1.
Книга как духовное завещание одного поколения другому.
1
Прочитать сказку Н. Д. Телешова «Белая цапля».
2.
Н. Д. Телешов. Сказка «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим. Нравственные проблемы, поставленные в сказке.
1
Н аписать сочинение-миниатюру на тему «Нравственные
уроки сказки Н.Д. Телешова «Белая цапля»».
Из литературы 19 века (3 часа)
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/nravstvennyie-uroki-povesti-vronskogo-yurevskaya-prorub/
3.
А. С. Пушкин «Выстрел». Мотивы поступков героев повести. Чувство мести, милосердие, благородство.
1
Характеристика героев повести.
4.
Н. Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»).
Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Предательство и муки совести. Преодоление собственных слабостей.
1
Подготовить пересказ одной из глав по выбору; характеристика героя.
5.
И. С. Никитин «Русь. Поэтический образ родины. М. Ю. Лермонтов «Москва! Москва! Люблю тебя, как сын…» (из поэмы «Сашка»).
Автор и его отношение к родине.
1
Подготовить выразительное чтение стихотворений.
Из литературы 20 века (11 часов)
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/nravstvennyie-uroki-povesti-vronskogo-yurevskaya-prorub/
6.
Ю. Вронский «Юрьевская прорубь». Формирование характера подростка. Что такое настоящая дружба. Образ средневекового города. анализ главы «Бунт Мартина». Нравственные уроки повести.
1
Подготовить пересказ понравившегося эпизода повести.
7.
Софья Радзиевская «Болотные робинзоны» (главы «Где искать спасения?», «На Андрюшкин остров», «Война вокруг нас кружит…». Война и дети. Смелость, мужество героев, глубокая вера в человека, в его лучшие душевные качества.
1
Подготовить пересказ одной из глав по выбору.
8.
А. П. Гайдар «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношения взрослых и детей, тимуровское движение.
1
Характеристика героев повести.
9.
Р/Р Сочинение «Нужны ли сейчас тимуровцы?»
1
Закончить работу над сочинением.
10.
Стихи о прекрасном и неведомом. А. А. Блок «Ты помнишь? В нашей бухте сонной…», Н. Гумилев «Жираф».
Нравственные уроки в повести «Собачье сердце. : Нравственные ...
... по повести «Собачье сердце». Эпиграф: Нравственность – есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Высший капитал нации – нравственные качества народа. Слова: Нравственность Гуманизм Сострадание, Человеколюбие Ход урока: ... а) реферат «Библейские главы и их роль в решении философско-эстетических проблем романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»; б) сочинение "Письмо прокуратору Иудеи ...
1
Выучить наизусть стихотворение А. Блока.
11.
Стихи о прекрасном и неведомом. Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему-то в детстве…»
1
Выучить наизусть одно из стихотворений по выбору.
12.
А. Г. Алексин «Самый счастливый день». Смысл названия рассказа. Необходимость бережного отношения к близким.
1
Ответить на вопрос «Почему семья нужна человеку?»
13.
А. В. Масс «Сказка о черноокой принцессе». Проблематика рассказа.
1
Подготовить пересказ понравившегося отрывка.
14.
Р/Р Сочинение «Моя подруга/друг».
1
Закончить работу над сочинением.
15.
Ю. Кузнецова «Помощница ангела». Духовно-нравственная проблематика рассказа. Позиция автора. Взаимопонимание между детьми и родителями.
1
Дочитать повесть.
16.
Р/Р Сочинение «Нравственные уроки произведений современной литературы».
1
Закончить работу над сочинением.
7. Критерии оценивания:, Нормы оценок по предмету «Родная (русская) литература», Оценка устных ответов учащихся
При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.
Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Чтение художественных произведений в начальной школе
... произведения написаны литературным языком, точным, образным, эмоциональным, согретым лиризмом, наиболее соответствующим особенностям детского восприятия. [8; с.9]. На примерах простых, доступных рассказов дети учатся понимать содержание произведения, ... чтения художественных произведений в начальной школе. Художественная литература – одно из важнейших средств ... работе над художественным произведением. ...
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинений учащихся
Сочинения — основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
-
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
-
полнота раскрытия темы;
-
правильность фактического материала;
-
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
-
разнообразие словарного и грамматического строя речи;
-
стилевое единство и выразительность речи;
-
число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
Оценка «5» ставится, если:
1) содержание работы полностью соответствует теме;
2) фактические ошибки отсутствуют;
3) содержание излагается последовательно;
4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;
5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4» ставится, если:
I ) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);
2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
3) имеются незначительные нарушения последовательности в
4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.
Оценка «3» ставится, если:
1) в работе допущены существенные отклонения от темы;
Конспект по русскому языку 2 класс. Тема «Работа над речевыми ...
... самопроверке и самостоятельному редактированию. На этих уроках учащиеся постепенно приучаются исправлять, улучшать составленный ими связный текст – сочинение или изложение. Тема. «Работа над речевыми ошибками и недочетами содержания сочинений». Цели. Обучать самопроверке и ...
2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;
4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.
Оценка «2» ставится, если:
1) работа не соответствует теме;
2) допущено много фактических неточностей;
3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;
4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;
5) нарушено стилевое единство текста.
В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок.
8. Учебно-методическое обеспечение
– Библиотека классической русской литературы
Методические пособия для учителя
1. Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2016. – 132 с.
2. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2019.
3. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2018. – 224 с. – (Домашний репетитор).
4. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2016. – 96 с. – (Школьный словарик).
5. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.: МККК, 2016.-160 с.
Портреты писателей
Портреты писателей 19-20 веков