Зачем и как его писать?

Сочинение

Что такое сочинение в «школьном» контексте? Это речевое упражнение, смысл которого в том, чтобы изложить в определённой последовательности мысли на заданную тему. В нашей школьной традиции сочинение воспринимается, однако, прежде всего как средство контроля (сочинение по итогам изучения темы по литературе, годовое сочинение, выпускное…).

Традиционно и то, что писать сочинения школьники не любят, не умеют и не хотят. Не буду о причинах, скажу только, что сочинение – очень полезное упражнение, которое развивает письменную речь, орфографическую и пунктуационную грамотность. Однако только при условии, что ему правильно и вовремя учат.

Начиная обучать сочинению, полезно сначала объяснить, что это такое и зачем нужно учиться его писать. Это можно сделать уже в 3-м классе. Что следует объяснить?

1. В слове сочинение корень -чин- и приставка со-. В словаре С. И. Ожегова находим слово чин, одно из значений которого — порядок, обряд (даётся с пометами книж., устар.).

Сочинение — это СОединение и расположение в определённом ПОРЯДКЕ собственных мыслей на какую-то тему.

2. Сочинение — это речевое упражнение, одно из многих. С другими речевыми упражнениями — свободным диктантом, изложением — дети уже знакомы, их смысл понятен. Сочинение — тоже очень полезное упражнение, потому что люди общаются не только устно, но и письменно, и свои мысли нужно уметь формулировать и располагать последовательно.

КАК УЧИТЬ СОЧИНЕНИЮ? С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Лучше начинать с так называемых свободных тем, когда ребёнку предлагается рассказать о нём самом. В этом случае он будет наверняка знать, О ЧЁМ писать, и сможет сосредоточиться на том, КАК это делать.

Посмотрим на примере. Предположим, ребёнку нужно написать сочинение на одну из тем:

Мои летние приключения.

Как я путешествовал этим летом.

Самый счастливый день моих летних каникул.

АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ

Все этапы ребёнок проходит вместе со взрослым. Взрослый помогает, участвует в обсуждении, но, конечно, не пишет за ребёнка.

1. Внимательно прочитаем темы, подчеркнём в каждой ключевые слова. Мои летние приключения. Как я путешествовал этим летом. Самый счастливый день моих летних каникул.

2. Чтобы понять, о чём нужно писать, переведём каждую тему в вопрос: какие приключения были у меня этим летом? Куда я совершил путешествие и как оно прошло? Почему этот день летних каникул был самым счастливым? Теперь можно выбрать тему сочинения. Предположим, ребёнок выбрал первую.

20 стр., 9639 слов

Сочинения про лето: как провел и любимое время года

... тем, что в них обязательно есть фигурки, наделяющие людей какими-то определенными сверхспособностями. Например, внушение другим людям своей воли и др. Книгу я прочитала на ... я буду скучать по своей деревне. Читайте также всех времен. Сочинение Как я ... впечатление серьезных животных. Летом их переселяют в ... я прятался на большой каменной печи, или рассматривал книги, либо “бил баклуши”, как любила ...

3. Сформулируем главную мысль будущего сочинения, ту, ради которой мы его пишем, которой хотим поделиться с читателем. Очень важно сделать это В САМАМ НАЧАЛЕ, чтобы понимать не только о чём писать, но и ради чего. Например, так: Это лето я запомню надолго, потому что впервые был в походе, многому научился, наблюдал за лесными обитателями и узнал о лесах то, чего не знал раньше. Эту главную мысль нужно обязательно записать на черновике. У нас готово заключение — то, чем мы закончим сочинение.

4. Теперь нужно составить на черновике рабочий план. Для этого нужно записать сначала В ПРОИЗВОЛЬНОМ ПОРЯДКЕ всё то, о чём ребёнок хочет рассказать, то есть зафиксировать мысли по мере их появления. А потом нужно подумать, в каком порядке лучше про всё это рассказать, и пронумеровать свои записи. Получится рабочий план. Его нужно дополнить вступлением и заключением. Если план записать последовательно, может получиться, например, так:

I. Вступление. Этим летом у меня было много приключений.

II. Основная часть. Мои приключения.

1. Первый раз в походе.

2. Учусь ловить рыбу.

3. Весёлая белка.

III. Заключение. Почему это лето я запомню надолго?

5. Начинаем писать сочинение на черновике, но НЕ С ВСТУПЛЕНИЯ, а с основной части. Вступление будем писать потом, когда будет готов весь текст. Пишем основную часть, нам помогает план: рассказываем про поход, про рыбную ловлю и про белку, как за ней наблюдали, что узнали. Помним всё время про нашу главную мысль: рассказать про то, чему научился и что увидел и узнал в походе. Помним о читателях: им должно быть интересно читать это сочинение! Когда основная часть готова, читаем её и затем перечитываем главную мысль (она же заключение), чтобы понять, действительно ли это заключение вытекает из содержания сочинения. При необходимости что-то корректируем. У нас готова основная часть и заключение.

6. Пишем вступление. Например: летом было много приключений, потому что впервые ходил в поход и там произошло много интересных событий, вот о них и расскажу).

7. Переписываем сочинение на чистовик, проверяем.

Должна сказать, что это универсальный алгоритм: он подходит для написания сочинений и в начальной школе, и в старших классах, и вообще для создания письменного текста в любом жанре — от личного письма до научной статьи. Проверено многократно!

Запись вебинара доктора пед. наук Е. В. Бунеевой «Как научить ребёнка писать сочинение»:

Авторский онлайн-курс «Учимся писать сочинение»:

© Е. В. Бунеева, 2018