Образец сочинения по тексту В.Солоухина

Сочинение

Обратимся к тексту В.Солоухина из ОБЗ о паводке. К слову, этот текст наделал немало шума в 2015 году, когда многие выпускники, писавшие по нему сочинение, получили 0 баллов по критериям К4 — К1, так как рассуждали не о материнском самопожертвовании, как того ожидали эксперты, а о войне как самом страшном бедствии. Будьте внимательны при формулировке проблемы: пишите именно о той, которая в центре внимания автора, а не о той, которой он касается вскользь.

(1)Каждый день перепрыскивали дожди. (2)В конце концов земля так напиталась водой, что не брала в себя больше ни капли влаги. (3)Вот почему, когда образовалась в небе широкая, тёмная прореха и оттуда хлынула обильная, по-летнему тёплая вода, наша тихая мирная речка сразу начала вздуваться и пухнуть. (4)По каждому оврагу, по каждой канаве наперегонки, перепрыгивая через корни деревьев, через камни, мчались ручьи, словно у них была единственная задача – как можно быстрее домчаться до речки и принять посильное участие в её разгуле.

(5)Я пошёл вдоль по берегу, не думая ни о чём, любуясь воистину необыкновенным зрелищем. (6)Никогда, при самом дружном таянии самых глубоких снегов, не было на нашей реке такого разлива, такого водополья, как теперь. (7)Высокие ольховые кусты теперь выглядывали из воды одними макушками.

(8)До моего слуха стал доноситься однообразный слабенький писк, настолько слабенький, что сначала я хоть и слышал его, но как-то не обращал внимания, как-то он не мог «допищаться» до меня. (9)Может быть, спутывался сначала с писком и щебетанием птиц, а потом уж и выделился, чтобы завладеть вниманием.

(10)Сделав несколько шагов по берегу, я прислушался ещё раз и тут увидел у носка моего самому мне показавшегося огромным резинового сапога крохотную ямочку, оставленную некогда коровьим копытом.

(11)В ямке, сбившись в клубочек, барахтались крохотные существа, беспомощные, как все детёныши.

(12)Детёныши были величиной со взрослых мышей или, лучше сказать, с кротов, потому что больше походили на них окраской своих мокреньких шубок. (13)Их копошилось штук шесть, причём каждый старался занять верх, так что они вслепую всё время перемешивались клубочком, попирая и топча наиболее слабеньких.

21 стр., 10004 слов

По В. Ганичеву. На берегу реки Мокши сидел старый человек в морском ...

... в литературе? | Сочинение | Читайте также: (1)На берегу реки Мокши сидел старый человек в морском мундире. (2)Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек ... государственным преступлениям. Но это не останавливает Зубра. В Германии он спасал бежавших из плена, теперь учёный спасает молодежь от плена духовного. ...

(14)Мне захотелось узнать, чьи это детёныши, и я стал оглядываться. (15)Из-за верхушки ольхи, судорожно, непрерывно загребая лапками, чтобы удержаться на одном месте (течение сносило её), глядела на меня своими чёрными бусинками выхухоль. (16)Встретившись со мной глазами, она быстро, испуганно поплыла в сторону, но невидимая связь с коровьим копытцем держала её, как на нитке. (17)Поэтому поплыла выхухоль не вдаль, а по кругу. (18)Она вернулась к ольховому кусту и снова стала глядеть на меня, без устали гребя на одном месте.

(19)Выхухоль держалась на воде метрах в двух от меня, что невероятно для этого крайне осторожного, крайне пугливого зверька. (20)Это был героизм, это было самопожертвование матери, но иначе не могло и быть: ведь детёныши кричали так тревожно и так призывно!

(21)Я наконец ушёл, чтобы не мешать матери делать своё извечное дело – спасать своих детей. (22)Поддавшись невольной сентиментальности, я думал о том, что у меня тоже есть дети. (23)Я старался вообразить бедствие, которое по масштабу, по неожиданности, по разгулу и ужасу было бы для нас как этот паводок для бедной семьи зверушек, когда пришлось бы точно так же тащить детей в одно, в другое, в третье место, а они гибли бы в пути от холода и от борьбы за существование, и кричали бы, и звали бы меня, а я не имел бы возможности к ним приблизиться.

(24)Перебрав всё, что подсказывало воображение, я остановился на самом страшном человеческом бедствии. (25)Название ему – война.

(26)Дождь усиливался с минуты на минуту, он больно сёк меня по лицу и рукам. (27)На землю спустилась чёрная, ненастная ночь. (28)В реке по-прежнему прибывала вода.

(29)В небе, выше дождя, превыше ночной темноты, так, что едва доносился звук, неизвестно куда и неизвестно откуда летели птицы, созданные из огня и металла.

(30)Если бы они и могли теперь взглянуть со своей высоты на землю и на меня, идущего по ней, то я им показался бы куда мельче, куда микроскопичнее, чем полчаса назад казались мне слепые, озябшие детёныши выхухоли, лежащие на самом краю земли и стихии.

(По В.А. Солоухину)

А теперь попробуем написать по нему сочинение, пользуясь предложенным планом.

1 абзац: проблема

В чём проявляется любовь матери к своим детям? На что готова она, если детям угрожает опасность? Именно над этими вопросами размышляет автор в предложенном для анализа тексте.

2 абзац: комментарий

(первый пример из текста)

32 стр., 15645 слов

Выпускная работа «Устное народное творчество как средство ...

... значение устного народного творчества в развитии речи у детей младшего дошкольного возраста. Методы исследования:, База исследования Выпускная квалификационная работа изложена ... труде человека. Фольклор - важное средство формирования личности ребенка и развития речи. Фольклор влияет на формирование ... природа и специфика самого процесса развития, не выясняется, как внешние условия входят в этот ...

3 абзац: позиция автора

Автор искренне восхищается поведением обычно осторожного и пугливого зверька: «Это был героизм, это было самопожертвование матери, но иначе и не могло быть: ведь детёныши кричали так тревожно и так призывно!»

4 абзац: согласие + тезис

С позицией автора трудно не согласиться. Действительно, мать становится бесстрашной, если её детям грозит беда. В такие минуты материнский инстинкт заставляет её забыть о своей безопасности, и это не может не вызывать восхищения.

5 абзац: литературный аргумент

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/no-uj-potom-mne-prihodilos-kajdyiy-den-ne-davaya-sebe/

Для родителей всегда на первом месте будет безопасность детей. Чтобы убедиться в этом, вспомним произведение И.С.Тургенева «Воробей», в котором птица ринулась спасать своего выпавшего из гнезда воробьишку от собаки. Хотя собака казалась воробью громадным чудовищем, он не смог усидеть на высокой безопасной ветке: сила родительской любви сбросила его оттуда.

6 абзац: аргумент из жизненного опыта

А сколько историй связано с животными, которые рискуя собственной жизнью, а иногда и жертвуя ей, спасали своих детёнышей из огня. Знаменитая кошка Скарлетт прославилась на весь мир, после того как вынесла из охваченного пожаром гаража пятерых новорождённых котят. У неё уже были обожжены лапы и морда, повреждены глаза, но животное раз за разом возвращалось в объятое пламенем помещение, чтобы спасти всех малышей.

7 абзац: заключение

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что материнская любовь не знает преград. Она сильнее страха смерти. Ведь, если детям угрожает опасность, мать готова пожертвовать всем, что у неё есть, даже собственной жизнью.