Задание 15.3 по русскому языку

Сочинение

Введение

Для объективного описания понятий рекомендуется использовать различные методы толкования. Выбирая тот или иной метод, исследователь стремится охватить всю многогранность понятия и дать читателю полную картину и его характеристики. В данной работе рассмотрены четыре метода толкования понятий: понятийный, синонимический, описательный и комбинированный, на примере таких понятий, как дружба, человечность, добро и сострадание.

Основная часть

Понятийный метод

Дружба – это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах. По данному методу проводится более точное, аналитическое интерпретирование понятия, определение его содержания и границ.

Синонимический метод

Человечность можно отождествить с гуманностью, человеколюбием. Этот метод может использоваться для уточнения смысловой окраски понятия и более полного раскрытия его значения.

Описательный метод

Добро – это все положительное, хорошее, полезное. Описательный метод позволяет более конкретно раскрыть понятие, со всеми его особенностями и различными аспектами, что способствует более четкому представлению читателя о понятии.

Комбинированный метод

Сострадание – это жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем или бедой другого человека или животного. Комбинированный метод предполагает использование нескольких методов толкования понятий одновременно, что позволяет дать более полное представление о понятии во всей его многогранности.

Заключение

В данной работе были рассмотрены четыре метода толкования понятий на примере таких понятий, как дружба, человечность, добро и сострадание. Каждый из методов толкования позволяет более детально описать понятие, раскрыть его смыслы и переносные значения, что способствует более глубокому пониманию и анализу изучаемых понятий.

Анализ текста

Анализ текста позволяет нам лучше понять и проанализировать содержание произведения. В данном случае мы будем анализировать текст, в котором рассказывается история о конфликте между учеником и учителем, а также о муках совести, которые испытывает главный герой после этого конфликта.

Содержание текста

В тексте рассказывается о том, как главный герой получает низкую оценку от учителя и решает спровоцировать конфликт с ним. После этого герой испытывает муки совести и обещает себе извиниться перед учителем. Однако, на следующий урок учитель не приходит, так как он уволился из школы. Главный герой чувствует себя виноватым и осознает, что его победа была позорной. В конце текста герой получает низкую оценку от новой учительницы.

4 стр., 1575 слов

Автор и герой в лирическом тексте Шарля Бодлера ‘Альбатрос’

... ощутить на себе всю тяжесть героя. . Автор и герой в лирическом тексте И действительно: в стихотворении «Альбатрос» автор говорил о поэте в мире людей. В каждом абзаце есть противопоставление ... является замечательное стихотворение «Альбатрос» [3,2], которое также входит в сборник «Цветы зла». Мне помогли работы исследователей о Шарле Бодлере, великом поэте и критике. Произведение было написано в 1842 ...

Вопросы для анализа

Для более глубокого анализа текста, мы можем задать себе следующие вопросы:

  • Что такое совесть?
  • Были ли у меня минуты, когда «совесть гложет»?
  • Испытывал ли я муки совести?
  • Когда такое бывает?
  • Как я обычно веду себя, если чувствую свою неправоту?

Совесть и ее значение

Совесть — это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми и обществом. Она является внутренним голосом, который напоминает нам о наших нравственных принципах и помогает нам различать правильное от неправильного.

Муки совести

Муки совести — это чувство вины и раскаяния, которое испытывает человек, осознавая свою неправоту или негативные последствия своих действий. Они могут возникать после совершения морально неправильных поступков или причинения вреда другим людям.

Опыт совести в моей жизни

В моей жизни были моменты, когда «совесть гложет». Например, когда я совершал поступки, которые противоречили моим нравственным принципам или причиняли вред другим людям. В такие моменты я испытывал чувство вины и старался исправить свои ошибки, извиниться перед теми, кого я задел или причинил вред.

Поведение при испытании совести

Когда я осознаю свою неправоту, я стараюсь принять ответственность за свои действия и исправить ситуацию. Я готов извиниться перед теми, кого я задел или обидел, и сделать все возможное, чтобы их простить и вернуть доверие. Кроме того, я стараюсь извлечь урок из своих ошибок и не повторять их в будущем.

Аргументация

Прекрасным подтверждением этой мысли является текст Н. Сафронова. Рассказчик-ученик испытывает чувство стыда за совершенный поступок. Он добивается своего от пожилого учителя-фронтовика, и «минутное превосходство заглушает жалобный всплеск совести». Но, осознав всю нелепость своей победы, мальчик стыдится содеянного, на душе его становится «сумеречно и пусто». Он даёт себе слово извиниться перед учителем при всём классе. Но совершить добрый поступок ему не удаётся, учитель увольняется из школы.

С примером проявления нам довольно часто приходится сталкиваться в жизни. Например, в ситуациях, когда мы наносим кому-то обиду или совершаем неправильные поступки, но вместо того, чтобы исправиться, мы стараемся оправдать свои действия или уклониться от ответственности. Подобные примеры можно встретить и в жизни, где люди не хотят признавать свои ошибки и предпочитают сохранять свое самолюбие.

Другим примером подтверждения сказанному может служить поведение героя, произведения или автора. В рассказе Н. Сафронова герой, несмотря на осознание своей неправоты, не смог совершить добрый поступок и извиниться перед учителем. Это показывает, что даже осознавая свои ошибки, люди могут не иметь смелости и силы внести изменения в свою жизнь и поведение.

3 стр., 1351 слов

Примеры совести из жизни

... что жить по совести это выбор каждого, но как по мне, этот путь выбирают только по-настоящему сильные люди, которые готовы нести ответственность за свои слова и поступки. ` Примеры совести из жизни Популярные сочинения Практически ...

Заключение

Таким образом, из анализа текста Н. Сафронова и жизненного опыта можно сделать вывод, что чувство стыда и осознание своей неправоты могут привести к желанию исправиться и извиниться. Однако, не всегда люди готовы совершить добрый поступок и принять ответственность за свои действия. Это показывает сложность процесса изменения и необходимость постоянного развития сознания и нравственности.

СТУДЕНЧЕСКАЯ РАБОТА «РОЛЬ СОВЕСТИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

Вопрос роли совести в жизни человека всегда оставался актуальным, многие писатели, философы, культурологи высказывали свои мнения на эту тему. Само понятие «совесть» может толковаться по-разному, но в целом оно включает в себя осознание нравственных принципов и собственного поведения в соответствии со своими убеждениями.

ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «СОВЕСТЬ»

Совесть — это чувство ответственности за свои поступки и отношения к окружающим, которое определяет душевное состояние человека. Совесть весчественна и позволяет ощутить, простить свои ошибки или же справедливо расплатиться за них.

МНЕНИЯ О РОЛИ СОВЕСТИ

В целях нашего исследования мы обратились к текстам художественной литературы. В повести В. Тендрякова «Хлеб для собаки» совесть действует на главного героя Володю, заставив его накормить бродячую собаку. В рассказе Н.Сафронова «Урок» герой испытывает стыд за своё неправильное поведение и затем решает исправить свою ошибку.

АРГУМЕНТЫ В ПОЛЬЗУ СОВЕСТИ

Роль совести в жизни человека неоспорима. Во-первых, она помогает соблюдать моральные принципы и правила поведения в обществе. Во-вторых, у сознательного человека меньше вероятности совершения грубых ошибок и проступков.

Например, представим ситуацию, когда человек неслышно спиздил из магазина товары, которые не оплатил. В этот момент совесть может дать о себе знать, и человек найдет возможность вернуть украденное безнаказанным.

ВЫВОД

В целях нашей работы мы рассмотрели понятие «совесть», роль её в жизни человека, проанализировали множество различных источников, включающих как произведения, так инаучные статьи. Наши исследования показали, что совесть — неразрывно связана с нравственностью и ответственностью человека за свои действия, значительно снижает риск совершения ошибок и топорных преувеличений со стороны человека.

Таким образом, важно, чтобы каждый из нас имел хотя бы последнюю каплю совести, что обеспечил бы нам взаимопонимание и взаимоуважение на различных уровнях социальной деятельности.

Ещё один пример проявления совести можно привести из повести В. Тендрякова «Хлеб для собаки». Главному герою, Володе, стыдно быть сытым, когда вокруг все голодают. Он пытается избавиться от угрызения совести разными способами, накормить самого голодного. Володя находит бродячую собаку и подкармливает её, чтобы успокоить мучившую его совесть.

Итак, мы видим, что совесть необходима человеку. Она удерживает от дурного поступка, помогает совершить добро, осознать вину, очищает, нравственно оздоравливает человека.

На уроке можно использовать (файл ppt, размер 2,90 МБ).

2 стр., 518 слов

Почему человек зависит от общественного мнения?

... свято ему следовал. Смысл жизни подобных людей заключается в услужении ради похвалы, только так они чувствуют себя полноценными. Другим ярким примером человека, зависящего от общественного мнения, была главная героиня пьесы ...