КЛОД АШИЛЬ ДЕБЮССИ
(1862 – 1918)
Занимает важное место как и фортепианное творчество. Здесь воплощаются наиболее типические сюжеты и образы, черты художественного метода и стиля, отражает эволюцию:
I – ранний этап, связанный с пребыванием в Италии, Москве. Сочинение: симфония, симфоническая поэма «Весна», симфоническая ода «Зулейма»
II – центральный период, связанный с возращением в Париж, постижение опыта других композиторов (Лист, Вагнер).
Сочинение: кантата с хором «Дева – избранница»
III – 1900г. – лучшие произведения: 3 симфонических эскиза «Море», «Образы», «Ноктюрны», прелюдия «Послеполуденный отдых Фавна».
Стилистические особенности.
Симфоническое творчество – самостоятельная ветвь в западно – европейской музыке. В Европе сильны были традиции Бетховена, но его музыка не оказала влияние на творчество Дебюсси. Влияние оказали романтические симфонии Листа и Берлиоза:
- программность
- красочные приемы гармонии и оркестровки.
Принцип программности Дебюсси ближе к Листу. Дебюсси был далек от идейно – образной сферы Листа и Берлиоза.
Яркие впечатления Дебюсси получил от русской музыки. Дебюсси были близки темброво – колористические находки Балакирева («Тамара»), живописность оркестровки Римского – Корсакова.
Дебюсси был далек от иллюстративности Он тяготел к живописной и картинно — жанровой программности.
Дебюсси отказывается от жанра классической симфонии, программной симфонии, симфонической поэмы. В своих произведениях использует принцип монотематизма Листа.
Сонатность не становится основой произведений Дебюсии. В позднем периоде он обращается к классическим жанрам, но элементы сонатности не имеют традиционного выражения. Он нарушает пропорции разделов сонатной формы, экспозиционное изложение тем преобладает над развитием.
Формообразование .
Дебюсси ближе всего была сюитная форма, со свободной композицией цикла, самостоятельным образным содержанием каждой части.
Часто один образ подвергается не мелодическому развитию, а разнообразному фактурному, тембровому варьированию. Часто Дебюсси использует рапсодичную закономерность изложения. Часто использует 3-х ч.форму с обновленной репризой. Тема 1 части не повторяется, не динамизируется. В репризе – это напоминание, угасание, исчезновение темы. Встречается синтетический тип, основанный на сочетании всех мелодических образов.
Оркестровка.
- играет основную выразительную роль
- каждый музыкальный образ распадается в определенное оркестровое звучание
- логика оркестрового развития преобладает над мелодическим
- Дебюсси использует множество новых приемов в звучании отдельных инструментов и групп оркестра, преобладают чистые тембры
- возрастает красочные функции отдельных групп
- струнные утрачивают свою роль, центральное место – деревянно-духовые
- звучание арфы – ощущение воздушности, прозрачности, в сочетании со всеми инструментами.
- приемы красочного звучания: длительные дивизии струнных, флажолеты струнных и арф, сурдины у всех инструментов, глиссандо
- использует соло деревянно – духовых в нетрадиционном звучании (низкий регистр).
- используется звучание хора как тембра.
«НОКТЮРНЫ»
Среди симфонических произведений Дебюсси выделяется своим живописным колоритом. Это три симфонических картины, объединенных в сюиту не столько единым сюжетом, сколько близким образным содержанием: «Облака», «Празднества», «Сирены».
К каждой из них есть небольшое литературное предисловие автора. По мнению Дебюсси ноктюрны – не должны иметь сюжетного смысла, а призваны раскрыть лишь живописно – картинный замысел произведения.
«Облака»: 3-х ч.форма.
Это неподвижный образ неба с медленным меланхолическими проходящими и тающими серыми облаками, удаляясь, они гаснут, нежно оттененные белыми светом.
Основные художественные задачи – переданы средствами музыки, чисто живописность образа с его игрой светотеней, богатейшей палитрой сменяющихся друг друга цветов – задача близкая к художнику – импрессионисту.
Музыка выдержана в «пастельных» тонах, с мягкими переходящими от одной гармонии или оркестровой краски к другой, без ярких контрастов, без заметного развития образа. Возникает ощущение чего-то застывшего, имеющего лишь изредка оттенки.
1 раздел : воссоздает живописный образ бездомной глубины неба с его трудно определенным цветом, в котором причудливо смешиваются разнообразные оттенки. Одна и та же поступенная, как бы колышущаяся последовательность из 5 и 3 у двух кларнетов и фаготов не меняет на длительном протяжении своего ровного ритма и выдерживается в почти бесплотной тончайшей звучности.
4-х тактовое вступление не имеет ярко выраженного мелодического образа – «фон» (музыка заимствована из фортепианного аккомпанемента романса Мусоргского «Окончен шумный праздный день»).
Этот «фон» приобретает во всем первом ноктюрне значение центрального художественного образа.
Частая смена его «освещения» (тембр, гармония, динамика) является единственным приемом музыкального развития и заменяет собой напряженное мелодическое развертывание с яркими кульминациями. Чтобы подчеркнуть образно выразительную роль «фона» Дебюсси поручает его в дальнейшему насыщению по звучанию струнной группы; использует колористические гармонические цепочки «пустых» аккордов с пропущенными терциями или квинтами сменяется последовательностью нонаккордов или простых трезвучий.
5 такт – появляется более яркое мелодическое «зерно» у английского рожка, с его характерным «матовым» тембром, воспринимается лишь как слабый намек на тему, который не меняет своего мелодического рисунка и тембровой окраски.
2 раздел : появляется новая, чрезвычайно краткая и широкая мелодическая фраза у английского рожка на фоне «застылого» сопровождения. Контраста между 1и 2 разделом нет.
На фоне выдержанного аккорда у струнных появляется еще одна мелодическая фраза у арфы и флейты в октаву. Она повторяется несколько раз не меняя своего мелодического и ритмического рисунка. Звучность прозрачная, напоминает блеск капелек воды на солнце.
3 раздел : возвращается 1 тема у английского рожка. Объединяются все мелодические образы, но в сжатом и неразвернутом виде. Темы представляют здесь лишь начальный мотив и отделены друг от друга цезурами. Изложение тем направлено на создание эффекта постепенного «ухода» и «растворения» образов, как бы плывущих в бездонном небе и медленно тающих облаков. Ощущение «истаивания» создается не только угасающей динамикой, но и своеобразным пиццикато струнных, тремоло литавр на рр – фон, на который наслаиваются тончайшие красочные «блики» звучности валторн и деревянно – духовых.
«Празднества» . 3-х ч.форма
Выделяется среди произведений Дебюсси ярким жанровым колоритом. В стремлении приблизить музыку «Празднества» к живой сцене из народной жизни. Дебюсси обращается к бытовым музыкальным жанрам. Контрастное сопоставление 2-х основных музыкальных образов – танец и марш. Постепенно динамическое развитие этих образов придает сочинению более конкретный программный смысл.
Ощущение празднества создается кружинистым энергичным ритмом, характерными 4-5 созвучиями у скрипок на ff в высоком регистре, которые придают яркую солнечную окраску.
На этом фоне появляется основная тема, напоминающая тарантеллу. Мелодия – поступенное движение с многочисленными опеваниями опорных звуков, триольный ритм, быстрое движение – легкость, стремительность. Дебюсси не использует приемы мелодического развития, но прибегает к своеобразному варьированию, при котором каждое следующее проведение темы поручается новым инструментам, сопровождается новой гармонической краской.
Дебюсси тонко смешивает оркестровые краски (английский рожок и кларнет, флейта и фагот, скрипки и фагот).
Гармоническое сопровождение – мажорное трезвучие, цепочки нонаккордов, мелодический рисунок основан на целотоновой гамме.
На протяжении 1 части неожиданно возникает и быстро исчезает эпизодические музыкальные образы. Четкий пунктирный ритм придает заключительному разделу 1 части волевой характер. Проведение тема у деревянно – духовых, но в конце вступают струнные, далее подключаются все группы оркестра. Возникает массовый танец. Кульминация: триольный ритм, но кульинация неожиданно обрывается. Часть остается не завершенной.
II часть : жанровая основа – марш. Мерное и медленное движение, остинатный бас.
Основная тема – у 3-х труб с сурдинами. Эффект постепенного приближающегося «шествия» создается нарастанием звучности и сменой оркестрового изложения и гармонии. Участвуют новые инструменты — трубы, тромбоны, литавры, малый барабан, тарелки.
Ладовая неустойчивость создается при помощи эллипсисов, органного пункта и отсутствие тоники.
Гармонические сочные краски – цепочка септаккордов и их обращения в различных тональностях.
Кульминация: тема звучит у труб и тромбонов в сопровождении литавр, военного барабана и тарелок, у струнных – тема тарантеллы в виде подголоска. Шествие постепенно приобретает характер праздничного торжества, веселья, но развитие резко обрывается и вновь звучит тарантелла у 2-х флейт. Ее звучность нарастает, гармоническое сопровождение становится более богатым и разнообразным.
III часть
«Сирены». 3-х ч.форма.
Близок к поэтическому замыслу к «Облакам».
«Сирены» — это море и его безгранично многообразный ритм, среди серебристой лунной волны возникает, рассыпается и удаляются таинственные тени сирен.
Дебюсси создает яркий мелодический образ. Отсутствие в нем ярких и контрастных мелодических образов восполняется колористической оркестровкой, в которой участвует женский хор, поющий закрытым ртом. Хор используется как гармонический и оркестровый фон. Она играет основную выразительную роль в создании иллюзорного фантастического образа сирен, переливающихся бесконечно разнообразными оттенками моря.