Сочинение заставляя героев говорить друг с другом вместо того чтобы

Сочинение

Прочитайте рассказ Василия Шукшина и поразмышляйте, какова роль диалога в этом небольшом произведении. Как диалог помогает раскрыть характеры шукшинских героев ? Почему поиск ответа на волнующие вопросы «спрятан» в диалог?

Василий Шукшин. ЗАБУКСОВАЛ

Совхозный механик Роман Звягин любил после работы полежать на самодельном диване, послушать, как сын Валерка учит уроки. Роман заставлял сына учить вслух, даже задачки Валерка решал вслух.

  • Давай, давай, раскачивай барабанные перепонки — дольше влезет, — говорил отец.

Особенно любил Роман уроки родной литературы. Тут мыслям было раздольно, вольно… Вспоминалась невозвратная молодость. Грустно становилось.

Однажды Роман лежал так на диване, курил и слушал. Валерка зубрил «Русь-тройку» из «Мертвых душ».

— «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился…» Нет, это не надо, — сказал сам себе Валерка. И дальше. — «Эх, кони, кони, — что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню — дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится, вся вдохновенная богом!.. Русь, куда же несешься ты? Дай ответ!.. Не дает ответа. Чудным звоном заливается…»

  • Не торопись, — посоветовал отец. — Чешешь, как… Вдумывайся! Слова-то вон какие хорошие.

Роман вспомнил, как сам он учил эту самую «Русь-тройку», таким же дуроломом валил, без всякого понятия, — лишь бы отбарабанить.

  • Потом жалеть будешь…
  • Кого жалеть?
  • Что вот так учился — наплевательски. Пожалеешь, да поздно будет.
  • Я же учу! Чего ты?
  • С толком надо учить, а у тебя одна улица на уме. Куда она денется, твоя улица? Никуда она не денется. А время пропустишь…
  • Хо-о, ты чего?
  • Ничего, не хокай — учи.
  • А я что делаю?
  • Повнимательней, говорю, надо, а не так!..

лишь бы отбрехаться.

Валерка подстегнул дальше свою «тройку», а Роман — опять за думы. И сладкие эти думы, и в то же время какие-то… нерадостные. Половину жизни отшагал — и что? Так, глядишь, и вторую протопаешь — и ничегошеньки не случится. Роман даже взволновался — так вдруг ясно представилось, как он дотопает до конца ровной дорожки и… ляжет. Роман сел на диване. И очень даже просто — ляжешь и вытянешь ноги, как недавно вытянул Егор Звягин, двоюродный брат… Да-а.

9 стр., 4005 слов

Обломов «лишний человек»? (по роману Гончарова «Обломов»)

... сочинения на тему «Обломов и «лишние люди»». Обломов и «лишний человек» что общего – сочинение по ... найти своего общественного призвания, ощущение ненужности в «необломовском» мире приводит к ... одиннадцати глав не встает с дивана. Только приезд Штольца поднимает его ... романе Обломова, Гончаров хотел показать не одного «лишнего» человека, а целую социальную прослойку образованных, состоятельных, умных, ...

А в уши сыпалось Валеркино:

  • «…Дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились…»

Вдруг — с досады, что ли, со злости ли — Роман подумал: «А кого везут-то? Кони-то? Этого… Чичикова?» Роман даже привстал в изумлении… Прошелся по горнице. Точно, Чичикова везут. Этого хмыря везут, который мертвые души скупал, ездил по краю. Елкина мать!.. вот так троечка!

  • Валерк! — позвал он. — А кто на тройке-то едет?
  • Селифан.
  • Селифан-то Селифан! То ж — кучер. А кого он везет-то, Селифан-то?
  • Чичикова.
  • Так… Ну? А тут — Русь-тройка… А?
  • Ну. И что?
  • Как что? Как что?! Русь-тройка, все гремит, все заливается, а в тройке — прохиндей, шулер…

До Валерки все никак не доходило — и что?

— Да как же?! — по-настоящему заволновался Роман, но спохватился, махнул рукой. — Учи. Задали, значит, учи, — и чтоб не мешать сыну, вышел из горницы. А изумление все нарастало. Вот так номер! Мчится, вдохновенная богом! — а везет шулера. Это что же выходит? — не так ли и ты, Русь?.. Тьфу!..

Роман походил по прихожей комнате, покурил… Поделиться своей неожиданной странной догадкой не с кем. А очень захотелось поделиться с кем-нибудь. Тут же явный недосмотр! Мчимся-то мчимся, елки зеленые, а кого мчим? Можно же не так все понять. Можно понять… Ну и ну! Роману прямо невтерпеж сделалось. Он вспомнил про школьного учителя Николая Степановича. Сходить?..

  • Валерк! — заглянул Роман в горницу. — Николай Степаныч дома?
  • Не знаю. А что? — испугался Валерка.
  • Да ничего, учи. Сразу струсил… Чего боишься-то? Набедокурил опять чего-нибудь?
  • Никого не набедокурил. Чего ты?
  • Он в район не собирался ехать?
  • Не знаю.

Роман пошел к учителю.

Николай Степаныч был дома, возился в сарае с каким-то хламом. Они с Романом были хорошо знакомы, учитель частенько просил механика насчет машины съездить куда-нибудь.

  • Здравствуйте, Николай Степаныч.
  • Здравствуйте, Роман Константиныч! — учитель отряхнул пыльные руки, вышел к двери сарая, к свету.

— Потерял одну штуку… извозился весь.

  • Николай Степаныч, — сразу приступил Роман к делу, — слушал я счас сынишку… «Русь-тройку» учит…
  • Так.
  • И чего-то я подумал: вот летит тройка, все удивляются, любуются, можно сказать, дорогу дают — Русь-тройка! Там прямо сравнивается.

Другие державы дорогу дают…

  • Так…
  • А кто в тройке-то? — Роман пытливо уставился в глаза учителю.

— Кто едет-то? Кому дорогу-то?..

Николай Степаныч пожал плечами.

  • Чичиков едет…
  • Так это Русь-то — Чичикова мчит? Это перед Чичиковым шапки все снимают?

Николай Степаныч засмеялся. Но Роман все смотрел ему в глаза — пытливо и требовательно.

  • Да нет, — сказал учитель, — при чем тут Чичиков?
  • Ну, а как же? Тройке все дают дорогу, все расступаются…
  • Русь сравнивается с тройкой, а не с Чичиковым.

Здесь имеется… Здесь — движение, скорость, удалая езда — вот что Гоголь подчеркивает. При чем тут Чичиков?

15 стр., 7050 слов

Русь «помещичья», «Русь народная» в поэме ...

... за героем поэмы "Мертвые души" Чичиковым в Н. Цель работы: рассмотреть образы русского народа и помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души". Глава 1. "РУСЬ ПОМЕЩИЧЬЯ" В ПОЭМЕ Н.В.ГОГОЛЯ "МЕРТВЫЕ ДУШИ" 1.1. Мир помещичьей России в поэме "Мертвые души" " Давно уже в мире не ...

  • Так он же едет-то, Чичиков!
  • Ну и что?
  • Да как же? Я тогда не понимаю: Русь-тройка, так же, мол… А в тройке — шулер. Какая же тут гордость.

Николай Степаныч, в свою очередь, посмотрел на Романа… Усмехнулся.

  • Как-то вы… не с того конца зашли.
  • Да с какого ни зайди, — в тройке-то Чичиков.

Ехай там, например… Стенька Разин, — все понятно. А тут — ездил по краю…

  • По губернии.
  • Ну по губернии.

А может, Гоголь, так и имел в виду: подсуроплю, мол: пока догадаются — меня уж живого не будет. А?

Николай Степаныч опять засмеялся.

  • Как-то… неожиданно вы все это поняли. Странный какой-то настрой… Чего вы?
  • Да вот влетело в башку!..
  • Все просто, повторяю: Гоголь был захвачен движением, и пришла мысль о Руси, о ее судьбе…
  • Да это-то я понимаю.
  • Ну, а что тогда? Лирическое отступление, конец первого тома… Он собирался второй писать. Чичикова он уже оставил — до второго тома…
  • В тройке оставил-то, вот что меня… это… и заскребло-то.

Как же так, едет мошенник, а… Нет, я понимаю, что тут можно объяснить: движение, скорость, удалая езда… Черт его знает, вообще-то! Ведь и так тоже можно подумать, как я.

  • Да подумали уже… чего еще? Можно, конечно. Но это уже будет — за Гоголя. Он-то так не думал.
  • Ну, его теперь не спросишь: думал он так или не думал? Да нет, даже не в этом дело, может, не думал.

Но вот влетело же мне в голову!

— Надо сказать, что за всю мою педагогическую деятельность, сколько я ни сталкивался с этим отрывком, ни разу вот так вот не подумал. И ни от кого не слышал, — Николай Степаныч улыбнулся. — Вот ведь!.. И так можно, оказывается, понять. Нет, в этом, пожалуй, ничего странного нет… Вы сынишке-то сказали об этом?

  • Нет. Ну, зачем я буду?..
  • Не надо. А то… Не надо.

Роман достал папиросы, угостил учителя. Закурили.

  • Чего потеряли-то? — спросил Роман.
  • Да потерял одну штукенцию… штатив от фотоаппарата.

Хочу закат на цвет попробовать снять… Не закаты, а прямо пожары какие-то. И вот — потерял, забросил куда-то.

  • Закаты теперь дивные, — сказал Роман. — А для чего штатив-то?
  • А выдержку-то нужно большую давать. На руках же я не смогу.
  • А-а, да. Весной почему-то закаты всегда красивые.
  • Да, — учитель посмотрел на Романа и опять невольно рассмеялся.

— Чичиков, да?.. Странно, честное слово. Надо же додуматься!

Роман тоже усмехнулся, хотел было опять воскликнуть: «Ну а кто едет-то?! Кто?» Но не стал. Несерьезно все это, в самом деле. Ребячество какое-то.

  • А ведь сами небось учили?
  • Учил! Помню прекрасно, как зубрил тоже… А через тридцать лет только дошло, — Роман покачал головой. Пожал руку учителю и пошел домой.

Он — не то что успокоился, а махнул рукой и даже слегка пристыдил себя: «Делать нечего: бегаю, как дурак, волнуюсь — Чичикова везут или не Чичикова?» И опять — как проклятие навалилось — подумал: «Везут-то Чичикова, какой же вопрос?»

  • Тьфу! — Роман бросил окурок и полез опять за пачкой. — Вот наказание-то! Это ж надо так… забуксовать. Вот же зараза-то еще — прилипла. Надо же!..