Образ души поэта в лирике М. Цветаевой

Сочинение

Стихи Марины Цветаевой любимы многими поколе­ниями читателей. Серебряный век русской поэзии немыс­лим без голоса этой поэтессы. Творческий путь она начала рано, первые стихотворения написаны в возрасте шести лет, первый сборник стихов «Вечерний альбом» — в во­семнадцать. Судьба не баловала эту женщину, и стихи ее часто проникнуты печалью и одиночеством. Но любовь к человеку и всему человеческому присуща Цветаевой на всех этапах ее творчества.

Бесконечный интерес Цветаевой к человеку, к его душе творит глубокие поэтические образы любви и со­страдания, а некоторые ее стихи — это размышления о месте и роли поэта в мире.

Человеческая душа — священная обитель духа, «не шутит брашнами» (т. е. хлебами), возвышенные чувства рождаются в душе, и главная задача человека — выпус­тить на свободу самое лучшее из своей души. Цветаева пишет: «Я одна с моей большой любовью к собственной моей душе» («Солнцем жилки налиты — не кровью…»).

И чувство одиночества без близких людей усиливается мыслью об одиночестве каждого человека и в философском смысле. Такое одиночество уже не связано с присут­ствием или отсутствием кого-либо рядом, это одиночество высшего порядка, которое рождается от невозможности поэта быть понятым. Откол индивидуальной души автора от расхожих убеждений общества как раз и вызывает го­речь сожаления, ноты которой слышны сквозь строки:

Идите же! —

Мой голос нем,

И тщетны все слова.

Я знаю, что ни перед кем

Не буду я права.

(«Идите же! — Мой голос нем…»)

Назначение поэта — искать красоту в мире и раскры­вать ее перед людьми. Но поэту уготована злая участь — как нет пророка в своем отечестве, так и красота, ко­торую поэт отыскивает своим трудом, оказывается «не­нужная семье». Озарения приходят как бы из ниоткуда: «Певцом — во сне — открыты закон звезды и формула цветка» («Стихи растут, как звезды и как розы…»).

Поэт настраивает свою душу, как инструмент, чтобы она была созвучна со всей Вселенной, мир сам принимает душу по­эта за свои таинственные кулисы, вознаграждая его та­ким способом за верность и преданность человеческому духу:

8 стр., 3867 слов

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ, КАК ПИСАТЬ СТИХИ. Памятка начинающему поэту

... и у кого потом все списали, понять невозможно… Итак, правила написания хороших стихов, по многочисленным наблюдениям автора, т.е. меня, в основе которых ... бы сразу претендуете на то, чтобы называться поэтом, причём не просто поэтом, а Поэтом; вы невообразимо поднимаете свой статус, а никто ... дураки! И если вы по наивности думали, что стихи должны проникать в душу и оставлять там след, заставлять о чём ...

В щедрое небо рванусь за последним приветом.

Прорезь зари — и ответной улыбки прорез…

— Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!

(«Знаю, умру на заре! На кото­рой из двух…» )

Однако поэту суждено быть одиноким и непонятым современниками. Настоящий художник слова осозна­ет свою направленность против злободневности, против рутины. Взгляд в будущее характерен и для Цветаевой, еще в начальном своем творчестве усматривавшей черты конфликта с действительностью и со своим временем. На­зывая свои стихи «брызгами из фонтана» и «искрами из ракет» поэтесса указывает на их ценность именно спустя года, для последующих поколений:

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!)

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

(«Моим стихам, написанным

так рано…» )

Поэзия Цветаевой — великое наследие русской лите­ратуры XX века, ценность которого с годами будет неиз­менно расти. Неповторимое обаяние ее стихов раскроет еще немало тайн перед каждой лирической душой.