Тема. Речевая деятельность. Сочинение-описание местности на основе личных наблюдений с обрамлением.
Цель. развивать творческие способности у учащихся, умение видеть и передавать увиденное в публицистическом и художественном стилях речи.
Оборудование . тексты, рисунки учащихся, фотографии усадеб писателей ( И.С.Тургенева, М.Ю.Лермонтова и других).
- Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Ьеседа.
1) Что такое описание как тип речи?
2) Что значит деловое и художественное описание?
3) В каких стилях речи встречаются описания местности?
4) Какую роль играют такие описания в тескте?
2. Выразительное чтение текстов.
(Тексты – на каждой парте. Они могут быть для всех одинаковыми, могут быть разными (по два-три текста) – на усмотрение учителя.)
- Остров, на котором стояла дедовская хата, был, конечно, самым таинственным местом на свете.
За домом лежали два огромных глубоких пруда. Там всегда было сумрачно от старых ив и темной воды.
За прудами, вверх по склону, подымалась роща с непролазным орешником. За рощей начинались поляны, заросшие по пояс цветами… За полянами на пасеке курился слабый дымок около дедовского шалаша. А за дедовским шалашом шли неизвестные земли – красные гранитные скалы, покрытые ползучими кустами и сухой земляникой.
(К.Паустовский)
- … Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома, на другом пятиглавая церковь и старинная колокольня, около разбросаны были деревянные избы с их огородами и колодезями… Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел березовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею…
(А. Пушкин)
Анализ текста как средство развития речи учащихся среднего звена ...
... речи – одна из главных задач уроков русского языка. Школьная программа основными видами работ по развитию называет изложение и сочинение. Однако не все ученики понимают, осмысливают, запоминают и воспроизводят текст. ...
- Белый господский дом и церковь, расположенные на горе, вдруг ярко засеяли посреди темных, покрытых еще густою тенью деревьев и избушек; в свою очередь сверкнуло за ними дальнее озеро; с каждою минутой выскакивали из мрака новые предметы: то ветряная мельница с быстро вращающимися крыльями, то клочок озими, который как бы мгновенно загорался… Наконец-то заблистали вдалеке маковки церквей, глянули кровли, здания, а там выставилась из-за горизонта и вся гора, по скату которой расползался город. На песчаных отмелях широкой реки, огибавшей гору, белелся монастырь.
(Д. Григорович)
- Жилище Чурисенка составляли: полусгнивший, подопрелый с углов сруб, погнувшийся набок и вросший в землю так, что над самой навозной завалиной виднелись одно разбитое красное волоковое оконце с полуоторванным ставнем и другое… заткнутое хлопком. Рубленные сени, с грязным порогом и низкой дверью, другой маленький срубец… ворота и плетеная клеть лепились около главной избы… Перед двором был колодезь с развалившимся срубиком… Около колодца стояли две старые, треснувшие и надломленные ракиты с редкими бледно-зелеными ветвями…
(Л. Толстой)
- Родовая усадьба Лутовиновых занимала тридцать девять десятин в березовой роще на пологом холме… Иван Иванович (Лутовинов, дядя матери И. С. Тургенев – прим.авт.) построил при въезде в усадьбу большую, просторную каменную церковь.
На расстоянии сотни метров от нее был выстроен из крепкого дуба главный усадебный дом в два этажа… с двумя кирпичными полукруглыми галереями, с колоннами и нишами и деревянными флигелями… Дом и галереи имели вид широко изогнутой подковы. Перед домом был разбит цветник: прекрасные аллеи роз, на клумбах – тюльпаны, ирисы, пионы, левкои, астры. Цветник замыкался зарослями сирени, жасмина, жимолости и акации. В центре – большая клумба пионов, с красивой стройной лиственницей посередине.
Позади дома располагались службы – помещения для прислуги…
Посередине усадебного двора – высокий столб, на нем – двухпудовый колокол и флюгер наверху со сквозной вырезкой цифр «1808» — год основания усадьбы.
Направо и налево от дома – фруктовые сады и ягодники, за ними, около еловой аллеи, — теплицы и оранжереи…
У пологого холма, на котором расположена усадьба, были пруды с земляными плотинами и развесистыми ракитами. Эти пруды замыкали парк с западной и восточной сторон.
( С. Липеровская)
3. Составление простого плана.
(В плане должна быть указана последовательность описания.)
Первый текст : вид с небольшой возвышенности.
- Самый таинственный остров.
- Пруды за дедовской хатой.
- Роща за прудами.
- Поляны за рощей.
- Пасека около шалаша за рощей.
- Неизведанные земли.
Второй текст: в пути, из окна кареты (в движении).
Чудный собор (церковь,дом,изба,и т.д.)
... на самом деле посетите собор лично, и вы поймете, что это значит — чудный собор. Сохрани себе на стену чтобы не потерять! Домовая церковь ... написанных на холсте признанным художником императорского двора Тимофеем Неффом. Он же выполнил и остальные иконы Капеллы, также на ... Богоматерь, светлых ангелов и мудрых апостолов. Белый цвет Капеллы придаёт ей дополнительную строгость и стройность. Декоративные ...
- Речка вытекающая из широкого озера.
- На холме над рощей – кровля и бельведер (надстройка над зданием) дома.
- Пятиглавая церковь и колокольня.
- Избы с огородами и колодезями.
- Березовая роща.
- Серенький домик с красной кровлей.
Третий текст: вид снизу вверх, в движении.
- Дом и церковь на горе.
- Дальнее озеро.
- Ветряная мельница.
- Клочок озими.
- Маковки церквей, кровли, здания.
- Город на горе.
- Монастырь.
Четвертый текст: вид вблизи.
- Сруб, вросший в землю.
- Сени, порог, низкая дверь.
- Маленький срубец.
- Ворота и клеть (кладовая) около главной избы.
- Колодезь.
- Около колодца – две ракиты.
Пятый текст: вид вблизи.
- Церковь при въезде в усадьбу.
- Дом в два этажа.
- Цветник; заросли кустарников, клумба.
- Помещения для прислуги.
- Посредине двора – столб.
- Сады.
- Теплицы и оранжереи.
- Пруды с плотинами.
4. Слово учителя.
Итак, описывая местность, мы обращаем внимание на мельчайшие детали, перечисляем предметы и указываем их расположение или местонахождение.
В описании местности мы:
- обращаем внимание на место, откуда описываем: то ли из окна вагона, машины, дома, то ли сверху обозреваем окрестность, то ли находимся вблизи описываемого места;
- перечисляем последовательно предметы, которые видим;
- описывая местность, мы высказываем свое отношение к увиденному.
5. Вопросы к учащимся.
Рассуждение «Мой дом – моя крепость»: тексты
... себя в полной безопасности. Первый вариант Своё сочинение на тему «Мой дом — моя крепость» хочу начать с того, что у каждого ... какое это прекрасное место — дом. Неудивительно, что это важнейший спутник любой жизни. Гармония родного дома вдохновляет на жизнь, совершенствование, ... я очень хочу создать собственный дом Четвёртый текст Написание эссе на тему «Мой дом — моя крепость» кажется мне лёгкой ...
- Какое из описаний вам понравилось больше?
- В каком из текстов передано отношение автора к описываемой местности?
- Какими чувствами наполнены описания?
- К какому из текстов вы могли бы предложить свои рисунки? Что вы изобразили бы на них в первую очередь?
- Все ли тексты написаны в одном стиле?
- Какие художественные приемы используют авторы в описании местности?
- МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Слово учителя.
У каждого из нас есть любимые места в селе. Они дороги нам, потому что там живут наши близкие или просто потому, что с ними, этими местами, связаны радостные или грустные минуты нашей жизни. В детстве особенно ярки любые впечатления. То, что взрослые порой не замечают, дети увлеченно, до мельчайших деталей рассматриваются, познавая мир.
- ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- ВОСПРИЯТИЕ УЧАЩИМИСЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
- Демонстрация рисунков учащихся с изображением местности.
Двор школы или дома; дорога, по которой они идут в школу; вид из окна дома или школы.
- «Озвучивание» рисунков.
(Учащиеся подготовили сочинения на одну из данных тем; те, кто не смог нарисовать, зачитывают свои работы.)
- Работа на черновиках.
(Ученики делают исправления, вносят дополнения в свои сочинения.)
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Закончить работу над сочинением.