Тема : « Сочинение-описание по картине А. И. Куинджи «Березовая роща».
Тип : развитие речи.
Технология, Цели и задачи, Образовательные, Развивающие:, Воспитательные:, Оборудование:
Ход урока :
1.Орг. момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке развития речи. Сегодня вы соприкоснётесь с удивительным и неповторимым миром искусства, проявите свои творческие способности, откроете для себя много нового и интересного.
2.1.Внимательно рассмотрите предложенные картины известных русских художников. (Демонстрация картин И.И.Левитана «Берёзовая роща», И.Э.Грабаря «Февральская лазурь», А.К.Саврасова «Грачи прилетели», А.И.Куинджи «Берёзовая роща», И.И. Шишкина «Летний пейзаж с берёзой»)
2.2.Образ русской берёзки завораживает не только художников, но и поэтов. Прослушайте стихотворение «Гимн берёзе» Татьяны Викторовны Герасимовой.
Если мне воспеть берёзу
Шёпот листьев, птичий оклик.
Как светло-то на просторе.
Соберу-ка в прядь тугую…
Нe сломить березу в бурю
Даже средь осенней хмури
В зимнем сне, в мороз трескучий.
На обрыве-то, над кручей,
Молодых листочков нежен,
Музыка Б. Шиллера
Слова А. Безыменского
Средь сосен суровых, меж темных ракит
В серебряном платье березка стоит.
Склонились деревья, цветы и кусты
По картине Березовая роща Куинджи
... прямо по его руслу, то, видимо, ручей протекает через весь лес. Картина Куинджи «Березовая роща» вызывает только положительные эмоции. От нее исходит свет и тепло. Ее ... фоне леса. Они выглядят словно ажурная яркая вышивка на темном фоне. Лес художник изобразил очень густым. В него почти не проникают солнечные лучи. Он выступает ...
Пред гордым величьем ее красоты.
3
И нежна, и стройна, и всегда величава она.
Весела, и светла, и земле родной мила.
Чу, шелестит листва густая…
Это она, березка родная,
Милой земле в ответ
Посылает любовь и привет.
Только лишь встретишься с нею,
Сердце забьется сильнее.
Сердце! Ведь всегда с тобою
Образ березки родной!
Средь сосен суровых, меж темных ракит
В серебряном платье березка стоит.
Склонились деревья, цветы и кусты
Пред гордым величьем ее красоты.
отношение к берёзе?
Вспоминаются слова Олега Шестинского:
Без березы не мыслю России, –
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От берёзы – вся Русь рождена.
3.Целеполагание.
Лист зеленеет молодой.
Смотри, как листьем молодым
Стоят обвеяны березы,
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым…
Давно им грезилось весной,
Весной и летом золотым, –
И вот живые эти грёзы
Под первым небом голубым
Пробились вдруг на свет дневной…
(В поэзии Ф.И.Тютчева создан весенний пейзаж, поэтому следует рассматривать полотна И.И.Левитана и А.И.Куинджи. Насыщенный ярко-зелёный цвет листьев создает впечатление свежести, молодости. Такой цвет листьев бывает только ранней весной, пока лист ещё молодой. Если на картине Левитана мы наблюдаем густую зелень, то Куинджи заострил внимание на отдельных веточках, спрятав верхушки берёз и тем самым создав образ подпирающих деревья описание. Что мы видим за окном">небо деревьев. Листва берёз на картине этого художника издалека напоминает кружево, создавая впечатление легкости, воздушности. Каждый листочек наполнен солнечным светом, кажется, что свет просто струится сквозь листву. И небо у Куинджи приобретает нежно-голубой оттенок. В стихотворении
4
Тютчева берёзы грезят летом золотым, эпитет золотой создаёт цветовой фон в произве -дении, который усиливается близкой по смыслу лексикой « свет дневной». На репродукции Архипа Ивановича очень много жёлтого и золотого цвета, поэтому с уверенностью можно сказать, что с поэзией Ф.И.Тютчева соотносится картина А.И.Куинджи «Берёзовая роща».
Куинджи «березовая роща» описание картины, анализ,
... картина Архипа Куинджи «Берёзовая роща» является главным транслятором основных стилистических отличий этого живописца, квинтэссенцией его идей и необыкновенных колористических находок. Картина создавалась специально к 7 выставке Художественного передвижного общества, и ... намека на тени. Только яркий искрящийся свет. Несколько интересных сочинений Анализ рассказа Зощенко Обезьяний язык В рассказе ...
Кто уже догадался и может сформулировать тему нашего урока? (Сочинение-описание по картине А.И.Куинджи «Золотая роща».)
4.Актуализация опорных знаний.
-
Давайте вспомним, чем текст-описание отличается от других типов речи? Какую структуру имеет такой текст?
-
Какой стиль речи вы будете использовать в сочинении? В чем особенность этого стиля?
-
Какую роль в русском языке играют имена прилагательные?
-
Как избежать неоправданных повторов в сочинении? (Подбор синонимов)
-
Подумайте, какие слова вам чаще всего придется использовать в своей работе? Подберите к ним синонимы.
Художник-автор картины, живописец, создатель, творец, мастер.
Картина — полотно, произведение искусства, творение, репродукция.
Берёза-дерево, русская красавица, символ России.
4. Слово учителя с элементами эвристической беседы.
Картина «Берёзовая роща» была написана Архипом Ивановичем Куинджи в 1879 году после поездки за границу, которая укрепила его в мысли, что для русского художника ценны родные российские мотивы. Она была показана на седьмой выставке Товарищества передвижных художественных выставок.Реакция художников и зрителей была единодушной, Куинджи удивил всех необычайностью картины. Ничего похожего не помнили.
(Сумел передать красоту русской природы в простоте, вся роща утопает в солнечном свете.
-
Куинджи – мастер света. Что помогло художнику создать эффект насыщенности ярким солнечным светом? (Контрастность ярких и тёмных цветов, сочетание бликов и теней, использование палитры жёлтого цвета.)
-
Подберите слова, которые помогают передать яркий свет на картине. (Золотистый, лучезарный, искрящийся, медовый, солнечный, теплый, сияющий, лучистый, сверкающий, горячий; заливает, разливается, струится, золотит, проникает, пронзает, играет, сияет, пробивается)
5.Беседа по картине.
-
Как вы думаете, почему картина называется «Березовая роща»? (Береза – символ России)
-
Какое время года изобразил Куинджи? ( Лето. День удивительно солнечный, тихий, радостный.
-
Какова её композиция? ( Группа берез на переднем плане, залитая солнцем поляна; на заднем плане – густой лес, в который почти не проникают солнечные лучи.
8 стр., 3977 словПо картине Куинджи «Берёзовая роща», 5 класс. по картине куинджи осень 2 класс
... по картине А. И. Куинджи "Березовая роща" Урок развития речи по русскому языку в 6 классе на тему: «Сочинение-описание по картине А. И. Куинджи "Березовая роща" Цели и задачи: 1. Подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине. 2. ...
-
Чётко ли прописаны детали? Почему ? (Нет акцента на деталях, главное – создать настроение)
-
Опишите березы. ( Деревья привольно растут на поляне, они так высоки, что крон не видно. Солнечные зайчики затеяли игру и прыгают по белым стволам берез.
5
Несколько березовых ветвей на фоне тёмного дальнего леса кажутся прозрачными, светящимися, кружевными. Впечатление ослепительного солнечного света постоянно присутствует ).
-
Как расположены березки на картине? Какие смысловые ассоциации вызывает у вас такое расположение деревьев? (Берёзы на картине располагаются небольшими группка —
ми. Обращают на себя внимание три берёзки с изогнутыми стволами, они так близко расположились друг к другу, как будто растут из одного корня. Это три подруги закружились в весеннем хороводе. Недалеко от них пара влюблённых.)
-
Какую роль играет ручей по центру картины? (Ручей уводит взгляд в глубину, к дальнему лесу в легкой дымке).
-
Чем порос ручеёк? (Ряской)
Словарная работа
Ряска — водяное травянистое растение, имеющее форму мельчайших зелёных пластинок и образующее сплошной слой на поверхности стоячей воды.
-
А с чем бы вы сравнили ряску, покрывающую поверхность воды? (С ковром, островками, пятнами, разбрызганной краской, кляксами…)
-
Опишите дальний лес. ( Кроны деревьев обобщены, вырисовываются тёмные силуэты.)
-
А какие силуэты вы увидели? (великанов, богатырей, чудовищ)
-
Подберите эпитеты к слову лес. ( Загадочный, темный, волшебный, сказочный, мрачный, зловещий.)
Прослушивание аудиозаписи пения птиц
Закройте глаза, представьте, что вы находитесь в берёзовой роще, прислушайтесь к её звукам?
(Ритмичный стук дятла, треск сухих сучьев, легкий шелест листвы, соловьиная трель, стрекотание кузнечиков, карканье ворон, трещание сорок, крик сойки, звонкая песня жаворонка, громкий крик кукушки, писк синицы.)
-
Какие запахи можно ощутить в берёзовой роще? (Смолы, свежести листьев и влаги, цветочный аромат.)
-
Какую идею воплотил художник в пейзаже? (У Куинджи она – в безграничной любви к русской природе, к главному символу России, которым по праву считается береза).
6.Физкультминутка.
Проводится в виде конкурса на лучшую миниатюру.
Урок развития речи » по картине А.К. Саврасова «Грачи ...
... 3. Грачи — главные герои картины. 4. Изобразительные средства картины. 5. Отношение к картине. Сочинение учащегося. Передо мной картина А. Саврасова “Грачи прилетели”. На ней изображены первые птицы – грачи на деревьях. На переднем плане картины изображены грачи на ...
Изобразите стройную берёзку, раскидистую, плакучую, с изогнутым стволом, старую берёзу, красивую.
7.Работа с изобразительно-выразительными средствами .
-
В каких произведениях литературы встречается образ березы?
-
С помощью каких изобразительно-выразительных средств создает образ берёзы В.Солоухин?
Но нет на свете дерева такого белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга, как снег, когда он только что выпал.
Березовый лес хорош во всякую пору. И в марте, когда березы освещает солнце, набирающее весеннюю силу.
Хорош березовый лес и в те дни, когда разворачиваются на березе изумрудные листочки.
(В. Солоухин сравнивает берёзу с белым облаком, зимним снегом, полевой ромашкой, подчёркивая редкий цвет ствола берёз, выделяя по этому признаку её среди других деревьев. Восхищение красотой берёз передает с помощью повтора краткого
6
прилагательного хорош, уменьшительно-ласкательного слова листочки и эпитета изумрудный.)
А какие эпитеты к этому слову вы бы подобрали? ( Белоствольная, стройная , зеленокосая , изящная, тонкая, грациозная, кудрявая, родная, величественная, милая, гордая, говорливая)
8.Составление плана.
I
II
1.Солнечная поляна.
2.Белоствольные березы.
3.Живительный ручеёк среди берез.
4.Загадочный лес.
5.Нежно-голубое небо.
III
9.Составление устного сочинения по опорным словам.
Дети, используя таблицу опорных слов, по вариантам выполняют задание.
1в.- описать солнечную поляну, 2в.- берёзы, 3в. — ручей, 4в.- лес, 5в.- небо, 6в.- придумать начало и конец сочинения.
берёза
стонет, шепчет,дрожит,склоняется,стройная, нарядилась в белый сарафан, повязала зелёную косынку, украсилась серёжками, закружились в хороводе,белоствольная, стройная, зеленокосая, изящная, тонкая, грациозная, кудрявая, родная, величественная, милая, гордая, говорливая
лес
великаны, богатыри, чудовища,
ряска
изумрудный ковёр, небольшие островки, зелёные пятна, разбрызгали зелёную краску, кляксы
свет
золотистый, лучезарный, искрящийся, медовый, солнечный, теплый, сияющий, лучистый, сверкающий, горячий, заливает, разливается, струится, золотит, проникает, пронзает, играет, сияет, пробивается
звуки
Сочинение береза мое любимое дерево
... чёрная, да корявая. Чёрные полоски на белой коре нужны для того, чтобы дерево могло через них дышать. Нужно ли человеку ... Третье дело – больных исцелять. Целебными свойствами обладали почти все части березы. Четвёртое дело — чистоту соблюдать. Берёзовыми веника и м ... Берёза — одно из самых распространённых и красивых деревьев в нашей стране. Его милый образ необычайно притягателен своей искренней ...
ритмичный стук дятла, треск сухих сучьев, легкий шелест листвы, соловьиная трель , стрекотание кузнечиков, карканье ворон, трещание сорок, кричат сойки, звонкая песня жаворонка, громкий крик кукушки, писк синицы
10.Редактирование сочинений.
11.Итог. Оцените свою готовность к написанию сочинения по картине А.И .Куинджи «Берёзовая роща?»
Готов…, частично готов…, не готов…, потому что
11.ДЗ .
Закончить творческую работу.
12.Орг. конец урока.
Конспект урока в 6 классе по русскому языку, Тема: «Сочинение – описание по картине «Берёзовая роща» А .И .Куинджи »., Составил: учитель русского языка и литературы
муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «СШ №14 города Евпатории Республики
Крым»