Образы программной музыки

Сочинение

Когда вы слушаете музыку, вы можете следить за ее развитием, за тем, как чередуются разные музыкальные темы, как они изменяются, разрабатываются. А можете и воспроизводить в своем воображении какие-то картины, образы, которые вызывает звучащая музыка. При этом ваши фантазии наверняка будут отличаться от того, что представляет себе другой человек, слушающий музыку вместе с вами.

Существует много музыкальных произведений, в которых композитор в той или иной форме разъясняет слушателям их содержание. Так, свою первую симфонию Чайковский назвал «Зимние грезы».Образы <a href=программной музыки 1" width="423" height="281">Первой ее части он предпослал заголовок , а второй — «Угрюмый край, туманный край»

Например,

Например 1Например 2

Одна из наиболее ярких «восточных» партитур Н. А. Римского-Корсакова, «Шехеразада», погружает нас в атмосферу звучания восточной музыки с её характерными интонациями и прихотливыми мелодическими изгибами, с инструментальными тембрами, воссоздающими сказочный, почти фантастический музыкальный колорит.

В течение лета 1888 года Римским-Корсаковым была написана «Шехеразада» и впервые исполнена под управлением автора в сезоне 1888-1889 в одном из «Русских симфонических концертов», организованном музыкальным издателем и меценатом Митрофаном Беляевым. С тех пор это произведение приобрело большую популярность у слушателей.

Например 3

Источником вдохновения для создания сюиты послужило литературное произведение «Сказки тысячи и одной ночи».

Своё сочинение Римский-Корсаков предваряет небольшим программным вступлением:

Султан Шахрияр, убеждённый в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жён после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахрияр постоянно откладывал её казнь и наконец совершенно оставил своё намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.

12 стр., 5693 слов

По литературе "Традиции святочного рассказа в произведении В.Г. ...

... фантастических происшествий. Вероятно, жанр святочного рассказа появился в творчестве Н. Полевого под влиянием святочных рассказов американского писателя Вашингтона Ирвинга, произведения которого он активно переводил на русский язык. Следует отметить, что ...

Некоторые наиболее яркие эпизоды чудесных сказок Шехеразады стали основой симфонического сочинения Римского-Корсакова. Несмотря на то, что в сюите много самостоятельных эпизодов, героев, музыкальных тем, сюита объединена единым замыслом, который подчинён образу главного рассказчика – Шехеразады. Ведь она, обладая огромной эрудицией и богатейшим воображением, сумела не только спасти свою жизнь, но и создать огромный волшебный мир, полный невероятных чудес и приключений.

Римский-Корсаков называет эпизоды, использованные им в качестве программы для отдельных частей: «Море и корабль Синдбада», «Фантастический рассказ Календера-царевича», «Царевич и царевна», «Праздник в Багдаде и корабль, разбивающийся о скалу». Может быть, поэтому и музыкальное повествование строится как череда сказочных картин и главных героев с их характерными музыкальными темами.

Во вступлении слышится контраст между грозным султаном Шахрияром и пленительной Шехеразадой с самого начала.

В теме Шахрияра – повелительный унисон деревянных духовых инструментов, рисующий образ сильного и властного султана, могучего владыки своего государства, вольного свободно распоряжаться жизнью и смертью своих подданных.

Например 4

А вот тема Шехеразады нежная и томная, исполненная певучей скрипкой соло . В ней слышится и волшебство арабской ночи, и чарующий голос молодой рассказчицы, и полный таинственности колорит дивных восточных повествований.

Шехеразада рассказывает о легендарном моряке Синдбаде, который отправляется в плавание. Рисуя море так удивительно красочно и точно, Римский-Корсаков, несомненно, обращался к своим воспоминаниям, связанным с морскими путешествиями.

Главная партия – образ волнующегося моря. Она основана на теме Шахриара, однако теперь она становится темой героя сказки – отважного путешественника Синдбада, сохраняя суровый характер.

С ней контрастирует светлая – тема Синдбадова корабля. Музыка ее удивительно тонко передаёт дыхание морской стихии, рисует бесконечную череду волн с белыми «барашками» на гребнях, корабль Синдбада-морехода, плывущий по спокойной шири океана. Но волнение моря постепенно нарастает, и теперь музыка рисует величие разбушевавшейся стихии. Но к концу части все успокаивается, и музыка вновь изображает картину ласково плещущегося умиротворённого моря.

Тема Шахрияра светлеет, как будто деспотический владыка под влиянием прекрасных сказок смягчился и дарует Шехеразаде ещё один день жизни, чтобы услышать продолжение.

Например 5

Слушаем: — 1 часть сюиты «Шехеразада»

Анатолий Константинович Лядов

Анатолий константинович лядов 1

«Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной».

3 стр., 1330 слов

Проект Симфоническая катрина А.Лядова «Кикимора» учащихся ...

... кикимору – существо одновременно жалкое и пугающее. Его музыка – торжество музыкально-декоративной фантазии в духе стиля модерн, где многочисленные штрихи и детали, прорисованные внимательной и тонкой музыкальной ... соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со ... значение слова « Кикимора» - это обычно род домового , который по ночам прядет; он ...

Слушаем «. Анатолий константинович лядов 2

Произведение состоит из двух частей. Первая часть — Кикимора маленькая. Она лежит в хрустальной колыбельке, и волшебный кот-баюн поёт ей колыбельную.

Вторая часть сказки рассказывает о выросшей Кикиморе.

(играют деревянные духовые инструменты) —

Второй раздел быстрый, он изображает злую, выросшую Кикимору. Слышится свист, шипение, злая возня Кикиморы.

И симфония «Зимние грезы» Чайковского, и «Шехеразада» Римского-Корсакова, и симфонические миниатюры Лядова — примеры так называемой программной музыки .

Вы, наверное, уже поняли, что программной музыкой называется такая инструментальная музыка, в основе которой лежит «программа», то есть какой-то совершенно конкретный сюжет или образ.

Программы бывают различными по своему типу. Иногда композитор подробно пересказывает содержание каждого эпизода своего произведения. Так, например, сделал Римский-Корсаков в своей симфонической картине «Садко» или Лядов в «Кикиморе». Бывает, что, обращаясь к широко известным литературным произведениям, композитор считает достаточным лишь указать этот литературный источник: имеется в виду, что все слушатели хорошо его знают. Так сделано в «Фауст-симфонии» Листа, в «Ромео и Джульетте» Чайковского и многих других произведениях.

Встречается в музыке и программность иного типа, так называемая картинная, когда сюжетная канва отсутствует, а музыка рисует один какой-то образ, картину или пейзаж. Тогда программное содержание претворяется в чудесных названиях этих произведений. Таковы симфонические эскизы Дебюсси «Море». Их три: «От зари до полудня на море», «Игра волн», «Разговор ветра с морем». Вспомните и фортепианную пьесу К.Дебюсси .

Анатолий константинович лядов 3 А в своих

Анатолий константинович лядов 4 Забавную пьесу Мусоргский назвал скерцино — маленькое скерцо (сравните: шутка — шуточка).

На рисунке Гартмана изображены будущие «звезды балета» — ученики балетной школы. Они пытаются «летать» — танцевать, но до «звезд» им еще далеко.Анатолий константинович лядов 5

Композитор заменил юмористическое сравнение художника прямым подражанием. В музыке изображены быстрые, но неуклюжие движения птенцов — прыжки, бег, их нежный щебет. Отсюда необычно высокий, «птичий» регистр звучания (вся пьеса записана в скрипичном ключе).

Это скерцо — единственная в своем роде пьеса, в которой каждый такт украшен форшлагами и трелями. Вся пьеса от первой до последней ноты «щебечет» очень тихо и нежно (рр, ррр).

4 стр., 1958 слов

Кулигин в пьесе Гроза Островского (образ и характеристика)

... собой Калинов. В своих монологах Кулигин дает меткие характеристики другим героям пьесы, высказывает смелые мысли о ... внедрения странных научных идей, непонятных им. В образе Кулигина писатель представляет благородного представителя провинциальной интеллигенции, ... старому миру. Сочинение 4 Одним из второстепенных персонажей пьесы А.Н. Островского Гроза является Кулигин, механик-самоучка. Его ...

или «Баба-Яга»

В начале пьесы слышны какие-то стуки, сердитые выкрики, ворчание. Помните, как в сказках: «Баба-Яга вышла из избушки, сердито крикнула, костылем постучала — и подъехала к ней ступа с пестом и метлой; села Яга в ступу, пестом погоняет, помелом след заметает; свист поднялся в лесу от полета страшной Яги, деревья до земли гнутся, птицы и звери от страха разбегаются». Все это замечательно передано в музыке Мусоргского. Здесь уже нет песенных мелодий, они неуклюжи и резки, как и сам страшный образ злой Яги. Вот уже начался ее полет, музыка становится быстрой, порывистой — мчится свирепая Яга и все сокрушает на своем пути.

Затем наступает совершенно другая средняя часть пьесы, тихая и тревожная, полная неустойчивых звуков — то ли полёт, то ли ночной лес.

В третьей части резко врывается повтор первой темы, и завершается пьеса переходом без перерыва в финальную пьесу — «Богатырские ворота».

В стольном городе во Киеве»

Финальную пьесу сюиты Мусоргский создает в былинно-богатырском духе, с торжественными аккордами и перезвоном колоколов. В ней снова слышны интонации темы «Прогулки», но здесь она становится величественной и торжественной.

Открыто и прямо воспевается могучая сила народа. Создается яркая, живописная картина. С пением проходят странники, пришедшие из дальних краев в стольный град Киев. Заканчивается все произведение празднично и радостно, мощным перезвоном колоколов.

Ворота русских богатырей. Памятник величия и славы русского народа!

Давайте проследим, как проявляет себя содержание в произведениях программной музыки на примере цикла П.И.Чайковского . Обратите внимание, как строится цикл «Времена года»: каждая пьеса имеет не только название, соответствующее названию месяца, но и ещё и обязательный подзаголовок и эпиграф, углубляющий и конкретизирующий её содержание.

Январь – «У камелька», февраль – «Масленица», март – «Песня жаворонка», апрель – «Подснежник», май – «Белые ночи», июнь – «Баркарола», июль – «Песнь косаря», август – «Жатва», сентябрь – «Охота», октябрь – «Осенняя песнь», ноябрь – «На тройке», декабрь – «Святки».

Слушая пьесу

Тогда почему же для пьесы композитор выбрал эпиграф стихотворения Н.Некрасова, на первый взгляд совсем не подходящий к содержанию музыки?

Не гляди же с тоской на дорогу,, И за тройкой во след не спеши,, И тоскливую в сердце тревогу, Поскорей навсегда заглуши.

А в самой пьесе нет и отзвуков обещанной тоски и тревоги, которые звучат в стихотворении. Просто можно сказать, что программность здесь расширяет музыкальный образ, внося в него смысловой подтекст, который в одной музыке мы бы не уловили.

Вопросы для проверки:

1. Какую музыку называют программной?

2. Что свидетельствует о наличии программности в музыке?

6 стр., 2537 слов

Русский композитор автор оркестровых сочинений кикимора баба яга

... Лядова б) Анализ оркестровых пьес А.К. Лядова Русская симфоническая музыка рубежа 19-20 веков., Оркестровые произведения «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора»., Реферат состоит из ... Повествовательный, описательно-характеристический тип программного симфонизма, необычность и красота которого обязана живописным и звукописным изобразительным элементам техники композитора преемственно связывает ...

3. Приведите примеры программной музыки.

4. Умейте узнавать темы 1-й части симфонической сюиты «Шехеразада» Н.Римского-Корсакова и пьес «Картинки с выставки» М.Мусоргского