Вводный этап Вызов Целеполагание Решение учебной задачи |
Метапредметные результаты: Познавательные УУД: формирование умения осмысливать, какая информация нужна для решения поставленной задачи; анализировать. Регулятивные УУД : формирование умения определять тему и цели урока. Личностные УУД: Умение логически, связно формулировать цель, задачи, тему урока Познавательные УУД: формирование умения осмысливать, анализировать, сравнивать информацию. Регулятивные УУД: Оценивает результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном) Личностные УУД: Проявляет активность, строит грамотно речевые высказывания, соблюдает правила общения |
1.Приветствует учащихся. Здравствуйте! Садитесь! 2.Сегодня у нас урок развития речи, мы продолжаем изучение темы «Текст типа описания». Если вам предложу составить текст типа описания любого предмета, который вас привлечет, в художественном стиле, справитесь ли вы? Показалось ли вам это задание сложным? 3. Постановка цели, определение темы урока Попробуем сформулировать тему и цель нашего урока. Чему мы должны научиться на уроке? Какова наша цель? 4. Составление кластера Для того, чтобы нам легче было составлять текст типа описания предмета в художественном стиле, нам необходимо обобщить и систематизировать наши знания по этой теме. В группах по 4 человека составьте кластер. В центре находится сочинение-описание предмета в художественном стиле. Ваша задача: понять и написать, что нам необходимо знать для написания сочинения – описания, поработав с каждым словом из центральной части. Писать в кластере карандашом. На работу 2 минуты. 5. Проверка по эталону: 1)Что такое сочинение? Для чего нужно уметь писать сочинение? 2) Структура сочинения описания. 3) Отличие описания от других типов текста (повествование, рассуждение) 4) Отличия описаний предметов от описаний места, интерьера, внешности, душевного состояния человека. 5) Отличительные особенности художественного стиля. Какие языковые средства выражения вы знаете? 6) Оформление на письме сочинения: абзацное деление, почерк, аккуратность. |
1.Приветствуют учителя. 2.Пытаются понять сложность поставленной задачи. 3. Формулируют тему и цель урока Тема нашего урока: «Составление текста типа описания предмета в художественном стиле» Цель урока: научиться составлять текст типа описания предмета в художественном стиле. 4.На раздаточном материале получают незаполненный кластер. Обсуждают в группах и составляют кластер. 5. Отвечают на вопросы: 1) Сочинение – это особый вид текста, где выражаются собственные мысли по заданной теме, вопросу, проблеме. Сочинение нужно уметь писать для того, чтобы развивать речь, уметь связно излагать свои мысли, развивать логическое мышление и т.д. 2) Структура: 1.Вступление (Откуда? Кто? Зачем? Когда) 2.Основная часть — описание: форма, цвет, материал, общее впечатление, с чем можно образно сравнить. 3) Заключение. Значение предмета и мое отношение к предмету. 3) Основной вопрос: какой?, указание признаков предмета, одна фотография, преобладают прилагательные, существительные, глаголы несов. вид, характеризующие состояние предмета. 4) Отличие от интерьера – можно описать несколько предметов, внешности человека – сложная характеристика не только внешних данных, но и внутреннего состояния, речи и поступков героя. 5) эмоциональность, образность, авторское отношение, использование языковых средств. Эпитет – образное, художественное определение, Метафора – скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета, явления другому. Олицетворение – представление в образе живого существа Сравнение – определение предмета при помощи сопоставления с другим. 6) Необходимо каждую новую мысль отделять абзацем – абзацное деление, писать аккуратно, красивым почерком. |
Основной этап. Осмысление |
Метапредметные результаты: Познавательные УУД: формирование умения анализировать, выстраивать логичную цепочку событий и явлений. Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу. Личностные УУД: Формирование умения работать со словарной статьей, обогащение словарного запаса. Познавательные УУД: извлечение информации, представленной в текстовой, изобразительной форме и понимание ее. Личностные УУД: формирование эмоционально- оценочного отношения к прочитанному; формирование восприятия текста, как произведения искусства. |
1)Лексическая работа Попробуйте догадаться, о чем идет речь. Этот предмет необычный. Его название пришло из французского языка и означает в переводе – ношу листы, появился он около 5 тысяч лет назад. Он был сделан из кожи и досок. Его можно было носить как на спине, так и в руках. Не догадались? Вторая подсказка: Мы привыкли считать его чисто школьным предметом, но его появление на Руси связано с наемными немецкими солдатами московских царей в XVII веке. 3 подсказка. Ему установлен даже памятник в Белгородской области, т.к. выяснилось, что за одиннадцать лет учёбы, школьник переносит в нём до 30 тонн груза! Как вы по-другому называете портфель? Как вы думаете слова портфель, рюкзак, ранец являются ли синонимами? Прочитайте определение данных слов в толковом словаре и обсудите в парах, можно ли данные слова назвать синонимами. Какой вывод можно сделать? Показываю картинки с изображением портфеля, ранца, рюкзака. В нашей речи мы употребляем слово портфель, объединяя в его значении значение слов «ранец» и «рюкзак». Мы их не различаем. Само слово «ранец» постепенно выходит из употребления, уступая место слову «рюкзак». 2) Работа с текстом Прочитаем текст 1 1.О чем говорится в этом тексте? Озаглавьте его. Помним, что название текста пишется в кавычках. 2. На сколько частей можно его разделить? 3.О чем говорится в первой части? 4.Во второй? 5. В третьей? 6) К какому стилю речи относится этот текст? Докажите. -Найдите языковые средства, характерные для данного стиля. Приведите примеры. — Как характеризует данная вещь его хозяина? — Найдите в описании те слова, которые передают впечатления от предмета, выражают отношение к нему. Мы с вами рассмотрели сочинение-описание предмета на примере текста «Мой верный друг». Составьте черновик сочинения-описания своего портфеля в художественном стиле. На работу у вас 2 минуты. Прочитаем, что у нас получилось. Какой совет вы могли бы дать…? Что особенно хорошо получилось в сочинении? |
Строят предположения Портфель Ранец, рюкзак Высказывают свои мнения Работа со словарными статьями. Слова «рюкзак» и «ранец» – синонимы, а слово «портфель» синонимичен к слову «сумка». Читают текст (раздаточный материал) 1.О портфеле (ранце). «Мой верный товарищ», «Мой друг портфель» и д.р. 2.Три части 3.Откуда появилась вещь, когда, зачем 4.Описание предмета 5. Отношение к предмету 6. К художественному, т.к. выражено авторское отношение, есть языковые средства выражения. Сравнение – лямки сравниваются с ушами собаки, сам портфель сравнивается с собакой, олицетворение – физиономия сияет, уши поникли, нос перестал блестеть, метафора – луч радости, эпитет – портфель скорбно-печальный, молчаливая укоризна. Пишут сочинение. |