Описание местности на основе личных наблюдений с обрамлением. учебно-методический материал (русский язык, 8 класс)

Сочинение

Тема. Речевая деятельность. Сочинение-описание местности на основе личных наблюдений с обрамлением.

Цель. развивать творческие способности у учащихся, умение видеть и передавать увиденное в публицистическом и художественном стилях речи.

Оборудование . тексты, рисунки учащихся, фотографии усадеб писателей ( И.С.Тургенева, М.Ю.Лермонтова и других).

  1. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Ьеседа.

1) Что такое описание как тип речи?

2) Что значит деловое и художественное описание?

3) В каких стилях речи встречаются описания местности?

4) Какую роль играют такие описания в тескте?

2. Выразительное чтение текстов.

(Тексты – на каждой парте. Они могут быть для всех одинаковыми, могут быть разными (по два-три текста) – на усмотрение учителя.)

  1. Остров, на котором стояла дедовская хата, был, конечно, самым таинственным местом на свете.

За домом лежали два огромных глубоких пруда. Там всегда было сумрачно от старых ив и темной воды.

За прудами, вверх по склону, подымалась роща с непролазным орешником. За рощей начинались поляны, заросшие по пояс цветами… За полянами на пасеке курился слабый дымок около дедовского шалаша. А за дедовским шалашом шли неизвестные земли – красные гранитные скалы, покрытые ползучими кустами и сухой земляникой.

(К.Паустовский)

  1. … Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома, на другом пятиглавая церковь и старинная колокольня, около разбросаны были деревянные избы с их огородами и колодезями… Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел березовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею…

(А. Пушкин)

15 стр., 7487 слов

Анализ текста как средство развития речи учащихся среднего звена ...

... речи – одна из главных задач уроков русского языка. Школьная программа основными видами работ по развитию называет изложение и сочинение. Однако не все ученики понимают, осмысливают, запоминают и воспроизводят текст. ...

  1. Белый господский дом и церковь, расположенные на горе, вдруг ярко засеяли посреди темных, покрытых еще густою тенью деревьев и избушек; в свою очередь сверкнуло за ними дальнее озеро; с каждою минутой выскакивали из мрака новые предметы: то ветряная мельница с быстро вращающимися крыльями, то клочок озими, который как бы мгновенно загорался… Наконец-то заблистали вдалеке маковки церквей, глянули кровли, здания, а там выставилась из-за горизонта и вся гора, по скату которой расползался город. На песчаных отмелях широкой реки, огибавшей гору, белелся монастырь.

(Д. Григорович)

  1. Жилище Чурисенка составляли: полусгнивший, подопрелый с углов сруб, погнувшийся набок и вросший в землю так, что над самой навозной завалиной виднелись одно разбитое красное волоковое оконце с полуоторванным ставнем и другое… заткнутое хлопком. Рубленные сени, с грязным порогом и низкой дверью, другой маленький срубец… ворота и плетеная клеть лепились около главной избы… Перед двором был колодезь с развалившимся срубиком… Около колодца стояли две старые, треснувшие и надломленные ракиты с редкими бледно-зелеными ветвями…

(Л. Толстой)

  1. Родовая усадьба Лутовиновых занимала тридцать девять десятин в березовой роще на пологом холме… Иван Иванович (Лутовинов, дядя матери И. С. Тургенев – прим.авт.) построил при въезде в усадьбу большую, просторную каменную церковь.

На расстоянии сотни метров от нее был выстроен из крепкого дуба главный усадебный дом в два этажа… с двумя кирпичными полукруглыми галереями, с колоннами и нишами и деревянными флигелями… Дом и галереи имели вид широко изогнутой подковы. Перед домом был разбит цветник: прекрасные аллеи роз, на клумбах – тюльпаны, ирисы, пионы, левкои, астры. Цветник замыкался зарослями сирени, жасмина, жимолости и акации. В центре – большая клумба пионов, с красивой стройной лиственницей посередине.

Позади дома располагались службы – помещения для прислуги…

Посередине усадебного двора – высокий столб, на нем – двухпудовый колокол и флюгер наверху со сквозной вырезкой цифр «1808» — год основания усадьбы.

Направо и налево от дома – фруктовые сады и ягодники, за ними, около еловой аллеи, — теплицы и оранжереи…

У пологого холма, на котором расположена усадьба, были пруды с земляными плотинами и развесистыми ракитами. Эти пруды замыкали парк с западной и восточной сторон.

( С. Липеровская)

3. Составление простого плана.

(В плане должна быть указана последовательность описания.)

Первый текст : вид с небольшой возвышенности.

  1. Самый таинственный остров.
  2. Пруды за дедовской хатой.
  3. Роща за прудами.
  4. Поляны за рощей.
  5. Пасека около шалаша за рощей.
  6. Неизведанные земли.

Второй текст: в пути, из окна кареты (в движении).

3 стр., 1162 слов

Чудный собор (церковь,дом,изба,и т.д.)

... на самом деле посетите собор лично, и вы поймете, что это значит — чудный собор. Сохрани себе на стену чтобы не потерять! Домовая церковь ... написанных на холсте признанным художником императорского двора Тимофеем Неффом. Он же выполнил и остальные иконы Капеллы, также на ... Богоматерь, светлых ангелов и мудрых апостолов. Белый цвет Капеллы придаёт ей дополнительную строгость и стройность. Декоративные ...

  1. Речка вытекающая из широкого озера.
  2. На холме над рощей – кровля и бельведер (надстройка над зданием) дома.
  3. Пятиглавая церковь и колокольня.
  4. Избы с огородами и колодезями.
  5. Березовая роща.
  6. Серенький домик с красной кровлей.

Третий текст: вид снизу вверх, в движении.

  1. Дом и церковь на горе.
  2. Дальнее озеро.
  3. Ветряная мельница.
  4. Клочок озими.
  5. Маковки церквей, кровли, здания.
  6. Город на горе.
  7. Монастырь.

Четвертый текст: вид вблизи.

  1. Сруб, вросший в землю.
  2. Сени, порог, низкая дверь.
  3. Маленький срубец.
  4. Ворота и клеть (кладовая) около главной избы.
  5. Колодезь.
  6. Около колодца – две ракиты.

Пятый текст: вид вблизи.

  1. Церковь при въезде в усадьбу.
  2. Дом в два этажа.
  3. Цветник; заросли кустарников, клумба.
  4. Помещения для прислуги.
  5. Посредине двора – столб.
  6. Сады.
  7. Теплицы и оранжереи.
  8. Пруды с плотинами.

4. Слово учителя.

Итак, описывая местность, мы обращаем внимание на мельчайшие детали, перечисляем предметы и указываем их расположение или местонахождение.

В описании местности мы:

  1. обращаем внимание на место, откуда описываем: то ли из окна вагона, машины, дома, то ли сверху обозреваем окрестность, то ли находимся вблизи описываемого места;
  2. перечисляем последовательно предметы, которые видим;
  3. описывая местность, мы высказываем свое отношение к увиденному.

5. Вопросы к учащимся.

4 стр., 1568 слов

Рассуждение «Мой дом – моя крепость»: тексты

... себя в полной безопасности. Первый вариант Своё сочинение на тему «Мой дом — моя крепость» хочу начать с того, что у каждого ... какое это прекрасное место — дом. Неудивительно, что это важнейший спутник любой жизни. Гармония родного дома вдохновляет на жизнь, совершенствование, ... я очень хочу создать собственный дом Четвёртый текст Написание эссе на тему «Мой дом — моя крепость» кажется мне лёгкой ...

  1. Какое из описаний вам понравилось больше?
  2. В каком из текстов передано отношение автора к описываемой местности?
  3. Какими чувствами наполнены описания?
  4. К какому из текстов вы могли бы предложить свои рисунки? Что вы изобразили бы на них в первую очередь?
  5. Все ли тексты написаны в одном стиле?
  6. Какие художественные приемы используют авторы в описании местности?
  1. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Слово учителя.

У каждого из нас есть любимые места в селе. Они дороги нам, потому что там живут наши близкие или просто потому, что с ними, этими местами, связаны радостные или грустные минуты нашей жизни. В детстве особенно ярки любые впечатления. То, что взрослые порой не замечают, дети увлеченно, до мельчайших деталей рассматриваются, познавая мир.

  1. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
  2. ВОСПРИЯТИЕ УЧАЩИМИСЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
  1. Демонстрация рисунков учащихся с изображением местности.

Двор школы или дома; дорога, по которой они идут в школу; вид из окна дома или школы.

  1. «Озвучивание» рисунков.

(Учащиеся подготовили сочинения на одну из данных тем; те, кто не смог нарисовать, зачитывают свои работы.)

  1. Работа на черновиках.

(Ученики делают исправления, вносят дополнения в свои сочинения.)

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Закончить работу над сочинением.