Ведь трудно найти что-то более непрактичное, чем смотреть на картины или слушать музыку. Поразмышлять на эту тему предлагают и школьникам.
Способ осмысления действительности , Другими формами этого осмысления являются:
- наука;
- религия;
- философия.
Если наука скрупулезно изучает явления действительного мира, фиксируя новые знания в формализованном виде рассуждений, то творческое осмысление преобразует реальность через создание чувственных образов.
Если в развитии науки можно проследить линейный прогресс — увеличение суммы знаний, то в искусстве это невозможно.
И в самом деле, чем живопись импрессионистов совершеннее, чем эпохи Возрождения? Казалось бы, ничем, но для появления картин Моне необходимо было, чтобы сначала появились произведения Тициана и Эль Греко.
И тем не менее тезис о преемственности и прогрессе в развитии этой сферы все же справедлив. Это и совершенствование техники и развитие понимания взаимоотношений человека и мира. Если творчество эпохи Ренессанса стремилось достичь максимальной передачи форм и явлений, искусство последующих эпох все больше приближалось к пониманию, что единой для всех реальности нет — она дробится на миллионы субъективных вселенных.
Субъективность, алогичность, связанность с глубинными слоями психики — вот открытия современного искусства.
Изменение взглядов на творчество
Одновременно с развитием искусства менялось и само понимание этого термина. В период классицизма аксиомой считалось, что творчество должно удовлетворять потребность человека в высоком и прекрасном. В то время, если в произведении выводились пороки, они обязательно подвергались осмеянию и поруганию, а добродетель торжествовала. Художник должен был удовлетворить тягу к прекрасному картиной на возвышенную и добропорядочную тему, а музыкант — гармоничным творением.
Ситуацию несколько изменил романтизм, соблазнительно показывая притягательность порока в сильных личностях. Критический реализм старался одинаково объективно показать и светлые, и темные стороны бытия. Причем в литературных произведениях реалистов добродетель, как это и бывает в жизни, чаще оказывалась в числе проигравших, нежели победителей. Особняком, но близко к критическому реализму стоял натурализм, с наслаждением описывавший те стороны действительности, что всегда считались низменными, животными.
Человек в искусстве эпохи Возрождения
... задачи : составить общие представления об эпохе Возрождения; описать творчество гуманистов, олицетворяющих эпоху Ренессанса; проанализировать образ человека в изобразительном искусстве Ренессанса. Объект исследования: характеристика гуманистических принципов эпохи Возрождения на примере творчества философов и художников Италии. Методы ...
Всплеск модерна вызвал появление новых направлений:
- импрессионистов;
- футуристов;
- кубистов.
Но при этом он неразрывно связан с резким научно-технологическим броском конца 19 — начала 20 века. С одной стороны, новые достижения психологии, и прежде всего, фрейдизм, открыли в человеке неизведанные темные глубины. С другой стороны, господство технологий при кажущемся усложнении жизни упрощало ее. Ведь весь технический прогресс базировался на предельно простой и механистичной картине мира, построенной Исааком Ньютоном.
Этот механицизм пытались применить не только в физике и математике, но и в сложнейшей сфере общественного устройства, создавая научные теории счастья для всего человечества.
Возможно, с этим связано нарочитое упрощение, низводящее натуру до цветовых пятен и квадратов, а литературу — до бессвязных фраз. Впрочем, некоторые критики считали новые форматы искусства, напротив, очень древними, восходящими к символизму первобытных обрядов.
Истоки появления
Ответить, что же такое подлинное искусство, невозможно без обращения к прошлому, к тому моменту, когда это явление появилось. Необходимо опуститься по исторической шкале к эпохе первобытного общества. Именно там видны первые проявления искусства. От них осталось не так много — наскальные изображения, украшения. Например, ожерелье из раковин, найденное в Южной Африке. Его возраст оценивается в 75 тысяч лет, оно считается древнейшим украшением, созданным человеческими руками.
Однако составить более подробное мнение о первобытном искусстве позволяет изучение песен, танцев, обрядов, художественной деятельности племен, находящихся на первобытном уровне. Исследования ученых позволили сделать вывод, что на ранней стадии развития человечества искусство синкретично, то есть не разделено с другими видами осмысления действительности — донаучным познанием, магией, религией.
Появляются профессиональные деятели искусства:
- художники;
- скульпторы;
- музыканты;
- драматурги;
- актеры;
- писатели.
Именно в античное время оформляются все известные виды искусств: музыка, хореография, поэзия и проза, живопись и скульптура, театр.
Длительное время именно античное считалось образцом настоящего искусства, мастерством, которому нужно следовать и подражать. Действительно, во многих смыслах оно достигло технического совершенства, например, в изображении человеческого тела.
От натурализма к духовности , Монотеизм последовательно отрицал значимость человеческих чувств
Можно заметить, как предельно реалистичный римский портрет сменялся византийской иконописью с ее символизмом, сверхчеловечностью, и … явно видимым несовершенством изобразительных средств. Конечно, во многом это следствие экономических и политических факторов. Но стоит отметить, что в отличие от Западной Римской империи, где античная традиция была прервана нашествием варваров, Византия является прямой правопреемницей Рима, и следовательно, должна была сохранить высокую культуру последнего. Однако этого не случилось.
Кинематограф как вид искусства. Прошлое, настоящее и будущее
... является выявление связи кинематографа с искусством и изучение его истории. Для достижение поставленной в курсовой работе ... виды движения (например, море, работающие кузнецы, гимнаст, завтрак ребенка, просто уличные сценки, разрушение стены - последний сюжет ... фильмы Эдисона - Диксона), но первым в истории кино фильмом со вполне законченной повествовательной структурой, соответствующей всем ...
Можно ли на этом основании говорить, что настоящим было античное искусство, а сменившее его средневековое — нет? Отнюдь.
Если вспомнить шедевры средневекового эпоса: Беовульфа, Песнь о Нибелунгах, Роланда и Сида, то их принадлежность к настоящему искусству слова неоспорима. Изображения средневековых художников могут быть наивны, но абсолютно жизненны.
Два основных признака
Так что же такое истинное творчество? Это способ освоения действительности, порождающий эмоциональный отклик в человеке.
Если взять за основу именно такую трактовку, сразу же находится различие между произведениями гения и трудами графомана. Гениальные творения порождают огромный эмоциональный отклик. Вся читающая Европа читала и перечитывала похождения благородного идальго дон Кихота Ламанчского.
Вся читающая Россия перечитывала «Преступление и наказание» Достоевского. Каждый образованный грек знал «Илиаду». И таких примеров можно привести великое множество. В противоположность этому огромное количество произведений добросовестных, но бесталанных подражателей не нашли своего читателя и канули в Лету.
произведения художников-новаторов
Черный квадрат, который мог бы написать на листе бумаги любой ребенок, вряд ли привлек бы к себе такое внимание. В случае же с Малевичем большое значение имеет бэкграунд. Слишком хорошо известно, кем является автор, и этот аргумент перевешивает все остальные.
Истинно человеческое
Есть еще одна черта, свойственная истинному творчеству — его гуманность. Искусство может показывать темные стороны человеческой жизни, ее беспросветную и безрадостную действительность. Но картины того, как живет человек, безусловно талантливые, вовсе не означают, что именно так он и должен жить.
Протест против зла, серости, никчемности — гуманистическое составляющее настоящего искусства. Постулатом является то, что бесчеловечного искусства, проповедующего верховенство зла, не бывает. Хотя попытки создания таких произведений, разумеется, были. В этом великая загадка настоящего искусства.
Ведь, казалось бы, с помощью формальных средств можно было бы добиться такой же выразительности в изображении зла, как и добра. Но совершенство форм вовсе не значит наличие сопереживания. И даже идеально нарисованное зло вызывает в человеческой душе реакцию отторжения, точно так же, как декабрьский холод вызывает озноб.
пробуждает в душе человека эмоциональный отклик
Исинное творчество — это то, что вызывает смех и слезы, заставляет душу трудиться и подниматься на более высокие ступени развития.
И очень важно, что человечество с самых древних времен ощущает в этом потребность и не вспоминает о творчестве, когда нужно сдать ЕГЭ или ОГЭ.
20 стр., 9773 словОсобенности развития музыкальности учащихся хореографического ...
... о мире, то музыкально-танцевальное искусство вызывает эмоциональный отклик, связанный с преображенными в ... эмоционально-творческого познания. Вне музыкальности невозможно добиться проявления подлинно художественного хореографического творчества. Изложенное определило актуальность темы исследования: «Особенности развития музыкальности учащихся хореографического отделения в детской школе искусств». ...