Беседы с выпускниками о сочинении по литературе в декабре.
Беседа № 4.
Направление «Разговор с собой».
Первые размышления.
«Разговор с собой».
комментарий
Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана:
Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься:
самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике. |
Четвёртое направление
Человеку свойственно задумываться о смысле жизни, о своём предназначении на земле. Каждый из нас пытается понять самого себя, оценить поступки, слова.
Мы часто сравниваем себя с другими, сопоставляем с ними. На одних нам хочется быть похожими, другие вызывают массу негативных эмоций, в результате появляется стремление сделать всё, чтобы не быть такими.
Конечно, нужно прожить достойно. Вспоминаются слова героя романа «Как закалялась сталь» Н. Островского – Павла Корчагина, который говорил:
«Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое …»
В классической литературе много примеров размышлений героев о себе, о своём пути.
Список рекомендуемой литературы по теме «Разговор с собой».
- М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (Печорин прекрасно осознаёт свои недостатки, очень критичен по отношению к себе, но не хочет признаться даже самому , что не только общество виновато в том, что он «эгоист поневоле»; человек может измениться, если он этого захочет, Печорин же всем вокруг приносит только боль и разочарование, да и сам он не удовлетворён своей жизнью.)
- Л.Н. Толстой. «Война и мир». (В романе главные герои ищут себя, стремятся понять, что им важно в жизни. Здесь много примеров: и пути исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова, и стремление Наташи Ростовой быть любимой, её ошибки; и жизненная позиция Платона Каратаева – «непротивление злу насилием».)
- Ф.М. Достоевский . «Преступление и наказание». (Р. Раскольников тоже хочет понять, кто он – «тварь дрожащая или право имеет»; трудный путь проходит он до осознания ошибочности и чудовищности своей теории, путь от преступления до духовного возрождения через любовь Сони Мармеладовой).
- А.П. Чехов. «Вишнёвый сад». (Своё место в жизни ищут все герои пьесы. Однако хозяева сада живут прошлым, Лопахин уверен в своём могуществе, в том, что он добился своей цели, и лишь молодое поколение хочет прожить жизнь с пользой, посадить свой «вишнёвый сад»).
- Человек должен двигаться вперёд, самосовершенствоваться, меняться. Остановка — душевная смерть. Так произошло с героем И. Гончарова «Обломов». Илья Ильич не имеет цели в жизни, не может и не хочет ничего менять. И никакие попытки Штольца и Ольги Ильинской не помогают, ведь герой сам пассивен.
- Иным показан герой романа И. Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров активен, чётко знает, чего он хочет: занимается врачебной деятельностью, продолжает изучать науки. Он уверен, что «человек сам себя воспитывать должен». В романе показан и внутренний разлад героя, который косвенно и привёл его к смерти.
- О «работе совести» есть прекрасная сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». Если вы, ребята, не читали её, обязательно прочитайте. Здесь автор в аллегорической форме показывает, как трудно совести жить на свете, как её ото всюду гонят, ведь она приносит столько бед. Но есть надежда, что всё изменится, так как совесть поселилась в душе ребёнка. Растёр дитя – растёт и совесть. Да, жить нужно только в ладу с совестью.
«Разговор с собой»
Таковы первые мои размышления по четвёртому направлению.
Советы и рекомендации.
- Для аргументов вспоминайте произведения по школьной программе, так как в памяти остались уроки по ним, беседы, рассуждения, дискуссии; вы писали сочинения по данным произведениям, так что вам будет легче вспомнить их.
- Старайтесь готовиться по произведениям, которые могут подойти для аргументов почти по каждому направлению . Вы ведь не знаете, какие будут темы. Может, вы готовились конкретно по первому направлению (чего вообще нельзя делать категорически, всегда имейте в виду все пять направлений) и вдруг увидели, что тема по второму или третьему намного интереснее. Так что пока ваша задача – выбрать произведения и вспоминать их.
- И снова заканчиваю словами: вспоминайте произведения, кратко записывайте главное (проблемы, основные черты героев и т.д.), готовьтесь к сочинению.
Мельникова Вера Александровна.