Каким я представляю Ломоносова ( 9 класс )

Сочинение

Ломоносов безгранично верил в ум и созидательную силу русскогонарода, неисчерпаемость его таланта, сам являлся тому ярчайшим примером.

Михаил Васильевич родился и вырос в северном крае России, возлеАрхангельска, где не было помещичьего землевладения, помещичьей кабалы,где русские крестьяне и рыбаки проявляли мужество, отвагу, настойчивостьв борьбе с суровой природой. Отсюда его независимость и чувствособственного достоинства.

Ломоносов сам творец своей судьбы. Влекомый жаждой знаний, онпешком, без денег уходит из родного дома за рыбным обозом — в Москву.Терпя нужду, на жалкие копейки успешно учится в московскойСлавяно-греко-латинской академии, а затем в числе лучших учениковотправляется в северную столицу — в Императорскую Академию наук ихудожеств.

В 1736 году за успехи в науке Ломоносов был отправлен в Германию— изучать горное дело и металлургию. Лишь в 1741 году он вернулся вПетербург.

В 1755 году в Москве с его помощью открывается Университет.

Этот великий человек сказал новое слово во многих отрасляхнауки. Всю жизнь он служил русскому просвещению, преодолевая на этомпути и косность, и зависть, и непонимание. Ему было безмерно трудно, итогда у него рождались грустные стихи. Ломоносова интересовало все, чтоотносилось к отечественной культуре.

Чрезвычайно важным для дальнейшего развития литературного языкабыл труд, направленный на то, чтобы упорядочить письменную речь —деловую, научную, художественную. Он разделил язык на «три родаречений», три «штиля»: высокий, средний и низкий. Высоким стилемЛомоносов предлагал писать трагедии, оды; средним — светские повести,стихи менее возвышенного содержания; низким — комедии, басни,сатирические стихи.

Центральной в одах Ломоносова была тема Родины, ее красота имогущество. Ломоносов изображает величие России, обширность территории,обилие природных богатств. Например, в «Оде на день восшествия напрестол императрицы Елисаветы Петровны» 1747 года читаем:

Вокруг тебя цветы пестреют

И класы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли

Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою

Свое богатство по земли.

Что необходимо для процветания и благополучия России? По мнениюЛомоносова, упорный, напряженный труд всех слоев населения. Тема трудазанимает важное место в поэзии Ломоносова. В «Оде на взятие Хотина» онпоказывает, что победу над Турцией одержал «в труде избранной нашнарод».

2 стр., 663 слов

По истории России «1881-1894 гг.»

... года покончили с либеральной политикой в области цензуры. Историк Соловьев отмечал, что цензура при Александре 3 была еще жестче, чем при Николае 1. Данные реформы Александра 3 ... исторических деятелей, показана роль двоих - 2 балла, К 3 ... время было для России мирным, сопровождалось ... сочинения -1 балл Итого 11 баллов ... 1881—1884) имели целью сгладить неблагоприятные для крестьян стороны реформы 1861 года ...

С темой труда в творчестве Михаила Васильевича тесно связанатема науки, просвещения, которые способны облегчить «усердный труд»,обогатить народ не только материально, но и духовно.

В «Оде на день восшествия…» поэт обращается к молодомупоколению с призывом посвятить себя служению науке, сменив чужеземныхученых:

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Ломоносов был убежден в том, что занятия науками должны сделать человека счастливым:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут…

Чтобы народ мог беспрепятственно пользоваться плодами своеготруда, чтобы получили развитие науки и просвещение, России необходиммир. Ломоносов славит успехи русского оружия («Ода на взятие Хотина»),н° война, по его мнению, несет с собой разрушение, беды, плач народа:

Воззри на плач осиротевших,

Воззри на слезы престаревших,

Воззри на кровь рабов твоих.

«Возлюбленная тишина» для Ломоносова — это не толькоустановление мира между народами, но и прекращение внутренних раздоров,сплоченность всех слоев населения в стремлении достичь «процветания»России.

Могучий, многогранный, самобытный талант Ломоносова коснулсявсех сторон науки и культуры своего времени. Ломоносов известен какфизик, химик и геолог, поэт, художник и филолог, астроном, географ итехнолог, литератор, историк и философ, — казалось, всюду он успевал иво все привносил новое, неожиданное, прогрессивное… Такойразносторонностью в прошлом обладал, пожалуй, лишь Леонардо да Винчи, а впоследующем уже никто.

Деятельность Ломоносова была всегда целеустремленно связана снаиболее важными потребностями страны, с ее промышленным, культурнымразвитием, направлена на ее процветание. Историческое значениеЛомоносова состоит также и в том, что он настойчиво добивался широкогоразвития образования в России, привлечения в науку способных людей изнарода, показав личным примером, на какие подвиги способны люди радисвоей Родины.

Несмотря на то что со времени, когда жил и работал великийрусский ученый, прошло более двух столетий, его имя живет в памятинародов нашей страны и за рубежом. Его жизни и деятельности посвященомного книг и статей; его образ запечатлен в произведениях живописи,графики, скульптуры; его имя носят в нашей стране города и села, улицы иплощади, учебные заведения и школы.

Того, что сделал Ломоносов, включая его определяющий вклад встановление литературного и научного русского языка и поэзии, более чемдостаточно для вечной славы нашего замечательного соотечественника.