Проблема одиночества на примере произведений (Лермонтов М. Ю.)

Сочинение

Проблема одиночества на примере произведений М.Ю. Лермонтова («Тучки небесные», «Узник», «Мцыри», «Герой нашего времени»)

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова — это не до конца изведанный край, где все неповторимо. Его произведения читают вновь и вновь. Что же так привлекает людей в его произведениях? Красота стиля или зрелость мысли? Изысканность языка или мудрость идей? Наверное, все вместе.

Когда открываешь том стихотворений Лермонтова и погружаешься в мир его мятежной, пронизанной безысходностью поэзии, то почему-то представляешь его улыбающимся или спокойным. Перед тобой встает лицо с темными всезнающими глазами, наполненными тоской и одиночеством. Именно таким многие читатели представляют и лирического героя стихотворений Лермонтова.

Еще в ранних стихотворениях поэта проявляются основные мотивы его творчества: осознание своего особого пути, которое обрекает автора на разобщенность и непонятость окружающими:

Я к одиночеству привык,

Я не умел ужиться с другом…

Свое одиночество лирический герой принимает добровольно. И эта тема приобретает у Лермонтова оттенок изгнания, стремления к странствиям. Мир отвергает героя, но и герой не стремится к единению с миром:

Изгнаньем из страны родной

Хвалюсь повсюду, как свободой…

Тема изгнания является главной в стихотворении «Тучи». Образы ветра, туч, волн у поэта — символы воли, которые несомненно привлекают читателя. Лирический герой же несвободен и подавлен. Он сравнивает себя с тучками: они показаны «вечными странниками», им наскучили «нивы бесплодные», от которых они стремятся вдаль, к «милому северу». Резкий переход от сравнения к антитезе придает стихотворению динамику. Множество риторических вопросов показывают сомнения и метания лирического героя, подчеркивают его оторванность обыденных стремлений и желаний

обычных людей.

Темы одиночества и свободы часто соединяются в лирике поэта. В стихотворении «Узник» стремления героя сводятся к желанию умчаться на горячем коне «в степь, как ветер» и поцеловать «красавицу младую». Свобода становится главной ценностью и основным стремление. Но позже лирический герой произнесет: «Одинок я — нет отрады: стены голые кругом…» Здесь ярко очерчены жажда воли и невозможность прикоснуться к ней. Эта же тема, тема страстного стремления к свободе и невозможности свободно жить, развивается в лермонтовской поэме «Мцыри». С детских лет главный герой-горец, потомок вольных людей, томится в монастыре. С юношеских лет он охвачен пламенной страстью вернуться на родину, к родным, пылающую грудь

2 стр., 543 слов

Лирический герой Лермонтова (в поэзии, стихотворениях)

... Лирический герой Лермонтова Несколько интересных сочинений Детство - самая великолепная и беззаботная пора! Это время наполнено волшебством и искренней радостью, смелыми мечтами, которые без сомнения сбываются Главными героями ... видно, что на лирического героя влияет природа. Он вдохновляется её красотой и ищет у неё силы, стимул жить и бороться. Лирический герой Лермонтова — это сложный ...

  • ..Прижать с тоской к груди другой,

Хоть не знакомой, но родной…

Но прожив на воле всего три дня, Мцыри не смог найти дороги в родной аул и в предсмертном состоянии его находят в степи и возвращают в «тюрьму», где он умирает, не сожалея и не раскаиваясь. Читателя восхищает мятежный дух Мцыри, его сила и отвага (именно благодаря мужеству, он одерживает победу в жестокой схватке с барсом).

Несомненно, в наше время многим понятен порыв поэта, отвергающего общество бездушных масок:

О как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в лицо железный стих

Облитый горечью и злостью.

Образ Григория Печорина в романе «Герой нашего времени» объединил черты лирического героя стихотворений и Демона из одноименной поэмы. Молодой офицер сознательно обрекает себя на одиночество: противостоит окружающему миру. пренебрегает дружбой, играет любовью, испытывает судьбу. Портрет Печорина «составлен» из пороков поколения, современного Лермонтову. Но этот образ вызывает интерес и у читателей 21 века. Одиночество главного героя близко читателям нашего века своим творческим началом: как тонко описывает он малейшие движения души, как глубоки его размышления о добре и зле, о собственном предназначении, о смысле жизни. Как современно звучат слова Печорина о том, что в нем одновременно как будто два человека: один живет, а другой судит первого. Центральный персонаж романа — странник и ему сопутствуют романтические мотивы: море, парус, буря, горделивые кавказский пейзаж. Именно в красотах природы находит разочарованный в жизни Печорин: при виде цветущих черешен, гор, серебряной цепи снеговых вершин его охватывает какое-то отрадное чувство. И это тоже весьма понятно современному человеку, уставшему от «повседневного прогресса». Вольные, могучие, и в то же самое время лиричные пейзажи помогают ненадолго забыть о жестоком суетном мире и обрести гармонию и счастье.

В настоящее время мотивы творчества М.Ю.Лермонтова актуальны как никогда: люди в век интернет-коммуникаций еще более одиноки. Ведь спрятавшись за экраном монитора человек постепенно теряет настоящее: живое общение, настоящую дружбу, яркие эмоции и искренние чувства. В мире, состоящим из пикселей, его окружают все те же «приличьем стянутые маски». Именно тема одиночества и бегства от него, так полно описанные в творчестве Лермонтова, интересны и близки современному читателю.

3 стр., 1058 слов

Жизнь и творчество Лермонтова

... появляется имя Печорина. Автобиографические моменты романа связаны с Варенькой Лопухиной, глубокое чувство к которой всю жизнь не оставляло поэта. Известие о гибели А.Пушкина потрясло Лермонтова и на ... для лечения минеральными водами. Впечатления от этих поездок остались у Лермонтова в памяти на всю жизнь, нашли отражение в раннем творчестве. "Кавказ", (1830); "Синие горы Кавказа, ...