| ТОМ-1 | ТОМ-2 | ТОМ-3
|
За что наказан М.А. Берлиоз?
В финале романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд утверждает, что «…каждому будет дано по его вере.» Председателю крупнейшей московской литературной ассоциации (МАССОЛИТ) Михаилу Александровичу Берлиозу было «дано по его вере», точнее, отнято по причине безверия. Он лишился головы, более того, она была «удостоена чести» стать чашей, из которой испил сам Сатана.
Исследование «Наказание Михаила Берлиоза в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является одним из самых знаковых произведений советской литературы. Он отличаетcя глубокой философией, многомерной символикой и остроумным сатирическим подрывом в адрес общественной действительности СССР.
Цель нашего исследования – проанализировать, почему Михаил Берлиоз был так жестоко наказан в романе «Мастер и Маргарита», исследовать его роль в повествовании и судьбу литературной среды Москвы 1930-х годов, которую он представлял как руководитель МАССОЛИТа.
Берлиоз – это культуролог, представитель классической литературы, который возглавлял организацию МАССОЛИТ. С другой стороны, он был идеологом коммунизма, атеистом и догматиком материалистического учения. Его пронзительной критике чувств не подлежали писатели, которые не служили ни канонам классики, ни коммунизму. Результатом его работ – «Иванушки Бездомные» — оказался ширпотреб той литературы, которая была наполнена указаниями партийной идеологии и ставила под угрозу все уже готовые произведения настоящих мастеров.
Михаил Берлиоз был жестоко наказан за свое нежелание изменить литературную направленность на требуемую со стороны высших инстанций. Его смерть, произошедшая во время пути на Ялту, была столь же загадочной и потусторонней, как и все остальные случаи в романе.
М. А. Булгаков осуждает не только Михаила Берлиоза и его литературную политику, но и всю литературную среду того времени. Автор жестко критикует культурологию в области литературы, подчеркивая корысть литераторов, которая проявлялась в их стремлении к получению дач, путевок, квартир и премий.
Таким образом, Михаил Берлиоз был выражением общих черт правящей советской элиты власти и подчеркивающим подмасливание для корысти. Он стал жертвой развития канонов коммунистического режима, который требовал от писателей выстраивания произведений соответствующих моде и государственной идеологии. Его наказание – строгое и фатальное – послужило грозным предупреждением для всех, кто осмелился опротестовать сложившиеся порядки.
Вывод
Таким образом, Михаил Берлиоз был жестоко наказан в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова за свою нежелание изменить литературную направленность на требуемую со стороны высших инстанций. Его смерть стала еще одним ярким примером загадочности и таинственности того мира, который создал автор. Булгаков жестко критикует культурологию в области литературы и проявление корысти литераторов, отправляемых на продажу своих идеалов со своих литературных политических митингов. Его наказание стало следствием развития канонов коммунистического режима, настаивающего на выстраивании произведений соответствующих моде и государственной идеологии.
Развитие горожан внутренне
В романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова особое внимание уделяется внутреннему развитию горожан. Автор задается вопросом, изменились ли они внутренне под воздействием событий, происходящих в их жизни.
Главным обличителем в романе выступает господин Воланд, который, несмотря на свою дьявольскую природу, творит благо во имя справедливости. Это подтверждается и эпиграфом к произведению. Встреча Воланда с литераторами МАССОЛИТа, такими как Иван Бездомный и Берлиоз, становится важным моментом в повествовании.
Берлиоз, будучи глубоко безнравственным человеком, пропагандирует безверие и погоню за материальными благами в умах советских граждан. Литераторы, включая Бездомного и Рюхина, увлечены только своими собственными интересами и завистливы. Им не интересно истинное творчество, их работы бездарны и пошлы, но соответствуют советской идеологии.
Однако появление истинно талантливого произведения, такого как роман мастера, вызывает обвальную критику со стороны литераторов и их попытки унизить и уничтожить инакомыслящего. Это является разоблачением порочного общества так называемых «деятелей литературы».
Таким образом, роман Михаила Булгакова показывает, что внутреннее развитие горожан оказывается под влиянием внешних событий и их отношения к искусству и литературе. Булгаков с помощью сатиры и мистики обличает советскую бюрократию, мир литературы и образ жизни обывателей, поднимая вопрос о ценностях и идеалах общества.
Булгаков, подобно Гоголю, в своих произведениях использует фантастику и гротеск, чтобы показать уродливые стороны советской действительности. В романе «Мастер и Маргарита» он изображает яркие типы, характерные для гоголевской традиции. Например, директор Варьете Степа Лиходеев — бездельник, дон жуан, карьерист и взяточник. Еще одним ярким персонажем является Н.И. Босой, председатель жилтоварищества, вор и мошенник, который хочет обмануть богатого иностранца и заполнить дыру в бюджете кооператива. Такие типы позволяют автору показать образы советского общества 30-х годов.
Еще одной характерной чертой времени является бюрократизм чиновников всех уровней власти. Булгаков высмеивает их в своем романе, особенно описывая заведующего Зрелищной комиссией, Прохора Петровича. Костюм этого человека чрезвычайно «руководит» учреждением, когда сам заведующий отсутствует, а когда он возвращается, он одобряет все действия своего заместителя. Булгаков также изображает служащих городского зрелищного филиала, которые работают очень мало и получают наказание за это. Это отражает типичные черты бюрократов-бездельников того времени.
Воланд, один из главных персонажей романа, задает вопрос о том, изменились ли горожане внутренне. Этот вопрос подразумевает, что возможно они изменились, но не к лучшему. В романе показано, как граждане жадно хватают все, что можно зацепить — деньги, товары в дамском магазине, и другие материальные блага. Эти ценности материального характера ярко выражены и несимпатичны автору. Обыватели этого времени сильно стремятся к наживе и Воланд даёт им урок добропорядочности в надежде, что они станут лучше. Таким же образом Булгаков хочет привнести изменения в умы своих современников и указать на более высокие ценности.
Истекшие десятилетия показали, что люди не изжили своих пороков, а потому роман «Мастер и Маргарита» читается очень современно. Общество осталось твердо в своих пристрастиях. Сатирические главы романа Булгакова демонстрируют скудность внутренней, духовной культуры советского гражданина: и чиновника, и деятеля искусства, и обывателя. Обличить порок, выставить его во всей неприглядности, уродливости – задача сатирика. Это служение своему Отечеству. Горький хлеб. Булгаков сполна испытал это на себе.
Список использованной литературы.
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/na-temu-za-chto-byil-nakazan-berlioz/
1. Ахматова А.А. Собрание сочинений в двух томах. — М.:Правда, 1990. — Т.1.- с.251.
2. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. Театральный роман. Собачье сердце. — Томское книжное издательство, 1999. — 640 с.
3. Карсалова Е.В. Совесть, истина, человечность …: Роман Булгакова М.А. «Мастер и Маргарита» в выпускном классе //Литература в школе. — 1994. — №1. — с.72-79.
4. Крючков В.П. «Он не заслужил света, он заслужил покой…»: Комментарий к «Мастеру и Маргарите» М.А.Булгакова.// Литература в школе. — 1998. — №2. — с.54-61.
5. Крючков В.П. «Еретики в литературе»: Л. Андреев, Е. Замятин, Б. Пильняк, М. Булгаков: Учебное пособие. – Саратов: Лицей, 2003. – 288 с. – (По страницам литературной классики).
6. Лобова В.И. «Это была самая светлая жизнь…»: По роману «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова // Литература в школе. — 2002. — №7. — с.28-31.
7. Маранцман В.Г. Проблемный анализ романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». XI класс //Литература в школе. — 2002. — №5. — с.40-42. — №7. — с.23-27. 2003. — №1. — с.27-32.
8. Пушкин А.С. Сочинения в трех томах. — М.:Худ.литература, 1985. — Т.1. — с.528.
9. Соколов Б.В. Роман Булгакова М.А. «Мастер и Маргарита»: Очерки творческой истории. — М.:Наука, 1991. — 175с.
10. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов: Книга для учащихся. Издание 2. – М.:Просвещение, 1985. –208 с.
11. Шенталинский В. Мастер глазами ГПУ: За кулисами жизни Михаила Булгакова. // Новый мир. — 1997. — №10. — с.177.
12. Ягупова Н.П. Какой дом обрёл Иван Бездомный?: «Мастер и Маргарита». // Литература в школе. — 1998. — №2. — с.134-139.
13. Яновская Л. Треугольник Воланда: Главы из книги. //Октябрь. — 1991. — №5. — с.182-188.
[1] Корсалова Е.В. Совесть, истина, человечность…: Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в выпускном классе// Литература в школе. – 1994 г. – №1. – с 72-79
[2] Ягупова Н.П. Какой дом обрел Иван Бездомный?: «Мастер и Маргарита»// Литература в школе. – 1998 г. – №2. – с. 134-139
[3] Маранцман В.Г. прблемный анализ романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». 11 класс// Литература в школе. – 2002 г. о – п №5. – с. 40-42. – № 7. – с. 23-27. – 2003 г. – № 1. – с. 27-32
[4] Яновская Л. Треугольник Воланда:Главы из книги //Октябрь. — 1991. — №5. — с.182 — 188.
[5] Шенталинский В. Мастер глазами ГПУ: За кулисами жизни Михаила Булгакова // Новый мир.- 1997.- №10.-с.177
[6] Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. — Томское книжное издательство, 1989. — 345с. В дальнейшем все цитаты из романа приводятся по этому изданию с указанием страницы в тексте.
[7] Стихотворение А.А. Ахматовой «Вот это я тебе, взамен могильных роз…» (1940) из части V «Поздний ответ» цикла «Венок мертвым»
Читайте в этой же книге: | В гуманитарных классах старшей школы. | Сюжет и герои произведения. | Фантастика | Ход урока. | Ход урока. |
<== предыдущая страница | | | следующая страница ==> |
| |
— 2015-2021 год. (0.01 сек.)