Главная мысль романа Толстого «Война и мир» — одного из величайших произведений мировой литературы — вынесена в его заглавие: «мир» как национальное единство противопоставляется в нем «войне» как разрушению и разобщению. Важно, что слово «война» стоит в названии на первом месте: победа в Отечественной войне 1812 года на многие десятилетия определила судьбу не только России, но и всей Европы.
В связи с этим писатель уделяет пристальное внимание в произведении фигурам полководцев — тем людям, от поведения которых в большой степени зависел результат войны: победа или поражение. По мысли Толстого, все люди, в том числе и исторические деятели, значительны настолько, насколько они участвуют в созидательном процессе жизни, утверждают и приумножают ее гармонию и красоту. Именно с этих позиций писатель оценивает русского и французского полководцев — Наполеона и Кутузова.
Важно заметить, что в изображении этих исторических фигур писатель часто отходит от реальных фактов — ему важна не документальная достоверность, а степень нравственности, присущая той или иной личности. Так, Наполеон в романе — человек с «больной» совестью и честью. Вся его политика, опирающаяся на идеи насилия и смерти, порочна и противоестественна. Этот «европейский герой» нравственно слеп, не способен понять «ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого, для того чтобы он мог понимать их значение».
Главная ошибка Наполеона, по Толстому, заключается в его «мании величия», в постоянном самолюбовании и ложном превознесении своих заслуг: «Он воображал себе, что по его воле произошла война с Россией, и ужас совершившегося не поражал его душу».
Французский полководец уверен, что он всесилен, что ему подвластно всё и все, однако это далеко не так. Претензии Наполеона смешны, и Толстой всеми художественными средствами подчеркивает это.
Кутузов же — полная противоположность Наполеона. Этот образ в романе воплощает народную нравственность и истинное величие — «простоту, добро и правду».
Важно, что внешне Кутузов не похож на «общепринятый стандарт героя». Толстой даже преувеличивает его дряхлость, старость, физическое бессилие. Кутузов не стремится казаться лучше остальных, многие молодые офицеры смотрят на него с некоторой жалостью, иронией и даже презрением (вспомним эпизод совета в Филях).
Система образов в романе «Война и мир»
... хорошим». Первоначально роль Болконского в романе была очень скромной. ... в жизни». В душе он грезил славой Наполеона. Болконский искренне мечтал о подвиге, который был бы замечен и ... означает для него победу над собственным «я». ... и по внешнему виду и такой же, но во внутреннем мире началась его новая жизнь». И в ... и более благородным правилам жизни. В разговоре с Пьером князь объясняет свой уход на войну: ...
Однако Кутузов обладает очень ценным качеством, делающим его победителем, — он умеет «прислушиваться» к течению жизни, следовать за ним, а не пытаться навязать Богу свои законы. Именно этим объясняется его внешняя бездеятельность и нежелание форсировать ход событий.
Таким образом, главным стратегическим принципом Кутузова во время Отечественной войны 1812 года является принцип «что должно произойти, произойдет само». Именно он помогает русскому полководцу избежать ненужных человеческих жертв, сохранить жизни многим своим солдатам.
По мнению Толстого, Кутузов в полной мере наделен «народным чувством» — чувством сопричастности к жизни народа, единства со всей страной. Именно это чувство поднимает русского полководца на «высшую человеческую высоту» и делает его истинным героем.
Очень важно, что солдаты воспринимают Кутузова как «своего», «родного», «отца», за которого можно «и в огонь, и в воду». Вспомним эпизод смотра войск под австрийским Браунау. Один вид Кутузова вдохновляет войска, вселяет в них силу и уверенность: «Полк встрепенулся, как оправляющаяся птица, и замер».
Русский полководец является для своих солдат «отцом»: он искренно заботится о своих воинах, понимает, что в его руках находятся человеческие жизни: «Кутузов прошел по рядам, изредка останавливаясь и говоря по нескольку ласковых слов офицерам, которых он знал по турецкой войне, а иногда и солдатам. Поглядывая на обувь, он несколько раз грустно покачивал головой…»
Главную заслугу Кутузова-полководца писатель увидел в том, что «этот старый человек, один, в противность мнению всех, мог угадать так верно значение народного смысла события, что ни разу во всю свою деятельность не изменил ему». Именно это вовлекло Кутузова в разлад со светской чернью, «толпой», которая не поняла и не приняла взгляда русского полководца на значение войны: «Начиная с Бородинского сражения… он один говорил, что Бородинское сражение есть победа… что потеря Москвы не есть потеря России… что мира не может быть, потому что такова воля народа».
Таким образом, идеальный полководец, по Толстому, — это гуманная и нравственная личность, умеющая прислушиваться к «ходу жизни», действовать соразмерно ее законам и законам народного существования. Скромность, простота, служение своей стране, а не собственному величию — вот что отличает в романе Кутузова, которого писатель изображает как примерного полководца, получившего за свои труды достойную награду — победу в войне, освобождение родной земли от врага.