Анализ 2-ой главы поэмы Маяковского «Облако в штанах» (Маяковский В. В.)

Сочинение

Содержание 1-ой главы поэмы – «крик» «Долой вашу любовь!» Во второй главе повествование логично перетекает в «крик» «Долой ваше искусство!». Трагедию любви переживает поэт, и естественно, что он стремится передать своё отношение к искусству.

Вторая часть начинается с решительного заявления героя:

Я над всем, что сделано, ставлю «nihil».

Категоричность этого суждения напоминает о бескомпромиссном нигилисте Базарове. Герой Тургенева отрицает всё: искусство, любовь, религию, общественный строй.

Герой Маяковского отрицает буржуазное искусство, вялое, вымученное, «какое-то варево» «из любвей и соловьёв». Вялость и бесцветность такого «вымороченного» искусства передаётся с помощью метафор:

И дико барахтается в тине сердца

Глупая вобла воображения.

Метафоры Маяковского всегда предметны, конкретны, вещественны, зрелищны. Здесь проявляется его талант художника, ученика училища живописи, ваяния и зодчества. «Выкипяченному» вареву «из любвей и соловьёв» противопоставлена «улица безъязыкая». Эта улица «корчится», потому что ей «нечем кричать и разговаривать». Маяковский – поэт масс, он стремится приблизить искусство к народу. «Безъязыкая улица» — это бедняки, отверженные прежним искусством. Эти люди требуют своего места в искусстве, но прежние средства выразительности бессильны перед этой задачей. Когда же улице дают слово, единственное, что она может произнести, — это фраза «Идёмте жрать!» Сопоставляя искусство и действительность, поэт выбирает второе:

Гвоздь у меня в сапоге

Кошмарней, чем фантазии у Гёте!

Лирический герой провозглашает себя вождём «униженных и оскорблённых». Герой называет себя «крикогубым Заратустрой». В этой характеристике звучит ницшеанский мотив культа «сверхчеловека»:

Я,

Златоустейший,

Чьё каждое слово

Душу новородит, Именинит тело.

Лирический герой несёт новое слово в мир, как Христос своё учение, и так же не понят толпой:

И не было ни одного,

Который

Не кричал бы:

«Распни,

Распни его!»

Свою роль в грядущей революции герой определяет словом «предтеча»:

Где глаз обрывается куцый,

Главой голодных орд,

В терновом венке революций

2 стр., 663 слов

Лирический герой ранней лирики В. В. Маяковского.

... причину людских страданий. Таков лирический герой ранней лирики Маяковского. ... долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию». Лирический герой Маяковского страдает от неразделённой любви к ... слов исступлённых вонзаю кинжал в неба распухшую мякоть… — Эти строки одного из стихотворений Маяковского 1913 года передают настроение большинства ранних произведений поэта, ...

Грядёт шестнадцатый год.

А я у вас предтеча!

Я – где боль, везде;

На каждой капле слёзовой течи

Распял себя на кресте.

В конце главы лирический герой выступает в роли «спасителя», он готов пожертвовать собой ради счастья народных масс:

Вам я

Душу выточу,

Растопчу,

Чтоб большая!

И окровавленную дам, как знамя.

Образ души материализуется у Маяковского с помощью метафоры и сравнения.

Итак, лирический герой поэмы отрицает прежнее искусство, потому что оно служило лишь избранным и было далеко от жизни. Он стремится создать новое искусство – искусство масс, готов служить народу и жертвовать собой ради революции, несущей людям благо. Вторая глава проникнута евангельскими мотивами. Христос – спаситель, он принёс людям новое учение, которое они не сразу приняли. Лирический герой несёт в массы новое искусство, встречая непонимание. Он прощает обидчикам, ибо они «не ведают, что творят». Люди ему «всего дороже и ближе».