Методика обучения работе над сочинением в жанре эссе
Сочинение – одна из важнейших форм во всей системе работы словесника. Оно не только контролирует знания учащихся, но и предполагает обязательное расширение учебного материала, более глубокое осмысление и критический подход к нему. В сочинении должна отразиться авторская индивидуальность, так как эта форма работы требует своего отношения к теме, выражения собственных мыслей и чувств.
Любое сочинение пишется в определённом жанре. Сегодня учащиеся должны владеть умениями и навыками писать сочинения в жанре литературно-критической статьи, эссе, дневника, реклама, эпистолярный жанр.
Сочинения в жанре эссе, рекламу на книгу, дневника, речи, заставляют учащихся выражать своё отношение к автору произведения, герою, лишают их возможности превратить сочинение в пересказ учебника или компиляцию из заученных фраз.
Теория и методика обучения написанию сочинений привлекает всех, кто занимается проблемами языка и литературы, так как знание теории сочинения отражалось на качестве устных и письменных выступлений.
Эссе – прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее одну частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с нею.
Одним из этапов обучения сочинению в жанре эссе является анализ определений жанра эссе.
Особенности эссе как жанра:
- Обращение к философским, литературоведческим, эстетическим, историческим, социальным проблемам.
- Преобладание впечатлений, а не фактов.
- Субъективность и не аргументированность авторской позиции.
- Свободная форма изложения, отсутствие композиции.
- Смешение речевых пластов.
- Наличие средств художественной выразительности.
- Эмоциональность речи.
Изучение и понимание этих особенностей позволяют учащимся успешно создавать эссе и развивать свои навыки письма в этом жанре.
Сравнительно небольшой объём
Эссе — это литературный жанр, который отличается отличается компактностью и лаконичностью текста. Они обладают сравнительно небольшим объёмом, поэтому их можно легко читать и анализировать.
ЖАНР СОЧИНЕНИЯ В ШКОЛЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ (ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ)
... методике преподавания литературы, отведённое сочинению, свидетельствует о том, что современная школа видит в этом жанре возможность проверить коммуникативную компетенцию (способность создать цельный, логически связанный текст на тему), но не ... системности в подготовке к сочинению на протяжении всего обучения в школе. Конечно, сочинение не исчезло полностью из школьной практики. В среднем звене ...
Вопросы для анализа эссе
После прочтения эссе рекомендуется обратить внимание на следующие вопросы:
- Рассмотрите композицию эссе. Можно ли выделить экспозицию, завязку, кульминацию и развязку?
- Кто главный герой в эссе? Как автор его характеризует? Какие выразительные средства используются для этого?
- Приводятся ли в эссе факты? Какие именно?
- Как можно охарактеризовать язык, используемый в эссе?
Мощный толчок для воображения
Сочинения в жанре эссе дают мощный толчок работе воображения. Воображение помогает оживить образы произведения, дорисовать характеры и события, которые описаны автором. Работа с установкой на видение является одним из действенных средств развития речи учащихся. Воображение способствует появлению представления, которое является результатом работы собственной мысли ученика.
Взаимное влияние и обогащение речи и воображения происходит в процессе написания эссе. Видения, которые возникают в сознании человека, необходимо уметь выражать в чистых речевых формах.
Заключение эссе
Эссе может звучать как продолжение начатого разговора. Заканчивать эссе можно собственным впечатлением и выводом, который отражает то, чему ты научился, узнал и понял. Важно помнить, что написание эссе требует индивидуального и личностного понимания ситуации и проблемы, а также способствует развитию мыслительного процесса и аналитической способности учащихся.