина и свобода, а не зло и власть, которые постоянно борются друг с другом.

Тема совести является одной из наиболее значимых в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Вместе с ней тесно переплетаются проблемы свободы личности, выбора и ответственности за него. Особое внимание автор уделяет образу Понтия Пилата и его связи с библейской историей, которую Булгаков переосмысляет в своем произведении. Именно Понтий Пилат становится центральным персонажем в истории с Иешуа, который может быть узнан в образе Иисуса Христа.

Понтий Пилат неохотно участвует в управлении Иудеей, но его жизнь меняется, когда перед ним появляется Иешуа. Пилат испытывает симпатию к нему и видит в нем невиновного человека, способного приносить добро. Сначала Пилат отменяет смертный приговор Иешуа, проявляя сострадание и пытаясь помочь ему. Однако, когда это дело становится государственной важностью, перед Пилатом встает выбор: рискнуть своей должностью и отпустить Иешуа, или приговорить его к смерти, не боясь за свое место. Пилат выбирает второй вариант, что приводит к мукам совести и страшному наказанию — бессмертию. Он боится оказаться на месте Иешуа, и это заставляет его идти против своей совести.

2 стр., 660 слов

Понтий Пилат в романе Мастер и Маргарита (Образ и характеристика)

... его, вспоминая лихое прошлое. Он ненавидит город и не считает себя добрым человеком, хотя Иешуа видит в нём доброго и честного человека. Пилат смелый в бою, но не на службе. Популярные сочинения ... могут взаимодействовать в конкретных ситуациях. Понтий Пилат: Освобождение от Греха и Страданий Казнь невиновного заставляет Понтия Пилата мучиться угрызениями совести, он обречен страдать долгих два ...

После принятого решения Понтий Пилат страдает и пытается исправить свою ошибку. Он понимает, что привести невиновного человека к смерти — это страшно и тяжело пережить. Однако, уже поздно, выбор был сделан. За свою трусость Пилат наказан проклятием, которое лишает его покоя и обречено оставаться бессмертным.

Проблема совести ярко раскрывается в романе Булгакова на примере Понтия Пилата и его морального выбора. После прочтения произведения каждый может сделать вывод о том, что каждый выбор требует ответственности и должен быть сделан с умом и согласно сердцу и совести. Ведь неправильный выбор может привести к мукам совести и вечному терзанию внутренним голосом.

Проблема совести в романе

Через характеристику Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита» реализуется решение проблем трусости и совести. Каждый из нас лишь человек, который может совершить ошибку. И пусть ошибка Понтия Пилата была неисправима, он осознал содеянное и раскаялся в этом. Не высшие силы, а его совесть не давала ему спать в каждое полнолуние, а когда ему и удавалось уснуть, он видел Иешуа и мечтал пойти вместе с ним по лунной дорожке. Он думал теперь совсем иначе, чем поступил: «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га-Ноцри. Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок».

Спасти римского прокуратора из тюрьмы собственной совести и исполнить его желания быть рядом с Мессией смог его создатель – автор романа о Пилате – Мастер. Вознесшись на небо, Воланд показал Мастеру своего героя, веками мучившего от одиночества и угрызений совести, и позволил ему завершить свое произведение, финалом которого стала фраза: «Свободен».

Одиночество – цена высокого положения в обществе

В романе «Мастер и Маргарита» образ Понтия Пилата является одним из самых противоречивых и трагичных персонажей. Пятый прокуратор Иудеи прибыл в Ершалаим на службу из Рима. В его обязанности входило судить преступников города, который он ненавидел.

Несмотря на свою безрадостную работу, достаточно высокое материальное положение и социальный статус Понтий Пилат сумел сохранить мудрость и человеческие моральные качества. Он одинок, так как в его окружении нет человека, с которым он мог бы быть откровенным. Ему не с кем поделиться своими сомнениями или радостями. Поэтому рядом с ним всегда лишь его пес Банга, который является самым близким и единственным другом прокуратора.

Встреча близкой души

В романе Мастера описывается одно судебное рассмотрение дела, на котором предстал Иешуа по прозвищу Га-Ноцри, обвиняемый в настраивании людей разрушить храм существующей власти. В диалоге между обвиняемым и прокуратором Иудеи сначала царит напряжение. Игемона этот странный мыслитель называет добрым человеком, а также утверждает, что злых людей не бывает, а есть лишь несчастливые. Этот факт злит Пилата. Он не привык, чтобы его – прокуратора Иудеи Понтия Пилата, отличающегося гордостью и подчеркнутым чувством собственного достоинства, воспринимали без боязни. Подобное обращение он расценил, как неуважение к своей персоне.

2 стр., 683 слов

Образ Понтия Пилата в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

... Понтий Пилат для Булгакова, в отличие от устано­вившейся в истории христианства традиции, — не просто трус и отступник. Его образ драматичен: он и обвинитель, и жертва. Отступившись от Иешуа, он губит и ... государства, необходимос­тью следовать его интересам, а не истине, и определяет в конечном счете выбор Понтия Пилата. В условиях любого тоталитарного режима, будь то ра­бовладельческий Рим ...

Однако со временем Пилат и Иешуа начинают симпатизировать друг другу. Но услышав недопустимые речи, с которыми в глубине души и соглашался, прокуратор пришел в ярость и огласил решение о смертном приговоре. Карьера и статус перевесили симпатию к доброму и бесстрашному парню на весах судейской справедливости Пилата. Может, это было проявлением трусости, а не великой власти?

Тщеславию Пилата был нанесен удар. Ведь какой-то проходимец духовно богаче и счастливее его. Он попросту испугался признать ту простую философию добра и любви, которую нес молодой пророк. В принятии решения Понтий Пилат руководствовался не сердцем и даже не здравым смыслом, а лишь непроверенными фактами и злостью из-за уязвленного самолюбия. Он приговорил Иешуа к смертной казни на основании донесения некого Иуды из Кириафа. Назначая приговор, прокуратор верил, что ему удастся спасти Мессию. Ведь накануне праздника Пасхи первосвященник иудейский имеет право оправдать одного из подсудимых.

LiveInternetLiveInternet

Понтий Пилат - Иешуа (500x682, 63Kb)

Столкновение Христа и Пилата: анализ событий

Всего на одном эпизоде, столкновении Иешуа и Понтия Пилата, сфокусировано внимание романа «Мастер и Маргарита». Пилат, пятый прокуратор Иудеи, был римским чиновником, обладающим высшей административной и судебной властью в провинции. Прокуратором он был назначен в 29 году.

В романе мы узнаем о некоторых личных особенностях Пилата. Он страдает гемикранией, и не любит запах розового масла. Единственным существом, к которому он привязан, является его собака. Булгаков представил нашумевшую личность с драматическими качествами — Пилат борется между добром и злом, и пытается найти компромисс со своей совестью.

Взаимодействие между Иешуа и Пилатом в романе более глубокое, нежели последующее рассматривание случайного столкновения двух персонажей. Булгаков успешно изобразил противопоставление их натур и показал интеллектуальное равенство жертвы и палача, колеблющегося между своей совестью и трудным положением, в котором находится.

Когда Иешуа лишен свободы и приводится на суд, Пилат цинично оценивает его и причудливого гражданского общества, которое его окружает . Но пока Иешуа говорит о людях, как о добрых, чудак Пилат и снисходительно к нему относится.

Внутри Пилата идет борьба добра и зла. Булгаков прекрасно изображает его попытки торговать со своей совестью, пробуя подсказывать ответы, которые помогли бы Иешуа. Прокуратору стремится урегулировать вопроси согласно своим интересам, и склоняется к компромиссу с Иешуа.

3 стр., 1315 слов

Образ и характеристика Иешуа в романе Мастер и Маргарита

... Иешуа в романе это образ света, добра и милосердия, он противоположность Воланда, князя тьмы. Сочинение про Иешуа В роман «Мастер и Маргарита» встроен еще один роман о временах древнего города Ершалаима. Роман, написанный мастером о Понтии Пилате. Иешуа ... Но он не боялся это говорить Иуде, не боялся это повторить прокуратору, «правду говорить легко и приятно». Иешуа убежден в том, что все люди ...

Но Иешуа не может слукавить. Его естественная любовь к человеку не оставляет ему выбора. В нем преобладает непринужденное сострадание. В Пилате он видит не только участника римской власти, но и человека, одинокого, изможденного странной болезнью и замкнутого в себе.

Иешуа и Пилат недаром взаимно заинтересовали друг друга. Можно увидеть, что Пилат был вынужден поступать указанным образом. И это вызывает в героях романа прямую и определённую симпатию.

Введение

В романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова главным образом исследуется тема судьбы и совести человека. Один из ключевых персонажей, римский прокуратор Понтий Пилат, становится символом внутренней борьбы и морального выбора.

Пилат и его судьбоносное решение

Пилат, обладающий властью и могуществом, вынужден вынести смертный приговор Иешуа (Иисусу).

В романе это символизирует муки совести, которые испытывает прокуратор и его осознание совершенного греха. Булгаков описывает эту моральную борьбу Пилата через его жест, когда тот «…руки потер, как бы обмывая их…».

Кроме того, автор заставляет своего героя повторить этот жест в разговоре с Афранием, когда Пилат организует убийство Иуды из Кириафы. Это подчеркивает внутреннюю душевную борьбу прокуратора и его попытку очиститься от содеянного.

Казнь Иуды и истинная причина

Однако казнь Иуды, которую совершает Пилат, не является проявлением его жестокости, как считают многие, а скорее трусостью. Философ, бродящий по роману, относит трусость к самым страшным порокам.

Позднее Пилат страдает от мук совести, плачет во сне и зовет Иешуа. Он каждую ночь просыпается и снова осознает жестокую реальность произошедшего, несмотря на свои сны, в которых ему кажется, что казни не было.

Однако прокуратору прощено, и в конце романа он выходит за рамки своей эпохи, время становится для него абстрактным понятием. Это символизирует его освобождение от грехов и мирской реальности.

Преследование, предательство и неправый суд

Глубинные личные отношения с властью, вторгающейся в дело и жизнь Пилата, заставляют писателя выбирать в евангельском сюжете те эпизоды, которые отражают преследование, предательство и неправый суд, наиболее актуальные для его собственной эпохи.

Единственное, что мы узнаем о Пилате из Закона Божиего — это то, что у него была жена, которая просила его «не делать ничего Праведнику тому, потому что ныне во сне много пострадала за Него», что он был уверен в невиновности Иисуса и «умыл руки перед народом и сказал: «неповинен я в пролитии крови этого Праведника; смотрите вы» (т. е. пусть эта вина на вас падет).

Евангельский Пилат также не находил вины за Иисусом и «искал отпустить его», т.е. смысл событий Булгаков сохранил.

Но в отличие от канонических текстов в романе, написанном Мастером, Понтии Пилат — один из основных героев. Оттенки его настроения, колебания, эмоции, ход его мыслей, беседы с Иешуа, процесс принятия окончательного решения, получили в романе яркое художественное воплощение. Но верховные священнослужители продолжают настаивать на смертном приговоре. Пилат поддается постыдному малодушию умного и почти всесильного правителя: из-за боязни доноса, который мог погубить карьеру, Пилат идет против своих убеждений, против голоса человечности, против совести. Он делает последние жалкие попытки спасти несчастного, а когда это не удается, пытается хотя бы смягчить укоры совести. Но нет и не может быть морального выкупа за предательство.

3 стр., 1470 слов

Развитие речи. Классное . Тема совести в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

... погибнет и предатель Иуда из Кириафа. 9.Работа учащихся с черновиками. II урок. Написание сочинения. Примерное сочинение Тема совести в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Булгаков ввел образ Понтия Пилата для изображения вечного конфликта между властью и совестью ...

https://www.mirvboge.ru/wp-content/uploads/2017/05/mirvboge.ru_суд-740x402.jpg

В исследовании рассматривается предательство Понтия Пилата и его попытки исправить свою ошибку. Основной причиной предательства является трусость, которой поддался Пилат. Он выбрал легкий путь приговорив невиновного Иешуа к смерти, вместо того чтобы спорить с первосвященниками или защищать его перед кесарем. В своей трусости Пилат предал Иешуа на распятие, несмотря на свое желание отпустить его.

Раскаяние и тщетные попытки исправить ошибку

Понтий Пилат ожидал, что первосвященник Каифа оправдаст Иешуа, так как остальные трое преступников были обвинены в тяжких грехах. Однако Каиф принял решение оправдать убийцу Варраву, что шокировало Пилата. Он осознал страшные последствия своей ошибки, но уже было поздно что-либо изменить.

Терзания Пилата усилились, когда он узнал, что Иуда предал Иешуа ради денег от первосвященника. Также начальник тайной стражи прокуратора рассказал ему о поведении Иешуа на казни, подчеркнув, что трусость является одним из главных человеческих пороков. Все эти факты раздирали душу Пилата, ведь он предал казни близкого ему человека.

Понимая, что больше не хочет оставаться на своей должности и в этом городе, где он утвердил множество смертных казней, Пилат стремился сделать что-то, чтобы очистить свою совесть. Он знал, что не может вернуть Иешуа, но по косвенной просьбе он устроил смерть Иуды. Также он решил забрать к себе единственного последователя философа Левия Матвея.