Письмо является одним из видов речевой деятельности, который включает в себя не только технику письма, но и создание письменного текста. Овладение навыками письма представляет для учащихся большие трудности, поскольку это сложная творческая деятельность.
Письменная речь является продуктивным видом речевой деятельности, который требует сложного психофизиологического механизма. В ее создании участвуют слуховые, речедвигательные, зрительно-графические и моторные анализаторы. Кроме того, письмо взаимосвязано с другими видами речевой деятельности, такими как чтение, внутреннее проговаривание и аудирование.
Психологические исследования показывают, что письменная речь осуществляется после внутренней речи. Таким образом, формирование и развитие письменной речи учащихся требуют целенаправленной работы на уроках русского языка, учитывающей структурные и психологические особенности письма как продуктивного вида речевой деятельности.
Многообразие видов работ по развитию письменной речи
Многообразие продуктов письма определяет разнообразие видов работ по развитию письменной речи учащихся. Эти работы направлены на формирование умения самостоятельно создавать письменные высказывания разных типов и жанров.
Для обучения школьников созданию письменных текстов используются следующие виды заданий:
- анализ текстов;
- составление композиционной схемы, плана, рабочих материалов высказывания;
- редактирование текстов;
- установка на определенную речевую ситуацию;
- и другие.
Для развития связной письменной речи применяются такие виды работ, как изложения, сочинения, письменные ответы на вопросы, составление деловых бумаг, написание рецензий, отзывов, аннотаций, свободный и творческий диктант и другие.
Таким образом, в процессе обучения письменной речи на уроках русского языка используется многообразие форм и видов работ, способствующих формированию и совершенствованию умений школьников в создании письменных высказываний разных типов и жанров.
В данной работе будет рассмотрена эффективная форма работы при обучении письменной связной речи — изложение. Изложение представляет собой передачу прослушанного или прочитанного текста в письменной форме. Оно играет значительную роль в развитии навыков письменной речи учащихся, так как:
- обогащает словарный запас;
- способствует развитию мышления;
- развивает умение логично и последовательно излагать мысли;
- помогает закрепить и углубить знания по грамматике;
- развивает навыки слушания, запоминания и воспроизведения текста;
- подготавливает к написанию сочинений.
Изложения могут иметь разные виды в зависимости от объема исходного текста, содержания, осложненности языковым заданием, а также особенностей структуры и цели проведения.
Особенности развития речевой деятельности в дошкольном возрасте
... речевой деятельности дошкольников. Гипотеза: Особенностями развития речевой деятельности в дошкольном возрасте является грамотная работа воспитателя. Именно воспитатель закладывает базовые знания, умения размышлять и грамотно выражать свои мысли с помощью речи. ... с учетом возрастных интересов и возможностей. Вот некоторые из видов таких упражнений: 1. Узнавание по эпитетам предмета. 2. Подбор ...
Проведение обучающих изложений включает несколько этапов:
- Подготовка учащихся к восприятию текста (вступительная беседа).
- Чтение текста учителем.
- Беседа по содержанию.
- Составление плана и структурной схемы текста.
- Словарно-стилистическая работа.
- Устный пересказ.
- Повторное чтение текста.
- Написание изложения и редактирование.
Контрольное изложение проводится по следующей схеме:
- Вступительная беседа.
- Чтение текста учителем.
- Словарно-фразеологическая работа.
- Повторное чтение текста учителем.
- Написание изложения.
Таким образом, изложение является эффективным средством развития письменной связной речи учащихся, и может быть использовано для обучения и контроля знаний.
Сочинение
Одним из важнейших заданий в обучении русскому языку является написание сочинений. Для такой работы необходимы определенные умения и навыки. Пожалуй, наиболее важными из них являются:
- способность искать и систематизировать материал;
- умение композиционно правильно организовывать текст;
- грамотное и информативное изложение мыслей;
- умение критически оценивать свои тексты и совершенствовать их;
- умение подбирать и использовать слова и выражения, соответствующие заданной теме сочинения.
Виды сочинений
Существует множество видов сочинений. В зависимости от темы и источника получения материала, может выполняться сочинение по жизненному опыту, материалам из прочитанных книг, картины, музыки и тому подобному. Сочинения также могут быть объемистыми или небольшими, и могут содержать различные языковые задания. Помимо этого существуют сочинения по памяти, наблюдениям и воображению, в зависимости от психологического источника материалов. Все эти виды помогают развивать у школьников различные навыки, которые могут потребоваться при написании более сложных текстов в будущем.
Этапы работы по подготовке сочинения
В работе учителя по выполнению сочинений можно выделить несколько этапов:
- Подготовка и организация работы – это процесс анализа условий, задач, темы и формулирования целей для достижения эффективности в работе.
- Проверка и оценка работ – данный этап включает в себя проверку грамматических и стилистических ошибок, оценку соответствия содержания и заданных условий, написание комментариев, дать рекомендации по совершенствованию качества текста.
- Анализ проверенных работ в классе – это процесс, во время которого учитель разбирает прошлые работы учеников с акцентированием на ошибках и правильных действиях. Такая работа направлена на более детальное понимание задачи сочинения и помогает ученикам в дальнейшей работе.
Планы практических занятий по теории и методике преподавания русского языка (3 курс, ДО)
В ходе учебного процесса студенты-магистры будут изучать теоретические и методические аспекты преподавания русского языка. В рамках этого курса они ознакомятся с эффективными методам и техниками по развитию навыков написания сочинений. Планы практических занятий будут включать в себя анализ текстов-образцов, составление планов сочинений по различным темам, методы проверки сочинений, а также способы улучшения стилевой культуры и навыков написания вариантов сочинений.
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
Общие вопросы методики преподавания русского языка в средней школе. Русский язык как учебный предмет | ||
Методы и приемы обучения русскому языку | ||
Содержание обучения русскому языку в средней школе. Характеристика школьных программ и УМК по русскому языку | ||
Средства обучения русскому языку. Учебники и учебные пособия по русскому языку. Характеристика современных школьных учебников | ||
Формы обучения русскому языку. Урок как основная форма обучения. Типы уроков русского языка | ||
Нетрадиционные формы уроков русского языка и методика их проведения | ||
Изучение конспекта русского языка. Структура конспекта | ||
Изучение и анализ школьного урока русского языка (видеозапись) | ||
Методика обучения фонетике, графике, орфоэпии в средней школе | ||
Методика обучения лексике и фразеологии в школе | ||
Методика обучения морфемике и словообразованию в школе | ||
Методика обучения морфологии в школе | ||
Методика обучения орфографии в школе. Типы диктантов и методика их проведения | ||
Методика изучения синтаксиса в школе. Изучение тем «Словосочетание», «Простое предложение» | ||
Методика изучения тем «Главные и второстепенные члены предложения», «Односоставные предложения» | ||
Методика изучения тем «Однородные члены предложения», «Обособленные члены предложения» | ||
Итого | 34 ч. |