Образ поэта в лирике А. С. Пушкина
И забываю мир, и в сладкой тишине Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться, наконец, свободным проявленьем –
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
Так А.С. Пушкин писал в стихотворении “Осень” в 1833 году. Наверное, нет в русской литературе поэта, который бы столь трепетно относился к творчеству, к божественным минутам вдохновенья.
Тема
поэта и поэзии была очень значимой в творчестве А.С. Пушкина на протяжении всей его жизни. Менялись идеалы свободы, творчества, счастья, но постоянной оставалась тема поэтического призвания, назначения поэта в общественной жизни. Хотя сам образ поэта претерпел у А.С.
Пушкина определенную эволюцию.
В ранней лирике А.С. Пушкина поэт – грустный певец любви и печали, у него “тихий глас”, взор его “потухших глаз” исполнен тоски, звук свирели его прост и уныл. Этот образ поэта, созданный в духе сентиментализма, можно назвать в определенной степени условным (стихотворение “Певец”),
Далее
мы видим образ поэта-гражданина, трибуна, призванного бороться с общественными пороками (послание “Лицинию”, ода “Вольность”, стихотворение “Деревня”).
Затем для А.С. Пушкина характерна романтическая трактовка данной темы: поэт – гордый и независимый человек, который тоскует “в забавах мира”. Он чуждается людской молвы и не поклоняется “народному кумиру”, стремясь уединиться на “берегах пустынных волн” (стихотворение “Поэт”), Причастность к тайнам поэзии хранит певца в трудных обстоятельствах жизни (стихотворение “Арион”),
В 1826 году Пушкин написал стихотворение “Пророк”. В основу данного стихотворения положен рассказ библейского пророка Исайи о том, как Бог наделил его вещим даром. “Пророк” – программное произведение в творчестве Пушкина. “Стихотворение связано с традициями гражданских и философских од Ломоносова и Державина, с произведениями декабристов о поэте-пророке. Поэтическая речь автора выдержана в суровом, сдержанном, возвышенно-ораторском тоне.
Несмотря на архаический образ пророка, стихотворение обращено не в глубь веков, а в пушкинскую современность.
«Сердце в будущем живет;» (по стихотворению Пушкина «Если жизнь тебя обманет;»)
... И получить совет, найти поддержку, увидеть правильный путь. Вот и теперь, прочитав стихотворение «Если жизнь тебя обманет…», я удивляюсь и восхищаюсь одновременно: сколько великой мудрости заложено в этих нескольких ... страшно, как ты думал раньше. Я думаю, что именно это и имел в виду А. С. Пушкин, утверждая, что наше сердце живет в будущем. Поэт настраивает читателя ...
Пророк, по представлениям древних, – истолкователь воли божества. Он беспристрастно судит о настоящем и предсказывает будущее. Пророк всегда выступает защитником угнетенных. Кроме того, он должен обладать неотъемлемыми друг от друга свойствами – всеведением, всезнанием, то есть высшим знанием законов, управляющих природой и обществом, мудрым и правдивым языком, горячим сердцем, небывалой силой страстной убежденности в правоте своего дела.
В момент творческого вдохновения все суетное, мелкое, приземленное должно исчезнуть, умереть, стать прахом. Вот этот трудный процесс превращения простого смертного в грозного глашатая истины запечатлен в стихотворении.
Величаво, торжественно передает Пушкин приход высшего знания к пророку:
Моих ушей коснулся он, –
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
В этих стихах выражена необыкновенная энергия творческого познания, радость всевидящей мудрости. Человек готов к подвигу, готов нести людям свет правды: вместо “грешного” языка в уста его вложено “жало мудрыя змеи”. Здесь дано острое ощущение физической боли (“В уста замершие мои Вложил десницею кровавой”).
И наконец, человек лишается “сердца трепетного”. Через мучение, через страдание человек становится пророком”:
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
“Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей”.
Особую торжественность речи придают архаизмы и славянизмы (“перст судьбы”, “зеница”, “десница”, “виждь и внемли”), фразы-инверсии, синтаксические повторы с союзом “и”.
Продолжая традицию романтиков, Пушкин утверждает внутреннюю свободу поэта, его независимость от мнений толпы. “Поэт заявляет о своей непричастности к толпе, отказывается как-либо служить ей, он служит только искусству, богу Аполлону. Поэзия – таинство, священнодействие, “народ непосвященный” не понимает и не достоин понять ее смысла”:
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Так Пушкин писал в стихотворении “Поэт и толпа” (1828).
Сходные мотивы звучат и в стихотворении “Поэту” (1830).
В этом стихотворении автор утверждает мысль об избранности поэта, о праве его жить в соответствии со своими собственными представлениями об идеале. Пушкин сравнивает художника с царем:
Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
В данных стихотворениях очень важен мотив внутреннего стоицизма, терпения, мужества и силы духа поэта, которого “бранит” толпа. Поэт и его душа – это алтарь, посвященный Богу, и именно осознание этого поддерживает художника. Сам же процесс творчества – это “благородный подвиг”, совершаемый во имя любви.
А. С. Пушкин. Стихотворение «19 октября» («Роняет лес багряный ...
... вино, осенней стуж;и друг), аллитераций (Роняет лес багРяный свой убоР, сРебРит моРоз...), создающих картину душевного состояния лирического героя. 2- я строфа — описание состояния души поэта, подчеркивание одиночества и тщетных призывов ... Он вспомнит нас и дни соединений, Закрыв глаза дрожащею рукой... И завершает Пушкин стихотворение, как бы возвращаясь в ту точку, с которой он начал, — сидя ...
В 30-е годы тема творчества рассматривается в реалистическом плане – Пушкин называет поэзию “трудом” (стихотворение “Труд”), видит высокое и поэтическое в повседневности. Предметом творчества, по мнению поэта, должна стать обычная жизнь людей, скромная русская природа. Пушкин отстаивает свое право на реализм в стихотворении “Румяный критик мой, насмешник толстопузый”. Очень важным в данной теме является мотив памятника, творческого наследия личности.
Этот же мотив звучит в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” (1836).
Это произведение стало поэтическим завещанием поэта. “Это стихотворение восходит к традиции римского поэта Горация, автора “Я воздвиг памятник”, и Державина в русской лирике. Однако Пушкин отступил от этих образцов. Сюжет стихотворения составляет судьба поэта, осмысленная на фоне исторического движения.
Стихотворение хранит следы тяжких раздумий о жестокости века, о счастье свободы. Вместе с тем, оно полно горького предчувствия скорой гибели, веры в могущество поэтического слова, безмерной любви к России. В нем – сознание выполненного долга перед народом.
Кто же дает поэту право на бессмертие? Гений своим творчеством сам ставит при жизни “нерукотворный памятник”, потому что он – голос народа, его пророк. Уже в первой строфе Пушкин вводит народную тему – “К нему не зарастет народная тропа””. Поэзия станет достоянием всей страны:
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык.
Поэт гордится тем, что его поэзия взывала к свободе и добрым чувствам:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.
“Последняя строфа подводит итог и личному опыту Пушкина, для которого хвала, обида и клевета – временное и суетное. Он писал не ради “венца””. Строго следуя истине, муза поэта преданно служила свободе, красоте, добру и справедливости.
Таким образом, творчество Пушкина – это бескорыстное, беззаветное служение музам. Пушкин призван был быть не неукротимым исследователем действительности, а живым откровением тайны поэзии на Руси. И избранный поэтом путь оправдывался его натурой и призванием.
1
Я памятник себе воздвиг нерукотворный
... том, что на памятник великому поэту собирали всем миром буквально по копеечке. В 1875 году (по итогам проведения открытого конкурса) первая премия за проект памятника Пушкину была присуждена Александру ... следующих потомков. Тема памяти народной, тема роли поэта в обществе была интересна многим писателям и поэтам разных эпох. Постараемся сопоставить их «Памятники» и те монументы, которые воздвигли в ...
votes, average:
5.00
out of 5)