Занятие № 3. Создание образца сочинения-рассуждения

Сочинение

3. Создание образца сочинения — рассуждения 15.3

Цели и задачи: представить методику работы с учениками над сочинением 15.3; формировать базу дидактических материалов

В процессе последовательной, систематической работы по развитию речи, осуществляющейся в течение нескольких лет обучения русскому языку в школе, учащиеся к 9 классу выработали умение писать сочинение-рассуждение. Они усвоили знания о назначении этого типа текста, композиции, средствах связи предложений в нём. Эти знания и умения ребята многократно применяли, когда выполняли разнообразные упражнения, писали сочинения-рассуждения о роли книги и чтения, занятий спортом, важности выбора профессии и т.д.

В ходе специальной подготовки девятиклассники познакомились с содержанием экзаменационного сочинения, требованиями к нему, критериями оценивания, получили рекомендации по подготовке к этому заданию. Учитель организует совместную работу по написанию сочинения на материале открытого банка заданий ФИПИ. Заботясь о том, чтобы с творческим заданием справились и самые слабые ученики, словесники часто создают шаблоны – модели с чётким описанием структуры сочинения, универсальными фразами, рекомендуют ребятам, демонстрируют их применение на практике. Отношение к таким шаблонам неоднозначное, т.к., с одной стороны, они действительно оказывают существенную помощь в обучении написанию экзаменационного сочинения, особенно это важно для слабых учеников, с другой – порождают поток однообразных, формальных, безликих работ, формируют неприятные стереотипы, перекладываемые и на ситуации, не связанные с экзаменом. В таком случае всегда следует замечать, что предложенные модели – отправная точка, просто рекомендация, а не обязательное к исполнению требование, что думающий ученик всегда найдёт возможность свободно выразить свою мысль, при этом не забывая о необходимости продумывать, как построить своё суждение.

Итак, повторим, что ученики знают о содержании задания 15.3, требованиях к нему, представим это в форме, например, такой модели:

Абзацы

Структура и содержание

Универсальные фразы

Замечания

1

Тезис: определение понятия, комментарий к нему (оценка актуальности, важности явления или свойства, названного в теме сочинения, слово об их месте в нашей жизни и проявлении)

1) — это

2) «переходные мостики»: Для подтверждения своей мысли приведу примеры. Свои суждения хочу подкрепить примерами из текста и из жизни

3 стр., 1281 слов

Обучение сочинению-описанию с элементами рассуждения «Вещь, ...

... обладать, чтобы создать такую замечательную вещь, то есть будем писать сочинение с элементами рассуждения. Начало сочинения Как начать сочинение? В качестве разминки проведем небольшое тренировочное упражнение (все задания ... культуре. Объявление темы Ребята, вы уже хорошо знаете, что такое сочинение-описание. Сегодня мы с вами будем описывать предмет, а именно деревянную Снегурочку, похожую на ...

До 4 предл.

Тире при определении!

Аргументы

2

Пример из текста

В качестве примера можно опереться на ..ое предложение.

Свою мысль хочу подтвердить предложением 12.

Не пересказывать и не переписывать текст!

3

Пример из жизненного опыта

Также можно привести пример из жизни.

И в жизни достаточно примеров

Развёрнутое описание

4

Вывод

Всё сказанное подтверждает мою мысль о том, что

Завершая своё размышление, хочу подчеркнуть, что

Переформулировать и более кратко передать мысль 1 части

Предложим классу создать сочинение-рассуждение «Как вы понимаете слово «мотивация?» по тексту.

Том появился на тротуаре с ведром известки и длинной кистью в рукахТридцать ярдов дощатого забора в девять футов вышиной! Жизнь показалась ему пустой, а существование – тяжким бременем. Вздыхая, он окунул кисть в ведро и провел ею по верхней доске забора, повторил эту операцию, проделал ее снова и уселся на загородку под дерево в полном унынии Он начал думать о том, как весело рассчитывал провести этот день, и скорбь его умножилась. Скоро другие мальчишки пойдут из дому в разные интересные места и поднимут Тома на смех за то, что его заставили работать, – одна эта мысль жгла его, как огнем

Он взялся за кисть и продолжал не торопясь работать. Скоро из-за угла показался Бен Роджерс – тот самый мальчик, чьих насмешек Том боялся больше всего на свете. Походка у Бена была легкая, подпрыгивающая – верное доказательство того, что и на сердце у него легко, и от жизни он ждет самого лучшего. Он жевал яблоко и время от времени издавал протяжный, мелодичный гудок: Бен изображал собой пароход

Том по-прежнему белил забор, не обращая на пароход никакого внимания Бен сказал:

  • Что, старик, работать приходится, а?

Том круто обернулся и сказал:

  • А, это ты, Бен? Я и не заметил.
  • Слушай, я иду купаться.

А ты не хочешь? Да нет, ты, конечно, поработаешь? Ну, само собой, работать куда интересней.

Том пристально посмотрел на Бена и спросил:

  • Что ты называешь работой? Что ж, может, работа, а может, и не работа. Я знаю только одно – Тому Сойеру она по душе.
  • Да брось ты, уж будто бы тебе так нравится белить!

Кисть все так же равномерно двигалась по забору.

  • Нравится? А почему же нет? Небось не каждый день нашему брату достается белить забор.

Бен следил за каждым его движением, проявляя все больше и больше интереса к делу.

  • Слушай, Том, дай мне побелить немножко.

Том задумался и сначала как будто готов был согласиться, а потом вдруг передумал:

  • Нет, Бен, все равно ничего не выйдет. Тетя Полли прямо трясется над этим забором;
  • понимаешь, он выходит на улицу – если б это была та сторона, что во двор, она бы и слова не сказала, да и я тоже.
  • Да что ты? Слушай, пусти хоть попробовать, хоть чуть-чуть. Том, я бы тебя пустил, если б ты был на моем месте.
  • Бен, я бы с радостью, честное индейское! Да ведь как быть с тетей Полли? Джиму тоже хотелось покрасить, а она не позволила.

Сиду хотелось, она и Сиду не позволила. Видишь, какие дела? Ну-ка возьмешься ты белить забор, а вдруг что-нибудь

3 стр., 1246 слов

Урок творчества в 8-м классе. по воображению «Слушая пьесу ...

... ”) и музыкой Н.Римского-Корсакова (к этой сказке.)) Подготовка к сочинению. Задание перед 1-м прослушиванием музыки: Какую картину вы представляете, слушая музыку Сен-Санса? Что вы представляете? Делайте записи своих чувств, мыслей, своей ...

  • Да что ты, Том, я же буду стараться. Ну, пусти, я попробую. Слушай, я тебе дам серединку от яблока.
  • Ну, ладно Хотя нет, Бен, лучше не надо.

Я боюсь.

  • Я все яблоко тебе отдам!

Том выпустил кисть из рук с виду не очень охотно, зато с ликованием в душе. И пока бывший пароход «Большая Миссури» трудился в поте лица на солнцепеке, удалившийся от дел художник, сидя в тени на бочонке, болтал ногами, жевал яблоко и обдумывал дальнейший план «избиения младенцев». За ним дело не стало. Мальчики ежеминутно пробегали по улице; они подходили, чтобы посмеяться над Томом, – и оставались белить забор. Когда Бен выдохся, Том продал следующую очередь Билли Фишеру за подержанного бумажного змея, а когда тот устал белить, Джонни Миллер купил очередь за дохлую крысу с веревочкой, чтобы удобней было вертеть, и т.д. и т.д., час за часом. К середине дня из бедного мальчика, близкого к нищете, Том стал богачом и буквально утопал в роскоши Том отлично провел все это время, ничего не делая и веселясь. А забор был покрыт известкой в три слоя! Если б у него не кончилась известка, он разорил бы всех мальчишек в городе.

Том подумал, что жить на свете не так уж плохо. Сам того не подозревая, он открыл великий закон, управляющий человеческими действиями, а именно: для того, чтобы мальчику или взрослому захотелось чего-нибудь, нужно только одно – чтобы этого было нелегко добиться. (По М.Твену)

Начнём со словарной работы. Слово «мотивация» непростое, представляет область психологии. Выясним, как ученики понимают его значение. Узнаем точное определение слова в толковых и специальных словарях. Удобно пользоваться интернет-ресурсами, представляющими подборку толкований сразу из разных источников. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Толковый словарь С.И.Ожегова

Мотивация МОТИВИРОВАТЬ, Ирую, Ируешь; сов. и несов., что чем. Привести (иводить) мотивы, доводы в пользу чего-н. М. свой отказ болезнью.

Мотив-а,м. 1. Побудительная причина, повод к какому-н. действию. По литым мотивам. Важный м. 2. Довод в пользу чего-н.

Толковый словарь Д.Ушакова

МОТИВА

·ЦИЯ, мотивации, ·жен. (·книж. ).

1. Система доводов, аргументов в пользу чего-нибудь, мотивировка.

2. Совокупность мотивов, обусловливающих тот или иной поступок (псих.).

Толковый словарь психиатрических терминов

Мотивация (англ. motive – повод, мотив, побуждение).

Мотивы, побуждающие к деятельности, вызывающие активность организма, определяющие ее направленность.

Анализируем способы толкования значения слова, обращаем внимание на отсылку к слову «мотив». Конечно, задание не требует от школьников научного, точного, как в словарях, определения понятия, потому и формулируется задание 15.3 так: «Как вы понимаете слово «?» Но всё же следует выявить основное в трактовках содержания понятия, правильно и доступно сформулировать определение, например: мотивация – это внутреннее побуждение к действию, то, что подталкивает человека к активной деятельности, поступкам.

2 стр., 552 слов

Что такое мотивация сочинение рассуждение

... с улыбкой и идти навстречу всем трудностям, что встретятся на пути. Мотивация к действию Часто людям не хватает элементарной веры в ... (спорт — это отличный вариант, чтобы развить в себе такие качества, как упорство, выносливость. терпимость). В-четвертых, Нужно двигаться ... сделать что-либо. С этим нужно бороться. Как? Постепенно. Во-первых, создать свое будущее (можно написать целое сочинение, которое ...

Напомним, что определение должно быть прокомментировано. Комментарий поможет уточнить понятие, сделать его восприятие доступным, понятным, представит место и значение обозначенного им явления в нашей жизни.

Определение и комментарий составят тезис сочинения. Можно выяснить мнение ребят, как начинать сочинение – дать определение или подвести к нему. Мнения могут быть разными.

Поработаем над примерами. Первый пример берём из текста. Текстовый материал удачный: Том сумел так представить скучную работу по покраске забора, что за неё даже стали бороться, предлагая ценные для мальчишек вещи, забыв об отдыхе. Хитрец привёл доводы, убедившие ребят, что они и не работой заняты, при этом поиграл их самолюбием: не каждому может быть доверена эта работа, да это и не работа – искусство!

Подумаем над примерами из жизненного опыта. Ребята охотно расскажут о том, что их, например, заставило серьёзно заниматься спортом, или взяться за учёбу, или устроиться летом на работу и т.д.

Напомним ребятам о необходимости подвести итоги рассуждения, завершить сочинение выводом. Вспомним, о чём говорили вначале, сформулируем эту мысль более лаконично.

Поэтапно прорабатывая материал, делаем записи в тетрадях, тщательно формулируя предложения. Опираемся на модель из таблицы. Получаем образец, на который ребята смогут ориентироваться в дальнейшей самостоятельной работе.

Итак, приведём получившийся образец сочинения-рассуждения «Как вы понимаете слово «мотивация»?

Часто нам в жизни приходится сталкиваться с делами, которые неинтересны, трудны, но которые необходимо выполнить. Преодолевая лень, сложности, мы находим для себя доводы, чтобы сделать требуемое. Так проявляет себя мотивация. Как я понимаю, мотивация — это внутреннее побуждение к действию, то, что подталкивает человека к активной деятельности, поступкам, помогает ему совершенствоваться и преодолевать трудности. Свои суждения хочу подкрепить примерами из текста и из жизни.

Так, Том Сойер сумел убедить ребят, что покраска забора – подлинное искусство, занятие, приносящее удовольствие и достойное самых лучших. И вот они, не жалея своих «сокровищ», борются за право покрасить забор, трудятся, забыв про отдых. Герой М.Твена мастерски мотивировал ребят к труду.

Также можно привести пример из жизни. В будущем я хочу стать учителем физкультуры, поэтому мне сейчас нужна хорошая физическая подготовка. Но спортом мне было лень заниматься. Тогда я задумалась о том, какую пользу принесёт спорт. Упражнения улучшают фигуру, укрепляют здоровье. Эти доводы мне помогли начать тренироваться.

Иногда человеку просто не хватает мотивации, чтобы начать путь к своей цели, преодолеть трудности. Нужно просто найти то, что тебя вдохновит, подтолкнёт к действию.

По завершении записи учитель проговорит, как в соответствии с критериями было бы оценено сочинение. Этот комментарий послужит примером для выработки у учеников самоконтроля.

1 стр., 436 слов

Сочинение стиль жизни какой мне ближе

... несмотря на все различия между людьми, стиль жизни должен быть выстроен исходя из принципов гуманности и взаимопомощи, ведь только так можно добиться гармонии человека с обществом. ` Стиль жизни Популярные сочинения ... говорит о том, что на принятие решений человеком влияют такие факторы, как воспитание, окружающая среда и отношение людей. Благодаря этому, выстраивается стиль жизни личности, а также, ...

В качестве домашнего задания предлагаем ученикам написать сочинение-рассуждение по любому тексту из открытого банка ФИПИ. При его проверке в классе проводим анализ, оценивание по критериям. Лучшие работы сохраняем и демонстрируем как материалы-помощники, оформляем папку «Образцы сочинений по нравственному понятию задания 15.3».

15