Сводная энциклопедия афоризмов — гераклит

Сочинение

Гераклит — цитаты

Вернуться к содержанию

Людям не стало бы лучше, если бы исполнились все их желания. Гераклит

Звери, живя вместе с нами, становятся ручными, а люди, общаясь друг с другом, становятся дикими. Гераклит

Характер определяет судьбу. Гераклит

У бодрствующих один, общий мир, а спящие отворачиваются каждый в свой собственный. Гераклит

Наглость надо гасить попроворней, чем пожар. Гераклит

Неразумный человек способен увлечься любым учением. Гераклит

Многознание уму не научает. Гераклит

Сочинение

У более поздних авторов (от Аристотеля и Плутарха до Климента Александрийского и Ипполита Римского) встречаются многочисленные (всего около 100) цитаты и перифразы из его труда. Опыты сбора и систематизации этих осколков предпринимались с начала XIX в., значимой вехой на пути изучения наследия Гераклита стали работы Ф. Шлейермахера[20].

Но вершиной этих исследований стал классический труд Германа Дильса (Die Fragmente der Vorsokratiker, первое издание — в 1903 г.).

В течение XX в. собрание гераклитовских фрагментов неоднократно дополнялось, делались также попытки реконструировать их оригинальный порядок, воссоздать структуру и содержание исходного текста (Маркович, Муравьёв).

Диоген Лаэртский приводит несколько заглавий сочинения Гераклита: «Музы», «О природе», «Правило негрешимое уставу жить» и ещё ряд вариантов; скорее всего, все они не принадлежат автору. Он же пишет о том, что «поэма» Гераклита «разделяется на три рассуждения: обо всём, о государстве и о божестве». По его словам, Гераклит поместил свою книгу «в святилище Артемиды, позаботившись (как говорят) написать её как можно темнее, чтобы доступ к ней имели лишь способные»[4].

Диоген Лаэртский сохранил эпиграмму, характеризующую сочинение Гераклита:

Не торопись дочитать до конца Гераклита-эфесца — Книга его — это путь, трудный для пешей стопы, Мрак беспросветный и тьма. Но если тебя посвященный Вводит на эту тропу — солнца светлее она. (

D.L. IX, 16

Тот же Диоген Лаэртский передаёт, что сочинение Гераклита якобы читал Сократ, а по прочтении заявил: «Что я понял — прекрасно; чего не понял, наверное, тоже. Только, право, для такой книги нужно быть делосским ныряльщиком»[21].

Высказывания — Гераклит

Вернуться к содержанию

В изменениях мы находим своё предназначение. Гераклит

Если бы счастье заключалось в телесных удовольствиях, мы бы назвали счастливыми быков, когда они находят горох для еды. Гераклит

5 стр., 2106 слов

Сочинение рассуждение я вернулся домой послонялся по комнате

... разными видами связи между ними. Текст как речевое произведение. (Сочинение) Всего заданий – 15, из них по уровню сложности 3. Языковые средства выразительности Изобразительно- выразительные средства ... ехали молча. Окружающие молчали. сост.гл. всп.гл.(грам.знач.) + г.н.ф.(лекс.знач.) (-ть,-ти,-чь) Я перестал плакать. Я хотел уехать сегодня. Я боялся говорить об этом. Мы были рады принять вас. ...

Взаимную беседу следует вести так, чтобы каждый из собеседников извлек из нее пользу, приобретая больше знаний. Гераклит

Истина настигает лжецов и лжесвидетелей… Гераклит

Чем больше противоположности расходятся, тем более они сходятся для борьбы, и из этой борьбы возникает «прекраснейшая гармония». Гераклит

Образ мыслей человека — его божество. Гераклит

Ум — бог для каждого. Гераклит

Критика Гераклитом милетской философии и учение об огне

Учение об огне Гераклита можно понимать как ответ ранним ионийским (милетским) философам. Философы Милета (город недалеко от Эфеса), Фалес, Анаксимандр, Анаксимен полагали, что существует некоторое исходное первовещество или первоэлемент, которое становится любыми другими вещами. Мир, каким мы его знаем, является упорядоченным соединением различных элементов или веществ, производимых первоэлементом, первоматерией. Для милетцев объяснить мир и его феномены означало просто показать, как все происходит, возникает или трансформируется из исходного вещества, как это происходит в случае с водой Фалеса или воздухом Анаксимена.

Гераклит, как кажется, следует этому образцу объяснения мира, когда рассматривает мир как «вечно живой огонь» (B 30 DK) и утверждает, что «Молния управляет всеми вещами», намекая на управляющую силу огня (B 64 DK).

Но выбор огня в качестве исходного первовещества крайне странен: первовещество должно быть стабильным и устойчивым, сохраняя свои сущностные качества, тогда как огонь непостоянен и предельно изменчив, являясь символом изменений и процесса. Гераклит отмечает:

«Под залог огня все вещи, и огонь [под залог] всех вещей, словно как [под залог] золота — имущество и [под залог] имущества — золото» (B 90 DK)

Мы можем измерить все вещи по отношению к огню как стандарту; имеется эквивалентность между золотом и всеми вещами, но вещи не тождественны золоту. Точно также огонь обеспечивает стандарт ценности для других элементов, но не тождественен им. Огонь играет существенную роль в учении Гераклита, но он не исключительный и уникальный источник для других вещей, поскольку все вещи или элементы эквивалентны. Огонь важен скорее как символ, чем как первоэлемент. Огонь постоянно изменяется, впрочем как и остальные элементы. Одно вещество трансформируется в другое в некотором цикле изменений. То, что несет в себе постоянство — не какой-либо первоэлемент, но сам всеобщий процесс изменений. Существует некий постоянный закон трансформаций, который можно соотнести с Логосом. Гераклит мог бы сказать, что милетцы корректно считали, что один элемент обращается в другой через серию трансформаций, но они некорректно выводили из этого существование некоторого первоэлемента как единственного источника для всего существующего.

16 стр., 7583 слов

Познание вещей позволяет дать им имена . Есть вопрос: зачем мы ...

... необузданное удовлетворение другой естественной потребности — познания — не считается пороком? Обуздывать жадность в познании есть такая же добродетель, как ... чем иным, как с кантовскими «предельными понятиями», с «вещами в себе», о коих не должно спрашивать, но ... он правит ветрами и бурею. Он активный центр заклятой им природы — самодовлеющий, самодержавный, мощный. Делая символическое действие ...

Если А есть источник В, а В источник С, а С обращается в В, а затем в А, тогда В аналогичен источнику А и С, а С является источником для А и В. Не существует никаких особых причин для продвижения одного элемента или вещества в качестве возмещения расхода другого вещества. Важно отметить, что любое вещество может обращаться в любое другое. Единственное постоянное в этом процессе — это закон изменения, посредством которого устанавливается порядок и последовательность изменений. Если это действительно то, что Гераклит держал в уме, разрабатывая свою философскую систему, то он далеко выходит за рамки обычной физической теории своих предшественников, и скорее строит систему с более тонким пониманием метафизики[15].

Афоризмы Гераклита

Вернуться к содержанию

Если бы у слепого спросили, что такое зрение, то он ответил бы, что это слепота. Гераклит

Те, кто, слушая, не понимают, уподобляются глухим, о них свидетельствует изречение: «Присутствуя, они отсутствуют». Гераклит

Бессмертные — смертны, смертные — бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают. Гераклит

Человеческие мысли — детские игры. Гераклит

Война есть отец всего. Она сделала одних богами, других людьми, одних рабами, других свободными. Гераклит

Границ души тебе не отыскать, по какому бы пути ты ни пошел: столь глубока её мера. Гераклит

В одни и те же воды мы погружаемся и не погружаемся, мы существуем и не существуем. Гераклит

Самое известное учение Гераклита

Учение Гераклита, дошедшее до наших дней, – это трактат «О природе вещей». Оно не сохранилось полностью, но около двухсот цитат из него были найдены в трудах Плутарха, Диогена, Дионисия, Платона и Аристотеля. Этот труд содержал в себе три большие части: первая – об устройстве Вселенной, вторая – о системе управления государством и его устройстве, а третья – о боге и душе.

Как уже было сказано ранее, Гераклиту было свойственно высказываться аллегорически, подавать свои выводы в перефразированном виде, довольно запутанном и непонятном для современников. Именно поэтому нам и не всегда понятен глубинный смысл его умозаключений.

LiveInternetLiveInternet

Суббота, 01 Декабря 2020 г. 15:24 + в цитатник

  • Ум — бог каждого.
  • Я искал самого себя.
  • Природа любит прятаться.
  • Всё течёт, всё меняется.
  • Тайная гармония лучше явной.
  • Личность — божество человека.
  • Мнения людские — детские забавы.
  • Правда настигает лжецов и лжесвидетелей.
  • Глаза — более точные свидетели, чем уши.
  • Даже прекраснейшая из обезьян безобразна.
  • Своеволие следует гасить скорее, чем пожар.
  • Душа — испарение, одаренное способностью ощущения.
  • Что можно видеть, слышать, узнать, то я предпочитаю.
  • Век — дитя играющее, кости бросающее, дитя на престоле.
  • Я предпочитаю то, что можно увидеть, услышать и изучить.
  • Много земли перерывают золотоискатели и находят немного.
  • Народ должен сражаться за попираемый закон как за город.
  • Не лучше было бы людям, если бы исполнилось все, чего они желают.
  • С сердцем бороться трудно: всякое желание покупается ценой психеи.
  • Кто не ожидает неожиданного, тот не найдет сокровенного и трудно находимого.
  • Если он не ожидает неожиданного, то не найдет сокровенного и трудно находимого.
  • На входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, в другой раз другие воды.
  • Мудрость заключается только в одном: признать разум как то, что управляет всем при помощи всего.
  • Звери, живя вместе с нами, становятся ручными, а люди, обращаясь друг с другом, становятся дикими.
  • Бессмертные — смертны, смертные — бессмертны; смерью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают.
  • Должно знать, что война общепринята, что вражда есть закон и что все возникает через вражду и взаимообразно.
  • Взаимную беседу следует вести так, чтобы каждый из собеседников извлек из нее пользу, приобретая больше знаний.
  • Те, кто слушая, не понимают, уподобляются глухим, о них свидетельствует изречение: присутствуя, они отсутствуют.
  • Война — отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других — людьми, одних творит рабами, других — свободными.
  • Родившись люди стремятся жить и, тем самым, умереть, лучше же сказать — успокоиться, и оставляют детей, порожденных для смерти.
  • Мышление — великое достоинство, и мудрость в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно.
  • Если бы счастье заключалось в телесных удовольствиях, то мы должны были бы называть счастливыми быков, когда те находят горох для еды.
  • Мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно возпламеняющим и закономерно угасающим.
  • Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим
Рубрики: ФИЛОСОФИЯ

Метки:

Гераклит Эфесский афоризмы цитаты высказывания фразы

2 пользователям

Нравится Поделиться

0

Нравится

Понравилось 2

0

Биография

Достоверных сведений о жизни Гераклита сохранилось немного. Он родился и жил в малоазийском городе Эфесе, его акме приходится на 69 олимпиаду (504—501 гг. до н. э.), из этого можно приблизительно вывести дату его рождения (около 540 г. до н.э.) По некоторым данным, принадлежал к роду басилевсов (царей-жрецов с чисто номинальной властью во времена Гераклита), потомков Андрокла, однако добровольно отказался от привилегий, связанных с происхождением, в пользу своего брата.

Диоген Лаэртский сообщает, что Гераклит, «возненавидев людей, удалился и стал жить в горах, кормясь быльём и травами». Он же пишет, что к философу в его добровольном изгнании явился ученик Парменида Мелисс и «представил Гераклита эфесцам, которые не хотели его знать»[4].

Биографы подчёркивают, что Гераклит «не был ничьим слушателем»[4].

Он, по-видимому, был знаком с воззрениями философов Милетской школы, Пифагора, Ксенофана. Непосредственных учеников у него также, скорее всего, не было, однако его интеллектуальное влияние на последующие поколения античных мыслителей значительно. С сочинением Гераклита были знакомы Сократ, Платон и Аристотель, его последователь Кратил становится героем одноимённого платоновского диалога.

Мрачные и противоречивые легенды об обстоятельствах смерти Гераклита («велел обмазать себя навозом и, лёжа так, умер», «сделался добычей собак») некоторые исследователи интерпретируют как свидетельства о том, что философ был погребён по зороастрийским обычаям. Следы зороастрийского влияния обнаруживаются и в некоторых фрагментах Гераклита[5].

Император Марк Аврелий в своих мемуарах пишет, что Гераклит умер от водянки, а навозом обмазался в качестве средства от болезни[6].

Гераклит является одним из основоположников диалектики.