Сочинение Наташа Ростова – любимая героиня романа ‘Евгений Онегин’">героиня Толстого Л. Н. в романе Война и мир
ростова любимая героиня толстого л н в романе война и мир 1" width="640" height="auto">
Особое место в творчестве Л. Н. Толстого занимает роман «Война и мир», раскрывающий перед читателем проблемы того времени, показывает быт и нравы, которыми жила Россия 19 века.
Одно из ключевых мест в романе писатель отдаёт героине Наташе Ростовой, которая является одним из самых ярких его образов. Писатель наделяет героиню чертами характера, которые являются с его точки зрения главными в человеке, чувствуется его особая любовь к этому персонажу. Автор романа показывает нам насколько важнее красота душевная перед физической.
Впервые Наташа Ростова предстает перед читателем ещё в подростковом возрасте, которому не свойственно сдерживание своих порывов. Поступки Наташи в этот период продиктованы эмоциями и чувствами. Ей свойственен некий эгоизм, однако он не вызывает отторжения у читателя, наоборот помогая глубже раскрыть её образ.
Она с удовольствием помогает Соне в сборах на бал, давая ей советы. Наташу не пугает, что сестра может затмить её, ей хочется видеть улыбки окружающих её людей, делать их счастливее. Очарование Наташи заключается ещё и в видение прекрасного, не всем писатель в романе даёт такое право.
Все это несомненно привлекает к ней князя Андрея, который рядом с ней меняется, проявляя перед читателем новые стороны своего характера, становится более открытым, поддается эмоциям. Что тоже в свою очередь подталкивает ее проявить особый интерес к Андрею.
С момента их знакомства начинают развития их непростые отношения, им предстоит многое пережить и вместе, и по отдельности, однако большое отличие в характере всё-таки помешает им быть вместе.
Героиня растёт в глазах читателя на протяжении всего романа не только физически, но и духовно.
4 стр., 1740 словПроблема социальной несправедливости и гуманизм писателя (по ...
... По данным исследования, больше всего россияне боятся «роста социальной несправедливости, неравенства между людьми» – именно этот ответ звучал ... оценки таланта современниками. М.Булгаков (судьба Мастера и его романа); - песни Высоцкого, официально не признанные (за исключением ... уровень неравенства в российском обществе и фиксируют высокий уровень возможных конфликтов на социальной почве. Может быть, ...
Она не теряется на фоне событий, описанных автором, наоборот благодаря своей способности к сопереживанию и искренности, неспособностью к лицемерию, остается личностью, верной своим принципам и убеждениям.
Она внимательна к окружающим её людям, стремится помочь им, что безусловно привлекает к ней остальных героев романа.
Наташе Ростовой свойственна некая порывистость из- за которой она связывается с Курагиным, он ближе ей по духу, чем Андрей, который предпочитает жить разумом, а чувства прячет глубоко в себе.
Хотя из размышлений остальных героев следует, что Наташа не является высоко интеллектуальной особой, однако и откровенно глупой её назвать сложно.
Вообще писатель наделяет Наташу особо русскими чертами характера, ей свойственна любовь к родине, особое чувство патриотизма, благодаря которым Наташа обретает новые силы, она как будто заново оживает после измены князю Андрею, которая надолго выбивает её из колеи. Любовь к ближнему и способность к самопожертвованию на протяжении всего романа ещё не раз поможет обрести душевное равновесие.
На протяжении всего романа Наташа развивается как личность и концу исполняет то, что автор считает высшим предназначением для любой женщины – она становится женой и матерью большого семейства и, что немаловажно, счастлива в браке, хотя радость свою уже проявляет менее открыто. Л. Н.
Наташа же, как мать, все свои чувства направляет на семью, которой отдаёт все свои силы и практически перестаёт бывать в высшем обществе.
Сочинение на тему Наташа Ростова – любимая героиня Льва Толстого
Почему именно Наташу любит Толстой? Попробую ответить на этот вопрос. Скорей всего, в любимых героев автор вкладывает свою душу, частичку своего сердца, свои сокровенные мысли.
Вот она, маленькая тринадцатилетняя девочка, вихрем врывается в комнату, где сидят взрослые. Да, она ещё не такая яркая красавица, как Элен Безухова, она ещё «гадкий утёнок». И у неё всё впереди.
Столько жизненной силы в её движениях, радости на лице! Она так непосредственно и искренне радуется жизни. В её мыслях и поступках нет ни грамма фальши.
Поэтому, она так не похожа на остальных девушек романа.
Она русская душою, несмотря на французские платья, причёски, язык. Как зажигательно она танцует русские танцы после охоты! Ну как можно не любить и не восхищаться такой девушкой! Она добрая, хочет, чтобы было хорошо всем окружающим.
Она умеет находить необычное в обычном. Луна и звезды на ночном небе приводят её в неописуемый восторг. Она даже не может спокойно уснуть. Она уверена, что такой волшебной ночи не было в её жизни. А Соня, ничего не понимая и не ощущая, смотрит в окно и видит обычную ночь с луной и звёздами.
Её огромные выразительные глаза на миловидном личике. Они точно отражают состояние её души. Такие глаза не умеют врать. Именно они поразили князя Андрея, возродили его к жизни. А душа у неё чистая, ничем не запятнанная, искренняя. Именно это качество и привлекает в ней Пьера Безухова.
Они чем-то похожи друг с другом. Не зря же в конце романа именно с ним и остаётся Наташа. Этот умный, с большим сердцем мужчина умеет прощать. Он простил Наташе её минутную слабость, её молодость и неопытность, чего не смог простить холодный и надменный красавец князь Андрей Болконский. Благодаря ему она из «гадкого утёнка» превратилась в красивого лебедя.
5 стр., 2144 словОбраз и характеристика Наташи Ростовой в романе Война и мир Толстого 10 класс
... образ Натальи Ростовой один из основных. Для Наташи роман как будто бы фон, на котором и вырисовывается взросление персонажа и сюжеты, сопровождающие ее жизнь. Образ Натальи Ростовой, писателем в романе раскрыт достаточно полно. Впервые на страницах романа ... о своих четырех детях, Наташа становится счастливой женщиной и матерью. Сочинение Характеристика Ростовой Наташи Роман «Война и мир» является ...
Именно с Пьером Наташа, наконец, раскрылась и расцвела, как женщина, исчезла куда-то её детская непосредственность и радость жизни. Родила ему троих прекрасных детишек.
Пред нами великолепная женщина, для которой самое главное предназначение в жизни – семья, муж, дети. Именно в этом качестве Наташа раскрывается полностью. И именно это качество ей к лицу больше всего.
Женщина расцветает рядом с любящим мужчиной, пусть даже и не очень красивым, а не со смазливым красавцем-пустозвоном.
Вот пишу сочинение, и вспоминаю фильм «Война и мир», где Наташу Ростову сыграла замечательная актриса Людмила Савельева. Её большие выразительные глаза. Кто ещё не читал роман и не смотрел этот фильм, только не в современном варианте, да ещё и зарубежный, а в постановке Сергея Бондарчука – обязательно посмотрите. Впечатления останутся в памяти надолго.
← Семья Болконских и Курагиных в романе Война и мир↑ Толстой ЛевОбраз и характеристика Элен Курагиной в романе Война и мир →
Характеристика и образ княжны Марьи Болконской в романе Война и мир →
- Женские образы романа Доктор Живаго Пастернака
Произведение содержит ряд женских образов, с которыми следует познакомиться поближе.
- Сочинение Описание вещи (Опишите какую-нибудь вещь, игрушку или предмет обихода) 5 класс
В детстве мне подарили плюшевого зайца. Это был подарок на мое шестилетие, который остался со мной на долгое время после. Совсем обычный плюшевый зайка
- Сочинение на тему Что такое Мечта?
Человека без мечты, наверное, просто не существует. Еще с раннего детства мы начинаем мечтать. Кто-то из нас мечтает о новых игрушках, кто-то – стать супергероем или просто героем какого-то мультфильма
- Образ и характеристика Мышкина в романе Идиот Достоевского сочинение
Мышкин выступает главным героем произведения, который возвращается домой после лечения за границей в клинике для душевнобольных.<\p>
- Сочинение Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности (А.С. Пушкин)
Человек, который не знает истории семьи и страны не человек, а овощ. Он не живет, а существует. Он извлекает выгоду из всех преимуществ, достигнутых людьми, которые раньше жили, но не благодарен и не ценит это.
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lev-tolstoj/natasha-rostova-lyubimaya-geroinya-l-n-tolstogo-v-romane-vojna-i-mir
Любимые героини л. н. толстого в романе “война и мир”
Принято считать, что в романе “Война и мир” у Толстого одна любимая героиня – это Наташа Ростова. Толстой, безусловно, любил Наташу. Эта героиня на самом деле прекрасна и непредсказуема. Прототипом Наташи послужила обворожительная Т. А. Берс, которая очень нравилась Толстому.
Характеристика и образ княжны Марьи Болконской в романе Война и мир Толстого
... переживая за Марью. Сочинение про княжну Марью Болконскую Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» пишет о многих девушках. Образ Марьи Болконской не стал исключением. Толстой описывает тяжелую жизнь девушки. Княжна Марья росла без ... сколько в девушке любви и наивности. Лев Николаевич посвятил Марье Болконской не столько страниц как Наташе Ростовой, но относился к девушке с особой теплотой. В ...
Но в ряду героинь романа есть еще одна героиня, которая не менее дорога автору. Это княжна Марья. Она тоже имеет свой прототип. Прототипом княжны Марьи была мать Толстого.
Писатель не помнил своей матери, в доме даже не сохранились ее портреты, но он создал в своем воображении ее духовный облик. “Я молился ее душе”, – говорил Толстой. Мне кажется, это дает нам полное право отнести княжну Марью в разряд любимых героинь.
Они такие разные – Наташа и княжна Марья, но обе прекрасны, каждая по-своему – хорошенькая и артистичная Наташа Ростова и великодушная княжна Марья Болконская.
Наташа выросла в крепкой и заботливой семье, где ее оберегали и холили, как, впрочем, и всех детей. Но она была всеобщей любимицей в доме, и это наложило отпечаток на ее характер. В романе показана вся семья Ростовых. Но Наташа отличается и от Пети, и от Веры, и от Сони.
Она очень близка к брату Николаю и очень непохожа на него. Наташа лучше, чем Николай, разбирается в его любви к Соне, и она готова пожертвовать всем для Сони.
Она хорошо понимает и переменчивые настроения брата, и нерасположение к Соне своих родителей, и ее слепую преданность Николаю.
И тем не менее Толстой специально показал дворянку, которая так близка к простым людям и так противопоставлена всему дворянству. Образ Наташи действительно очень много вобрал в себя народного.
Автор любуется этим и подчеркивает это в Наташе, Вспомним сцену охоты, когда дядя удивляется, что эта “графинюшка” так много имеет в себе того неповторимо народного, что роднит ее с простыми людьми.
Наташа в любой обстановке становится желанной и своей. В семейном кругу, в дворянском салоне она покоряет всех своей свежестью и чистотой. В передней она тоже
Автор показывает Наташу в многих сложных жизненных ситуациях. И из всех них она выходит победительницей. Толстой никогда не осуждает свою героиню, сколь бы опрометчивыми ее поступки не казались. Это можно сказать и о ее взаимоотношениях с Анатолем Курагиным. Наташа увлекается Анатолем не вдруг. На ее долю выпали тяжелые испытания.
Казалось, что после сговора князя Андрея с Наташей все идет к благополучному концу. Княжна Марья любит Наташу и готова убедить отца в том, что брат будет счастлив в браке с нею, скоро должен приехать и сам Андрей. Но любовь Наташи и Андрея довольно сложная, да и мать Наташи чувствует в Андрее чужого человека.
Наташе жаль упущенного времени, ведь она могла любить и быть любимой. В это время, когда ей так нужна поддержка родных и близких, Наташа остается одна. Наташа увлеклась Анатолем, думая, что он честен и благороден. Ее чистая душа не допускает подлости и в других людях. Она попала в капкан, ловко замаскированный курагинской компанией.
Наташа, спору нет, попросту восхитительна. Ее энергия, задор, любовь ко всему живому притягивают людей. За это и любит ее Толстой.
Но он любит и княжну Марью, натуру прямо противоположную Наташе. Она существует в ином измерении, нежели Наташа.
Наташа может быть прекрасной, может быть “совершенно дурною”, когда плачет, но княжна Марья “всегда хорошела, когда плакала”, Толстой мало описывает ее внешность, так как это для него неважно.
Проблема истинной красоты и ложной (По роману Л. Н. Толстого ...
... что автор будет противопоставлять события, персонажей, действия. Так он сравнивает Элен Безухову и Наташу Ростову, Бориса Друбецкого и Николая Ростова, Жюли Карагину и княжну Марью. ... и фальшивого. Мне кажется, что противопоставляя внутреннюю красоту внешней, Толстой хотел сказать нам, что со временем красивая оболочка исчезнет, а духовное богатство останется навсегда. Бог, сотворивший наш мир, ...
Она прекрасна своей духовной красотой. Она как бы незримо сравнивается с Наташей, но от этого ничуть не
Проигрывает. Светским щеголям Марья казалась “дурною”. Да и сама она считала себя некрасивой, когда смотрелась в зеркало. Анатоль Курагин, увидев в первый раз Наташу, отметил красоту ее волос, плеч, глаз. У Марьи не было Наташиной красоты. Да и если бы была, заметить ее было бы довольно сложно, ведь Марья никуда не выезжала, не посещала светские рауты, жила затворницей.
В этом отчасти был виноват ее отец, старый князь Николай Болконский. Болконский любил дочь, но замучил ее придирками. Он постоянно от нее чего-то требовал. Княжна Марья очень умна, романтична и религиозна. Она покорно переносит эксцентричное поведение отца и никогда ему не перечит. И она любит, искренне любит отца.
Кажется, что Марья способна любить всех, все человечество в целом. Ее любовь такова, что все находящиеся рядом подчиняются ее ритмам и движениям и растворяются в ней. Марья удивительным образом воздействует на людей, рядом с ней даже самый законченный эгоист становится добрее и лучше. Княжна Марья ни на кого не обижается.
В то же время, как и любая женщина, по мысли Толстого, она живет в постоянном ожидании любви и семейного счастья. Ведь в ее затворничестве виноват отец.
Не веря в любовь, в искреннее чувство между мужчиной и женщиной, в прочность брака, он не разрешает ей выезжать в свет.
Отец эгоистично считает, что для продолжения рода достаточно одного Николеньки – сына Лизы и Андрея, тем самым обрекая дочь на одиночество.
Княжна Марья очень религиозна, что является предметом постоянных насмешек ее отца. Даже брат довольно скептически относится к ее суждениям на эту тему. Но в романе именно княжна Марья высказывает главные идеи о войне и мире. Она пишет в письме Жюли, что война – это знак того, что люди забыли Бога.
Позже к этой же мысли придет и Андрей. Но поймет он это только после Аустерлица. Княжна Марья предсказывала Андрею, что он поймет, что есть “счастье прощать”.
И он, переживший войну, повидавший счастье и горе, составляющий законы для России, философствующий с Кутузовым, позже осознает, что права была его младшая сестра, над которой он насмехался и называл ее “плаксой”. Вспомним эпизод, когда Андрея ранили под Аустерлицем. Одна княжна Марья верила, что он не погиб.
Княжна Марья опять же в своем письме к Жюли высказывает свои опасения за Пьера. Она предчувствует, что с ним может случиться что-то нехорошее, особенно теперь, когда он богат. Ее опасения сбываются.
Верное и правильное понимание людей помогли ей вовремя оценить сущность Анатоля Курагина. Наташа ошиблась в нем, а княжна Марья нет. Наташа своевольна – княжна Марья покорна. Марья, что бы ни случилось, несет свой крест, а Наташа не умеет страдать. Но она тоже научится этому, позже, у постели умирающего Андрея.
Княжна Марья и Наташа Ростова – две разные натуры. У них разные жизненные пути, на их долю выпали разные испытания. Но у них одинаковый финал – они счастливы. Наташа, пройдя через все испытания и разочарования, выйдет замуж за Пьера, у них родятся дети.
Роман «Война и мир». Нравственные и философские изыскания ...
... в романе а) Значение народа в победе России в 1812 году б) Значение для толстовцев национальности в) Путь героев романа к людям 8. Философские итоги, выведенные Толстым в романе 9. Значение романа «Война и мир» в мировой литературе и ...
Теперь это зрелая женщина, для которой муж, дети и пеленки важнее всего на свете. Княжна Марья выходит замуж за Николая Ростова. Толстой наделяет этих двух своих героинь – Наташу и Марью – тем, что по его мнению, составляет истинное счастье всех женщин – семьей.
Счастливы только Наташа и Марья. Это дает нам полное право считать их любимыми героинями Толстого.
Источник: https://goldsoch.info/lyubimye-geroini-l-n-tolstogo-v-romane-vojna-i-mir/
Любимая героиня Толстого в романе “Война и мир”
Начиная читать известное произведение, мы понимаем, что Наташа Ростова является любимой героиней Толстого в романе “Война и мир”.
Он выделяет ее среди всех героев, посвящает жизни девушки целые главы, описывает с особенно теплым чувством внешность, переживания, поступки. Наташа Ростова для писателя олицетворение женственности.
Главная героиня не идеальна. Характер Наташи сложный, изменчивый и противоречивый. Любимица Толстого, как и каждый человек, имеет свои достоинства и недостатки. Но есть в ней что-то такое хорошее и настоящее, что притягивает внимание читателя, заставляет сопереживать, вызывает симпатию.
Первая встреча с героиней
Знакомство с любимой героиней Толстого в романе Наташей мы начинаем с юного возраста. В этот период ребенок еще не сформировался окончательно. Писатель дает возможность проследить весь путь развития своей героини.
Мы видим ее девочкой четырнадцати лет “черноглазой, с большим ртом, некрасивой, но живой” в окружении близких и родных людей. В гостеприимном доме Ростовых царит атмосфера искренности, любви и взаимного уважения.
Все, что происходит в душе ребенка, находит отклик в сердце родителей.
Следуя за автором, мы встречаемся с Наташей в день его первого бала. Волнуется не только виновница торжества. Переживает графиня, нервничает граф, потому что в этой семье все радости и печали делятся поровну.
Первая любовь
Первый бал Наташи Ростовой – важная веха на ее жизненном пути. Готовясь к празднику, Наташа представляет себя светской дамой. Но переступив порог залы, утонув в сиянии огней, растворившись в звуках вальса, она забывает о своих планах. Юная девушка не умеет скрывать своих эмоций, именно этим выделяется на фоне присутствующих и привлекает внимание князя Андрея Болконского.
Лев Николаевич Толстой соединяет дорогих ему персонажей. Между такими разными Наташей и Андреем возникает глубокое искреннее чувство. Внезапно вспыхнувшая любовь делает героиню взрослее и серьезнее. Присутствие близкого человека жизненно необходимо Наташе, поэтому странное решение Болконского отложить свадьбу становится для нее большим испытанием.
Увлечение героини развратным Анатолем Курагиным можно объяснить ее наивной доверчивостью и неискушенностью в отношениях с мужчиной. Первая встреча с подлостью нанесла Наташе глубокую рану и погубила любовь. Трудно осуждать девушку за этот легкомысленный поступок. Ведь любовь – основа ее существа. Она постоянно находится в поиске, постоянно в кого-то влюблена.
Наташа ростова молитва
... списали это сочинение. / Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / Наташа Ростова в церкви ... на молитве, Наташа могла спокойно и ясно вспомнить этих двух людей, с которыми ее так или иначе связывала жизнь. Духовное смятение, которое испытывает героиня, ... любви Наташи Ростовой (из серии стихотворений «Метаморфозы любви» http://www.proza.ru/avtor/belas&book=3#3, навеянных книгой «Уроки любви», ...
В детстве увлекается Борисом Друбецким, потом учителем пения, героическим другом брата Василием Денисовым. Ей необходимо постоянно чувствовать на себе восхищенные взгляды, принимать знаки внимания. Такова женская сущность романтичной Наташи. Умный и рассудительный Андрей Болконский не сумел до конца понять влюбчивую и ранимую натуру своей невесты.
Настоящую преданную любовь героиня обретет гораздо позже. Ее счастливым избранником станет добрый Пьер Безухов.
Дорогие автору черты
Наташа Ростова – любимая героиня Толстого натура глубокая и художественно одаренная. Писатель любуется ею во время бала, восхищается пением. Музыка играет большую роль в жизни девушки, помогает пережить самые тяжелые минуты, спасает от отчаяния. Музыка во всех своих проявлениях находит отклик в душе героини.
Она великолепно исполняет классические произведения и приходит в искренний восторг от простых народных напевов. Старательно обучается бальным танцам и, не задумываясь, пускается в пляс под гитару своего дядюшки. Наташа “умела понять все то, что было и в Анисье, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке”.
Автор наделяет свою героиню чертами, которые близки и дороги ему самому. Наташа любит природу и умеет замечать красоту и неповторимость окружающего мира. Лунная ночь в Отрадном вызывает восхищение. “Ах, какая прелесть! Так вот бы села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки… и полетела бы. Вот так!” – восклицает Наташа.
Она близка к простому народу. Искренне радуется святкам и ряженым, с удовольствием катается на санях, принимает участие в святочных гаданиях. Ее любят и слушаются все без исключения слуги, живущие в доме Ростовых.
Детская непосредственность и искренность отличают Наташу Ростову от других действующих лиц романа. Она живет по велению сердца.
Наташа, не стесняясь, хлопает в ладоши и дергает почтенных гостей при виде пляшущего отца, громко визжит на охоте, выражая свои эмоции от удачного гона. В ней нет большого ума, светского лоска и заученных манер. “Она не удостаивает быть умной.
Взбалмошная и легкомысленная Наташа Ростова способна на сильные чувства и решительные поступки. Больная она проводит несколько суток около страдающей матери, самоотверженно ухаживает за умирающим Андреем Болконским, спасает раненых, жертвуя своим приданым. Она не думает, не рассуждает, а просто поступает так, как подсказывает внутренний голос, чувство сострадания или любовь к родным людям.
Преображение Наташи Ростовой
В эпилоге романа мы вдруг открываем для себя совершенно новую Наташу Ростову. Писатель намеренно лишает свою героиню внешнего очарования. В ней не осталась и тени былого кокетства, желания обольщать и очаровывать мужчин.
Перед нами располневшая женщина, которую мало беспокоит забота о своем внешнем виде. Зато ее окружают близкие люди: любимый муж, дети, пожилая графиня Ростова. Она не выезжает на балы, не посещает светские салоны. Все свое время Наташа посвящает своей семье.
Она счастлива и спокойна. Прежнюю “чаровницу” можно узнать по излучающим свет и любовь глазам, когда она видит любимого Пьера или обожаемых детей.
“Эту-то душевную силу, эту искренность, эту открытость душевную, эту-то душу ее, которую как будто связывало тело, эту-то душу я и любил в ней…”, – говорит о своей жене Пьер Безухов.
Алексей Константинович Толстой. Очерк жизни и творчества
... ее со своими двоюродными братьями Жемчужниковыми – Александром, Алексеем и Владимиром. В соавторстве с Алексеем Жемчужниковым Толстой сочинил пародийный водевиль "Фантазия", со скандалом провалившийся ... манере модных писателей "натуральной школы", увлекавшихся воссозданием "типов" российской общественной жизни, стал очерк "Артемий Филиппович Бервенковский" (1845) – о чудаковатом помещике- ...
В сочинении на тему “Любимая героиня Толстого в романе “Война и мир” я попыталась дать характеристику Наташе Ростовой. Именно она, по мнению писателя, является идеалом женщины, счастье которой состоит в семье и детях.
Источник: https://home-task.com/lyubimaya-geroinya-tolstogo-v-romane-vojna-i-mir/
Наташа Ростова – любимая героиня Толстого | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
Лев Толстой – признанный мастер создания психологических образов. В каждом случае писатель руководствуется принципом: «Кто больше человек?», живет ли его герой настоящей жизнью или лишен нравственного начала и духовно мертв.
В произведениях Толстого все герои показаны в эволюции характеров. Женские образы несколько схематичны, но в этом проявилось веками сложившееся отношение к женщине. В дворянском обществе у женщины была единственная задача – рожать детей, умножать класс дворян.
Девушка сначала была красивой куклой, которую держали взаперти до замужества, потом ее ждали насильственный брак по сговору родителей, балы, светские сплетни, быстрая старость и смерть.
Наиболее яркий и живой образ в романе – это Наташа Ростова, изображенная с огромной симпатией автора. Лев Толстой заставляет и читателей любоваться пылкой, порывистой, веселой, очаровательной девушкой.
Наташа появляется в романе на полутора тысячах страниц, а жизнь ее прослеживается на протяжении пятнадцати лет. Впервые она показывается в книге в возрасте тринадцати лет, когда девочка-подросток превращается в девушку.
Это одухотворенная натура, полная жаждой счастья.
Толстой показывает все этапы духовного становления Наташи Ростовой: детство, юность, зрелость, замужество, материнство. Путь развития героини, ее эволюция проходит в сфере чувств. Автор изображает щедрую душой героиню, ее непосредственное восприятие мира и отношение к нему.
Этими качествами она резко отличается от жеманных, лицемерных женщин русского дворянского общества, которых шокируют ее душевные порывы, способность поступать по велению сердца. Пьер Безухов теряется, когда княжна Марья просит его рассказать о Наташе: «Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее.
Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот все, что можно про нее сказать».
Описывая портрет Наташи, Толстой подчеркивает, что она не всегда красива: «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка». Внешний вид героини зависит от ее внутреннего состояния. Когда на душе у нее плохо, она может быть просто дурна, но, сияя от счастья, – разительно перемениться.
Секрет ее обаяния – в мощной силе жизни, которая исходит от нее. За один день именин она успевает столько перечувствовать, что другой девушке хватило бы надолго. Наташа хочет во всем участвовать, везде успевать, испытывать от жизни бурную радость. Но главное, что она хочет и других видеть счастливыми.
Как человек с живой душой, Наташа очень артистична. Все любуются богатой мимикой ее лица, отражением ее чувств, ее прекрасным голосом, ее улыбкой, блеском и светом ее глаз, выразительностью речи.
Ведя Наташу по жизни, Толстой сталкивает ее с высшим обществом, в котором ей придется жить. Чистая, добрая, отзывчивая девушка оказывается беззащитной перед лживым, подлым светом. Скучающая, пустая и бездушная Элен ради собственного развлечения задумала свести Наташу со своим братом Анатолем Курагиным.
Элен взялась обучить неопытную девушку законам светской морали. Она объяснила, что любить кого-то и даже быть невестой не значит «жить монашенкой». Элен верила в то, что говорила, поэтому Наташе то, что «прежде представлялось страшным, показалось простым и естественным».
Писатель показывает, что во внешне красивом человеке может скрываться черная и злобная душа. История с Курагиным закончилась для Наташи муками совести, унижением, страданиями. Толстой говорит о разлагающем влиянии высшего света, «заглушившего в Наташе лучшие чувства», притупившего ее «ум и сердце».
Но из этих испытаний Наташа вышла повзрослевшей, научившейся отличать правду от лжи. Так закончилась ее юность.
Начало Отечественной войны 1812 года открывает новую страницу в жизни толстовской героини. Человек проверяется во время тяжелых испытаний. Наташа проявила себя как истинная патриотка России.
Во время отъезда семьи Ростовых из Москвы Наташа добилась, чтобы подводы отдали для перевозки раненых солдат, а в их доме разместился госпиталь. Героиня Толстого по зову сердца навещает умирающего князя Андрея.
В эпилоге Толстой показывает нам Наташу через семь лет, когда она стала женой Пьера Безухова и матерью четверых детей. Писатель подчеркивает контраст между пустой светской жизнью и полной высокого смысла семейной жизнью.
Наташа спокойна и уверенна в себе, она идеальная жена и мать. Душа ее осталась прежней, в ней все те же чуткость, понимание, внимание к общественной жизни мужа.
Толстой был убежден, что воспитание детей и забота о семье – самое важное дело в жизни общества и лучше, мудрее, чем это сделает женщина, не сделает никто.
Источник: http://resoch.ru/natasha-rostova-lyubimaya-geroinya-tolstogo/
Почему наташа ростова — любимая героиня л. н. толстого
ПОЧЕМУ НАТАША РОСТОВА — ЛЮБИМАЯ ГЕРОИНЯ. В романе Толстого «Война и мир» одной из главных героинь является Наташа Ростова. В этой героине автор воплотил, по его мнению, идеал женщины. Толстой рисует Наташу в развитии, он прослеживает жизнь Наташи в разные годы, и, естественно, с годами меняются ее ощущения, ее восприятие жизни.
Впервые мы встречаем Наташу, когда эта маленькая тринадцатилетняя девочка, «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая», выбегает в гостиную и налетает на мать. Толстой всегда ценил в Наташе именно полноту жизни, желание жить интересно, полно и, главное, ежеминутно. Наташа не умеет ждать, ей все нужно сейчас, сразу.
Лев Толстой как бы противопоставляет живую, кипучую, всегда неожиданную Наташу холодной Элен, светской женщине, живущей по заведенным правилам, никогда не совершающей необдуманных поступков.
Элен никогда бы не позволила себе при Марье Дмитриевне, которую все боятся, спросить через весь стол, какое пирожное будет сегодня на ужин. Портретная характеристика дает возможность обнажить основные качества ее характера. Наташа жизнерадостна, естественна, непосредственна.
Чем старше она становится, чем быстрее из девочки превращается в девушку, тем больше она хочет, чтобы ею восхищались, чтобы ее любили, чтобы она была в центре внимания. Наташа любит себя и считает, что все должны ее любить, она говорит о себе: «что за прелесть эта Наташа».
И все действительно восхищаются ею, любят ее. Наташа, как лучик света в скучном и сером светском обществе.
Подчеркивая некрасивость Наташи, Толстой утверждает: не во внешней красоте дело. Важны богатства ее внутренней натуры: одаренность, способность понять, прийти на помощь, чуткость, тонкая интуиция. Наташу все любят, все желают ей добра, потому что сама Наташа всем делает только добро. Наташа живет не умом, а сердцем. Сердце редко обманывает.
И Николай, слушая ее голос, забывает обо всем, о своем проигрыше, о тяжелом разговоре с отцом, предстоящем ему, он только слушает чудный звук ее голоса и думает: «Что ж это такое?.. Что с ней сделалось? Как она поет нынче?.. Ну, Наташа, ну, голубчик! ну, матушка». И не один Николай зачарован ее голосом. Ведь голос Наташи обладал необыкновенными достоинствами.
«В голосе ее была та девственность, нетронутость, то незнание своих сил и та неотработанная еще бархатность, которые так соединялись с недостатками искусства пения, что казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его».
Взрослые, восхищаясь ее голосом, часто говорили, что он не обработан, хотя и хорош, но как только Наташа начинала петь, все слушали ее голос, и им хотелось, чтобы эти чудные мгновения длились вечно.
Наташа очень хорошо понимает Денисова, сделавшего ей предложение. Она жалеет его и понимает, что «он не хотел сказать, да уж нечаянно сказал». Наташа обладает искусством, которое дано не каждому. Она умеет сострадать.
Наташа, такая умная и проницательная, не поняла Анатоля Курагина и Элен и дорого заплатила за ошибку.
Наташа — воплощение любви, любовь — сущность ее характера.
Наташа — патриотка. Не задумываясь, она отдает все подводы под раненых, оставляя вещи, и не представляет, что можно поступить иначе в данной ситуации.
Наташе близок русский народ. Она любит народные песни, традиции, музыку. Из всего этого можно сделать вывод, что пылкая, живая, любящая, патриотическая Наташа способна на подвиг. Толстой дает нам понять, что Наташа поедет за декабристом Пьером в Сибирь. Разве это не подвиг?
В образе Наташи Ростовой Толстой воплотил все, что, по его мнению, должно быть присуще женщине. Он дал ей все те качества, которые необходимы человеку, те качества, которые сам автор ценит в людях, и в особенности в женщинах. Поэтому Наташа — любимая героиня Толстого, автора романа «Война и мир».
Источник: https://www.prepodka.net/pochemu-natasha-rostova-lyubimaya-geroinya-l-n-tolstogo/
Реферат: Любимая героиня Л.Н. Толстого
Реферат
по роману Л.Н.Толстого “Война и мир”
Тема: Любимая героиня Л.Н.Толстого
Ученика Х “А” средней школы №924
ЧерюноваДмитрия Викторовича
Оценка:
Число:
План
I Вступление.”Маленькая Наташа”.
II Основная часть. Любимица Толстого – Ростова
Наталья.
а) Наташина душа;
- б) Ангел-хранитель для окружающих;
- в) Самые интересные страницы романа – Наташиналюбовь;
- IIIЗаключение.
Сильная и красивая женщина — восхищениеТолстого.<\p>
— Речь пойдёт о любимой героинеТолстого, значит, о Наташе Ростовой? В ряду героинь Толстого есть одна, непросто героиня, а героиня идеологическая. Толстой любил Наташу, образ еёпоэтичен(хотя и не на всём протяжении книги), а прототипом Наташи былаобворожительная Т.А.Берс.
Впервые в романе мы встречаемся с Наташей на её же именинах.Мы видим молодую, энергичную, весёлую, с очаровательными глазами и одновременнонекрасивую тринадцатилетнюю девочку. Здесь она ведёт себя немного нагловато,чувствуя настроение других. И ничто ей не мешает в середине обеда сказать: “Мама!А какое пирожное будет?” Она знает, что это ей сойдет с рук.
Всё её великолепие видно наеё первом балу. Мы замечаем, что все её проступки исходят из неё самой, и онане волнуется о том, что думают о ней окружающие.
Но не трудно заметить, чтоТолстой представляет нам Наташу идеалом души. У Ростовой прекрасная душа!Любящая, сострадающая, понимающая. Она очень хорошо понимает внутреннеесостояние людей. Ведь душа Наташи-это само по себе целый роман, история жизни,а всё самое важное и главное проявляется в её душевных качествах и поступках.
Честно говоря, выбранная мною тема и простая, и сложная. Простая потому, чтоНаташина бесконечная любовь к жизни, к окружающим её людям, её реалистичность ипонятность каждому из нас, её детские мечты, радости сами раскрывают эту тему.Но, с другой стороны, понятие “человеческая душа” до того обширно и включает всебя столько разного, что тема навсегда может остаться нераскрытой.
И всё же япопытаюсь передать одухотворённость Наташи.
Наташа была самой любимой героиней Л.Толстого. Он -мастеризображения людских душ и характеров – воплотил в ней самые лучшие черты.Толстой, видимо, не считал свою героиню умной, расчётливой, приспособленной кжизни. Но её простота, одухотворённость сердца побеждали ум и хорошие манеры.
Несмотря на её внешность, некрасивость в детстве и юности (много раз Толстойподчёркивает беспощадно, что Наташа далеко не всегда красива), Наташапривлекала даже людей малознакомых, встретившихся по воле судьбы. А ведь этотак важно – быть для людей отдушиной, чем-то вроде ангела-хранителя, неприлагая к этому особых усилий.
Он чувствует, чтоэта самая жизнь прекрасна, что “вдруг весь мир для него сосредоточился вожидании следующей ноты, следующий фразы” Николай думает: “Всё это: инесчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь – всё вздор, а вот она –настоящее”<\p>
- Наташа, конечно, помогала людям не только в трудныхситуациях.
Она просто приносила им радость и счастье, давала возможностьвосхищаться собой и то же время делала это бескорыстно. Вспоминаетсязажигательная русская пляска в Отрадном.
Или ещё один эпизод. Опять Отрадное. Ночь. Наташа, душакоторой полна светлых поэтических чувств, просит Соню подойти к окну,вглядеться в необыкновенную красоту звёздного неба, вдохнуть запахи.
Она восклицает:”Ведь этакой прелестной ночиникогда не бывало!” Но Соня не понимает оживлённого, восторженного возбужденияНаташи. В ней нет такой божьей искры, которую воспел в любимой героине Толстой.
Соня добра, мила, честна иприветлива, она не совершает ни одного дурного поступка и несёт сквозь годысвою любовь к Николаю. Но такая девушка не интересна ни читателю ни автору.
”Пустоцвет”,-скажето ней Наташа, и в этом слове будет самая жестокая правда. Соня слишком хороша иправильна, не в пример Наташе.
Но, наверное, поэтому все, кто читает роман,влюбится в Наташу, а не в кого-нибудь другого, проникаются её чувствами идушевными переживаниями.
А теперь о самых интересных страницах романа. Наташа илюбовь. Они неразделимы. Любовь – это часть её души. Любовь к отцу и матери, кАндрею и Пьеру, к Николаю и Соне.
Оно было подвергнуто многимжизненным испытаниям, но выдержало, выстояло, сохранило глубину и нежность
Вспомнимвстречу Наташи и Андрея на балу. Кажется это любовь с первого взгляда. Но онибыли представлены друг другу. Точнее будет назвать это каким-то внезапным единением чувств и мыслейдвух малознакомых людей. Они поняли друг друга внезапно, с полувзгляда,почувствовали что-то объединяющее их обоих, соединились души.
КнязьАндрей помолодел рядом с Наташей. Он стал непринужденным и естественным рядом снею. А ведь из многих эпизодов романа видно, что Болконский мог оставатьсясамим собой лишь с очень немногими людьми. “Князь Андрей любил встречать всвете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа”.
У Белинского есть высказывание: “Человек был будет любопытнейшим явлением природы” Так вот, Наташа явиласьзагадкой для самой себя. Она порой не думала, что делала, а открываласьнавстречу чувствам, распахивая обнажённую душу. Но настоящая любовь все-такипобедила, проснулась в душе Наташи немного спустя.
Она поняла, что тот, когоона боготворила, кем восхищалась, кто был ей дорог, жил в её сердце всё этовремя. То было радостное и новое чувство, поглотившее Наташу целиком, вернувшее её к жизни. Не малую роль,мне кажется, в этом “возвращении” сыграл Пьер. Его “детская душа” была близкаНаташе.
И он был единственным, кто вносил радость и свет в дом Ростовых, когдаей было плохо, когда она мучилась угрызением совести, страдала, ненавидела себяза всё случившееся. Она не видела в глазах Пьера упрёка и негодования. Онбоготворил её, а Наташа была благодарна ему только за то, что он есть на светеи что он для неё единственное утешение.
И чтоже с того, что в ней угас прежний огонь? Она отдала его любимым людям, даввозможность другим согреться у этого огня. Наташа Ростова, по-моему, являетсясамым прекрасным женским образом в русской литературе, который необыкновеннодействителен и в то же время божествен.
Именно такой, должна быть женщина-мать. Итогда дети унаследуют только самые прекрасные родительские качества души исердца.
Толстой видел не одну Наташу. Он любил юную, открытую,светлую девочку и бесконечно преданно боготворил сильную и красивую женщину. Ивесь мир был, есть и будет согласен с ним.
Источник: https://ronl.org/referaty/literatura-lingvistika/44555/
Любимая героиня Л. Н. Толстого Война и мир Толстой Л. Н
Любимая героиня Л. Н. Толстого
Одни охарактеризованы очень бегло, другие представлены рельефно и выпукло, подвергнуты подробному психологическому анализу. Особенно подробно раскрывает Толстой характеры Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Про Наташу можно сказать, что она является любимицей писателя.
Наташа Ростова — один из самых обаятельных образов в романе.
Впервые мы с ней встречаемся на ее именинах. Перед нами предстает молодая, энергичная, веселая, с очаровательными глазами и одновременно некрасивая тринадцатилетняя девочка. Она ведет себя немного нагловато, чувствуя настроение других. И ничто ей не мешает в середине обеда сказать: “Мама! А какое пирожное будет?” Она знает, что это ей сойдет с рук.
На ее первом балу героиня предстает перед нами во всем великолепии. Мы замечаем, что ее поступки непосредственные, они исходят из глубины ее души. Наташа не волнуется о том, что думают о ней окружающие. Но мы видим, как к ней тянутся люди, как она привлекает внимание даже малознакомых. Эта девушка вдохновляет людей, делает их добрее, лучше, возвращает им любовь к жизни.
Доказательства тому мы находим во многих эпизодах романа. Например, когда Николай Ростов проиграл Долохову в карты, он вернулся домой расстроенный и раздраженный. Но пение Наташи, которое он услышал, заставляет его все забыть. Ее голос настолько завораживает, что “…
вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы…” И в этот момент Николай задумывается: “Все это: и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь — все вздор, а вот она — настоящее…
” Писатель не пытается сделать из своей героини интеллектуалку. М.
Горький говорил о Толстом: “Больше всего он говорил о Боге, о мужчине И женщине. К женщине, на мой взгляд, относится непримиримо враждебно и любит наказывать ее, — если она не Кити и не Наташа Ростова, женщина есть существо ограниченное”…
Да, видимо, так оно и есть. Но, с другой стороны, автор не рисует Наташу расчетливой, приспособленной к жизни. Он наделяет свою героиню другими качествами, такими, как простота, одухотворенность, романтизм. И этим она покоряет читателя романа.
Сравним Наташу с Элен Безуховой, женой Пьера.
Любимая героиня Толстого наделена прекрасной душой — трепетной, сострадающей, глубокой. Она очень хорошо понимает внутреннее состояние людей. Героиня Толстого помогала людям в трудных ситуациях.
Но кроме этого она просто приносила окружающим радость и счастье. Примером может служить зажигательная русская пляска в Отрадном.
Или же тот эпизод, где она любуется ночью необыкновенной красотой звездного неба. Наташа подзывает Соню к окну и восклицает: “Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало!” Мы видим, как оживилась любимая героиня Л. Н. Толстого при виде прекрасного.
Автор не зря обращает на это внимание, так как не каждый его персонаж наделен умением замечать красоту окружающего мира. Вот и Соня не понимает поведения Наташи. Эта девушка лишена чувства прекрасного. “Пустоцвет”, — скажет впоследствии о ней Толстой.
Случайно этот разговор услышал князь Андрей Болконский, который вот уже некоторое время “ушел в себя”. Этот разговор можно назвать началом возрождения Болконского к жизни. “Князь Андрей… любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка.
Таковой была Наташа”. Болконский стал непринужденным и естественным рядом с нею. Особенно глубоко романтичная натура Наташи Ростовой раскрывается в любви. Любовь — это часть ее души. Все поведение этой героини и ее внутренний мир подчиняются стремлению любить и быть любимой. Мне кажется, что она испытывает настоящие чувства к Андрею Болконскому.
Уже в первую их встречу на балу Толстой показывает единение душ и мыслей еще малознакомых людей. Андрей говорит себе: “…Ростова очень мила. Что-то в ней есть свежее, особенное, не петербургское, отличающее ее”.
Нельзя не сказать и о любви героини к матери, брату, Пьеру.
Ее любовь искренняя и в то же время разная. А чем же можно объяснить ее внезапную заинтересованность Анатолем? У Наташи изменчивый характер, в ней заметны простота, открытость, влюбчивость, доверчивость — все то, что составляет основу женственности. И она, уже долго тосковавшая по Андрею, почувствовала, что Курагин возвращает ее к жизни.
Но потом девушка понимает, что увлеклась пустым и бессердечным человеком. Наташа признает свою большую ошибку, за которую осуждает себя. В конце романа мы видим Ростову совсем другой: она замужем за Пьером, у них много детей. Наташа счастлива, хотя ее прежнее веселье куда-то ушло.
Не трудно заметить, что все свои силы она отдала на то, чтобы ее мужу и детям было хорошо.
Впрочем, “Толстой относится с братской любовью ко всем живым существам, — пишет о нем французский писатель Р. Роллан. — Он постигает их не извне, а изнутри, потому что он делается ими, потому что они — это он. Он отождествляет себя с каждым из действующих лиц, он живет в них; он не высказывается ни “за”, ни “против”; законы жизни заботятся об этом за него”.
Источник: http://historylib.net/lyubimaya-geroinya-l-n-tolstogo-vojna-i-mir-tolstoj-l-n/
Наташа Ростова – любимая героиня Л.Н.Толстого в романе «Война и мир»
Источник: https://poisk-ru.ru/s56246t5.html
Ссылка на основную публикацию
Поиск Лекций Прочитан роман, вновь и вновь листаем мы страницы «Войны и мира», перечитываем сцены, которые надолго остаются в памяти и которые вызвали к жизни немало поэтических строк. — С какими женскими образами мы встречались при изучении литературы ХIХ века? (Татьяна Ларина («Евгений Онегин» А. С. Пушкина), тургеневские девушки и женщины…) — Каков идеал женщины у Тургенева, Пушкина? Как писатели представляли ее роль в обществе? (Идеал Тургенева — свободная женщина, которая умеет любить и сама любима, стремится стать соратницей своего мужа, продолжательницей его дела. Она может определить свое место в жизни, решить свою судьбу. Это сильная натура, способная на самопожертвование. Она романтична. Это можно сказать и об Ольге Ильинской.) — А какой, на ваш взгляд, женский образ любим Толстым? (Наташа — идеал писателя.) — Почему Толстой больше всех других своих героинь любил Наташу? — «Люди, как реки…», — замечал автор. Как вы понимаете это? Остановимся на сценах, которые показывают героиню в самые яркие моменты ее жизни, когда особенно ощутима «диалектика души». Итак, первая встреча с Наташей. Прочтите описание ее по ведения, портретную характеристику. — В чем, по-вашему, прелесть героини, ее обаяние? (Впервые встречаемся с Наташей — тринадцатилетней девочкой, когда она «нечаянно, с нерасчитанного бега» вбежала в комнату, где сидели гости (см. иллюстрацию художника Шмаринова «Дети Ростовых»). Зачитывается портрет Наташи. Красива ли она? Нет, Толстой много раз это подчеркивает. Обаяние ее — в простоте, естественности. Наташа вся переполнена жаждой жизни, за один день своих именин успевает пережить и прочувствовать столько, что порой да же удивляешься: разве это возможно? Она стремится все делать сама, чувствовать за всех, все видеть, во всем участвовать. Именно такой предстает перед нами Наташа при первой встрече с нею. Вторая встреча с героиней. Наташина неистребимая жажда жизни каким-то образом влияла на людей, которые были рядом с нею. Князь Андрей приезжает по хозяйственным делам в Отрадное — имение Ростовых. Но вдруг случается нечто, что словно пробуждает его ото сна.) — Зачитайте отрывок со слов «Князь Андрей, невеселый…» до слов «…невольно с любопытством спрашивал себя князь Андрей…» (т. II, ч. III, гл. 2).
(Встретив впервые Наташу, он удивлен, встревожен: «Чему она так рада?», завидует умению девушки быть счастливой бездумно, как березка, которая встречается ему на пути в Отрадное, как всё, что живет и любит жизнь.) Ночь, проведенная в Отрадном, сыграла большую роль в судьбе Болконского. Она обострила восприятие того, что он увидел и почувствовал днем. Зачитать отрывок «Ночь в Отрадном» (т. II, ч. III, гл. 2), слушание «Лунной сонаты» Бетховена. Светлый, счастливый, поэтический мир Наташи помогает князю Андрею по-новому чувствовать, ощущать жизнь. — Каким нравственным критерием оценивает автор своих героев? (Писатель оценивает своих героев одним: насколько они близки к народу, к природе. Мы ни разу не видим ни Элен, ни А. П. Шерер, ни Жюли Карагину среди лугов, в поле или в лесу. Они словно застыли в неподвижности, их почти не касается понятие «люди, как реки…».) Вспомните эпизод «У дядюшки», без которого нельзя представить себе сущность героини: «…песня пробудила в душе Наташи что-то главное, исходное…» Зачитать сцену пляски (т. II, ч. IV, гл. 7) или просмотреть фрагмент видеофильма.
Первый бал Наташи — одна из ярких сцен романа. Волнение и тревога героини, первый выход в свет, желание быть приглашенной князем Андреем и танец с ним. Как хорошо, когда рядом окажется человек, который поймет тебя. В жизни Наташи таким человеком стал Пьер. Звучит вальс Наташи из оперы Сергея Прокофьева «Война и мир», на фоне музыки читается эпизод первого выхода героини в свет (т. II, ч. III, гл. 16-17).
— Как же дальше развиваются события? (Первый бал героини стал началом любви ее и князя Андрея, любви двух очень разных людей. Болконского пленила естественность Наташи: Князь Андрей, как все люди, выросшие в свете, любил встречать в свете то; что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа…») — Что же заставило князя Андрея отсрочить свадьбу на год? (Его отец поставил жесткое условие: отложить свадьбу на год, съездить за границу, полечиться.) — Зрелый человек, князь Андрей все же не посмел ослушаться отца. Или не захотел? Мог ли он не согласиться с такими условиями? (Мог, если бы был уверен в любви Наташи, если бы лучше понимал любимую. Он опять замкнулся в себе, в своих чувствах, а то, что чувствует Наташа, его не очень интересовало. Но в любви нельзя думать только о себе… Поистине, гордость Болконских и простота Ростовых не совместимы. Потому-то и не сможет Толстой оставить их вместе на всю жизнь.) — Почему Наташа увлеклась Анатолем Курагиным? (Полюбив, она желает счастье сейчас же, немедленно. Он должен быть с нею рядом всегда, везде. Любить каждую минуту и быть любимой — единственная ее потребность. Нет рядом князя Андрея, — значит, время останавливается. Проходят дни впустую. Не такова героиня Толстого, чтобы ждать своего часа. Каждую секунду бытия она должна чем-то наполнить. Отрицательную роль сыграл в этом и Пьер, который по-прежнему жил под одной крышей с Элен. А ведь Наташа верила ему, полагая, что такой человек, как граф Безухов, не смог бы соединить судьбу с плохой женщиной. Так, попав в окружение этой красивой светской львицы, Наташа невольно поддается его воздействию, любя Болконского, увлекается Курагиным, веря в то, что он человек благородный и женится на ней.) — Как вы расцениваете поступок Наташи? Вправе мы судить ее? (Сам Толстой говорил, что Наташа сыграла с ним такую шутку неожиданно для него. Увлечение Анатолем произошло из-за неистребимой потребности героини жить полно, любить, быть любимой. И это еще одно доказательство того, что перед нами не схема, а живой человек. Ему свойственно заблуждаться, искать, ошибаться.
Наташа сама судит себя. Она чувствует, что переступила нравственную черту, поступила нехорошо, неправильно. Но изменить обстоятельства уже не в силах. И героиня пишет записку княжне Марье, в которой пишет, что не может быть женой князя Андрея. Простить себе то мгновение, когда не смогла рассудком преодолеть погубившее ее чувство, она не сможет никогда. Такова ее сущность: все, что делает, делает искренне, честно. Жить, подчиняясь темным и слепым силам в себе, она никогда не сможет. Она сама себе беспощадный судья.) Чтобы проследить дальше течение реки жизни Наташи, обратимся к эпизодам «У постели умирающего князя Андрея» и «После смерти князя Андрея». — Что же возрождает Наташу к жизни? (Тяжело видеть ее страдания после смерти князя Андрея. Она, оторванная от семьи, чувствует себя очень одинокой. В жизни отца, мамы, Сони все оставалось по-прежнему благополучно. В ее же судьбе про изошло непоправимое. Разве могли они теперь быть вместе? Но вот горе обрушилось на всю семью — погиб Петя, мальчик, который и на войне играл в войну. Сначала Наташа, погруженная в себя, не поняла чувства матери. Поддерживая мать, Наташа сама возрождается к жизни. «… Любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни — любовь — еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь», — пишет Толстой. Итак, гибель брата, эта новая рана вызвала Наташу к жизни. Побеждает любовь к людям, стремление быть вместе с ними.) — Докажите, что Наташа Ростова — это настоящий русский характер, настоящая русская душа. (К Наташе хорошо относятся дворовые, несмотря на то, что больше всего поручений им дает именно она. Наташа рада, когда в дом приходят ряженые; вспомните ее пляску, восхищение дядюшкой, который «пел так, как поет народ». Эта девушка умела понять все, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке. Русскому характеру свойственен глубокий патриотизм. Эпизоды, в которых у Наташи проявляется это исконное чувство любви к родине: чтение Соней царского манифеста и Наташино волнение, ее слова «это совсем не шутка», заставляющие верить в силу, способную спасти Россию от Наполеона. И дочь искренне радуется тому, что раненые будут вывезены из Москвы.) Вспомните об отношении Наташи к природе, ее простоту, доброту, естественность. Музыка и пение — символы ее. Итак, мы видим, что Наташа соответствует тем критериям, которыми оценивает Толстой своих героев. Они — живые люди. Именно такова Наташа. В задуманном романе о вернувшемся с каторги декабристе Толстой хотел показать Пьера и Наташу мужем и женой (Лабазовы). С первых страниц работы над «Войной и миром» автор знал, что они предназначены друг для друга. Расскажите, какой показана Наташа в эпилоге. — Итак, кто же прав, те, кто упрекают Наташу в отсутствии стремления к эмансипации, или Толстой? — К чему пришла Наташа? Чего добилась в жизни? (Наташа Ростова много пережила; душевные страдания, конечно, изменили ее внешний облик, чувства стали глубже, проявление их более сдержанными. Да, женщина, которая предстает перед нами в конце романа, безразлична к проблемам женской эмансипации. Л. Н. Толстой показал Наташу в прекрасный период ее жизни, когда важнее ребенка для нее нет ничего. А ее отношение к мужу? Не все понимала она в деятельности Пьера, но он для нее — самый лучший, самый честный и справедливый. И хотя мы не во всем согласны с Толстым в трактовке этого женского образа, который был его идеалом, но с уверенностью можем сказать: многие поколения будут учиться у Наташи Ростовой ее умению делать добро, способности жить, любить, чувствовать красоту окружающего мира, быть верной женой, любящей матерью, растить достойных сынов и дочерей Отчизны. ДОПМАТЕРИАЛ «Я не жил прежде. Теперь только я живу». (Андрей) «У нее и характер плохой, и ума нет. И эдакое…». (Берг) «Эта девушка такое сокровище… Это редкая девушка». (Пьер) «Все любовались ею…» В центре — сама Наташа. Она как родник чистой воды в болоте — всё гнилое, нездоровое отталкивает к берегу: Берга — сразу; Анатоль Курагин на какое-то время вторгается в ее судьбу, но и он обречен… Борис Друбецкой, брат Николай, княжна Марья не делают погоды в ее жизни, но они рядом с нею, им хорошо возле нее. Борис хотел забыть Наташу, но увидел после разлуки — и не смог; брат Николай любуется ее русской натурой всю жизнь; она приятна княжне Марье, позже их свяжет крепкая дружба. Андрей и Пьер при помощи Наташи возрождаются, крепко встают на ноги, помогая и ее родничку окрепнуть. По-настоящему Наташа счастлива с Андреем, Пьером. Путь ее с Андреем не такой уж длинный, взаимовлияние прерывает его гибель, поэтому изгиб стрелки короче по сравнению с линией Пьера, которому идти с ней по жизни до конца. ü «Наташе, как почти всем Ростовым, свойственна душевная открытость, ясная искренность. У нее, кроме того, есть бесценный дар, принадлежащий только ей, — огромная душевная щедрость и чуткость…». ü «Сущность ее жизни — любовь», — сказано от автора о Наташе. Любовь, не нуждающаяся в самопожертвовании, как у Сони, требующая неустанного проявления, удовлетворения, но и дающая неизмеримо много, пробуждающая лучшее, «настоящее» в душах других людей.
Наташа в высшей степени обладает тем, чем позднее Чехов назовет особым человеческим талантом — чутьем к чужой боли. Вера в жизнь, в наслаждения жизни чудесным образом соединяются у нее с предельной и полной самоотдачей. Именно — не с бесплодным самопожертвованием, а с безграничной любовью, в которой заключен спасительный призыв к жизни. В образе Наташи воплощается одна из главных идей романа: красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды. Наташино счастье жизненно и человечно, потому что исключает «возможность зла, несчастия в горя» для всех. Ее наивный эгоизм не расчетлив. Щедр в мудр». Л. Опульская. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». 1987 ü «Образ Наташи в эпилоге не изменился. Графиня Ростова «удивлялась удивлению людей», не понимавших Наташи, и повторяла, что она всегда знала, что Наташа будет примерною женою и матерью». Знал это и автор, создавший Наташу и наделивший ее лучшими в его глазах качествами женщины. Душевный строй Наташи и вся ее жизнь в этот период воплощает заветный идеал Толстого: «цель супружества – семья». Наташе «нужен был муж. Муж был дан ей. И муж дал ей семью». Всем существом своим Наташа погрузилась в семью, и силы ее были устремлены на то, чтобы служить мужу в семье. Она чувствовала, что связь ее с мужем держалась не теми поэтическими чувствами, которые привлекали его к ней, а «чем-то другим, неопределенным, но твердым, как связь ее собственной души с телом». Связь эта выражалась в том, что Наташа знала «всю душу Пьера», а Пьер видел себя «отражением в своей жене». Разговаривая, они «с необыкновенной ясностью и быстротой» понимали мысли друг друга.
Э. Е. Зайденшнур. «Война и мир» Л. Н. Толстого. 1966 |