НЕТРАДИЦИОННЫЕ ЖАНРЫ СОЧИНЕНИЯ
инновационные формы и виды сочинений и творческих письменных работ
« Эссе – это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные «. Данный жанр стал популярным в последние годы. Создателем жанра эссе считается М. Монтень («Опыты», 1580 г.).
Некоторые признаки эссе:
наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе.
эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.
в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора – его мировоззрение, мысли и чувства.
Эссе (фр. “еssai” – попытка, проба, очерк) – это жанр сочинения. Это размышление по поводу когда-то нами услышанного, прочитанного или пережитого. Алгоритм эссе – пять-шесть абзацев, где 1 абзац – вступление, 2 абзац – проблема, 3 абзац – описание проблемы, 4 абзац – отношение автора, 5 абзац – свое отношение, опираясь на литературный и жизненный опыт, можно брать газеты, даже ТВ, 6 абзац – заключение. Сочинение-эссе – это не менее 150 слов.
Специфика жанра эссе
1. Заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого.
Каково отношение автора «Слова о полку Игореве» к главному герою повествования
И, наконец, неравнодушное отношение автора к главному герою своего повествования говорит о том, что он, вероятно, был одним из его сподвижников. Каково же отношение автора «Слова» к князю Игорю? Какие особенности текста ... И все же положительная оценка личности князя Игоря у автора преобладает. И это подчеркивается финалом произведения, в котором князю удается, рискуя жизнью, совершить смелый побег ...
2. Свободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, а основную мысль эссе следует искать в «пестром кружеве» размышлений автора. В этом случае затронутая проблема будет рассмотрена с разных сторон.
3. Если в сочинении на литературную тему должно преобладать рациональное сочетание анализа художественного произведения с собственными рассуждениями, то в эссе — ярко выражена авторская позиция.
4. Если в традиционном сочинении приветствуются индивидуальные особенности стиля и языка автора сочинений, то в эссе индивидуальные авторский стиль — требование жанра.
проповедь, статья, дневник, рассказ, очерк, исповедь, речь, письмо, слово
Маленькие произведения в жанре эссе называются « скитце » (нем.).
Это набросок, зарисовка, фрагментарный рассказ. В скитце есть что-то от импрессионизма: главное в нем – впечатление автора, «остановленное мгновенье».
В последнее время учителя-словесники стали активно вводить в практику инновационные формы работы и предлагать учащимся нестандартные виды сочинений. Например, такие: сочинение-монофон, сочинение-кеннинг, сочинение-сага, сочинение-метаморфоза, сочинение-нарратив, сочинение-фанфик, сочинение-сиквел, сочинение-приквел, сочинение-мидквел, сочинение-римейк/ремейк, сочинение-ремикс, сочинение-экфрасис, сочинение-скетч, сочинение-различение (стилизация), сочинение-развлечение (лингвистические миниатюры, подражания и т. д.).
Уже опубликованные идеи и формулировки демонстрируют, сколь сложна поставленная задача, дают интересный материал для осмысления и провоцируют новые вопросы. Школьникам всегда интересны те формы и виды деятельности, которые им мало знакомы или неизвестны вовсе.
Сочинение-«кинолентовидение» –, Сочинение-кеннинг –, Сочинение хайку –, Сочинение-даймонд/диаманта –
4-я – два противоположных по смыслу нераспространенных предложения, в качестве подлежащих выступают существительные из первой и последней строчок; 5-я и 6-я строчки зеркально повторяют 2-ю и 3-ю, только относятся уже к последнему существительному.
Диаманта –
Предлоги, союзы, наречия могут начинаться с любой буквы или любого звука, но должны быть однослоговыми (например
, у, за, но, под ..) или двуслоговыми (например, около, напротив ).Система подготовки к сочинению по изучаемому произведению в старших ...
... разработок целых уроков, а только система подготовки к сочинению. Темы уроков по изучению творчества поэта можно спланировать так. 1 урок. Биография Н.А.Некрасова. Личность и творческая судьба ... в классе звучит всё сочинение. Это пример, по которому ориентируются все остальные. подобрать эпиграф к сочинению и цитатный материал к каждому пункту плана; выписки из критической литературы, подходящие к ...
Слова, использованные в монофоне несколько раз, учитываются в количественном отношении только один раз.
Сочинение-сага или мини-сага – это творческая работа, состоящая всего из 50 слов, но чтобы были начало, середина и конец, чтобы мысль не растекалась, фокусировалась на чём-то одном, и всё же имелся некоторый простор для лирических отступлений и проработки деталей; желательно включение 1-2 кеннингов. Это 40, а остальные нужны для оформления неожиданного финала.
Сочинение-идентификация или сочинение-метаморфоза (превращение).
Сочинение-нарратив – творческая работа, отличительной чертой которой является имманентность.
Нарратив (англ. и фр. narrative – рассказ, повествование) – понятие философии постмодерна, фиксирующее процессуальность самоосуществления как способ бытия текста. Термин заимствован из историографии, где возникает в рамках концепции «нарративной истории», трактующей смысл исторического события не как фундированный объективной закономерностью исторического процесса, но как возникающий в контексте рассказа о событии и имманентно связанный с интерпретацией.
Сочинение-сиквел (продолжение) – творческая работа, которая продолжает сюжет известного художественного произведения.
Сочинение-приквел (предыстория) – творческая работа, которая рассказывает о событиях, которые произошли ранее событий художественного произведения. Приквел является как бы продолжением наоборот – с одной стороны он использует популярность и идеи первоначального произведения, но не является его прямым продолжением. Как правило, в приквеле рассказывается предыстория героев или мира описанных в художественном произведении.
Сочинение-мидквел (дополнение) – это творческая работа, которая дополняет сюжет художественного произведения, не продолжая, а именно дополняя, то есть событие идет не линейно, а как бы в сторону, и происходит это событие одновременно с тем, что описывается в художественном произведении.
Сочинение-интерквел – творческая работа, рассказывающая о событиях, которые происходили в промежутке между первой и второй частями, например, эпопеи.
Сочинения по произведениям русских классиков
... художественного метода Лермонтова. Он поэт-романтик, следовательно, помимо конкретного образа России у него присутствует и обобщенно-символический образ родины. В романтических произведениях ... образа России. Она становится предметом идейно-творческих раздумий автора. Он писал: “В России ... к числу русских деятелей, разбуженных пушечными выстрелами на Сенатской площади. Именно поэтому, по словам Герцена, ...
Сочинение — триквел – это творческая работа, по форме являющаяся сиквелом сиквела, то есть третье из серии последовательных произведений.
Сочинение-квадривкел – это творческая работа, по форме являющаяся четвертой степенью продолжения произведения.
Сочинение-ремейк, римейк (англ. remake – переработка) – творческая работа, представляющая собой новую версию или интерпретацию ранее изданного художественного произведения. Наиболее близкие формы – ретейк и интертекстуальность.
Произведение «Ф.М.» Бориса Акунина представляет собой сочинение-ремейк, в котором замешана игра с классикой, основу которой составляет произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Акунин в данном сочинении проявляет себя как ремейкер, автор – мистификатор.
Сочинение-ремикс (англ. re-mix) – творческая работа, версия художественного произведения, скомпонованная путем «перемешивания» нескольких частей исходного сюжета, наложения на нее различных эффектов и т.д., в результате чего получается творческий продукт, отличный от выданного ранее художественного произведения.
Сочинение-экфра́сис ( др.-греч. ἔκφρασις от ἐκφράζω — высказываю, выражаю) – сочинение-описание произведения изобразительного искусства или архитектуры в тексте .
Сочинение-фанфик – это сочинение, написанное поклонниками определённого произведения, созданное на основе оригинального сюжета и/или с использованием персонажей оригинала, это творческая работа (или комикс), в которой использованы идеи сюжета и персонажей из определённого художественного произведения. Это и «продолжения», и пародии, и «альтернативные вселенные», и многие другие подобные тексты.