Альманах педагога

Сочинение

1.

Вопрос, в который входят ключевые

слова из формулировки темы.

2.

Анализ значения ключевого слова из

формулировки темы.

3.

Оборот с выделительным значением

«Один из…»

Подбор аргументов

(что может быть аргументом из текста?)

Поступок героя.

Слова героя (реплики диалога, его

высказывание), которые раскрывают

его мировоззрение.

Событие из сюжета текста.

Как оформить аргумент?

Во – первых, справедливость этого (имеется

в виду то, что указано в тезисе вступления)

доказывает поступок героя (объяснить, что

он совершает, почему он так делает, к чему

это приводит).

Во – вторых, истинность того, что (частично

повторить тезис) подтверждает такое

событие из текста (указать автора), как… (И

прокомментировать это событие).

Написать вывод

Напишите заключение (Начните со слов

«Итак,….» или «Таким образом,…», в

котором необходимо вернуться к ключевым

словам из формулировки задания.

Проверьте свой черновик, верно ли

выделены абзацы, есть ли между ними

связь. Отредактируйте текст сочинения.

Оформите чистовик аккуратно,

разборчивым почерком.

Сочинение – рассуждение

9.3

Формулировка задания 9.3

Как Вы понимаете значение слова

(словосочетания) ? Сформулируйте и

прокомментируйте данное Вами определение.

Напишите сочинение – рассуждение на тему…,

взяв в качестве тезиса данное Вами

определение. Аргументируя свой тезис,

приведите два примера – аргумента,

подтверждающих Ваши рассуждения: один …

из прочитанного текста, а второй – из Вашего

жизненного опыта.

Алгоритм выполнения задания

1.

Прочитайте слово – понятие.

2. Объясните значение этого слова:

сформулируйте определение понятия,

назовите конкретные его проявления в

3 стр., 1183 слов

На основании анализа текста характеристики выполните следующие задания.

... из личного опыта или литературных источников) проявления этого феномена. Внимательно прочитайте текст и выполните задания к нему: 1. Основатель этого направления писал: «Бессознательный ум человека ... грусть. По словам пианистки, она не мыслит музыкальными категориями при создании музыки, а старается визуализировать звуки.   На основании анализа текста выполните следующие задания. 1. Назовите ...

жизни – в поступках, чувствах,

нравственном выборе человека, т.е.

прокомментируйте свое определение.

Алгоритм выполнения задания

3. Найдите один пример в тексте

(поступки героев, их слова, внешний

вид, отношение к окружающим

людям, миру), который иллюстрирует

значение слова – понятия. Выразите

свое отношение, уточните Ваше

понимание – прокомментируйте

приведенный пример.

Алгоритм выполнения задания

4.

Вспомните реальное событие в Вашей жизни или

жизни друзей, родителей; содержание прочитанной

книги, факт из истории. Поясните, как Вы понимаете

его в соответствии со значением слова – понятия.

5. Сделайте вывод, в котором суммируются Ваши

наблюдения и фиксируется новый уровень

понимания: обобщите значение слова – понятия,

определите его нравственную ценность для любого

человека.

Приемы определения

ценностного понятия

Любое высказывание, устное или

письменное, строится в соответствии с

законами логики. Зная приемы

построения определения как

разновидности рассуждения, Вы будете

свободно компоновать известную Вам

информацию, давать ей оценку,

выражать свою оценку.

Дефиниция

Дефиниция — это логическая операция, раскрывающая содержание

понятия посредством описания его признаков. Прочитайте два определения:

Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет

и отвечает на вопросы «Кто? Что?».

Глагол — это часть речи, которая обозначает действие предмета и

отвечает на вопросы «Что делать? Что сделать?».

Эти определения состоят из двух частей: первая указывает на родовой

признак (часть речи), вторая даёт отличительные видовые признаки

(проявления в деятельности).

По такой схеме (понятие = родовой признак + видовой признак) чаще всего

строится классическая дефиниция.

Дефиниция

Пример использования приёма дефиниции

Ответьте на вопрос «Что такое дружба?».

Дружба — это такой вид отношений между

людьми (родовой признак), которому

свойственны взаимопомощь, поддержка, согласие,

верность, преданность, взаимовыручка,

доверительность (видовой признак).

Ассоциация

Ассоциацией в психологии называют связь между

психическими явлениями, при которой действие

одного из них влечёт за собой появление другого.

Когда человек произносит слово «искусство», в его

сознании появляется не соответствующая статья из

энциклопедического словаря, а набор представлений,

образов, которые связаны с этим широким понятием.

Пример использования приёма ассоциации, Ответьте на вопрос «Что такое дружба?».

Ассоциация

Что такое дружба? Это слово в моем сознании связано с

такими понятиями, как взаимопомощь, поддержка, согласие,

27 стр., 13301 слов

Сочинение как красиво работает слово в художественном тексте

... слова. Цитата обычно приводится для подкрепления излагаемой мысли авторитетным высказыванием или для критики цитируемой мысли. Область употребления цитат обширна: цитаты используют в публицистическом стиле, в текстах научного стиля, в художественных текстах. В ... обойтись в письменной речи: оно помогает разделить предложение на части, расставить смысловые акценты. (источник сочинения с текстом) 9. ...

верность, преданность, взаимовыручка, доверительность. Такие

качества важны для любого человека, поэтому дружба

занимает в нашей жизни особое место.

Иногда использование этого приёма становится единственно

возможным. Например, научная дефиниция понятия «материнская

любовь» будет неестественной: «Материнская любовь — это

любовь, которую испытывает мать к своему ребёнку ». Для

определения этого ценностного понятия лучше всего использовать

ассоциацию: «Когда произносят словосочетание „материнская

любовь», в моей памяти возникает доброе лицо моей мамы,

тёплый участливый взгляд, её бесконечная нежность и забота,

готовность помочь и поддержать в любую минуту моей жизни».

Презентация

Ценностное понятие абстрактно, его нельзя увидеть, потрогать

руками. Но любое качество проявляется в поступках, выражает себя

через какие-либо действия. В истории культуры сохранились имена

людей, реально существовавших или созданных фантазией

человека, которые стали олицетворением определённых свойств,

признаков, характеристик.

Что такое трусость? Что такое храбрость? Что такое доброта?, Ответы на эти вопросы заставляют вспомнить нас наиболее

характерные проявления этих качеств у литературных персонажей,

мифологических героев, и тогда абстрактное понятие насыщается

конкретным смыслом.

Презентация — это такой способ, при котором понятие либо

описывается через наиболее характерные действия, либо

раскрывается посредством общезначимого примера.

Презентация

Пример использования приёма презентации, Ответьте на вопрос «Что такое дружба?».

Когда я говорю про себя слово «дружба», то сразу вспоминаю

своих друзей: мы вместе проводим время, делимся самым

сокровенным; когда кому-то плохо, то остальные всегда

придут ему на помощь.

Что такое самоотверженная любовь?

Лучше всего на этот

вопрос ответить примером. В античных мифах есть легенда о

Прометее, который, желая сделать

людей сильными и свободными, украл у богов огонь. Он понимал,

что его ждёт страшное наказание, но это не остановило его,

потому что любовь к людям оказалась сильнее боли,

страха и одиночества. Этот пример и раскрывает смысл

понятия «

самоотверженная любовь».

Аналогия

Аналогия

  • это способ пояснения абстрактного понятия

посредством привлечения образа, близкого по смыслу или

эмоциональному воздействию.

Пример использования приёма аналогии

Ответьте на вопрос «Что такое ценность?».

1. Введение аналогии: «Ценность можно сравнить с компасом».

2. Характеристика образа, который использован для аналогии: «С

помощью компаса человек может сориентироваться, выбрать

правильное направление».

3. Раскрытие смысла понятия через сопоставление:

«Ценность

тоже помогает выбрать правильный путь, найти те

нравственные ориентиры, которые позволят принять верное

13 стр., 6277 слов

Проблемы в произведении слепой музыкант. Нравственный выбор на ...

... очень самоотверженной любви. Проблема нравственного выбора в повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант» Для каждого молодого человека в определенное время встает вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир ... что это была не жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви. Над повестью «Слепой музыкант» Короленко работал в течение 13 лет. Он начал писать её в 1885 ...

решение».

Слова, обозначающие ценностные понятия

В текстах, которые предлагаются на

экзамене по русскому языку, раскрываются

разные жизненные противоречия, ставятся

социальные, философские, нравственные

проблемы. Ниже приведён перечень

ценностных понятий, которые могут

встретиться на экзамене.

Речевые обороты, При создании письменного высказывания непросто найти словесную

форму выражения своей мысли, особенно на начальных этапах

освоения формата экзаменационного сочинения. Ниже приведены

примеры, на основе которых можно выработать собственные

формулировки начала каждого из 4 абзацев: первого — введения

комментария к слову-понятию, второго и третьего — логической связи

тезиса и примеров-аргументов, четвёртого — оформления вывода,

заключения сочинения.

Вступление

«…» — это такой вид отношений между людьми (такое

отношение к людям, природе,

миру; такое чувство), которому свойственны

______,____,______ …

Что такое «…»? В моем

представлении (в моем сознании) это

слово связано с такими понятиями,

как____ , ___, ___ … / …с такими

эмоциями и переживаниями, как ___,

___,____ …

Когда я говорю/произношу слово «…»,

то сразу вспоминаю (события,

поступки, слова)____,____,_____.

Введение аргумента 1

Чтобы доказать справедливость нашей точки зрения,…

приведём пример из …

Мысль о том, что «…» относится к числу главных человеческих

ценностей, можно

подтвердить примером из …

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению

текста.

Справедливость моей точки зрения можно

доказать/подтвердить примером

из текста выдающегося русского писателя …

В подтверждение моих рассуждений/суждений приведу пример из

предложения …

прочитанного мною текста.

Введение аргумента 2

Не только в художественной литературе,

но и в жизни встречаются примеры

проявления «…». Так, …

Примеры, проявления «…» мне встретились

не только в данном / приведённом /

прочитанном сейчас тексте, но и в

других произведениях художественной

литературы / но и в истории. Например, …

Заключение (вывод)

Таким образом, мы пришли к выводу,

что… / мы видим, что…

Итак, …

Следовательно,…

Значит, …

Определение ценностного понятия

(написание 1-го абзаца сочинения –

рассуждения)

Дайте определение ценностного понятия и

прокомментируйте его, выбирая слова/

словосочетания в скобках и заполняя

пропуски в предложенном ответе своими

словами. Используйте указанные приёмы

определения ценностного понятия.

Как Вы понимаете значение

ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ, Дефиниция

Что такое_____

15 стр., 7055 слов

«что такое нравственный выбор» по тексту железнякова

... и для общего развития. Первый вариант сочинения (по тексту А.Г. Алексина «Есть люди, которые болезненно переживают чужие успехи…») Определение понятия Нравственный выбор – совокупность дей ... текста В.К. Железникова и проанализировав свой жизненный опыт. В качестве второго аргумента, доказывающего тезис, приведу пример из читательского опыта. В романе А.С. Пушкина „Евгений Онегин” нравственный выбор ...

?____— это то, что человек для себя считает

самым , самым_____ , самым_____ , это то, к чему

он стремится.

Ассоциация

Что такое ценности? Когда я произношу это слово, то в сознании

возникают такие понятия, как здоровье, любовь, дружба, ___,

_____

,___

, то есть то, к чему стремится человек,

Как Вы понимаете значение слова

УПОРСТВО?, Дефиниция

  • это такое нравственное качество ______

Презентация

«Бороться и искать, найти и не сдаваться» —

изречение английского полярника Р. Скотта,

нравственный девиз _______

Ассоциация

Человек, который неуклонно движется к своей

цели, преодолевая препятствия, никогда не

сдаётся и не отступает ___________ .

Как Вы понимаете значение

НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР?, Дефиниция

Нравственный выбор — это такой (важный, ключевой, особенный, значимый) момент,

когда человек должен принять ответственное и свободное решение, которое определит

его дальнейшую судьбу. В жизни почти каждого человека рано или

_______ возникает такая ситуация, поэтому необходимо иметь жизненный

опыт, нравственные ориентиры, чтобы потом не раскаиваться в своих ошибках.

Ассоциация

Что такое нравственный выбор? Ответ на этот вопрос подсказывает само понятие.

Нравственный выбор — это условия, когда человек выбирает между злом и ______,

ненавистью и _____, безверием и ____.

В способности выбирать и нести ответственность за этот выбор проявляется

сущность человека, его истинное лицо.

Аналогия

Нравственный выбор можно сравнить с перекрёстком на дороге. На перекрёстке

человек должен___, и от этого решения зависит, куда ____.

Нравственный выбор тоже определяет тот путь, по которому пойдёт дальнейшая жизнь

человека.

Аргументация тезиса

(написание 2-го и 3-го абзацев сочинения-

рассуждения)

|

Прочитайте три незаконченных высказывания,

обозначенных цифрами. Подберите к каждому

высказыванию в качестве материала для аргументации

один из данных ниже текстов. Запишите буквы, которыми

обозначены тексты, в соответствующие ячейки таблицы.

Высказывание

1

2

3

Текст

1. Мысль о том, что ценности определяют цель и содержание человеческой

жизни, можно подтвердить следующим примером…

2. Сила духа проявляется в способности человека преодолевать жизненные

трудности, быть верным своему призванию, нравственным принципам. Это можно

доказать следующим примером…

3. Мысль о том, что взаимовыручка есть та сила, которая помогает людям

выстоять в борьбе с жизненными невзгодами, победить болезни, голод, смерть,

можно доказать примером…

А) У Льва Толстого есть маленький рассказ-притча про муравья и голубку. В нём

говорится о том, что голубка, увидев, что в ручье тонет муравей, бросила ему

2 стр., 552 слов

Рассуждение В.А. Каверин. Проблема нравственного выбора

... сильные духом люди способны на самопожертвование, именно они могут сделать жизнь окружающих лучше. Проблема нравственного выбора раскрывается и в ... проявлять стойкость и отвагу. Такие выборы никогда не бывают лёгкими. Я согласна с этой позицией. Каждый человек, ... сила характера. Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: часто в ситуации судьбоносного нравственного выбора на решение человека ...

прутик. А потом голубка попала в сети охотника, муравей увидел, что его

спасительница в беде, укусил охотника, и голубка улетела.

Б) В поэме Гоголя «Мёртвые души» изображён помещик Плюшкин, для которого

деньги стали главной ценностью. И в кого эта слепая страсть превратила

Плюшкина? В существо, которое стало прорехой на теле человечества, сделало его

слепым и глухим для всего высокого и благородного.

В) Из курса истории мы знаем беспримерный подвиг защитников Брестской

крепости. Пограничники первыми приняли удар немецких фашистов. Силы были

неравные. Враги много раз предлагали бойцам сдаться, обещали сохранить им

жизнь, взывали к их благоразумию, говорили, что сопротивляться бессмысленно.

Но крепость стояла, и тогда немцы поняли, с какой могучей силой они столкнулись.

Произведения, которые можно использовать

при написании сочинения 9.3

Автор

Произведение, Ключевое слово 9.3 (сочинение – рассуждение)

А.И. Куприн

«Чудесный доктор»

Жалость, нравственный выбор, бескорыстие, доктор,

благодарность, профессионализм, грубость, сострадание,

доброта, равнодушие.

А.П. Чехов

«Тоска»

Черствость, одиночество, тоска, печаль, равнодушие.

А.П. Платонов

«Юшка»

Злость, злоба,жестокость,равнодушие,невоспитанность.

Милосердие, доброта, прощение, сострадание, одиночество.

В.Г. Короленко

«Слепой музыкант

Страдание, сострадание, душевная красота, искусство,

доброта, любовь, трудности, сила духа, внутренняя сила,

воспитание, нравственный выбор.

В. Быков

«Обелиск»

Память, дети и война, патриотизм, предательство, измена,

профессия, сострадание, сила слова.

А. Платонов

«Дерево Родины»

Природа, подвиг, истинные и ложные ценности, Родина.

Б. Полевой

«Повесть о настоящем

человеке»

Сила воли, героизм, любовь, долг, нравственный выбор, сила

духа, мужество, жизненные трудности, целеустремленность,

настойчивость.

Г.Н. Троепольский

«Белый Бим черное ухо»

Верность, забота, преданность, предательство,взаимоотношения

человека и собаки.

В. Железников

«Чучело»

Дружба, отношение к прошлому, предательство, коллектив,

семейные традиции,ответственность, сила воли, учение отстоять

свои позиции, память поколений.

Е. Габова

«Не пускайте Рыжую на

озеро»

Жестокость, одиночество,сила духа, упорство, стыд,стремление к

цели, умение добиваться цели,

профессионализм,искусство,совесть,время, которое все расставит

на свои места.

М. Шолохов

«Судьба человека»

Человечность,сострадание, подвиг, нравственный выбор,сила

духа, мужество, жизненные трудности,дети, война, нравственный

подвиг.

Д.С. Лихачев

(назвать № письма, 2 – 3

письма отработать)

«Письма о добром»

Доброта, сострадание,сочувствие (20,23,29,31,33,34,36,37,38,

42,45)терпение, любовь,общение (2-4,14), красота, культура,

12 стр., 5917 слов

Милосердие и сострадание в романе преступление и наказание

... и в произведениях Достоевского. Ярким примером тому является роман «Преступление и наказание», где протест против со-циальной и нравственной униженности личности со-пряжен с поиском силы, ... главных героинь романа, является, пожалуй, наиболее идеальным образцом самопожертвования и милосердия. Она не ... на перекресток, поклониться и покаяться в содеянном. По своей нравственной чистоте и доброте Соня не ...

забота, интеллигентность.

Использованная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/oge-podgotovka-k-sochineniyu-rassujdeniyu-klass/

1.

ФИПИ ОГЭ. Русский язык. Отличный

результат (учебная книга участника ОГЭ) под

ред. И.П. Цыбулько.- М.: «Национальное

образование»,2019

2.

С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Основной

государственный экзамен. Русский язык.

Комплекс материалов для подготовки

учащихся. Учебное пособие. М.:М.,

Интеллект – Центр,2018

|

УДАЧИ НА

ЭКЗАМЕНЕ

!