Сочинение-допускИтоговое сочинение (изложение) — условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования. Следовательно, написание сочинения является обязательным для выпускников школ. Сроки проведения итогового сочинения изложения в 2016-2017 учебном году Основной день — Резервный день —
Информация с сайта Федерального института педагогических измерений.Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году. Изложение вправе писать следующие категории лиц:
Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы. Что касается дат проведения, школьники будут писать итоговое сочинение (изложение) в первую среду декабря, при получении «незачета» у них будет возможность переписать работу в первую среду февраля и рабочую среду мая. Время написания – 3 часа 55 минут. Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления). При составлении тем сочинений осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Важно отметить литературоцентричность итогового сочинения, обусловленную традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д. Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность. Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне. Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения)К проверке допускаются только те работы, которые соответствуют установленным 2 требованиям: Требование № 1. «Объем итогового сочинения (изложения)» Если в сочинении менее 250 слов, а в изложении менее 150 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются экспертами в соответствии с пяти критериями оценивания). Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» Итоговое сочинение (изложение) выполняется самостоятельно. Итоговое сочинение — не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать собственный текст участника. Итоговое изложение — не допускается списывание изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и др.). Если сочинение (изложение) признано экспертом несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются экспертами в соответствии с пяти критериями оценивания). Эксперты комиссии образовательной организации перед осуществлением проверки итогового сочинения (изложения) по пяти критериям оценивания, разработка которых организуется Рособрнадзором, проверяют соблюдение участниками итогового сочинения (изложения) требований «Объем сочинения (изложения)» и «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)». И только после проверки соблюдения установленных требований эксперты приступают к проверке сочинения (изложения) по пяти критериями оценивания или, не приступая к проверке итогового сочинения (изложения) по пяти критериями оценивания, выставляют «незачет» за всю работу в целом в случае несоблюдения хотя бы одного из установленных требований. В правилах это изменение прописано на страницах 5-6. Соответственно заполняются поля в ведомости проверки и бланках регистрации. Особенности формулировок тем итогового сочинения 2016/17 учебного годаИтоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал. Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года (протокол от 05.07.2016 г.):
Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации. В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).
Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах. 1. «Разум и чувство» . Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума. 2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности. 3. «Победа и поражение» . Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях. 4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических. 5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду. При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ — 2015-16 гСеминар 27.11.2015 г. В. А. Терешина Материалы на странице кафедры филологического образования сайта ЛОИРО: Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе. ISBN: 978-5-9966-0798-3 Автор: А.Г. Нарушевич, И.С. Нарушевич; под ред. Н.А. Сениной Год: 2015 Кол-во страниц: 112 Учебно-методическое пособие предназначено для тех, кто хочет успешно подготовиться к написанию итогового сочинения в 11-м классе. Книга написана с учётом тематических направлений итогового сочинения в выпускных классах на 2015-2016 учебный год , а также требований к структуре, содержанию и оцениванию итоговой работы. Авторами разработана система разнообразных творческих заданий, которые можно выполнять непосредственно в книге. Таким образом, формат пособия позволяет использовать его как тренировочную тетрадь. Книга адресована учителям и выпускникам школ, однако по ней можно готовиться к написанию сочинений и в 9-х-10-х классах.
15.09.2015 Секция учителей русского языка и литературы «О новых нормативных документах ФИПИ по итоговой аттестации и продукции издательства «Легион»», Наталья Аркадьевна Сенина 21.10.2015 Итоговое сочинение по литературе в 2015 году: накапливаем опыт работы (для учителей и учащихся), Андрей Георгиевич Нарушевич 28.10.2015 Итоговое сочинение по литературе в 2015 году: накапливаем опыт работы (для учителей и учащихся), Андрей Георгиевич Нарушевич Из опыта работы по подготовке к сочинению На представлены примеры сочинений и рекомендации, разработанные учителями для своих учеников. Если по ссылкам на основной странице перейти не получается, воспользуйтесь ссылками слева в окне «Рекомендации».
Пособия, разработанные сотрудниками академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ()
Обернихина Г.А. Сочинение на литературную тему. М.Аркти,1998. Обернихина Г.А. Как писать сочинение. М .,1989. Развитие коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения изложениям. Пособие для слушателей курсов системы повышения квалификации. М.,2010 Обернихина Г.А. Литературные места России и зарубежья. Сборник диктантов и изложений. М.Русское слово.2008.
Развитие устной и письменной речи учащихся. Стилистика. Риторика. Программа повышения квалификации. -М., 2005 Обернихина Г.А.,Вольнова И.Л. Учимся писать сочинение-описание о природе . В рабочей тетради .5-8 классы. «Как написать сочинение».Санкт-Петербург. Филиал издательства «Просвещение».2004 с.16-31.
Обернихина Г.А. Учимся писать сочинение – повествование. В рабочей тетради 5-8 классы «Как написать сочинение».Санкт-Петербург. Филиал издательства «Просвещение».2004 с.31-44 Емельянова Т.В. Учимся писать сочинение в жанре отзыва. В рабочей тетради «Как написать сочинение» 5-8 классы. Санкт-Петербург. Филиал издательства «Просвещение».2004 с.71-92. Емельянова Т.В. Учимся писать сочинение в жанре рецензии. В рабочей тетради 9 класс «Как написать сочинение»9 класс. Санкт-Петербург. Филиал издательства «Просвещение».2004 с.51-84. Карнаух Н.Л Учимся писать сочинение в жанре эссе. В рабочей тетради 9 класс «Как написать сочинение» 9 класс. Санкт-Петербург. Филиал издательства «Просвещение». 2004 с.19-51.
Обернихина Г.А. (рук.), Карнаух Н.Л., Мацыяка Е.В., Поремузова О.Е. Обучение написанию сочинений разных жанров. |