Занятие № 3. Создание образца сочинения-рассуждения

Сочинение

3. Создание образца сочинения — рассуждения 15.3

Цели и задачи: представить методику работы с учениками над сочинением 15.3; формировать базу дидактических материалов

В процессе последовательной, систематической работы по развитию речи, осуществляющейся в течение нескольких лет обучения русскому языку в школе, учащиеся к 9 классу выработали умение писать сочинение-рассуждение. Они усвоили знания о назначении этого типа текста, композиции, средствах связи предложений в нём. Эти знания и умения ребята многократно применяли, когда выполняли разнообразные упражнения, писали сочинения-рассуждения о роли книги и чтения, занятий спортом, важности выбора профессии и т.д.

В ходе специальной подготовки девятиклассники познакомились с содержанием экзаменационного сочинения, требованиями к нему, критериями оценивания, получили рекомендации по подготовке к этому заданию. Учитель организует совместную работу по написанию сочинения на материале открытого банка заданий ФИПИ. Заботясь о том, чтобы с творческим заданием справились и самые слабые ученики, словесники часто создают шаблоны – модели с чётким описанием структуры сочинения, универсальными фразами, рекомендуют ребятам, демонстрируют их применение на практике. Отношение к таким шаблонам неоднозначное, т.к., с одной стороны, они действительно оказывают существенную помощь в обучении написанию экзаменационного сочинения, особенно это важно для слабых учеников, с другой – порождают поток однообразных, формальных, безликих работ, формируют неприятные стереотипы, перекладываемые и на ситуации, не связанные с экзаменом. В таком случае всегда следует замечать, что предложенные модели – отправная точка, просто рекомендация, а не обязательное к исполнению требование, что думающий ученик всегда найдёт возможность свободно выразить свою мысль, при этом не забывая о необходимости продумывать, как построить своё суждение.

Итак, повторим, что ученики знают о содержании задания 15.3, требованиях к нему, представим это в форме, например, такой модели:

Абзацы

Структура и содержание

Универсальные фразы

Замечания

1

Тезис: определение понятия, комментарий к нему (оценка актуальности, важности явления или свойства, названного в теме сочинения, слово об их месте в нашей жизни и проявлении)

1) — это

2) «переходные мостики»: Для подтверждения своей мысли приведу примеры. Свои суждения хочу подкрепить примерами из текста и из жизни

3 стр., 1281 слов

Обучение сочинению-описанию с элементами рассуждения «Вещь, ...

... чтобы создать такую замечательную вещь, то есть будем писать сочинение с элементами рассуждения. Начало сочинения Как начать сочинение? В качестве разминки проведем небольшое тренировочное упражнение (все задания ... из русской сказки. Эти предложения ребята смогут использовать как начало сочинения. Описание Снегурочки Ребятам предлагается заполнить таблицу, чтобы набрать необходимый материал к ...

До 4 предл.

Тире при определении!

Аргументы

2

Пример из текста

В качестве примера можно опереться на ..ое предложение.

Свою мысль хочу подтвердить предложением 12.

Не пересказывать и не переписывать текст!

3

Пример из жизненного опыта

Также можно привести пример из жизни.

И в жизни достаточно примеров

Развёрнутое описание

4

Вывод

Всё сказанное подтверждает мою мысль о том, что

Завершая своё размышление, хочу подчеркнуть, что

Переформулировать и более кратко передать мысль 1 части

Предложим классу создать сочинение-рассуждение «Как вы понимаете слово «мотивация?» по тексту.

Том появился на тротуаре с ведром известки и длинной кистью в рукахТридцать ярдов дощатого забора в девять футов вышиной! Жизнь показалась ему пустой, а существование – тяжким бременем. Вздыхая, он окунул кисть в ведро и провел ею по верхней доске забора, повторил эту операцию, проделал ее снова и уселся на загородку под дерево в полном унынии Он начал думать о том, как весело рассчитывал провести этот день, и скорбь его умножилась. Скоро другие мальчишки пойдут из дому в разные интересные места и поднимут Тома на смех за то, что его заставили работать, – одна эта мысль жгла его, как огнем

Он взялся за кисть и продолжал не торопясь работать. Скоро из-за угла показался Бен Роджерс – тот самый мальчик, чьих насмешек Том боялся больше всего на свете. Походка у Бена была легкая, подпрыгивающая – верное доказательство того, что и на сердце у него легко, и от жизни он ждет самого лучшего. Он жевал яблоко и время от времени издавал протяжный, мелодичный гудок: Бен изображал собой пароход

Том по-прежнему белил забор, не обращая на пароход никакого внимания Бен сказал:

  • Что, старик, работать приходится, а?

Том круто обернулся и сказал:

  • А, это ты, Бен? Я и не заметил.
  • Слушай, я иду купаться.

А ты не хочешь? Да нет, ты, конечно, поработаешь? Ну, само собой, работать куда интересней.

Том пристально посмотрел на Бена и спросил:

  • Что ты называешь работой? Что ж, может, работа, а может, и не работа. Я знаю только одно – Тому Сойеру она по душе.
  • Да брось ты, уж будто бы тебе так нравится белить!

Кисть все так же равномерно двигалась по забору.

  • Нравится? А почему же нет? Небось не каждый день нашему брату достается белить забор.

Бен следил за каждым его движением, проявляя все больше и больше интереса к делу.

  • Слушай, Том, дай мне побелить немножко.

Том задумался и сначала как будто готов был согласиться, а потом вдруг передумал:

  • Нет, Бен, все равно ничего не выйдет. Тетя Полли прямо трясется над этим забором;
  • понимаешь, он выходит на улицу – если б это была та сторона, что во двор, она бы и слова не сказала, да и я тоже.
  • Да что ты? Слушай, пусти хоть попробовать, хоть чуть-чуть. Том, я бы тебя пустил, если б ты был на моем месте.
  • Бен, я бы с радостью, честное индейское! Да ведь как быть с тетей Полли? Джиму тоже хотелось покрасить, а она не позволила.

Сиду хотелось, она и Сиду не позволила. Видишь, какие дела? Ну-ка возьмешься ты белить забор, а вдруг что-нибудь

8 стр., 3731 слов

Психофизиология мотивации

... устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. В любой мотивации необходимо различать две составляющие: энергетическую и направляющую. Первая ... активность нейронов различных уровней мозга — в регулярную.           Доминирующая мотивация отражается в характерном распределении межстимульных интервалов у нейронов различных ...

  • Да что ты, Том, я же буду стараться. Ну, пусти, я попробую. Слушай, я тебе дам серединку от яблока.
  • Ну, ладно Хотя нет, Бен, лучше не надо.

Я боюсь.

  • Я все яблоко тебе отдам!

Том выпустил кисть из рук с виду не очень охотно, зато с ликованием в душе. И пока бывший пароход «Большая Миссури» трудился в поте лица на солнцепеке, удалившийся от дел художник, сидя в тени на бочонке, болтал ногами, жевал яблоко и обдумывал дальнейший план «избиения младенцев». За ним дело не стало. Мальчики ежеминутно пробегали по улице; они подходили, чтобы посмеяться над Томом, – и оставались белить забор. Когда Бен выдохся, Том продал следующую очередь Билли Фишеру за подержанного бумажного змея, а когда тот устал белить, Джонни Миллер купил очередь за дохлую крысу с веревочкой, чтобы удобней было вертеть, и т.д. и т.д., час за часом. К середине дня из бедного мальчика, близкого к нищете, Том стал богачом и буквально утопал в роскоши Том отлично провел все это время, ничего не делая и веселясь. А забор был покрыт известкой в три слоя! Если б у него не кончилась известка, он разорил бы всех мальчишек в городе.

Том подумал, что жить на свете не так уж плохо. Сам того не подозревая, он открыл великий закон, управляющий человеческими действиями, а именно: для того, чтобы мальчику или взрослому захотелось чего-нибудь, нужно только одно – чтобы этого было нелегко добиться. (По М.Твену)

Начнём со словарной работы. Слово «мотивация» непростое, представляет область психологии. Выясним, как ученики понимают его значение. Узнаем точное определение слова в толковых и специальных словарях. Удобно пользоваться интернет-ресурсами, представляющими подборку толкований сразу из разных источников. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Толковый словарь С.И.Ожегова

Мотивация МОТИВИРОВАТЬ, Ирую, Ируешь; сов. и несов., что чем. Привести (иводить) мотивы, доводы в пользу чего-н. М. свой отказ болезнью.

Мотив-а,м. 1. Побудительная причина, повод к какому-н. действию. По литым мотивам. Важный м. 2. Довод в пользу чего-н.

Толковый словарь Д.Ушакова

МОТИВА

·ЦИЯ, мотивации, ·жен. (·книж. ).

1. Система доводов, аргументов в пользу чего-нибудь, мотивировка.

2. Совокупность мотивов, обусловливающих тот или иной поступок (псих.).

Толковый словарь психиатрических терминов

Мотивация (англ. motive – повод, мотив, побуждение).

Мотивы, побуждающие к деятельности, вызывающие активность организма, определяющие ее направленность.

Анализируем способы толкования значения слова, обращаем внимание на отсылку к слову «мотив». Конечно, задание не требует от школьников научного, точного, как в словарях, определения понятия, потому и формулируется задание 15.3 так: «Как вы понимаете слово «?» Но всё же следует выявить основное в трактовках содержания понятия, правильно и доступно сформулировать определение, например: мотивация – это внутреннее побуждение к действию, то, что подталкивает человека к активной деятельности, поступкам.

34 стр., 16580 слов

Конспект по немецкому языку «За здоровый образ жизни». ...

... ли люди здоровый образ жизни. Каждому дают совет, используя инфинитивную группу statt…zu. Составление мини-диалогов, с целью определения, здоровы ли учащиеся ... Урок немецкого языка по теме "ЗОЖ" Урок немецкого языка в 9 классе Тема: “Здоровый образ жизни” Цель урока: Средствами немецкого ... учащиеся выполняют упражнение (заполняют таблицу). Класс делится на две группы: Врачи и пациенты. Пациенты задают ...

Напомним, что определение должно быть прокомментировано. Комментарий поможет уточнить понятие, сделать его восприятие доступным, понятным, представит место и значение обозначенного им явления в нашей жизни.

Определение и комментарий составят тезис сочинения. Можно выяснить мнение ребят, как начинать сочинение – дать определение или подвести к нему. Мнения могут быть разными.

Поработаем над примерами. Первый пример берём из текста. Текстовый материал удачный: Том сумел так представить скучную работу по покраске забора, что за неё даже стали бороться, предлагая ценные для мальчишек вещи, забыв об отдыхе. Хитрец привёл доводы, убедившие ребят, что они и не работой заняты, при этом поиграл их самолюбием: не каждому может быть доверена эта работа, да это и не работа – искусство!

Подумаем над примерами из жизненного опыта. Ребята охотно расскажут о том, что их, например, заставило серьёзно заниматься спортом, или взяться за учёбу, или устроиться летом на работу и т.д.

Напомним ребятам о необходимости подвести итоги рассуждения, завершить сочинение выводом. Вспомним, о чём говорили вначале, сформулируем эту мысль более лаконично.

Поэтапно прорабатывая материал, делаем записи в тетрадях, тщательно формулируя предложения. Опираемся на модель из таблицы. Получаем образец, на который ребята смогут ориентироваться в дальнейшей самостоятельной работе.

Итак, приведём получившийся образец сочинения-рассуждения «Как вы понимаете слово «мотивация»?

Часто нам в жизни приходится сталкиваться с делами, которые неинтересны, трудны, но которые необходимо выполнить. Преодолевая лень, сложности, мы находим для себя доводы, чтобы сделать требуемое. Так проявляет себя мотивация. Как я понимаю, мотивация — это внутреннее побуждение к действию, то, что подталкивает человека к активной деятельности, поступкам, помогает ему совершенствоваться и преодолевать трудности. Свои суждения хочу подкрепить примерами из текста и из жизни.

Так, Том Сойер сумел убедить ребят, что покраска забора – подлинное искусство, занятие, приносящее удовольствие и достойное самых лучших. И вот они, не жалея своих «сокровищ», борются за право покрасить забор, трудятся, забыв про отдых. Герой М.Твена мастерски мотивировал ребят к труду.

Также можно привести пример из жизни. В будущем я хочу стать учителем физкультуры, поэтому мне сейчас нужна хорошая физическая подготовка. Но спортом мне было лень заниматься. Тогда я задумалась о том, какую пользу принесёт спорт. Упражнения улучшают фигуру, укрепляют здоровье. Эти доводы мне помогли начать тренироваться.

Иногда человеку просто не хватает мотивации, чтобы начать путь к своей цели, преодолеть трудности. Нужно просто найти то, что тебя вдохновит, подтолкнёт к действию.

По завершении записи учитель проговорит, как в соответствии с критериями было бы оценено сочинение. Этот комментарий послужит примером для выработки у учеников самоконтроля.

1 стр., 436 слов

Сочинение стиль жизни какой мне ближе

... несмотря на все различия между людьми, стиль жизни должен быть выстроен исходя из принципов гуманности и взаимопомощи, ведь только так можно добиться гармонии человека с обществом. ` Стиль жизни Популярные сочинения ... говорит о том, что на принятие решений человеком влияют такие факторы, как воспитание, окружающая среда и отношение людей. Благодаря этому, выстраивается стиль жизни личности, а также, ...

В качестве домашнего задания предлагаем ученикам написать сочинение-рассуждение по любому тексту из открытого банка ФИПИ. При его проверке в классе проводим анализ, оценивание по критериям. Лучшие работы сохраняем и демонстрируем как материалы-помощники, оформляем папку «Образцы сочинений по нравственному понятию задания 15.3».

15