Рабочая программа по родной русской литературе для 6 класса

Сочинение

1.

Книга как духовное завещание одного поколения другому.

1

Прочитать сказку Н. Д. Телешова «Белая цапля».

2.

Н. Д. Телешов. Сказка «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим. Нравственные проблемы, поставленные в сказке.

1

Н аписать сочинение-миниатюру на тему «Нравственные

уроки сказки Н.Д. Телешова «Белая цапля»».

Из литературы 19 века (3 часа)

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/nravstvennyie-uroki-povesti-vronskogo-yurevskaya-prorub/

3.

А. С. Пушкин «Выстрел». Мотивы поступков героев повести. Чувство мести, милосердие, благородство.

1

Характеристика героев повести.

4.

Н. Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»).

Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Предательство и муки совести. Преодоление собственных слабостей.

1

Подготовить пересказ одной из глав по выбору; характеристика героя.

5.

И. С. Никитин «Русь. Поэтический образ родины. М. Ю. Лермонтов «Москва! Москва! Люблю тебя, как сын…» (из поэмы «Сашка»).

Автор и его отношение к родине.

1

Подготовить выразительное чтение стихотворений.

Из литературы 20 века (11 часов)

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/nravstvennyie-uroki-povesti-vronskogo-yurevskaya-prorub/

6.

Ю. Вронский «Юрьевская прорубь». Формирование характера подростка. Что такое настоящая дружба. Образ средневекового города. анализ главы «Бунт Мартина». Нравственные уроки повести.

1

Подготовить пересказ понравившегося эпизода повести.

7.

Софья Радзиевская «Болотные робинзоны» (главы «Где искать спасения?», «На Андрюшкин остров», «Война вокруг нас кружит…». Война и дети. Смелость, мужество героев, глубокая вера в человека, в его лучшие душевные качества.

1

Подготовить пересказ одной из глав по выбору.

8.

А. П. Гайдар «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношения взрослых и детей, тимуровское движение.

1

Характеристика героев повести.

9.

Р/Р Сочинение «Нужны ли сейчас тимуровцы?»

1

Закончить работу над сочинением.

10.

Стихи о прекрасном и неведомом. А. А. Блок «Ты помнишь? В нашей бухте сонной…», Н. Гумилев «Жираф».

12 стр., 5911 слов

Нравственные уроки в повести «Собачье сердце. : Нравственные ...

... по повести «Собачье сердце». Эпиграф: Нравственность – есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Высший капитал нации – нравственные качества народа. Слова: Нравственность Гуманизм Сострадание, Человеколюбие Ход урока: ... а) реферат «Библейские главы и их роль в решении философско-эстетических проблем романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»; б) сочинение "Письмо прокуратору Иудеи ...

1

Выучить наизусть стихотворение А. Блока.

11.

Стихи о прекрасном и неведомом. Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему-то в детстве…»

1

Выучить наизусть одно из стихотворений по выбору.

12.

А. Г. Алексин «Самый счастливый день». Смысл названия рассказа. Необходимость бережного отношения к близким.

1

Ответить на вопрос «Почему семья нужна человеку?»

13.

А. В. Масс «Сказка о черноокой принцессе». Проблематика рассказа.

1

Подготовить пересказ понравившегося отрывка.

14.

Р/Р Сочинение «Моя подруга/друг».

1

Закончить работу над сочинением.

15.

Ю. Кузнецова «Помощница ангела». Духовно-нравственная проблематика рассказа. Позиция автора. Взаимопонимание между детьми и родителями.

1

Дочитать повесть.

16.

Р/Р Сочинение «Нравственные уроки произведений современной литературы».

1

Закончить работу над сочинением.

7. Критерии оценивания:, Нормы оценок по предмету «Родная (русская) литература», Оценка устных ответов учащихся

При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.

Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

64 стр., 31765 слов

Чтение художественных произведений в начальной школе

... произведения написаны литературным языком, точным, образным, эмоциональным, согретым лиризмом, наиболее соответствующим особенностям детского восприятия. [8; с.9]. На примерах простых, доступных рассказов дети учатся понимать содержание произведения, ... чтения художественных произведений в начальной школе. Художественная литература – одно из важнейших средств ... работе над художественным произведением. ...

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка сочинений учащихся

Сочинения — основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

  • разнообразие словарного и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:

Оценка «5» ставится, если:

1) содержание работы полностью соответствует теме;

2) фактические ошибки отсутствуют;

3) содержание излагается последовательно;

4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;

5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4» ставится, если:

I ) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);

2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;

3) имеются незначительные нарушения последовательности в

4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.

Оценка «3» ставится, если:

1) в работе допущены существенные отклонения от темы;

3 стр., 1361 слов

Конспект по русскому языку 2 класс. Тема «Работа над речевыми ...

... самопроверке и самостоятельному редактированию. На этих уроках учащиеся постепенно приучаются исправлять, улучшать составленный ими связный текст – сочинение или изложение. Тема. «Работа над речевыми ошибками и недочетами содержания сочинений». Цели. Обучать самопроверке и ...

2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;

4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;

5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.

Оценка «2» ставится, если:

1) работа не соответствует теме;

2) допущено много фактических неточностей;

3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;

4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;

5) нарушено стилевое единство текста.

В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок.

8. Учебно-методическое обеспечение

– Библиотека классической русской литературы

Методические пособия для учителя

1. Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2016. – 132 с.

2. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2019.

3. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2018. – 224 с. – (Домашний репетитор).

4. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2016. – 96 с. – (Школьный словарик).

5. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.: МККК, 2016.-160 с.

Портреты писателей

Портреты писателей 19-20 веков